Роза Отунбаева: В работе по реализации ЦУР правительство должно удвоить свои старания, от эффективности его действий будет зависеть будущее страны

November 30, 2019, 06:00

Постановка задачи


Второе тысячелетие подвигло все человечество, объединившись, искать пути совместного движения в будущее. В 2000 году было принято восемь основных целей тысячелетия для всех стран и народов: ликвидация голода и крайней нищеты, достижение универсального первичного образования, продвижение гендерного равенства, усиление роли женщин, сокращение детской смертности, улучшение здоровья матери, борьба с малярией, СПИДом и другими болезнями, обеспечение природной устойчивости и, наконец, всемирное партнерство за развитие. Тот опыт в нашей стране не оставил сильного организационного впечатления и удовлетворенности достижением целей, все цели были базовыми, с этими проблемами мы и так боролись каждый день. Где лучше - где хуже мы подошли вместе со всеми странами к финишной линии, когда после долгих и бурных межправительственных дебатов в рамках ООН, после подведения итогов прошедших 15 лет в сентябре 2015 года была утверждена глобальная программа ООН на следующие 15 лет – Цели устойчивого развития (ЦУР). Она состоит из 17 глобальных целей и 169 соответствующих задач. Фактически «Цели тысячелетия» в первые 15 лет после 2000 года означали сокращение бедности и доведение базовых сервисов до бедных стран. Сейчас же вплоть до 2030 г. цели устойчивого развития – это устойчивое развитие во всех странах, на всей планете. Этот всемирный план развития всего человечества был единодушно принят всеми главами государств и правительств более чем 190 стран-членов ООН. Программу устойчивого развития развили и усилили решения Парижского договора о климате, принятые в 2015 г.


Договорились, что ООН, его специализированные организации будут сопровождать все нуждающиеся страны на пути достижения ЦУР. Как минимум два раза за 15 лет каждое государство представит в целях мониторинга выполнения свой Национальный добровольный доклад. На сегодня из 193 стран уже 142 отчитались и не раз. Кыргызстан собирается подготовить свой первый доклад и доложиться на сессии ЭКОСОС в июле 2020 г.


Поскольку не были разработаны индикаторы программы, как определять прогресс в выполнении ЦУР, за это дело с одобрения и под патронажем Генсека ООН взялась Группа ученых и практиков (Sustainable Development Solutions Network) под руководством известного экономиста Джеффри Сакса. Сеть состоит из специалистов по всему миру в их личном качестве, их точка зрения может не совпадать с позицией их научных учреждений. Она разработала индексы и доску показателей (Index and Dashboard), которые регулярно публикуются на основе шести комплексных трансформационных обобщенных показателей, и по которым можно судить и измерять свои шаги продвижения и прогресс на пути реализации ЦУР.


Факт дня: за прошедшие четыре года после принятия Целей устойчивого развития и Парижского Договора ни одна страна в мире не достигла целей. И это на фоне того, что человечество размывает на глазах основы экономики и своей жизнедеятельности, здоровья, безопасной еды и качества жизни. Один миллион видов живой природы находятся под угрозой исчезновения. Даже высокоразвитые страны мира по таким целям как ЦУР 14 (сохранение морских систем) и ЦУР15 (сохранение экосистем суши) находятся на наихудших позициях. Именно поэтому молодежь, включая школьников по всему миру выходят на митинги протеста из-за отсутствия природоохранных действий со стороны своих правительств и бизнесов.


При этом растет неравенство в мире, бедность в целом вроде сокращается, но с другой стороны, включая страны в конфликтах и войнах, крайняя нищета расползается и забивается в глубокие щели. Какой хаотичный, непредсказуемый мир мы видим вокруг: на фоне поразительных технологических открытий и новшеств все еще присутствует укоренившийся примитивный мир дикой отсталости, отживших традиций и абсурдных запретов для женщин, девочек. Поэтому сегодня требуются не просто коррекция, изменение политики, постепенный прогресс! Мир нуждается в глубокой комплексной трансформации для достижения ЦУР!


Планирование работы


В советское время мы жили пятилетними планами, их выполнение было императивом, спрос был строгий. Поэтому планирование делалось с умом, вдумчиво и с особым тщанием. Ли Кван Ю поднял Сингапур на уровень мирового образца благополучия на основе планового развития. Китай сегодня развивается на плановой основе. ООН поставил задачу 15- летнего синхронного глобального развития, чтобы выровнять шаг всех почти 200 стран, будь они бедные или богатые, расположенные ниже или выше экватора, пусть с разными системами управления. Определены обязательства по ЦУР, принятые главами стран-членов ООН, во всех развивающихся странах работают офисы всей системы ООН для оказания методической помощи, донорское общество, включая все международные банки развития нацелены на достижение этих целей, делаются громадные усилия, чтобы ни одна страна, ни один человек не остался в стороне.


Задача нашей республики, каждого министерства, учреждения, средств массовой информации, вузов «национализировать» ЦУР, адаптировать собственные национальные стратегии с целями и индикаторами ЦУР. Крайне важно включить индикаторы ЦУР в национальное планирование, процессы, политику и стратегии. Боюсь, в программе КР- 2040 национальная стратегия не полностью адаптирована с целями и индикаторами ЦУР. Просмотрев сайты ряда министерств, я не нашла ни одной отраслевой программы развития, на которых строится страновой каркас программы 2040. В программе КР «Единение, доверие, созидание» на 2018-2022гг. не учтены многие актуальные аспекты и проблемы отраслей и направлений развития. Это особенно актуально в отношении целей, показателей, бюджетирования и стратегий мобилизации ресурсов. Думаю, что в отсутствии у нас мыслительных центров (think tanks) в помощь работе правительственной машины, нам надо полностью и безраздельно опираться на механизм ЦУР, который всесторонне помогает планировать, осмыслять, внедрять в работу нужные компоненты и стимулы развития, осуществлять перспективное планирование, видеть результаты, исправлять, подгонять отстающие звенья. Вот вам готовый ментор, методист, лучший механизм мониторинга движения!


В стране слабая осведомленность о Программе ЦУР и Парижском Договоре, такое впечатление, будто это нужно кому-то в Нью-Йорке и Париже, в ООН и Всемирном Банке, но не нам! Обзор работы по ЦУР (SDSN) в сентябре 2019 г. показал, что только 18 из 43 стран ссылаются в своих национальных бюджетах на ЦУР. Недавние слушания бюджета 2020 в нашем ЖК не засекли ни одного упоминания с уст наших депутатов о ЦУР! В докладах и выступлениях руководители страны никогда не ссылаются на национальные параметры ЦУР, что весьма обескураживает в условиях, когда уже прошло пять лет со времени принятия всемирных документов. Огромен разрыв между уровнем осведомленности о ЦУР в столице и на местах. Там в глубинке такие понятия вовсе не прижились, факультеты в десятках наших университетов, где выпускают армию дипломатов и специалистов-международников не вступают в работу по разъяснению главной траектории мирового развития. Ни в одном городе Кыргызстана вы не увидите ни одного лозунга или рекламы в жанре «арт стрит» на эту тему. Правительство не ведет мобилизующую синергическую работу всех министерств и служб по освоению, направлению на выполнение этой важной для всего мира и каждой страны темы. А если ведет, то почему ответственное лицо, отвечающее за этот участок работы не задаст тон, не откроет четкой постановкой задач и проблем национальный диалог - как нашей стране шагать наравне с другими странами, не отставать от них, как решать острые, насущные проблемы развития, принимать полезный нужный нам опыт работы из других регионов и континентов?! Почему вообще закрыты рты наших министров, глав служб и ведомств, градоначальников, не слышишь от них инициатив, ответов на острые вопросы каждого дня, трудно понять степень понимания ими задач, уровень их образования, кругозор, видение! Общественность хочет слышать насколько компетентно ведутся дела, как руководят отраслями министры, их начальники, надоело все время быть в последних строках всех мировых индексов и рейтингов! Крайне важна и нужна мобилизующая, законотворческая, проверяющая роль парламента в имплементации ЦУР.


Важная роль статистики


Для мониторинга прогресса ЦУР, комплексного стратегического анализа и эффективного осуществления Повестки дня на период до 2030 г. роль статистики, в первую очередь комплексных и дезагрегированных данных, принципиальна. На сегодня для двух третей глобальных показателей ЦУР ощущается нехватка данных. На самом деле, данных в области экономики больше, чем в социальной и экологической сферах. Почти четверть всех задач ЦУР, по которым существует дефицит данных, относятся к окружающей среде. Как можно понять, отследить, планировать развитие отрасли, отдельные направления развития, разрабатывать фактологически обоснованную политику если у нас уже третий десяток лет экономика кроится на отрывочных данных? Кыргызская Республика не входит во всемирные базовые статистические справочники, которыми оперируют инвесторы и аналитики в мире, и которые выпускаются известными службами ОЭСР, «Экономист», « Всемирный Экономический Форум в Давосе» и др. Сейчас как правило, полноценные тематические цифровые материалы возникают по заказу международных организаций по проектам, в рамках заданных анализов страны в регионе или в мире. Считаю необходимым, и надо этого строго придерживаться, чтобы такие ключевые службы правительства возглавлялись грамотными думающими экспертами, глубокими мыслящими экономистами; нам также необходимо открыть отделения и готовить в университетах в нужном количестве специалистов по статистике.


Цена вопроса


Подсчитано, что достижение ЦУР в странах с уровнем дохода ниже среднего как у нас, потребует примерно 27-37 процентов ВВП. Мобилизовать такой объем бюджетных ассигнований как для нашей страны, так и нам подобных стран очень сомнительно. Финансовый разрыв по всем странам мира суммарно выливается в 400 млрд долларов. Такой объем инвестиций у доноров не вызывает энтузиазма, они обращают внимание стран-реципиентов на добросовестное оптимальное использование выделенных средств, на привлечение в том числе средств частных филантропов, причем в своих же странах для решения срочных социальных нужд. На последнем совещании доноров 19 ноября с.г. в Бишкеке «Ускорение для устойчивого развития» не прозвучали конкретные цифры, которые доноры публично огласили в порядке помощи КР. Пока не предвидится, что правительство удержит постоянный рост экономики на протяжении будущего десятилетия в 5%, чтобы достигнуть ЦУР. Прибавьте сюда нашу обремененность внешним долгом. А сейчас после оглашения громкого скандального дела – вскрытия расследовательской группой журналистов криминального таможенного спрута, скрутившего слабое тело нашей государственности под удавку, трудно говорить о настрое доноров, которые и так сомневались в способности правительства собрать налоги и другие доходы для пополнения бюджета. Когда мы по всему миру ищем средства для создания элементарных условий жизни людям в семи опасных для жизни небольших городках и поселках КР, зараженных урановыми отходами, эти преступники, в первую очередь сами кыргызы, поправ нашу государственность, выводили миллионные средства за границу и инвестировали в будущий свой «рай» в Дубаи! Пусть там инвестировано 50 миллионов, - которые наша власть должна возвратить в казну, - а куда ушли шесть сотен миллионов долларов, вывезенных за границу?! Задача властей - немедленно принять меры по задержанию всех участников, начать расследование этого страшного преступления, поставившего репутацию нашей страны в мире под удар.


Высока ответственность и роль министерств и агентств, отвечающих за выполнение обязательств страны по Парижскому Договору 2015г. Стало известно как много и безвозвратно за последние 5-6 лет было упущено, как сильно мы отстали от соседей в регионе в силу крайней некомпетентности, безответственности и низкой эффективности профильного госагентства в привлечении международных средств по реализации природоохранных мероприятий! Изменение климата требует радикального изменения нашего отношения к природе, упора на возобновляемые источники энергии, освоения и умного ведения «зеленой», «циркулярной», «голубой» экономики, создания «зеленых» рабочих мест, энергоэффективного жилья и транспорта. Почему все эти новшества, понятия и действия не становятся лозунгом, политикой, каждодневным трудом наших правителей?! Почему никто не предпринимает в правительстве радикальные шаги по снижению долга по формуле «долг в обмен на улучшение экологии»?!


Похвально слышать из уст официальных лиц всех рангов, что идет неустанный поиск инвестиций. Почему же тогда с прохладцей ведутся работы по реализации недавно принятого закона о государственно-частном партнерстве, который уже давно эффективно работает у соседей? Не надо обольщаться тем, что скоро намечено в Белом Доме совещание на этот счет. Сколько больших форумов с участием министров и даже премьер-министров прошло за последние несколько лет по теме поддержки кооперативов, основного двигателя сельского хозяйства в десятках стран мира. У нас на бумаге 5 тысяч, на деле действуют, сводят концы с концами всего 30 кооперативов, которыми в большинстве своем руководят женщины, терпеливые, выносливые, они не бросают начатое дело, преодолевая тысячу препятствий в своей работе!


Уроки и задачи на завтра


Время летит с ускоренной скоростью. Осталось всего 10 лет, чтобы достичь ЦУР, тогда наступит время оценки и состоятельности нашего государства, где мы окажемся, будем ли мы занимать достойное место в мировом сообществе или окажемся к середине этого века на самом низу мировых шкал? Сумеем ли мы чему-то обучиться, извлечь уроки из процесса глобального перспективного планирования, динамики развития на пути к ЦУР? Очень много нужных материалов по этой теме, важных для понимания и ведения процесса, к сожалению, написаны на английском языке. Очень важно включить в работу с самого начала всех тех, кто владеет английским, иначе мы окажемся за бортом. На недавнем региональном форуме (15-16 ноябрь 2019) в Алматы по ЦУР меня взяла оторопь от того, что все двух-дневное совещание велось на английском языке, я, признаться, к этому не была готова! Пришлось быстро переключаться. Не рассчитывайте на наушники, на перевод, не откладывая далеко, все, кто будет заниматься ЦУР, принимайтесь плотно изучать английский!


Алматинский Форум высветил необходимость и важность регионального сотрудничества для успешного осуществления Целей. Для успешного достижения Целей нужны последовательность в политике, комплексные подходы, что обеспечит нужную синергию между экономическим, социальным и экологическим компонентами устойчивого развития. Нам нужно взаимодействие как внутри региона Центральной Азии, так и в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона по линии Север-Юг и Юг-Юг. Многостороннее партнерство – императив осуществления ЦУР!


Знаю, что правительство начало работу по подготовке странового отчета к июлю 2020 г., создан специальный рабочий орган, полагаю, что им должен руководить человек с солидной репутацией и опытом работы, глубоким знанием дел и крепкими менеджерскими качествами. Получается, что надо вытаскивать уже авральное дело! У каждого министерства есть шанс использовать рамки ЦУР для осмысления всех вызовов, стоящих перед отраслью, не забывайте, что кроме 17 ЦУР, есть 169 соответствующих задач и сотни индикаторов, которые надо рассмотреть в контексте каждой отрасли, надо подтянуть слабые места, восполнить белые пятна, добрать статданные, определить приоритеты, проявить искусство перспективного планирования. В работу надо включить всех стейкхолдеров – молодежь, женщин, мужчин, старых людей, тех, у кого есть физические недостатки, НПО, частный сектор, местные сообщества.


По данным Глобального отчета по ЦУР за 2019 год в КР наблюдается застой в прогрессе по ЦУР 2( Ликвидация голода), ЦУР 5 (гендерное равенство), ЦУР 7 (чистая вода и санитария), ЦУР 8 (достойная работа и экономический прогресс, ЦУР 15 (сохранение экосистем суши). Заметьте, знаковым в программе ЦУР до 2030 г. является девиз «никто не должен остаться за бортом»! И мы это чувствуем по всему миру, по более активному финансированию нашими партнерами по развитию проектов и работ в защиту самых уязвимых. На собравшемся в сентябре этого года в Нью-Йорке Саммите глав государств и правительств по ЦУР прозвучала идея о признании языка глухих официальным языком, - а это 5% населения мира, - что даст возможность включения большого числа людей в активную жизнь, откроет пути их личной реализации. В нашем мире из 7 млрд людей насчитывается 1,3 млрд слепых и людей с разными нарушениями зрения; в век ИТ, печатание вслепую, что органически подвластно этим людям, дает им возможность стать полноценными участниками жизни и его важнейших производственных процессов.


Нет сомнения, в работе по реализации ЦУР на будущее десятилетие правительство должно удвоить свои старания, от эффективности его действий будет зависеть будущее страны. Сегодня решается завтра! Мир вступает в декаду, которая будет решающей как для нынешней, так и для будущих поколений, для всей жизни планеты.