Проблема насилия в семье не как проблема жертвы, а как проблема абьюзера - в интервью психолога Айгуль Ысыкеевой

November 27, 2023, 00:08

Интервью с психологом Айгуль Ысыкеевой.


Вопрос: В Кыргызстане очень много случаев домашнего насилия, жертвами которого становятся, в основном женщины и дети. Как Вы думаете, с чем это связано?


Ответ: Уровень насилия раньше тоже был высоким. Просто раньше было принято скрывать такие случаи.

Другой фактор – это всеобщая доступность  интернета и других технологий. И каждый случай насилия сразу выкладывается в сеть.

С другой стороны уровень насилия среди населения действительно увеличился. Я связываю это с тем, что жизнь наших граждан стала сложнее, им сложно найти себя, реализоваться в этой жизни. Жизнь меняется, и опыт родителей устаревает, идет конфликт поколений.

Подросло поколение 90-х. Они были детьми, когда СССР рухнул, жизнь поменялась. Родители нынешних 30-летних потеряли ориентиры, они испытали стресс. Женщины начали челночить (возить товары из других стран). Детей оставляли родственникам. Появилась миграция, мигранты тоже оставляли детей. Дети тоже испытывали и переживали стресс. Семьи оказывались вовлеченными в стресс. Не было времени, не оставалось времени на воспитание детей. Ведь для ребенка самое важное стабильность – повторение событий, без всплесков. Вот он завтракает, идет в садик/школу, возвращается, ужинает, и так каждый день. Это дает ему уверенность и спокойствие. В то время не было спокойствия, оно исчезло. Я вот этим объясняю всплеск насилия – ведь нынешние 30-40 летние это дети 90-х.

Еще один момент, который тоже влияет на общий уровень спокойствия населения - раньше была система, которая определяла жизнь людей от садика до рабочего места. Была уверенность в будущем – люди знали, что они окончат школу, пойдут учиться в вузе или работать. Они знали, что работа будет, их трудоустроят. А потом ориентиры пропали. Питание стало хуже. Все эти факторы приводят к тому, что повышается общая  тревожность в обществе(Когда дети живут в тревоге, это травмирует их – тревога угнетает ребенка, лишает его сил, активности). Тревожность травмирует людей – и взрослых и детей. Так появляется травматический опыт, связанный с влиянием тревожности. А травматический опыт усиливает агрессию и это, в свою очередь, приводит к росту насилия.

Есть ряд факторов, которые травмируют психику ребенка.



Для информации:
Факторы неблагоприятного детского опыта, далее ФНД   -  (Adverse Childhood ExperienceStudy.
(Подробнее о ФНД можно прочитать, например, здесь ).
Исследование неблагоприятного детского опыта стало первым крупным научным исследованием, которое связало неблагоприятный детский опыт с проблемами со здоровьем, и социальными проблемами, возникающими позже во взрослой жизни.
Был разработан тест, который подсчитывал число неблагоприятных факторов. Мы разместили этот тест, по которому можно определить травмирующие факторы.
Вопросы теста имеют ответ Да/НЕТ. За каждый ответ «Да» записывается 1 балл.
ТЕСТ.
В детстве и подростковом возрасте, то есть в первые 18 лет жизни:
1) Родитель или кто-то из взрослых членов семьи часто… ругался на вас, оскорблял вас, принижал или унижал? Или вел себя так, что вы боялись, что вам сделают больно физически?
2) Родитель или кто-то из взрослых членов семьи часто толкал, хватал, шлепал или кидался на вас чем-то? Или когда-то бил вас так сильно, что оставались следы травмы?
3) Взрослый или человек как минимум на 5 лет старше вас когда-либо … прикасался или приставал к вам или заставлял вас прикасаться к его телу в сексуальном смысле или пытался заняться с вами любым видом секса?
4) Вы часто чувствовали, что… никто из членов семьи вас не любит, не считает важным или особенным? Или в вашей семье не было принято заботиться друг о друге, испытывать близость или поддерживать друг друга?
5) вы часто чувствовали, что вам мало еды, приходится ходить в грязной одежде и некому вас защитить? Или ваши родители находились в слишком сильном алкогольном опьянении, чтобы позаботиться о вас или отвести к врачу, если вам это было необходимо?
6) были ли ваши родители когда-либо в состоянии разрыва или развода?
7) вашу мать или мачеху: часто толкали, хватали, шлепали, или кидались в нее чем-то? Или иногда или часто били ногами, избивали, били кулаком или тяжелым предметом? Или когда-либо неоднократно избивали или минимум угрожали ей пистолетом или ножом?
8) вы жили с человеком, любившем выпивать, алкоголиком, или использующем наркотики?
9) была ли у одного из членов семьи депрессия или психическое заболевание или попытки самоубийства?
10) Оказался ли один из членов семьи в тюрьме?
За каждый ответ «да» поставьте 1 балл. Теперь сложите все баллы за ответы «да». Это ваш балл НДО.
Результаты теста:
›3 (больше трех баллов) – значительная степень;
чем выше балл, тем сильнее влияние жизненного опыта.


Далее - продолжение ответа психолога А.Ысыкеевой.

- Если у человека хотя бы один ответ ДА, то у него, как правило, имеется чувство вины. Чувство страха. Гиперответственность. Заниженная самооценка. Неумение принимать комплименты. Сложность в построении отношений. Страх конфликтов. Трудности с принятием решений. Отсутствие самоуважения. Человек думает, что не заслуживает счастья.


Если у человека есть два пункта из этих десяти, то человек не понимает свои чувства и не умеет регулировать свои чувства. Если 6-7 ответов ДА,  то эти люди живут неблагополучной жизнью – у них есть болезни, алкоголизм, депрессия, он не чувствует интереса к жизни. Психологические травмы, полученные ребенком в детстве, приводят к таким последствиям как раздражительность и агрессия, или наоборот, замкнутость и неумение строить отношения. Если в семье или школе ребенка били, унижали, родители употребляли алкоголь или наркотики, кто-то сидел в тюрьме, было сексуальное насилие, домогательства, то этот человек травмирован. Постоянный стресс, страх отрицательно воздействует на психику ребенка.

Если бы наших детей тестировали на эти 10 пунктов, то 9 из 10 детей - травмированы.


Вопрос: Почему так важно понимать свои чувства и свои эмоции? Почему важно понимать, что происходит с тобой?   


Ответ: 

 Анекдот по теме:

— Сынок, иди домой!

— Мама, я замерз?

 — Нет, ты кушать хочешь!

Ребенок приучен, что мама знает лучше. Если родители не спрашивают, чего хочет ребенок, то ребенок привыкает к тому, что взрослые все решают за него, что они знают, что ему нужно. Он растет, не понимая своих потребностей, не понимая, что ему нравится, а что нет, не понимая, что ему нужно, а что нет. Маленький ребенок не знает ничего об эмоциях, он не понимает, что с ним происходит и как ему управлять эмоциями, которые он испытывает. Такой ребенок вырастает во взрослого, который не умеет управлять своими эмоциями, в частности злостью. Что делает взрослый, который не умеет управлять своим гневом? Он выплескивает свою агрессию на других.  

Что нужно делать? Научите детей распознавать свои эмоции. Объясните ему, что с ним происходит в той или иной ситуации. Например, ты злишься, ты обижен, ты расстроен, тебе грустно, тебе весело. Помогите ребенку справиться с эмоциями. Например, спросите, почему ребенок злится? Что его разозлило? Может он устал? Может он хочет поесть? Например: я понимаю, что ты устал. Сейчас мы придем домой, и ты сможешь отдохнуть. Я понимаю, что ты злишься, что я не купила тебе эту игрушку. Давай купим ее в другой раз, когда у меня будут свободные деньги.

Второе, это когда ребенку позволяют эти чувства иметь. Например, ребенок не хочет есть. Или он не хочет есть кашу, а его заставляют кашу съесть. Он плачет, а ему говорят, что нельзя плакать. Или он злится, а ему не разрешают злиться. Эти запреты остаются в голове у ребенка, они усваиваются ребенком. Особенность психики ребенка такова, что все, что преподносится взрослым, усваивается ребенком. Ребенок усваивает – присваивает все, что говорит взрослый.

Только когда ребенок приходит к подростковому возрасту его мозг способен самостоятельно анализировать и сравнивать. Например, почему мне маме нельзя возражать, а моей подруге -можно? Но, это свойство анализа появляется ближе к подростковому возрасту, к 9-10 годам. До этого ребенок усваивает эти установки без анализа. И в какой-то ситуации его удерживает, что перечить старшим нельзя. Даже если этот старший говорит неправильно. Если ребенок возражал, то его наказывали. Его ругали, стыдили так, что он сквозь землю готов был провалиться. И тогда это усваивается как травматический опыт. И тогда он понимает, что взрослый неправ, и надо возразить, но тело не может возразить – например, появляется ком в горле или тело застывает.

То есть, ребенку запрещают в детстве злиться, проявлять эмоции. Эти запреты остаются у ребенка на всю жизнь. Почему? Особенность психики ребенка в том, что действия взрослого присваиваются ребенком – ребенок повторяет за взрослым его слова или действия. На этом построено обучение в саду или в школе, например, когда ребенок повторяет за учителем его слова или действия. Ребенок усваивает слова взрослого без анализа. Например, старшим не перечить. Если он перечил, «огрызался», то ребенка стыдили и этот стыд становится для ребенка травмой. Он чувствует себя плохим, никчемным. Ком в горле, оцепенение, кровь стынет – это реакция тела на стыд.

Знаете, с чем связана травматичность? Когда ребенка ругали, били или стыдили, то он усваивает то, что взрослый может быть неправ, но тело не позволяет перечить.

 

Вопрос: Можно ли как-то отличить абьюзера*? (Абьюзер — это человек, использующий критику, обвинения, манипуляции, а иногда и физическую силу в целях контроля других людей.)

Ответ: Мы воспринимаем информацию вербально и невербально. 70% воспринимаются невербально – жесты, походка, взгляд, голос, тон и т.д. остальное – слова, вербально. Например, парень говорит: «не влюбляйся в меня». Возможно, девушка не обратит внимание на эту фразу, а она говорит о том, что у него нет планов развивать постоянные отношения с этой девушкой. Что эта не та девушка, с которой он намерен создать семью.

У каждого из нас есть картина идеальных отношений. И есть несовпадения корневых потребностей. Например, девушка любит «обнимашки», а парень отстраняется. Если они поженятся, то ей будет не хватать тактильности, обнимашек. А если она будет обнимать, то некомфортно будет парню. Что можно сделать в этой ситуации? Надо проговорить – согласна ли девушка жить, сможет ли девушка жить без обнимашек? Эти корневые потребности – ключевые. Можно выделить самые главные потребности такие как, например:

·       Телесный контакт – зона телесного комфорта. Например, один любит объятия, прикосновения. А другой не нуждается в них.

·       Разный темперамент.

·       Досуг – один партнер любит тишину, другой шумные компании. Если не будет договоренности, то заставлять второго партнера разделять вид отдыха, который хочет один партнёр будет насилием для другого.

·       Потребность в общении – один молчаливый и устает от многословия, другой любит говорить, рассказывать.

·       Ценности жизни, взгляды на жизнь. Например, как воспитывать детей.

В случае с женщиной, которую искалечил бывший муж. В интервью она говорит, что после того, как муж стал религиозным, он запретил детям ходить в школу, запретил смотреть телевизор. Это стало последней каплей ее терпения, скорее всего. То есть муж изменился, она эти изменения не приняла. У них разошлись ценности. Несогласие супруги вызвало агрессию у мужа. Он/муж не умеет решать вопросы/проблемы мирно.


Вопрос: Почему многие женщины терпят насилие в браке?

Ответ:  Это опыт женщины, который она видела и несет из своей семьи, от родителей. Она видела это в отношениях родителей. Для нее это, насилие стало нормой. То есть она видела ситуацию насилия в свой семье, и ее мама терпела насилие. Еще есть установки мамы, родных  - домой не возвращайся, терпи. И эта установка остается в голове. Эти два фактора приводят к тому, что женщина остается или возвращается к мужу-насильнику, даже при угрозе смерти или увечья.

Дети, которые растут в семье, где есть насилие, побои усваивают насилие и побои как норму – так должно быть, это допустимо, это норма.

Женщина повысила голос на мужа, дети видели, что отец ударил маму за то, что она повысила голос на него. Или мама бьет ребенка за то, что он злится на нее. В этих ситуациях дети вырабатывают защитный механизм, они приспосабливаются к таким ситуациям.

Партнера выбирают ведь по своим травмам. Например, человек, который жил в пустыне, будет бояться леса. Неважно, что в лесу прохладно и есть родник с водой. В пустыне он научился добывать, искать воду. Он знает те опасности, которые есть в пустыне. Так и женщина, которая в детстве видела насилие и жила в семье, где было насилие, воспринимает насилие и побои как норму. Она несознательно возвращается в привычную атмосферу, где есть побои, потому что она знает эти ситуации. В мире насильник, абьюзер не только получает наказание в виде тюремного заключения или охранного ордера, который запрещает ему подходить к женщине, но и одновременно он обязан пройти психологическую реабилитацию. Эта реабилитация помогает ему справиться со своими травмами, осознать их, научиться управлять собой. Например, сейчас в Кыргызстане психологи, их немного, но они есть, прошли обучение новым методикам работы с травмой. У этой методики примерно 87% результативности. Есть методика трансформации образа, с 95% успешной практики. В американских тюрьмах, например, обязательно работают психологи.


Вопрос: Что такое здоровые отношения?

Ответ: Должна быть информация, знания о том, что такое здоровые, хорошие отношения. Ребенок должен иметь пример хороших отношений, опыт хороших отношений. Например, родители говорят, а не кричат друг на друга. Когда взрослые спокойно говорят о ситуации, обсуждают проблему. Когда есть возможность диалога и доверие друг к другу. Когда слышат и принимают друг друга. Когда один говорит о чувствах и ситуации спокойно, а другой слышит.

Доверие. Уважение. Поддержка друг друга это основа здоровых отношений в семье.

Например, ситуация. Жена или ребенок взял/а у мужа/папы деньги из кармана или портмоне. Он вечером пришел домой и спокойно говорит, что у него пропали деньги и он не может понять где он их потерял. Жена или ребенок говорит, что это она взял/а деньги. Извиняется, что не сказала сразу, потому что отвлеклась, забыла предупредить. «Извини, мне жаль, что я не предупредила тебя о том, что взяла у тебя деньги без спроса. Мне жаль, что ты тревожился и нервничал целый день из-за этого. Он говорит: «Да, пожалуйста, предупреждай меня. Но все в порядке».

Здесь есть умение договариваться. Каждый остается самим собой. Каждый говорит про свои чувства.

Это здоровые отношения и АДЕКВАТНАЯ РЕАКЦИЯ на ситуацию.

Неадекватная реакция - это когда муж ударил или избил жену за то, что она например, пересолила пищу. Он может сказать, что суп не понравился, что он может попросить ее приготовить что-то другое. Это будет адекватной реакцией на ситуацию.

Неадекватная реакция – это опыт человека из детства. То есть человек придает другой смысл действию партнера. То есть человек воспринимает то, что жена пересолила суп как другое – она не уважает меня, она обнаглела. Проблема в этом случае не жене, не в пересоленном супе – проблема в нем/мужчине. Его самооценка в этот момент рушится – что она себе позволяет, она меня не уважает. Это говорит о том, что человек имеет травматический опыт. В детстве ему было плохо, он не смог себя защитить. Суп поднимает эти воспоминания и те чувства, которые были в прошлом, тот дискомфорт, боль, которую он испытал тогда давно. Суп – триггер. Насильники – это всегда травмированные люди.

Эти травмы можно заметить еще до брака, например, парень грубит официантке, его реакция явно неадекватна ситуации.


Вопрос: Какие можно дать советы женщинам, которые сталкивались с насилием в семье?

Например, наши СМИ опубликовали опрос женщин, в котором множество женщин говорят, что муж имеет право ударить/наказать жену, например, за пересоленный суп?


Ответ:  Что можно сделать женщине в ситуации, если муж ударил за пересоленный суп? Женщине надо говорить с мужем, проговорить с ним произошедшую ситуацию. Когда он успокоится, ей нужно поговорить. Сказать: «Давай поговорим. Я всего лишь пересолила суп. Ты мог мне сказать, не бить. Пожалуйста, в следующий раз скажи мне, если что-то тебя злит».  

Если мужчина хочет сохранить отношения/семью, может быть, он сможет контролировать себя. На самом деле, его ведь разозлил не этот суп, а что-то другое. Мужчина, который бьёт жену или детей, это мужчина с психологической травмой. То есть женщина должна быть способна поговорить о проблеме, о ситуации. Чаще всего женщина молчит. Она пугается и она молчит. Она может уйти к маме. Страдают дети. И тогда, когда папа бьет маму. И тогда когда мама уходит. Ведь когда мама уходит – это тоже пассивная агрессия. Агрессия бывает активной – побил, ударил, накричал. Агрессия бывает пассивной – ушла к родителям, молчит. И дети становятся свидетелями, жертвами этой агрессии – активной и пассивной. Поэтому так важно уметь говорить, обговаривать проблему.


Вопрос: Отчего появляется ревность? Почему ревность это плохое качество, от которого нужно избавляться?


Ответ: Ревность – это самооценка человека. Ревность говорит: я боюсь тебя потерять. Я боюсь, что ты нашла себе другого мужчину, лучше, чем я. Поэтому я тревожусь, и поэтому я звоню.

Тревога рушит человека. Тревога рушит мужчину, когда женщина отвергает его – уходит, например. Поэтому он всегда контролирует свою жертву –жену.

Нужно учить людей – что хорошо, что плохо. Во многих странах есть курс для мужчин абьюзеров. Их учат управлять своим гневом, управлять своей агрессией. В Кыргызстане в случае насилия выдают охранный ордер. А нужно учить абьюзера – что делать, вместо того, чтобы бить?! Он ведь не знает, как решить вопрос/проблему кроме как ударить или избить.


Вопрос: Многие думают, что агрессии можно избежать, если женщина будет покорной. Если будет во всем подчиняться беспрекословно мужу.


Ответ: Требования могут быть адекватные, тогда она может быть согласиться. А если это неадекватные требования? Например, женщина придерживается другого мнения или он, например, будет заставлять ее по-другому воспитывать детей? Ей соглашаться, что он наказывает их и покорно смотреть, как он наказывает детей?

Когда они говорят про покорность, может быть речь идет об уважении. Уважение должно быть обоюдным. Другое дело уступать друг другу. Когда она в чем-то уступила мужу, а в другой раз он ей уступает. И эта уступка не причиняет человеку страданий.

Например, он просит ее пойти в гости к родственникам. И она может согласиться. Она уступает ему. Это должно быть в пределах того, что она не насилует себя, не страдает, у нее есть готовность уступить. Так же и мужчина может уступить. Например, потратить деньги на ее украшения, хотя он с этим не согласен, или сходить с ней магазин, хотя он не любит ходить в магазин.

Уступка не должна быть насилием в отношении себя. Должен быть баланс между двумя сторонами.

 

Вопрос: Есть термин «мизогиния – не любовь к женщинам. Что такое мизогиния с точки зрения психологии?


Ответ: Это общественные стигмы. Например, что женщина несет ответственность за ребенка. Стигма - это распространенное мнение-установка, но мнение неверное. Работают стигмы, которые укоренились в обществе. Работать надо со стигмами, просвещать надо общество. Никто не проводит такой работы. Раньше была пропагандистская работа, о том, как должны работать с населением. Формировать какие-то ориентиры человеческие среди слоев населения, среди детей, подростков, женщин мужчин, сообществ коллективов. Такая работа велась министерством просвещения. Они вели работу по разрушению неправильных стигм/установок и внедряли в сознание общества, что, например, детей надо прививать, что человек должен обладать моральными качествами, быть честным и порядочным. У нас такой работы нет сейчас.

Если бы велась такая просветительская работа, была бы структура, которая бы занималась такой работой – например, Министерство здравоохранения, Министерство образования, Министерство о том, как детей воспитывать, это бы давало людям ориентиры. Но такой работы и информации нет на национальном уровне, и, поэтому каждый ищет информацию и ответы сам, например, в религии.


Вопрос:  Человек не осознает что он абьюзер. Он думает, что виноват партнер. Как он может понять, что он абъюзер или как ему-абъюзеру объяснить, что проблема в нем? Ведь очень часто в жизни, абьюзер травмирует, убивает жертву, отбывает срок или избегает наказания, а потом опять повторяет тот же сценарий.


Ответ:  Дело в том, что абьюзер имеет определенный склад характера, который складывался в условиях, где это насилие было нормой. Использовать насилие - это было нормой. Абьюзер думает: «Нас били и я буду бить. Я деньги зарабатываю, стал человеком, я всего достиг, а меня били, как драную козу, ремнем били аж искры из глаз». Так происходит нормализация насилия. И для него это допустимо - бить жертву. И когда он это делает  своей жертвой, то для него это норма. Когда говорят, что он неправ, его это злит. Например, психотики. Они-психотики могут быть абьюзерами. Психотики - это расстройство, психическое расстройство. У них (у психотиков) проще говоря, нет совести. Он побил человека и он не сожалеет об этом, совесть психотика не грызет. Чтобы человек стал психотиком, нужно чтобы он рос в ужасных условиях. Без сочувствия.

Психотик не умеет проявлять эмпатию*. (эмпатия – умение сострадать, сопереживать другому)


Вопрос: Когда говорят, что мальчики не плачут - это влияет на формирование такого типа как психотики?


Ответ: По разному. Чтобы ребенок стал психотиком, нужно жестко с ним обращаться, воспитывать ребенка не проявляя к нему сочувствия. Психотик представления не имеет о том, что есть такое сочувствие. Если у него в жизни, в окружении есть еще какая-то предрасположенность, например, у него много насилия в жизни, он становится таким же человеком, который не умеет проявлять сочувствия. Среди преступников много таких людей

Они (психотики)не поддаются терапии, или очень трудно поддается терапии. Человек, который отрезал своей бывшей жене уши и нос, у него не было сочувствия в жизни. Он издевался над ней, резал ей лицо. Он мог бы остановится, когда она умоляла его остановиться, но он не умеет сочувствовать.


Вопрос: Резонансный случай, с видео, в котором молодая женщина избивает на камеру маленьких детей. Почему такое происходит? Она может избавиться от этой агрессии?


Ответ: Эти женщины попадают в трудные ситуации. С ней надо долго и много работать. Но кто будет с ней работать? Длительно работать, и проводить терапию. Она ведь не будет ходить сама к психологу. Может быть в тюрьме с ней будут работать?

Есть разные типы характера. Есть садистические типы характера. У них нет сочувствия к детям.

В данном случае, у нее – этой женщины есть раздражение, и она на детей выплескивает свое раздражение, она превратила детей в козлов отпущения. Похоже, что у нее т другого места, где она может выплеснуть агрессию. Если у нее была собака или кошка, то она на них выплеснула свою агрессию. У нее эти дети лишние, они мешают ей. И вот она выплескивает злость свою на этих детей.

Есть еще то, что она не понимает, кто она такая. Она не понимает, что она мать и взрослая женщина. У нее как будто нет этого понимания. Она родила, но она не готова иметь детей, не созрела быть им матерью.

Возможно, что эта женщина не хотела детей, не любила мужа. Тогда она не готова к материнству, ее тело не готово к материнству. Нет осознанного материнства, когда женщина готова любить своего малыша и ее организм начинает вырабатывать (гормон) окситоцин. У «созревшей» мамы, готовой к рождению ребенка другой гормональный фон. Она любит своего малыша, она сливается с ним. Это нужно, это взаимно. Ребенок тоже сливается с мамой. Она чутко слышит и реагирует на то, что он голоден, он плачет. Это хорошо для ребенка, для его выживания. Эволюционно так устроила природа. Когда молоко вырабатывается, окситоцина много. А когда ребенок вырастает, то гормональный фон матери меняется, но у женщины уже сформировалась привычка любить и заботиться о ребенке. И она любит и заботиться о нем уже осознанно, не из-за гормонов.

Это эволюционно в природе так создано, что ребенок милый, пухленький, хорошенький. Чтобы он нравился родителям. И потом уже осознанная любовь формируется.

В этом случае мать, может быть, переносит нелюбовь к мужу на детей. То есть разные ситуации могут быть. Может быть, у нее нет образования. И она не знает, что физиология маленьких детей не позволяет им управлять своими позывами, что дети не контролируют то, как писать или какать. Мозг маленького ребенка еще не созрел, чтобы регулировать эти процессы. Взаимодействие между мозгом и телом у малыша формируется постепенно. И она, эта женщина не понимает таких вещей, что нельзя за это ругать ребенка. Можно высаживать на горшок или подержать ребенка над горшком через определенные промежутки времени. Это формирует привычку у ребенка.

В моей практике часто я часто встречала женщин, которые не имели образования, 5 классов у девочки, а ее отправили в Москву нянчить.  Или в поле работают, а потом замуж. И девочки эти юные не готовы ни физически, ни физиологически, ни психологически к замужеству и материнству.



Послесловие: это интервью с психологом Айгуль Ысыкеевой имеет целью рассмотреть проблему насилия в семье не как проблему жертвы, а как проблему абьюзера. Абьюзер – человек, травмированный одним или рядом факторов, которые имели место быть в его детстве и его жизни. Он переносит свою травму на свою жертву – коллег, членов семьи, членов общества.

Прочитав это интервью, каждый из нас может внести свой вклад в развитие ЗДОРОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. В семье, коллективе, обществе. Уважая другого человека, относясь бережно к его жизни, здоровью, чувствам.