Дошкольное образование в Турецкой Республике

June 12, 2013, 06:00

Завершился визит в Турецкую Республику группы экспертов по дошкольному образованию из Кыргызстана. Визит был организован МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой» совместно с консульством КР в г.Стамбул.


В течение недели эксперты, представители всех регионов Кыргызстана изучали дошкольное образование в г.Стамбул на примере 7 детских садов как государственных, так и частных.


В Турции последние годы увеличивается внимание со стороны государства вопросу раннего развития и дошкольного образования. При каждой начальной школе, педагогических колледжах и ВУЗах функционируют детские сады. Дети обучаются в них с 4 лет по 5 часов в день (с 8.00 до 13.00 1 – 4 группы, с 14.00 до 19.00 еще 4 группы) без обеденного сна. Студенты ВУЗов и колледжей каждую неделю проходят практические занятия в детских садах (не менее 3 раз в неделю). В случае если педагог детского сада получает по итогам аттестации или проверки низкие баллы, то он направляется на повышение квалификации в тот же ВУЗ, который он закончил. Тем самым ВУЗ ответственен за качественное обучение студентов.


Основная цель дошкольного образования - общее гармоничное развитие, развитие творчества, воспитание патриотизма на основе потребностей и интересов детей.


Государственная политика в области образования направлена на увеличение охвата детей дошкольным образованием, и обязательную подготовку к школе. Дошкольное образование в государственных детских садах финансируется из гос. бюджета. Родители вносят оплату только за питание детей. При мэриях городов существуют фонды из которых финансируется дошкольное образование детей из малообеспеченных семей, таким образом из 10 детей 1 ребенок поддерживается государством. В селах, где нет детских садов 3 раза в неделю приезжают школьные автобусы с педагогами ( в рамках проекта), основная цель которых подготовка детей к школе. Занятия проводятся внутри автобуса, который оснащен партами, и всеми необходимыми методическими принадлежностями.


Повсеместно внедряется принцип двуязычного образования – наряду с турецким языком в детских садах не менее 1 часа в неделю преподаётся английский язык.


При том, что существуют государственные стандарты и годовые планы работ, педагоги в детском саду свободны в применении разных методик преподавания и внедрения инноваций. Все предметы, темы раскрываются через интегрированный урок, т.е в рамках одного занятия дети получают знания по математике, родной речи, охране окружающей среды и эстетическому воспитанию.


Все детские сады имеют право предоставлять платные образовательные услуги. Во многих детских садах г.Стамбул существуют театральные кружки, танцевальные студии, проводятся платные занятия по шахматам.


Работать в детских садах в качестве педагога можно только при наличии диплома «Педагог дошкольного образования». Руководить детским садом возможно при получении магистерской специальности « Менеджмент в образовании».


Очень сильна связь детского сада с родителями. Каждый педагог обязан в начале года посетить семью ребенка, изучить социальное и материальное положение семьи, узнать особенности развития ребенка и пожелания родителей. Родители получают в начале месяца подробный план занятий, куда входит также и график экскурсий, праздников и фестивалей, которые проходят в детском саду. Не менее одного раза в неделю родители сами проводят занятия в детском саду. При выпуске из детского сада педагоги вручают каждому родителю и педагогу 1 класса профайлы на каждого ребенка, в которых описываются навыки и знания, полученные ребенком в детском саду, особенности психо-физиологического развития.

 

Жибек Койчукулова

Исполнительный директор МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой», участница визита в г.Стамбул, 27 мая – 2 июня 2013 г.