Что такое группы смерти и как защитить детей от них?
February 21, 2017, 06:00Практически у каждого ребенка старше 5 лет непременно найдется «свой» гаджет. Обычно к началу школы дети уже прекрасно ориентируются в планшетах, компьютерах и смартфонах.
Сегодня я хотела бы поговорить о конкретной проблеме. О роли этого гаджета в жизни ребенка. О роли родителей в жизни сыновей и дочерей. Потому что есть наблюдения, что бездушная электронная начинка становится гораздо ближе, чем традиционное общение с родителями и со сверстниками.
Сколько часов ваш ребенок проводит с планшетом? А сколько часов было проведено вами с ним, в тесном и теплом общении, наполненном пониманием и безусловной любовью?
Для многих родителей эта разница становится очень уж удручающей и не в их пользу.
Именно поэтому сейчас существует серьезная проблема, которая тревожной волной прокатилась по всей России, Украине и даже охватила страны Азии.
Это детские самоубийства. Чаще всего в возрасте от 10 до 17 лет.
Источником, породившим эту волну, считаются многочисленные группы ВКонтакте, которые транслируют в своих постах в виде различных картинках, видео и музыки безысходность в жизни, депрессивность, потерю радости и доверия со стороны близких и самый главный посыл: «ты — мусор и тебе незачем жить. Тебе лучше умереть. А мы тебе поможем...».
Наверняка вы уже видели подобные сообщения в сводках новостей. В нашем городе таким образом под влиянием групп смерти погибли две девочки. Они спрыгнули с недостроенного дома-высотки. Это потрясло всех.
Как это происходит:
Ребенок, находясь в подавленном состоянии, бродит по интернету и натыкается на такие картинки или видео, импонирующие его внутреннему миру. Он кликает по ссылкам или хештегам и попадает в группы смерти ВКонтакте и Инстаграм.
Названий этих групп очень много и они постоянно меняются. Например: «тихий дом», «море китов», «разбуди меня в 4:20». Отличительный признак этих групп — акцент на депрессию, предательство, непонимание, одиночество, отвержение от общества, пропагандируемый через различные средства информации: аудио, видео, рисунки, символы.
Все это выстроено таким образом, что сначала ничего не понятно. Какие-то странные знаки, аббревиатуры, надерганные из различных богословских и каббалистических источников цитаты...
Но, как известно, непонятное вызывает любопытство, а любопытство порождает интерес. Интерес в свою очередь приводит к тому, что эта ловушка затягивает очередную «жертву».
Тут ребенку предлагается поиграть в игру, выполняя при этом задания, направленные на телесный вред себе и духовное опустошение (вырезать на руке символы, сделать селфи на фоне заброшенной стройки, кладбища, посмотреть видео с суицидом, послушать депрессивную музыку и т.д.).
Всего 50 заданий. И каждое из этих заданий направлено на постепенную подготовку к смерти. Последнее задание — самоубийство.
Детям, вовлеченным в игру, не дают спать ночью. Для них роковое время — «разбуди меня в 4:20». То время, когда сон у спящих очень глубок и мозг работает в режиме восстановления. Не спящие дети не восстанавливаются, их бессонные ночи губят миллионы нейронных путей в мозге, что приводит к потере ясности мышления, адекватности восприятия.
Дорогие родители! Чтобы защитить своего ребенка от гибели как духовной, так и физической, нужны только эти две вещи —
1. Близость к ребенку, безраздельное внимание к его жизни, его переживаниям, мыслям и чувствам.
Заметили, что с ним что-то не так? Необычайно задумчив, витает в облаках, рассеян, часто уединяется, проскальзывают странные фразы? Или рисует нехарактерные для него рисунки (китов, бабочек, мотыльков, как символов быстротечности и пустой жизни) . Приглядитесь!
Одна девочка говорила: «Мама, а Рина — имя хорошее? Я хочу свою дочку назвать Рина...» Мама не удивилась, но если бы она знала, что за имя Рина — она бы, возможно, смогла тогда спасти свою девочку. Но было уже поздно. Рина считается своего рода кумиром в подобных группах, как первая, кто покончил с собой в этой смертельной игре).
2. Принятие ребенка таким, какой он есть.
Одну ученицу родители наказывали за четверки — их дочь должна была учиться только на отлично. Девочка была постоянно в стрессе, а поделиться не с кем... Про одного трудного мальчика родители говорили, что он уже достал их, он — ошибка их жизни. Такие дети, внешне вроде благополучные, но несчастные душой — очень легкая добыча для подобных групп.
Отдельный вопрос — регистрация ребенка в социальных сетях. На мой взгляд, детям до 16 лет можно спокойно обойтись без нее. Они ничего не потеряют. В соцсетях очень много контента, не соответствующего возрасту ниже 16-ти. И хорошо, если такая информация не будет мелькать перед глазами.
Многие родители, предоставляя доступ к соцсетям и к интернету, забывают, что правила поведения там те же самые, что и на улице. Интернет — это улица Вселенной. На улице есть правила поведения: с незнакомыми не разговаривать, с малознакомыми не ходить в неизвестные места, очень осторожно реагировать на невинные просьбы «пойти посмотреть» — только с разрешения родителей. Не отбегать от родителей на оживленных улицах, В толпе — держаться за руку родителей и т.п.
Подобно тому, как мы учим детей правилам безопасного нахождения на улице — мы обязаны научить их правилам общения в соцсетях, добавлению друзей, публикации ограниченной информации о себе. Мы должны быть в курсе, как и с кем общается ребенок, с кем дружит, а с кем — нет. Если у вас с ним доверительные отношения — вы не останетесь в неведении.
Обратите внимание, как построен процесс «вербовки» в подобных группах:
— задействуются все основные каналы восприятия, все органы чувств (зрение, слух, осязание и др.),
— игровой сюжет (кто из детей не любит разгадывать загадки и находить ответы, а тут они играют со смертью),
— таинственность и загадочность, разжигающие любопытство,
— отбор посвященных «только для избранных» увеличивает лихорадочное желание «быть своим»,
— оторванность от близкого круга (тайна от родителей, насаждение мысли «ты один, беззащитен, и только мы тебе поможем»),
— обесценивание достижений и жизни ребенка («ты-никто, твоя жизнь — отстой, твои предки — свихнутые, лучше умри...»). Если ребенок ценит себя и своих близких, он никогда не нанесет умышленно себе порезы и увечья, не станет подвергать опасности свою жизнь.
— максимальное погружение в суицидальную тематику (сначала легкое, потом полное). В итоге одним выходом для неокрепшей психики ребенка становится суицид,
— тотальный контроль за ребенком (должен точно выполнять задания, минута в минуту, иначе исключается из игры). А быть исключенным для таких детей уже огромный стресс и многие рвутся продолжать из страха оказаться несостоятельными.
Если ребенок сам хочет прекратить на полпути, его начинают шантажировать смертью его близких, особенно, когда он давал все координаты своего местонахождения в самом начале пути. Если в свой последний 50-й день на пути к суициду ребенок внезапно меняет решение не делать смертельный последний шаг — он может выжить, но не всегда (по некоторым источникам кто-то третий оказывается рядом с ним и подталкивает к гибели).
Это очень серьезная и страшная тема. О ней дополнительно можно почитать в интернете. Но сколько бы вы ни читали, помните 2 вещи. О них я говорила выше. Эти 2 вещи спасут и уберегут ваше чадо.
А что делать, если ребенок уже попал в подобную группу? Срочно, очень срочно, как только заметили, отложите все свои дела и поговорите со своим сыном или дочкой, с позиций любви и принятия. Без осуждения и нравоучений. Осмотрите их на предмет порезов на теле, разузнайте, на каком дне игры он/она находится. И ищите хорошего психиатра, потому что такому ребенку потребуется продолжительное психотерапевтическое лечение.
Пусть ваши дети растут в любви, принятии и в безопасности!
Об авторе
Педагог-психолог, нейропсихолог, семейный консультант и коуч по детско-родительским отношениям. Имеет публикации в журналах «9 Месяцев» и «Няня» в качестве медицинского психолога, вела рубрику «Вопрос психологу» в журнале «9 Месяцев». Публиковалась в "Российской Газете". Автор семинаров, курсов и тренингов для родителей по детской практической психологии.