Выводы и предложения участников семинара для лиц, принимающих решения

November 14, 2013, 06:00


Бишкек, 8 ноября


Мнения и рекомендации участников семинара не обязательно совпадают с позицией Фонда «Инициатива Розы Отунбаевой»


Стратегии


Следовать стратегии социальной справедливости. Убедиться, что факторы риска для детей из групп риска не мешают им реализовать себя. Механизмы: (1) Определить факторы риска и «группы риска» для детей Кыргызской Республики. Инструмент: социологическое качественное и количественное исследования. (2) Предусмотреть меры, обеспечивающие самореализацию детей «групп риска», в системе дошкольного образования. В частности, убедиться, что государство поддерживает тех, кто больше всего в этом нуждается, включая детей из бедных и неблагополучных семей.

Действующие стороны: семьи, педагоги, ЮНИСЕФ, исследовательские группы, МОиН.


Правовое регулирование


• Внести изменения в Конституцию Кыргызской Республики, которая сейчас не предусматривает права граждан на бесплатное получение дошкольного образования. Механизм: референдум.

• Разрабатывается Кодекс законов об образовании. Все заинтересованные стороны, могут участвовать в разработке Кодекса. Механизм вхождения: направить предложения в адрес Комитета Жогорку Кенеша по образованию.

• Узаконить общинные детские сады. Механизм: ввести соответствующие определения в государственные стратегические документы, нормативно-правовые акты и бюджет.

• Ввести в Закон о местном самоуправлении подстатью: «в функции органов местного самоуправления входит создание условий для раннего развития и образования детей», чтобы на основании этого закона можно было работать на долгосрочной основе над развитием сети детских дошкольных образовательных учреждений. Механизмы: (1) подготовленные изменения в Законе о местном самоуправлении внести на рассмотрение в Жогорку Кенеш; (2) войти с соответствующими предложениями в установленном порядке в группу разработчиков Кодекса законов об образовании.

Действующие стороны: Комитет Жогорку Кенеша по образованию, МОиН, Национальное агентство Кыргызской Республики по делам местного самоуправления.


Программная стандартизация


Определить цели и задачи подготовки к школе и содержание обучения, направленного на подготовку к школе. Убедиться, что государственные и частные детские сады сохраняют возможность использования разных методик обучения при единстве ожидаемого образовательного результата.

Определить критерии готовности школы к принятию ребенка.

Cистематизировать виды и уточнить статус общинных детских садов; привести нормативную базу в соответствие с практикой.

Определить минимальный образовательный стандарт для детей, начиная с трех лет, при участии широких кругов общественности. Определить, что государственные гарантии распространяются на детей начиная с трех лет.

Доработать и внедрить модель краткосрочных детских садов.

Определить критерии, которым должно отвечать качественное дошкольное образование. Разработать систему индикаторов качества дошкольного образования.

Механизмы: инициирование и участие в разработке программных документов. Действующие стороны: МОиН, ЮНИСЕФ и другие международные организации.



Инфраструктура


• Поручить строительство новых детских садов Госстрою. В регионах построить хотя бы 1 или 2 новых детских садика в каждом районе за государственный счет.

Возврат зданий. Прояснить механизмы и действующие стороны, их роли и ответственность.

Механизмы: прояснить. Действующие стороны: МОиН, МФ, Госстрой.



Финансирование


Закрепить документально государственные гарантии в отношении дошкольного образования. В частности, определить объем образовательного минимума для детей, начиная с трех лет, гарантируемый государством. Определить минимальный гарантированный стандарт финансирования, сколько детей и какими образовательными услугами этот стандарт позволит охватить, определить источники требуемых средств. В финансовом стандарте выделить предшкольное образование.

В Государственном бюджете и финансовых стандартах:

              • сбалансировать расходы на школьное и дошкольное образование.

              • Добиться финансирования всех статей госбюджета, относящихся к образованию.

              • Выделить отдельной строкой расходы на предшкольную подготовку.

              • Убедиться, что государственные финансовые ресурсы используются оптимально и в первую очередь поддерживаются те сообщества, которые в этом нуждаются больше других. Оптимизировать расходы Министерства образования и науки.


Разработать и ввести в действие Положение о тарификации персонала детских садов различных видов. Расчеты заработной платы выполнить исходя из минимального стандарта предоставления услуг в области дошкольного образования.

Механизмы: прояснить. Действующие стороны: МОиН, МФ.



Государственно-частное партнерство


• Определить стоимость обучения одного ребенка, в том числе образовательной части и части ухода. Усовершенствовать, апробировать и широко внедрить механизм, позволяющий передавать деньги, гарантированные государством на оплату образовательного минимума, детскому саду на образовательную часть вне зависимости от формы собственности детского сада.

• Пересмотреть порядок лицензирования и СанПиН в сторону смягчения. Механизмы: получить информацию от Отдела лицензирования МОиН о состоянии пересмотра системы лицензирования и организовать общественную дискуссию с привлечением заинтересованных сторон с тем, чтобы готовящиеся изменения удовлетворяли заинтересованные стороны и вели к повышению доступа к дошкольному / предшкольному образованию.

Механизмы: Обсуждение при участии всех заинтересованных сторон. Действующие стороны: МОиН, МФ, МЗ КР.



Кадровое обеспечение


• Разработать механизмы повышения квалификации дошкольных педагогов, включая механизмы финансирования. В частности, возможно государственное и международное грантование повышения квалификации на индивидуальной основе.

• Определить порядок обучения (дополнительного обучения (переквалификации) педагогов начальных классов, привлекающихся для обучения детей в рамках программы предшкольной подготовки.

Определить обязанности государства и родителей и, соответственно, платные и бесплатные услуги. Высвободившиеся государственные средства направить на содержание садиков, чтобы поддерживать те садики, которые уже действуют. Учесть, что в тех районах, где в бюджете остаются деньги, за их счет нужно финансировать садики.

Механизм: Внести соответствующие положения в Государственный финансовый стандарт дошкольного образования. Действующие стороны: МОиН, МФ, педагоги и организаторы образования.



Мониторинг, оценка и отчетность


Провести инвентаризацию существующих детских садов и программ, включая данные по количеству охваченных детей, в разрезе по детским садам различных форм собственности.

Опубликовать отчет по результатам внедрения 240-часовой программы в 2012 г. Механизм: переговоры с Министерством образования и публикация отчета в открытом доступе / получение отчета с использованием механизмов ОНС.

Разработать систему мониторинга и оценки результативности дошкольных образовательных программ. Провести мониторинг качества обучения.

Разработать концепцию и критерии готовности детей к школе, а также готовности школы к приему детей в рамках предшкольной программы.

Механизмы: Мониторинг и оценка. Действующие стороны: МОиН, ЮНИСЕФ и другие международные организации.


 

Значимое участие заинтересованных сторон


Активизировать родителей. Механизмы и действующие стороны, их роли и ответственность не прояснены.

• Минимальный стандарт образования, гарантируемый государством, для детей начиная с трех лет, должен быть определен при участии широкого круга общественности.

• Cформировать единую межсекторальную и межведомственную команду (комитет), объединяющую специалистов разных ведомств, и обеспечить координацию действий ведомств по изменению нормативно-правовых актов, касающихся дошкольного образования, а также обратную связь разработчикам со стороны пользователей нормативно-правовых актов. Команда призвана обеспечить значимый вклад заинтересованных сторон в достижение национальных целей в области образования и, как следствие, поддержку Министерству образования и науки в продвижении согласованных программ со стороны общественности, других ведомств, Жогорку Кенеша и международных организаций.

• Обеспечить прозрачность процесса разработки, апробации и внедрения 480-часовой (годовой) программы предшкольного образования, а также возможность участвовать в ее обсуждении для всех заинтересованных сторон.

• Обеспечить прозрачность процесса оптимизации бюджета, выделяемого на образование.

• Обеспечить доступность информации о ресурсах партнеров, в том числе доступность нормативно-правовых актов (как действующих, так и обсуждающихся), информации о готовящихся оценках и доступных тренингах. В частности, обеспечить участие заинтересованных сторон в Национальной оценке образовательных достижений (НООДУ), которая будет проводиться в стране в 2014 году в третий раз. Получить больше информации о работе в стране канадских экспертов, работающих совместно с МОиН.

Механизмы: Общественные дискуссии. Действующие стороны: общественность, МОиН, МФ