Памяти Вальтраут Шелике
May 20, 2021, 21:20Памяти Вальтраут Шелике
Автор: Роза Отунбаева
14 мая в возрасте 94 года скончалась Вальтраут Фрицевна Шелике, педагог, историк и философ, писатель и публицист, ученый и исследователь. Уникальная, полная драматизма судьба сама отточила грани ее неординарности и талантов, вобрав в историю одной человеческой жизни все перипетии мировой истории столетия.
Она начала работать в Кыргызском Государственном Университете в 1949 году, когда он был еще педагогическим институтом, и так до 1988 года почти 30 лет. Выпускница исторического факультета МГУ вместе с мужем-фронтовиком, своим однокурсником тоже историком Ильей Скляром они приехали в 1949 году по набору молодых специалистов в южный город Фрунзе, где начали читать лекции студентам. Травка (сокращенное от Вальтраут), дочь немецкого коммуниста, Коминтерновца, основателя и руководителя Коминтерновского издательства в Германии, направленного с семьей в Москву в начале 30-х годов, оказалась в СССР в возрасте 4-х лет, ходила вначале в немецкую, а позже в русскую школу, где училась наряду с детьми тогдашней советской номенклатуры, рядом с ней в классе училась и Светлана Сталина-Аллилуева.
После окончания школы в 1944 году с золотой медалью Травка поступила в МГУ на исторический факультет. «Хочу понять причины, почему немецкий народ привел к власти Гитлера», обосновала она свой выбор профессии. После войны вся ее семья вернулась в Германию. Она осталась, хотя во время учебы в университете на немецких коминтерновцев и их семьи начались гонения. Ее хотели исключить из МГУ, спасла школьная подруга - Светлана Аллилуева-Сталина. А после смерти лидера Советского Союза, ее травили и за это.
Вся эта среда и грозные события и сформировали круг ее исследований на всю оставшуюся жизнь. Ее кандидатская диссертация была написана по теме: «Мартовские бои 1919 года в Берлине». Прекрасное владение немецким и русским языками (оба родные — один по рождению, другой по судьбе) позволили ей читать вдоль и поперек Маркса и Энгельса, видеть нюансы в переводах, докапываться до сути, очищать наслоения и извращения их подлинных мыслей. Своим научным наследием она считала открытие целостной материалистической теории истории, созданное этими классиками. В 1991 году она опубликовала в местном издательстве «Илим» свою монографию «Исходные основания материалистического понимания истории» по ранним работам Маркса и Энгельса. Пожалуй, В.Ф. Шелике была и есть одна из самых глубоких в масштабах СССР, дотошливых исследователей работ этих немецких ученых, которые были возведены в эпоху всеобщего расцвета социализма в икону всего коммунистического мира на планете. Последние 30 лет жизни Шелике были посвящены изучению истории написания, сверке, выявлению перипетий и зигзагов классовой борьбы их современников как в теории, так и на практике. С преподаванием истории и прошлого покончено, хочу уяснить как, по каким законам строить будущее, сказала однажды она как отрезала; ее как эксперта-марксоведа стали приглашать для участия в закрытые по линии ЦК КПСС научные дискуссии, где пока только прощупывались и ревизовались идеи реформы забетоневшей теории социализма. В свет стали одна за другой выходить ее статьи в солидных московских научных журналах на базе ее выступлений в известных научных чтениях и конференциях.
Но мы в Кыргызстане помним В.Ф.Шелике больше как великолепного педагога, отменного университетского лектора. Ее лекции по новой и новейшей истории на гуманитарных факультетах как в Киргизском государственном университете, так и в Ошском пединституте пользовались огромным успехом у студентов. Она задавала своими лекциями высокую планку интеллекта и устного слова, выступала всегда со страстью; сыпля факты и убедительные аргументы, выкладывалась полностью. Студенты разных курсов и факультетов выискивали в расписаниях ее лекции и спецкурсы и сбегались в плотно набитые аудитории послушать ее о зигзагах и перипетиях далекой истории. На лекциях, в кружках и спецкурсах, которые она читала по желанию десятка наиболее продвинутых студентов, можно было видеть ее искреннюю заинтересованность докапываться до сути, учить молодежь думать, размышлять, искать, задавать трудные вопросы.
Вальтраут Фрицевна Шелике за более чем 40-летнюю преподавательскую работу в университетах Кыргызстана обучила и подготовила тысячи студентов, многие из них по сей день работают в школах и вузах, на всех ступенях по всей вертикали управления республикой, в научных и творческих заведениях. Именно такая профессура создает марку, имидж того или иного университета; таких учителей студенты помнят на всю оставшуюся жизнь. Много ли такой профессуры в наших университетах этих дней?!
Сегодня с высоты 21 века, когда старейшим вузам страны скоро стукнет век, важно и нужно студентам и выпускникам помнить о тех, кто работал у истоков этого учебного заведения, читал лекции, определял лицо, репутацию высокого качества знаний, закладывал первые кирпичи знаний в этих университетах.
С 1959 года ровно десять лет кряду Вальраут Шелике проработала в Ошском педагогическом институте. Исторический как и целый ряд других факультетов только закладывались, шло существенное укрепление вуза, тогда в Ош приехала целая группа преподавателей, рекрутированных из крепких центральных вузов, для них был построен новый дом. Там меня и свела судьба с семьей Шелике. Оба ее сына – Игорь и Юра – ходили в мою школу Кирова, которая располагалась неподалеку от их дома. Мы окончили в 1967 году вместе школу, потом случилось, что Игорь поступил и учился параллельно со мной в МГУ, только на физическом факультете.
С Травкой я встретилась вновь, когда приехала после аспирантуры МГУ и начала работать в университете. Через несколько лет мы были будто на равных, доцентами: я молодой преподаватель, кандидат философских наук, в 1978 году стала заведующей кафедрой диалектического материализма КГУ, Травка — доцент исторического факультета, но со стажем около 30 лет работы! Мы часто, со страстью говорили вместе о проблемах образования у нас, обсуждали интересные исторические факты и события, уходили в философские споры, ну конечно, связанные с историей марксизма, особенно раннего. Это было застойное время в развитии советской страны, но всегда появлялось запретное как магнит чтиво, которое передавали по рукам и было всегда о чем поговорить. У нас на кафедре в мое время начал работать Арон Абрамович Брудный, с трудом я добилась разрешения на его работу, в те времена ученым АН было запрещено преподавать в вузе, то бишь работать в двух местах (?!), а его лекции пользовались неизменным успехом и восхищением у студентов-филологов; Виталий Нишанов, его аспирант, был отличным полноправным лектором нашей кафедры по логике.
Травка, всецело преданная и увлеченная собственными научными изысканиями, не была частью нашей философской компании, но мы всегда делились новостями, участвовали в совместных конференциях, обменивались книгами, искали совета друг друга в той весьма динамичной университетской жизни. У нее всегда можно было спросить житейского совета: эта рационально мыслящая, хорошо организованная практичная женщина находила оптимальные рецепты со ссылкой на собственный опыт и в кухонной стряпне, и в садоводстве, и по уходу за малышами. Сама я не раз советовалась с ней, пока мои дети были маленькими. Шелике никогда не приглашали на приемные экзамены, это и понятно, и тогда коррупция на вступительных была обычным делом. Ее принципиальность и непримиримость к такого рода низменным вывихам учебного процесса, ее строгий, неподкупный глаз слишком обременяли бы дельцов-преподавателей на экзаменах, так что лето у нее было всегда свободным, а потому ее планы написать свои книги были реальными и, к счастью, осуществлялись.
В.Шелике написала две интересные книги: одна о детстве в Коминтерновской школе в Горьковской области, другая — «Что такое любовь». Первая: дневник ее жизни в школе-интернате, куда свезли всех коминтерновских детей в годы войны, она вспоминает и приводит сотни неординарных случаев, как выживала в глухой провинции в трудных условиях девочка-подросток немецкой национальности. Вторая – это размышления зрелой женщины о природе и силе любви, она сама прожила большую непростую жизнь, дважды была замужем, вырастила трех сыновей, невестки были разных национальностей, не говоря о десятке внуков и правнуков. Я горжусь дружбой с детьми В.Ф.Шелике — Игорем и Карлой-Марией, создавшими в нашей столице еще в советские годы уникальный реабилитационно-оздоровительный центр «Умут-Надежда», чьей профессиональной помощи обязаны и благодарны десятки сотен родителей, кому удалось подлечить, выровнять и встроить своих детей в нормальную жизнь.
Со времени перестройки и гласности Шелике начала сотрудничать с единственной в СССР немецкоязычной газетой «Нойес Лебен» и в 1988 году она перебралась в Москву. В годы гласности средь вихря пустого славословия пытались выстроить и против нее никчемные наветы. Напрочь, я убеждена, лишены всяческого основания слухи и наговоры тех, кто хотел обвинить ее в каких-либо «измах» по отношению к кыргызам. Да, ей пришивали в разные времена ярлыки «антикоммуниста» и «ненадежного для советской власти» человека, и не раз пытались припереть к стенке, но никогда я не слышала от Травки малейшего намека на разделение людей и их уничижение в связи с национальными, расовыми или религиозными взглядами. Это категорически не в духе ее жизненного кредо и характера! Вся ее жизнь, деяния ее и ее семьи — тому подтверждение.
Это был сильный, цельный, детерминированный человек. В молодости она жадно наполнила себя знаниями и щедро раздала их людям. Повезло нам, нашей молодежи, что был у них высокого класса Учитель, Друг, Наставник. Она была главой большой дружной семьи, вырастила достойных высокообразованных наследников-гуманистов.
Прощай, Травка, ты оставила заметный след в жизни нашей Родины, задача сегодня – не растерять эти знания, память, дотягивать до высоких планок, которые были в образовании нашей маленькой горной страны, в нашем познании мира. Надо собраться нам в кулак, оттолкнуться от тех высот и расти еще выше, вровень с нынешним временем!