Роза Отунбаева: Креативная индустрия начинается с музеев

January 23, 2019, 06:00

Туризм приносит стране 5% дохода в ВВП, и это далеко не предел, скорее начало. Вот и решение властей об «Открытом небе» будет вподмогу: интенсивность движения увеличится, внутренний и международный трафик людей, грузов усилится. Уже сегодня Кыргызстан стал попадать в разные престижные туристические рейтинги: кратковременный отдых зимой или летом, трекинги и хайкинги, лыжный туризм. Главным аргументом пока является природа, местоположение, стан нашей республики. Наш вклад в туристический рейтинг страны сравнительно мал: это мать-природа держит нас на своем лоне, ласкает, дарит свои богатства, терпит нашу нелюбовь к ней, мы ее эксплуатируем пока как можем и сколь можем.

 

Столица, город Бишкек, очевидно, наряду со всеми другими достопримечательностями – центр туризма. Первым делом туристы, приехав в другую страну, сразу ищут музеи, исторические замки, башни, стены: им хочется понять кто эти люди, какую жизнь они прожили, как дошли до сегодня, что они производят, чем зарабатывают, как кормят свой народ, какие у них искусства. Какой музей в нашей столице работает последние два года, за который не стыдно перед приезжими?! В каком состоянии все остальные музеи? Есть ли такие выставки в городе, на которые в выходные дни всей семьей потянутся горожане? Будет там стоять очередь при входе? Будут ее обсуждать на работе, в печати, по радио и ТВ? Безусловно, в стране есть Музей изобразительных искусств, там идет частая череда выставок наших художников, и это естественно, они стоят в очереди, чтобы выставить свои работы на суд общественности, это традиционная форма общения художника с народом. Но больше никакой системной работы музей с добротным актовым залом, большими площадями на этажах и в пролетах лестниц не проводит! Ни для детей, ни для взрослых! А сколько членов Союза художников у нас?! Есть факультеты искусств в нескольких Университетах, специальный Университет искусств имени Б.Бейшеналиевой, Академия художеств, Художественное училище. Они выпускают не только художников, но и менеджеров учреждений культуры, культурологов, искусствоведов, в каждом их них толпы специалистов и знатоков! Город создал объединенную дирекцию памятных музеев объединяющих работу музеев Токтогула, А. Токомбаева, И.Раззакова, С. Чуйкова, Г.Айтиева, О.Мануйловой и др., зимой они впадают в зимнюю спячку, к лету оживают и проводят редкие выставки хозяев этих домов-музеев или молодых художников. Минкультуры здесь держит сторону, а в городе заняться их творческой деятельностью явно некому! Иначе в центре города, в двух шагах от школ и университетов разве нельзя было по-умному, в образовательных целях использовать эти помещения на пользу горожан?! В тысячах городах Европы в каменных и деревянных строениях средневековья до сих работают множество библиотек, выставочных залов, клубов. Почему же нельзя создать семейные клубы в наших литературных музеях, маленькие передвижные выставки, организовать циклы лекций (не обязательно на 100 и более человек!), платные кружки. Темы?! Искусства, религии мира, робототехника, как избавить детей от гаджетной зависимости и научить их читать, как подготовиться выпускникам к экзаменам по литературе, курсы познания изоискусства по периодам, клубы поэзии, путешественников, знакомства с регионами республики и много чего другого. Боюсь, их локации давно на глазу у больших строительных компаний, уж больно лакомые места в центре города, на которых они расположены. Не проходит боль за дом Туголбая Сыдыкбекова на ул.Раззакова, как он ушел в землю, погас на фоне громадного бизнес-центра под названием «Москва», высотка выстроена впритык к забору, врезаясь в фундамент старого дома. А ведь речь идет о нашем национальном достоянии, о доме выдающегося классика литературы! Говорят, что за домом О. Мануйловой, стоящем по ул.Тыныстанова планируют выстроить другую высотку на земле, принадлежащей бывшему акиму Первомайского района А. Алиеву. Когда и как эта земля досталась ему? Хорошо помню как на этом участке сразу после 2010 года, куда переехала Генпрокуратура, планировали построить новое дополнительное к нынешнему зданию Конституционного Суда строение. Хочу верить, что ладный достопамятный домик Ольги Максимиллиановны не пострадает от этого, у окружающего его палисадника не отнимут ни одного метра, верю, сколько еще знаний, добра и тепла принесет этот дом моим тысячам соотечественников и туристам.

 

Говоря о наших музеях, невозможно обойти музей М.В.Фрунзе. Нельзя городу и стране мириться с тем, как вхолостую используется здание в центре города, о качестве его выставок и активности лучше промолчать. Сейчас разгорается спор вокруг этого музея: в Минкультуры существует идея превращения его в музей города. По этому поводу замечу только одно: как на Западе, так и на Востоке есть много городов с историей в 6-8 столетий и более, речь идет об их археологии, градостроительстве на протяжении всех эпох, районировании города в соответствии с населявшими их разными этносами с разными верованиями, о разных сословиях и их занятиях в историческом измерении. И даже в таком изобилии материала не у всех известных городов есть свои музеи. В противовес этой идее другая инициативная группа военных ветеранов, выступает за превращение Музея Фрунзе в Музей военной славы. А что же стало с полноценным музеем воинской славы панфиловцев на пересечении Московской и Панфилова?! Какое у него положение?! Он в запустении всю последнюю декаду. Проезжая мимо, вам открывается знакомая картина, которую разворачивают «хитроумные» строители перед тем как «напасть» на этот объект, он обветшал, давно не жилой, бесхозный, его целенаправленно подводят под вердикт: под снос! Нет сомнений, на таком ходовом месте будет очередная чья-то заветная высотка! Товарищи-ветераны, ищущие поддержки в Белом Доме и радеющие за патриотическое воспитание молодежи, почему бы вам не направить всю энергию на тех, кто замыслил там строительство: если нет желания и возможности восстановить существующее здание, то настаивайте на первых этажах нового будущего здания, чтобы там расположить музей боевой славы. Это законное место музея, откуда части армии уходили на фронт в грозные 40-е прошлого столетия. Это родное место музея славы, протоптанное тысячами ветеранов ВОВ и даже Гражданской войны 1918 года! Там достаточно земли, чтобы построить по надобности дополнительные выставочные помещения.

 


 

Музей Фрунзе я предлагаю, не откладывая в долгий ящик, отдать Музею этнографии, которого у нас нет, но его критически не хватает в стране. Домик Фрунзе пусть остается на месте как артефакт жилища молдавского жителя нашего края на рубеже 19 и 20 веков. Имя и жизнедеятельность великого советского полководца Михаила Васильевича Фрунзе при этом нисколько не умаляется, а будут полноценно освещены в экспозиции Государственного Исторического музея как яркой героической личности в становлении советской власти в Кыргызстане. Содержание будущего национального музея этнографии, в этом нет сомнения, будет изобиловать богатством материала национального кыргызского, собранного со всех регионов страны: ни в одном областном краеведческом музее, - а их всего-то три, а не семь! - нет стоящей полноценной этнографической экспозиции. В новом музее будут также собраны материалы относительно всех этнических групп, проживающих в республике. Вы спросите почему именно музей этнографии? Во-первых, это то, что интересует туриста, особенно зарубежного, везде и повсюду; пока же этнография - это только фрагмент исторического музея или музея искусств. Во-вторых, специализированный музей по этнографии - это поле деятельности для изучения идентичности, истории мысли, занятий, ремесел всех этносов и слоев населения республики. И туристы, и впервые слышащие люди, и даже наша молодежь не перестают удивляться: неужели у нас в стране проживают от 80 до 100 этнических групп?! Откуда они пришли? Как уживаются вместе? Сравните с Монголией, Кореей, Арменией – ну разве это не чудо?! Учить пониманию, уважению, знанию культур, традиций, составляющих народ Кыргызстана можно только через целенаправленную, тонкую, умную работу в одном месте. Обменные этнографические исследования культур диаспор, проекты и выставки с РФ, Узбекистаном, Казахстаном, Таджикистаном, Кореей, Германией, Турцией и др странами будут способствовать не только взаимному культурному обогащению, но и разработке бизнес-проектов, станут толчком для усиления культурно-образовательных, экономических связей. Все выставки, воркшопы, беседы и лекции в таком музее будут всегда привлекать много людей.

 


 

Непременным атрибутом музея должен стать хороший магазин сувениров и народных промыслов. Всегда поражаюсь богатому ассортименту товаров в музейных киосках Москвы, Санкт-Петербурга, не говоря о музеях за рубежом. Там всегда можно пройти в буфет музея, выпить кофе, и даже перекусить. Кто же у нас запрещает, не дает развернуть продажу сувениров в музеях и театрах?! Кто действует во вред развитию культуры, самоокупаемости и устойчивости культурных учреждений в нашей стране? Почему, зная крайне скудное финансирование культуры из республиканского бюджета, не выставить таких вредителей на всенародный суд, послушать на заседаниях Горсовета и ЖК и наказать их?!

 

Очевидно, что у нас в стране нет специальных музеев науки и техники для детей как в Пекине или Санкт-Петербурге, естественно-научных музеев природы как в сотнях и сотнях городов мира, нет полномасштабных литературных музеев как в Баку или в Москве, нет музеев ковра как в Ашхабаде или Баку, музея шелка как в Ташкенте или Тбилиси. При этом в каждом из перечисленных мест везде есть музеи этнографии, в одной только Грузии их аж семь! Именно культура стимулирует туризм, является ядром креативной индустрии, то, что понимают и гибко развивают во многих странах мира. Столько рабочих мест создается на этом новом направлении, из года в год растет спрос на культуру, связанные с ней занятия, услуги и товары. Пора и нам повернуться лицом к ней, не может город-почти-миллионник жить в таком культурном вакууме как сегодня!


Автор: Роза Отунбаева