СМИ о нас: Хранители очага
October 14, 2013, 06:00Утверждение, что не боги горшки обжигают, всякий раз подвергаешь сомнению, когда видишь гончара за работой. Мастер вдыхает жизнь в глину, превращая ее в изящный кувшин или вазу.
Отцы–творцы
Настоящий семейный праздник подарил бишкекчанам наш известный художник-керамист Жумагул Ташиев. Мастер провел увлекательное занятие для детей и взрослых, где рассказал о своих путешествиях в урочище Саймалуу-Таш. А также поведал, как создаются керамические изделия с красивой росписью.
Полуторачасовой мастер-класс состоялся в одном из выставочных залов Кыргызского национального музея изобразительных искусств в рамках программы “Волшебство искусства, или Добро пожаловать, родители!”. Данный проект инициирован международным фондом “Инициатива Розы Отунбаевой”.
По словам куратора проекта Чолпон Намазбековой, работы Ташиева известны многим. Почерк этого мастера легко угадывается. Он любит украшать глиняные изделия петроглифами.
— По мнению некоторых искусствоведов, в этих узорах отражена жизнь далеких предков кыргызов — их ритуальные обряды, сцены охоты, быт, — говорит Намазбекова. — Известно, что наскальные изображения находятся в Тогуз–Тороуском районе Джалал–Абадской области, в местечке под названием Саймалуу–Таш, что в дословном переводе означает “узорчатый, расшитый камень”. Уникальные коллекции Жумагула Ташиева выставлялись в Лондоне, Москве, Ганновере.
Сам мастер говорит: своими достижениями он в первую очередь обязан отцу-краснодеревщику, который развил в нем любовь к творчеству. Родитель часто повторял, что человек должен ценить все прекрасное на этой земле.
— Глина — особенный материал. Сейчас сами это прочувствуете, — сказал художник, приглашая присесть за столик, заставленный баночками с краской.
Тут же стоял стаканчик с кистями разной толщины. Рядом — дощечки и деревянные ножички.
Мастер вкратце рассказал о том, из чего создают керамические изделия. Вначале глину предварительно пропускают через сито для удаления разных примесей. Замешивают и с помощью специального оборудования убирают комки, чтобы масса была однородной. После этого она настаивается несколько суток. Воду, которая впоследствии появляется на поверхности, осторожно удаляют.
Так получают природный материал для лепки. По своей структуре он напоминает пластилин — эластичный, мягкий, теплый. Работать с таким материалом — одно удовольствие.
На одном дыхании
— Наверняка для многих из вас сегодняшнее занятие — это первое знакомство с глиной, — высказал предположение художник, обращаясь к ученикам. — Работать с ней легко. Для начала попробуем вылепить фигурки. На столе у вас есть формы с изображением различных рисунков. Нужно заполнить глиной углубление, не выходя за “бортики”. Хорошо разгладить материал и с помощью остатков глины вытащить готовую фигурку из формы.
Кстати, по словам Ташиева, глину ему привозят из Ивановки, Кара–Кече. В этих местах она особенно “жирная”, то есть то, что нужно для гончарного дела. Если материал окажется “тощим”, то будет плохо лепиться и трескаться при обжиге.
— Как сложно овладеть гончарным мастерством? — интересуемся у Шамиля байке, который вертит гончарный круг вот уже 36 лет.
— Как вам сказать? — задумался на секунду мастер. — Главное, чтобы душа лежала к этому ремеслу.
— А как по-вашему: это ремесло или искусство?
— В гончарном деле гармонично сплетаются эти два понятия, — вступает в диалог Ташиев. — Одним творчеством сыт не будешь. У художников есть семьи, которые нужно содержать. Работать нужно много и добросовестно, создавая красивые и качественные изделия.
Удержаться на плаву Ташиеву помогает вся семья: супруга, дочь и сын. Женщины разрабатывают новый дизайн. Наследник воплощает его с помощью компьютерных технологий.
Так в ассортименте ташиевской продукции появились симпатичные сувенирные магнитики с изображением наскальных рисунков. Они очень популярны среди иностранных туристов.
Далее участникам мастер-класса предложили раскрасить получившиеся у них фигурки. Юные художники и их родители смело экспериментировали с цветами.
Если сам Ташиев в творчестве предпочитает использовать природную цветовую гамму — песочный, небесно-голубой, желтый и цвет сочной травы, то его музейные ученики оказались сторонниками яркой росписи.
Когда тренировка была окончена, всем выдали готовые кувшины, вазочки и блюда. Появилась еще одна возможность пофантазировать.
Те, кто постарше, старательно выводили линии карандашом, чтобы потом сверху нанести рисунок кистью. Малышня смело “полосовала” округлые кувшинные формы.
После дети подходили к Жумагулу байке и интересовались его мнением. Мастер одобрительно кивал. Подсказывал, какую краску добавить, смешивал цвета на палитре. Так занятие прошло на одном дыхании.
В эту субботу, 12 октября, в музее состоятся мастер-классы по технике “Бумажное плетение” и “Граттаж”. Проведут их известные бишкекские дизайнеры и педагоги Лариса Блощинская и Ольга Дунганова.
Наш Саймалуу–Таш
Саймалуу–Таш представляет собой небольшое ущелье на северо–восточном скате Ферганского хребта. Здесь, на высоте 3200 метров, находится крупнейшее в Азии скопление петроглифов — древних наскальных рисунков.
Сюжеты, выбранные древними художниками, невероятно разнообразны. Есть сцены охоты, изображения солнцеликих божеств, которые очень напоминают инопланетян.
На многих картинках запечатлены самые разные животные — лошади и слоны, барсы и верблюды, птицы и козлы.
Здесь угадываются индийские, иранские, арабские элементы и мотивы. Поэтому и притягивают они как магнитом путешественников из разных стран.
Экскурс
Известно, что в эпоху Средневековья технология изготовления керамических сосудов достигла своего наивысшего расцвета. Мастера в качестве сырья для гончарных изделий использовали белую глину и пластичную глину различного качества.
Лепная посуда, а это в основном котлы больших размеров, служила нашим предкам главной бытовой утварью. Изготавливалась она из грубого глиняного теста с большим количеством песка, мелких камушков и измельченных ракушек.
Горшки, котелки, чугунки, сковородки и крынки, продающиеся в Бишкеке, чаще всего делают из отечественного сырья — глины, привезенной из села Ивановка Ысык-Атинского района Чуйской области, и покрывают баткенской глазурью.
Фото Владимира ВОРОНИНА.