Цифровизация еще не дошла до регионов?

October 19, 2019, 06:00

В процесс цифровизации вовлекаются представители власти, гражданского общества и предприниматели. Какие шаги сделаны в рамках стратегии?

 

В Бишкеке 4 октября прошла конференция «Цифровая трансформация в Центральной Азии», в которой принял участие президент Сооронбай Жээнбеков, а в последние несколько дней конференции под общим названием «Цифровизация в мире и у нас» проходят Джалал-Абадской, Ошской и Баткенской областях. Инициатором этих мероприятий выступила экс-президент Роза Отунбаева.

 

Но мероприятия носили несколько разный характер – если глава государства рассказывал о достижениях и работе, которую предстоит проделать, то экс-президент пытается донести до регионов информацию о цифровизации.

 

В частности Жээнбеков, выступая на конференции 4 октября, сообщил, что правительство приняло стратегию по кибербезопасности. Он отметил необходимость внедрения высоких технологий в сферах образования, здравоохранения, энергетики, управления госимуществом и добавил, что в конце года руководителям министерств и ведомств дадут оценку за работу в этом направлении:

 

- Необходимо по всей стране внедрять технологии по автоматизации системы скорой помощи, телемедицине, онлайн-консультациям. Стоит задача активного внедрения цифровых технологий в сектор архитектуры и строительства. Для эффективного управления государственным имуществом, необходимо ускорить внедрение в этот сектор электронного реестра, электронных средств для прозрачности счетов. Мы осуществим реформы секторов энергетики и горной промышленности. Цифровизация станет основным инструментом в обеспечении прозрачности в этой сфере. Идет процесс цифровизации государственной службы регистрации, но его темпы недостаточны.

 

Президент отметил, что государство уделяет особое внимание цифровой трансформации и уже начали чувствоваться первые результаты. В качестве примера он привел реализацию проекта «Безопасный город».

 

Но экс-президент Роза Отунбаева на недавней конференции, прошедшей в регионах, отметила, что в Кыргызстане уделяется внимание цифровизации, но проблемы в этой сфере еще не решены:

 

- Уже заканчивается год. Что сделано в рамках цифровизации, чему мы должны научиться, знаем ли мы, что такое цифровизация? Информация об этом не доходит до таких отдаленных регионов, как Чаткал, Токтогул. Мы, чтобы помочь правительству, проводим в каждой области такие мероприятия, а остальное должно делать оно само.

 

Основной целью цифровизации авторы идеи называли снижение бюрократии при оказании услуг населению. Через платформу «Тундук» в электронном формате оказывается 31 госуслуга. Директором государственного предприятия «Центр электронного взаимодействия» Нурия Кутнаева еще в мае этого года сообщала, что к системе «Тундук» подключено 53 государственных органа.

 

По официальным данным, в Кыргызстане есть 453 айыл окмоту. Как отмечал глава Госкомитета информационных технологий и связи Дастан Догоев, к концу года все они в тестовом режиме присоединятся к проекту «Санарип Аймак», который позволит упростить и автоматизировать деятельность местных органов самоуправления.

 

Но критики по поводу уровня оказания госуслуг в цифровом формате достаточно. В частности, некоторые граждане сталкиваются с бюрократическими препонами при получении или обмене документов.

 

Например, житель Таласа - Тилек – сетует, что сельчане вынуждены для получения документов ездить в райцентр:

 

- Два-три года назад начала работать программа правительства «Таза коом». До этого работу, касающуюся свидетельств о рождении, паспортов, выполнял ответсекретарь при айыл окмоту. Когда начал работать «Таза коом», были хорошие продвижения. Документами на землю, паспортами занимался только один специалист. Цифровизация начала работать, но проработала недолго. За последний год в селах закрылись пункты «Таза коом». Когда начался «Таза коом», ответственные секретари перестали выполнять обязанности по оформлению документов. Сейчас люди для получения свидетельств о рождении и паспортов вынуждены ездить в райцентр. Если я завтра поеду, то до обеда буду стоять в очереди. Аппаратура «Таза коома» простаивает, можно же запустить ее или открыть штатную единицу и передать все на баланс айыл окмоту. Это облегчило бы работу районного паспортного стола и ЗАГСа. Такому малому числу сотрудников нелегко обслуживать целый район.

 

Специалисты называют несколько причин слабого развития цифровых технологий в Кыргызстане. Директор Парка высоких технологий Алтынбек Исмаилов отмечал одну их них – нехватку IT-специалистов.

 

- Перед нами стоит ряд проблем. Самая первая – дефицит IT-специалистов. Например, сейчас в Кыргызстане иностранная корпорация не может найти 200 достойных специалистов. В этой сфере каждый работник может зарабатывать до 1.5 миллиона сомов в год. Но у нас мало айтишников, да и их качество оставляет желать лучшего.

 

Но не все поддерживают такое мнение. В частности эксперт по информационным технологиям Талант Султанов считает, что кадров в стране достаточно:


- Мы жалуемся, что в Кыргызстане нет кадров в сфере высоких технологий. На самом деле у Кыргызстана в этой сфере сильный кадровый потенциал. Более того, наши отечественные специалисты создают программы для других государств. У них есть и программы, нужны для нашего государства. Их надо привлекать и использовать.

 

В Кыргызстане 2019 год был объявлен Годом развития регионов и цифровизации.

 

Сокращенный и адаптированный перевод с кыргызского, оригинал статьи здесь


https://rus.azattyk.org