Школа без стресса: как голландское образование делает детей счастливыми
August 8, 2017, 06:00Школа без стресса: как голландское образование делает детей счастливыми. Никаких домашек до 10 лет, стресса перед экзаменами и право выбора всегда.
Голландские школы дают ученикам комфорт, свободу и умиротворение. Это при том, что дети идут учиться уже в четыре года, а в некоторых программах нет привычных химии и физики. Зато у учеников и их родителей всегда есть выбор, чему и как именно учиться в школе.
«Мы закидывали ноги на стол и курили (сигареты) вместе с учителями. Было ощущение абсолютной свободы», — рассказывает голландская подружка о школьных временах. Её дочери сейчас 14, и она рада, что система поменялась. Это был период турбулентности и перегибов в образовании. Сейчас всё по-другому.
В 2013 году UNICEF признал голландских детей самыми счастливыми в мире. К сравнению, Великобритания оказалась на 16-м месте, а США — на 26-м. Уровень счастья оценивали по пяти категориям: благосостояние, здоровье и безопасность, образование, поведение и риски, дом и окружение. Одним из показателей стало желание голландских детей ходить в школу.
Daily Telegraph назвал систему голландского образования Stress-free schooling (школа без стресса). А иностранцы часто говорят, что она воспитывает «середнячков». Что же в ней особенного?
1. В Голландии почти все школы публичные и финансируются государством. Частных школ практически нет. Те немногие, которые всё-таки существуют, в основном религиозные. Но даже там у ребёнка есть право выбора. Можно пойти в иудейскую школу и оставаться католиком. Голландия — страна свободы. Когда ребёнку исполнилось три с небольшим года, родители должны подать заявку в школу. Можно подать максимум в пять школ в своем районе. Голландцы могут пытаться попасть в школу за пределами района, но шансы на успех малы.
2. Дети идут в школу с четырёх лет. Никто не ждёт следующего академического года. Если ребёнку исполнилось четыре года 25 марта, то 26-го его уже ждут в школе. Дети 4-6 лет перемешаны в одном классе. Главная задача в это время — научить детей взаимодействовать друг с другом, договариваться, развивать моторику, подготовить к письму и чтению. Всё происходит в игровой форме. Если у ребёнка есть желание глубже изучать какие-то предметы, ему дают инструменты для самостоятельного развития. Не получается читать или писать, никто заставлять не будет. Считается, что к семи годам уровень детей выравнивается.
3. До 10 лет в голландских школах не задают домашнего задания вообще. Для голландцев важно, чтобы время после школы дети тратили на игры, поэтому до 12 лет не бывает экзаменов и тестов. Поэтому дети не боятся плохих оценок и школы. Такой подход исключает соревнования друг с другом. Суть голландской системы образования — дать ребёнку возможность получить удовольствие от процесса и раскрыть себя. Голландские родители не нанимают репетиторов, если ребенок «не тянет». Они считают, что достижения не всегда ведут к счастью, зато счастье может привести человека к достижениям; что человека и его индивидуальность ни в коем случае нельзя ломать, и ребёнку для ощущения счастья необходимо право выбора.
4. Взрослая жизнь в Голландии наступает в 12 лет. В конце средней школы дети сдают экзамен, который предопределяет будущее развитие. На экзамене смотрят, как ребёнок сдаёт математику, понимает текст, насколько быстро может читать и знает орфографию. К этим показателям добавляется мнение учителей, так что оценка в любом случае субъективная. Например, учитель может пересмотреть результаты теста, объяснить их взволнованностью ребёнка и спецификой его характера. Родители обычно доверяют этой экспертизе и слушают советы школы. Таким образом школа определяет, как будет выглядеть учебный план конкретного ребёнка на ближайший год исходя из его потенциала в будущей профессии.
5. Есть выбор разных моделей и систем обучения в школе. Ребёнка направляют по одной из трёх систем обучения: VMBO, HAVO или VWO. Эти буквы определяют объём и глубину учебного плана. При желании семьи и возможностей ребёнка уровень можно пересматривать в сторону повышения. В то же время школа может отправить ребёнка на уровень ниже, если видит, что он не успевает. Если максимально упростить, то система выглядит так: VMBO (самый простой план) — вы окончите школу и вуз в 19 лет и будете рабочим, HAVO — окончите в 21 и станете школьным учителем, VWO — окончите в 22 и будете в перспективе профессором.
6. 60% попадает в VMBO и учатся в школе до 16 лет. Это средняя оценка, так что особых достижений семья от ребёнка не ждёт. Именно из-за этого голландскую систему считают ориентированной на средничков. Один учитель рассказывал, что руководство школы просило его пересмотреть работы, которые не получили проходной балл с целью этот бал завысить. Так в «среднячки» попадали даже те, кто провалил год.
7. В школе обязательно учиться до 16 лет, а дальше можно посещать уроки всего два раза в неделю. В 17 лет можно пойти в гимназию, если потом хочешь поступать в университет. А если заниматься экономикой, философией или биологией надоело, стоит получить беруп. Беруп — это профессия. Например, если хочешь работать в индустрии красоты, то идёшь в колледж именно по этой профессии и получаешь именно эту специальность. Как показывает практика, те дети, которые выбирают беруп, быстрее устраиваются в жизни. А те, кто идут дальше в университет и учат шесть языков, потом сталкиваются с трудностями с поиском работы, потому что в Голландии нужны люди, которые выполняют работу руками. У этих людей всегда будет работа: слесари, строители и так далее. И у них зарплаты часто выше, чем у учителей с шестью языками.
Даже если принять версию «страны средничков», средний уровень знаний голландцев выше среднего уровня знаний в других странах. В рейтинге 200 лучших университетов мира по количеству учебных заведений Голландия стоит на третьем месте после Великобритании и США.
Голландская система образования ставит перед собой задачу выпустить людей со среднем образованием и профессией, а более амбициозным детям даёт широкий спектр выбора университетов. Голландцы признают очевидное: большинство и правда идёт работать в прикладную область. И на них держится функционирование страны. В то время как наука — очень узкая прослойка. Если посмотреть на любой класс в российской средней школе, там будет пять отличников, три двоечника и остальные перебиваются с тройки на четвёрку. Эта схема и отражает голландские VMBO, HAVO или VWO. Если у первых может не быть химии вообще, то у последних может быть три урока в неделю. Так с 12 лет становится понятно, есть ли смысл ожидать от ребёнка прорыва в области медицины или нет.
Есть мнение, что голландская система не стимулирует, задавая изначально очень низкий уровень ожиданий. Я считают, что она даёт ребёнку понимание того, что чем больше он работает в школе, тем выше его шансы. А это в первую очередь воспитывает ответственность за собственное будущее.
Фото: Flickr (Sebastiaan ter Burg)
Источник: МЕЛ