2 апреля - Всемирный день распространения информации об аутизме

April 2, 2014, 06:00

Они боятся смотреть в глаза, им страшно заходить в троллейбус. Обычные облака, плывущие в небе, могут привести их в ужас. Иногда им хочется кричать и повторять одни и те же слова, иногда они могут молчать день, месяц, год...

 

Среди них встречаются такие, кто не может самостоятельно зашнуровать ботинки, но может безошибочно умножать в уме четырехзначные цифры. Есть такие, которые не умеют говорить, но пишут глубокие философские книги. Практически в каждом из них скрыты гениальные способности. Только вот распознать, в какой области они проявятся - очень трудно. Потому что эти дети не идут на контакт с нашим привычным социальным миром. Не потому что не хотят -- не могут! Они боятся окружающих так же, как окружающие боятся их.

 

Их называют -- аутистами от слова "аут" - извне. А состояние, в котором они живут, называют болезнью -- аутизмом.


Больные аутизмом бывают разные, как цвета спектра – кто-то впадает в истерику, если к нему прикоснулись, и не умеет смотреть в чужие глаза; а кого-то зовут Биллом Гейтсом, и у него очень много денег.

 

Недавняя звезда всех новостей – гениальный петербургский математик Григорий Перельман, который отказался от научной премии в миллион долларов – типичный аутист. Комиссии, что пришла вручить ему чемодан денег, он просто не открыл дверь. Сказал, что у него все есть, спасибо, и остался в своей конуре, с мамой и тараканами.

 

Аутизм – это врожденное психическое расстройство, при котором человеку трудно общаться, и вообще находиться в обществе. Билл Гейтс – икона и символ нашего времени, человек с легким аутизмом, доказал, что и Господь с ним, с обществом. Можно быть круче всех, практически не выходя из дому.

 

Статистика показывает, что с каждым днем аутистов в мире становится всё больше и больше. Почему? Откуда взялось это странное заболевание? Что оно из себя представляет? Лечится ли оно и как к нему относятся за рубежом и у нас? Иногда этих детей называют инопланетянами. Но для их пап и мам они просто любимые дети. И главная проблема - научить их жить среди обычных людей. Как научить обычных людей быть терпимыми, доброжелательными и толерантными?

 

Понимая чрезвычайную важность проблемы, 62 сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 2008 году постановила отмечать 2 апреля каждого года "Всемирный день распространения информации об аутизме". В этот день общественные организации всего мира стремятся донести до родителей, специалистов и властей, необходимость повышения уровня информированности, об аутизме, как о тяжелом расстройстве раннего развития ребенка, требующем пристального внимания всего мирового сообщества. Ученые озабочены тем, что истинные причины расстройства до сих пор не ясны, реабилитационный процесс требует значительных усилий, а главное - численность детей с аутизмом за последние десять лет выросла во всем мире в десять раз.


Ежегодно в этот день миллионы специалистов и родители детей получают возможность рассказать обществу об аутизме как о глобальной проблеме, о расстройствах аутистического спектра (РАС) на всех континентах.

 

По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире сейчас около 67 миллионов людей с аутизмом, причем один ребенок из 150 живет с аутизмом. При этом ВОЗ отмечает тенденцию к росту количества таких детей.

 

Мнения самих специалистов отличаются вплоть до прямо противоположных. Одни называют аутизм патологией развития ребенка и психическим заболеванием, другие утверждают, что это одна из форм отклонения в развитии ребенка, а некоторые специалисты аутизм вообще не считают заболеванием и говорят об аутизме как варианте нормы. При этом довольно распространены случаи гипердиагностики аутизма.

 

Однако в международной практике большинство специалистов считают аутизм следствием неврологического расстройства, которое приводит к нарушению развития ребенка и проявляется в течение первых трех лет его жизни.

 

В большинстве случаев аутизмом страдают дети, причем независимо от расовой принадлежности, региона проживания, социального или имущественного статуса родителей. Аутизм чаще встречается у мальчиков (соотношение девочек и мальчиков примерно 1:4).

 

Причины возникновения аутизма до конца не известны, но многие специалисты считают, что помимо наследственных факторов, значительную роль играют экологическая ситуация в месте проживания родителей и ребенка, психоэмоциональные стрессы, отношения в семье и обществе.

 

При аутизме нарушается способность ребенка к социальным навыкам, контактам с другими детьми и взрослыми, возникаю проблемы как в невербальной коммуникации, так и общению при помощи речи. У детей с аутизмом часто встречаются ограниченные и повторяющиеся модели поведения. При всем этом интеллект ребенка не страдает, а в некоторых случаях может гораздо выше, чем у его сверстников.

 

По мнению швейцарских нейрофизиологов Генри Маркрам и Камиллы Маркрам аутизм возникает при избытке получаемой ребенком информации и является своеобразной защитной реакцией, при помощи которой ребенок старается оградить себя от излишней информации и отгораживается от внешнего мира.

 

Значительной проблемой является отсутствие четких критериев диагностики аутизма, а ведь раннее начало реабилитации при вовремя установленном диагнозе дают ребенку значительные шансы стать полноценным членом общества. В Кыргызстане проблема диагностики аутизма многократно усиливается из-за недостатка специалистов в этой области. Многие специалисты в области психиатрии, которые чаще всего занимаются лечением детей с аутизмом, часто не понимают саму сущность аутизма. Не меньшей проблемой является и недостаточное финансирование коррекционных дошкольных детских учреждений, где занимаются реабилитацией детей-аутистов, да и самих реабилитационных учреждений в настоящее время явно недостаточно.

 

Хотя мировая практика показывает, что дети с аутизмом нуждаются в регулярных занятиях по специальным методикам, не менее важным для них является общение с обычными детьми в условиях детского сада и школы. Препятствия возникают и здесь: как со стороны родителей обычных детей, так и преподавателей, идущих у них на поводу в нежелании, чтобы их ребенок учился вместе с «умственно отсталым».


Опыт западных стран в обучении детей с аутизмом в обычной общеобразовательной школе для нашей страны вряд ли будет применим, во всяком случае, на сегодняшний день, т.к. современное российское общество явно не готово принять детей с аутизмом, к тому же налицо острая нехватка подготовленных специалистов, владеющих методиками работы с детьми-аутистами. И в приказном порядке эту проблему не решить.


Проблема аутизма настолько серьезна, что многие просто не осознают всех ее масштабов. И, прежде, чем приступать к решению проблемы, эту проблему надо озвучить, чтобы ее осознали родители, педагоги, государственные чиновники и родители обычных детей. Именно поэтому Генеральная ассамблея ООН призвала все страны, которые являются членами ООН, а также соответствующие структуры ООН, государственные и общественные организации активно распространять информацию о проблеме аутизма для повышения информированности как о самом аутизме, так и людях, которые с ним живут.


А как у них: Социальная реклама информации об аутизме за рубежом.




В США, для того чтобы привлечь внимание общества к проблеме аутизма, выпустили товары с эмблемой Движения по распространению информации об аутизме....

 


 

  

А такие карточки родители раздают в общественном месте, если их ребёнок вдруг начал вести себя неадекватно. Текст, примерно,следующий: "Мой ребёнок ведёт себя так не потому что он невоспитанный, а потому что он болен аутизмом.  В мире из 100 человек - один болен аутизмом".

 




Фредерик Филибер, родитель аутичного мальчика, сделал этот замечательный анимационный фильм за 5 минут. "Девочка пытается понять, почему его младший брат - аутеник не очень нравится другим детям и дает свою версию событий". 

Фильм получил Гран-при и Приз зрительских симпатий фестиваля Handica-Apicil 2007 (Фестиваль короткометражного фильма, посвящённого реабилитации инвалидов).

Фредерик Филибер: "Когда мы поняли, что у нашего сына проблемы, педиатр направил нас в центр психического здоровья , в котором мы родители, начали проходить сеансы психоанализа. Мы стали искать другие решения "по уходу за больными детьми в больницах и на дому, и параллельно мы решили создать фильм. Это был способ рассказать небольшую историю, чтобы говорить о проблеме аутизма в очень простой и понятной форме. Этот фильм могут смотреть все: родители, специалисты, те, для которых аутизм ничего не значит, и те, кто в жизни столкнулся с этим."





А это видеоролик из Казахстана. Его создала мама ребёнка-аутиста.