Итоговый пост-релиз инициативы МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой» по проекту «Мобильный центр развития» за 2017-2018 гг.

June 22, 2018, 06:00

Цель инициативы/проекта: Содействие в улучшении качества предоставляемых услуг детям раннего возраста в 8 жилмассивах г. Бишкек посредством улучшения навыков родителей по вопросам раннего развития ребенка. Обратить внимание общественности к вопросам раннего развития детей.


С распадом СССР выросла структурная, сезонная безработица и исходя из этого, системная безработица. В результате этого начался массовый отток людей из регионов, сел и малых городов в г.Бишкек, которые в течение 25 лет обосновались на окраинах города, образуя своеобразный пояс новых жилых массивов. На сегодня вокруг г.Бишкека образовалось 48 новых жилых массивов. В силу того, что новые жилмассивы не были запланированы, они появились стихийно, инфраструктура очень слабая, не хватает школ, детских садов, детских центров развития. Что естественным образом влияет на развитие и образование детей, а вопросы дошкольного развития и воспитания остаются остаточными вопросами. В жилмассивах постоянный мониторинг по этим вопросам не делается и не учитывается потребность в дошкольном образовании. Стоит острая нехватка государственных детских садов, чтобы охватить всех детей дошкольным образованием. Доступ в частные детские образовательные организации многим не по карману, родители не имеют возможности оплатить частные услуги, большинство родителей не владеют знаниями о развитии детей с раннего возраста, поэтому значительная часть детей не имеет возможности элементарной дошкольной подготовки. Растет внешняя миграция, дети мигрантов остаются на попечении престарелых родственников. В результате вопросам развития детей с раннего возраста не уделяется должного внимания ни со стороны родителей, ни со стороны муниципалитета. Существуют значительные трудности и в обучении родителей навыкам развития ребенка. И это также является одной из причин по которой родители не могут подготовить детей к школе, а отсюда возникают комплексы в развитии. Рациональное использование времени раннего развития детей - это основа формирования успешной личности, развитие жизненных навыков и формирование истинных ценностей.


Учитывая вышеизложенное, а также для смягчения социальной напряженности инициативой учредителя фонда Отунбаевой Р.И. с ноября 2017 г. была начата активная работа Мобильного центра развития с целью содействия в улучшении качества предоставляемых услуг детям раннего возраста в 8 жилмассивах г.Бишкек посредством улучшения навыков родителей в вопросах раннего развития ребенка. Необходимо было обратить внимание общественности к вопросам раннего развития детей.


В жилмассивах г.Бишкек была проделана большая подготовительная работа. Были проведены кабинетные исследования, анализ ситуации. Проведен социологический опрос жителей с охватом 638 человек. По результатам соц.опроса и в сотрудничестве с мэрией и Районными государственными администрациями, Муниципальными территориальными управлениями, квартальными комитетами, активистами женщинами, ответственными улиц в ЖМ было отобрано 8 жилмассивов в 4 МТУ. Это Калыс-Ордо, Ак-Бата, Дордой, Ак-Босого, Ала Тоо, Ак-Орго, Кара-Жыгач и Кок Жар. Критериями отбора жилмассивов были рекомендации РГА, МТУ, с упором на наиболее неблагоприятные с точки зрения инфраструктуры, социально неблагополучные, но с наличием точки опоры – школы (всего 8 школ в 8ми жилмассивах). Так как именно в школах можно было организовывать работу Мобильного центра развития. Таким образом, вся ниже описанная работа проводилась только в этих 8ми жилых массивах.


Анализ показал, что в жилмассивах превалирует бедность и безработица, которые ведут к распаду семей, деградации личности, снижению образованности и ответственности родителей по уходу и развитию. Отмечается рост количества рождаемости из-за отсутствия знаний о планировании семьи. В настоящее время у многих женщин и мам нет постоянной работы. Высокая внутренняя миграция оказывает влияние на распространение различных заболеваний. Мигранты, как правило, не встают на учет в медицинские учреждения и обращаются только в крайних случаях - при заболевании и необходимости скорейшего лечения. Поздняя обращаемость родителей к медработнику может вызвать осложнения у детей с развитием различных паталогий и хронических заболеваний. При общении с жителями отобранных жилых массивов было также отмечено отсутствие доступа к качественным услугам здравоохранения, культуры, образования и спорта.


В жилмассивах проживают в основном молодые семьи, но им не хватает навыков по планированию семьи, очень часто наблюдается несоблюдение элементарных норм репродуктивного здоровья, недостаток ресурсов по развитию и воспитанию детей. У молодых мам и пап не хватает навыков по ухаживанию за младенцем с соблюдением стандартов раннего развития ребенка.


Поэтому, по рекомендации учредителя Фонда, в процессе разработки программы и контента работы МЦР как приоритет была поставлена организация и проведение санитарно – гигиенической просветительской работы и профилактической работы. Министерство здравоохранения КР выступило основным партнером по санитарно-просветительской и профилактической работе и было издано Распоряжение Минздрава КР за №908 от 12.10.17 г. об оказании поддержки Фонду в реализации данной Инициативы в жилмассивах.  


Для усиления результатов санпросвет работы в жилмассивах при содействии Национального госпиталя КР были организованы выездные обследования «Мобильной медицинской клиникой», в ходе которых бесплатно обследован 1721 житель жилмассивов.

Нашими партнерами выступали ЦСМ г.Бишкек, в частности ЦСМ №1, обслуживающий ЖМ Ала Тоо, ЦСМ №8-Кара-Жыгач, ЦСМ №9--Кок-Жар, ЦСМ №12-Ак-Орго, Ак-Ордо, ЦСМ №13-Калыс –Ордо, ЦСМ №14-Ак-Босого, Дордой, Ак-Бата. Врачи и медработники данных ЦСМ были подключены в санпросвет работу в жилмассивах, читали лекции, были розданы информационные материалы.

Для того, чтобы обучить жителей жилмассивов навыкам санитарии и гигиены, материнскому здоровью, здоровому образу жизни, правильному питанию, профилактике различных заболеваний с 1 ноября по 16 декабря были проведены 40 семинаров тренингов с участием 1459 взрослых и 1308 детей.


Проведено 5 циклов лекций и тренингов по темам :

1. Санитария и гигиена (Чистые руки) с 1 по 9 ноября - участвовали 409 родителей, 405 детей. 

2. Здоровые зубы с 14 по 21 ноября – участвовали 314 родителей, 213 детей.

3. Правильное питание с 23 по 28 ноября- участвовали 254 родителей, 261 детей.

4. Иммуннопрофилактика, профилактика анемии с 1 по 8 декабря - участвовали 226 родителей, 224 детей.

5. Здоровое материнство-здоровый ребенок - с 12 по 15 декабря - участвовали 256 родителей, 194 детей, всего по санитарии и гигиене-2767 человек.


Работники Республиканского Центра Укрепления Здоровья, Бишкеского Центра Укрепления Здоровья и Кабинетов Укрепления Здоровья, врачи Центров семейной медицины на волонтерских началах провели тренинги, прочитали лекции и провели презентации по вопросам профилактики различных заболеваний, вопросам материнского здоровья, репродуктивного здоровья, правильного питания и иммуннопрофилактики и ответили на вопросы жителей. Старшие преподаватели КРСУ им.Б.Ельцина прочитали лекции по профилактике болезней десен и сохранению зубов с показом на макете и ответили на вопросы родителей-участников тренинга. Всего участвовали 50 партнеров-тренеров. Создана база данных команды волонтеров КГУ им.И. Арабаева, КНУ им. Ж.Баласагына, Кыргызско Турецкого университета Манас, КРСУ им. Б. Ельцина, музпедколледжа им. Т.Эрматова, Национального Общества Красного Полумесяца, всего были привлечены около 100 волонтеров-студентов, которые проводили работу с детьми и участвовали в подготовке и проведении тренингов. В результате повышены знания и осведомленность об услугах медицины, и уходу за ребенком. Все жители ЖМ-участники тренингов, выразили огромную благодарность Фонду за проведенную работу в 8 ЖМ, в направлении санпросвет работы и по раннему развитию детей, репродуктивному здоровью женщин и девушек (имеются отзывы, написанные и подписанные ими собственноручно).


В результате тренингов у участников тренинга было изменено отношение к своему здоровью и здоровью ребенка, к развитию и воспитанию ребенка, коммуникации в сообществе, некоторые участники тренингов начинают интересоваться созданию альтернативных моделей детских Центров развития или центров образования в ЖМ. Повышены знания и осведомленность родителей об услугах медицины, о раннем развитии и воспитании ребенка.


Кроме того, были тщательно продуманы и запланированы серии тренингов по обучению родителей элементарным педагогическим навыкам для развития детей в домашних условиях. Во время мобилизационных работ и во время проведения тренингов нашими основными партнерами в реализации плана выступили руководство и преподаватели 8 школ, представители МСУ, квартальные комитеты, главы улиц в ЖМ, ВУЗы и Образовательные учреждения Управления образования Мэрии г.Бишкек. По результатам предварительной оценки потребностей в жилмассивах были выявлены дети с проблемами развития речи и как следствие многочисленные просьбы со стороны их родителей о необходимости услуг логопеда. После переговоров с логопедическим Центром Абдыбековой Назимы были организованы встречи с логопедом, которая обследовала детей и была организована профессиональная консультативная помощь детям и родителям. 


За январь-май 2018 г. на тренингах и занятиях МЦР участвовали 1776 родителей, 1926 детей, всего 3702 человек. Новый год «Мобильный центр развития» начал свою работу с самой актуальной темы дня - О важности совместного чтения родителей и детей и важности чтения в раннем возрасте для развития детей. Тренинги проводили: исполнительный директор МОФ “ИРО” Кендирбаева Д.Ш., эксперт-педагог, автор перевода книги “После трех поздно” Жодонбеков А.А., эксперт Агайдарова А.У. рассказывали о важности чтения в раннем возрасте детей, проводились тренинги по развитию детей в условиях семьи с демонстрацией и проведением интерактивных игр с детьми.


Для усиления эффекта и значимости чтения книг был привлечен проект Фонда “Звезды читают детям”, в рамках которого известный детский писатель, автор книг для детей, в том числе полюбившихся детям литературных героев Акылай и Актан, Лауреат Госпремии им. Тоголок Молдо 2012 г., победитель конкурса среди детских писателей “ЮНИСЕФ” 2004 г. и Фонда Ага Хана 2008 г. Бек Жылдыз прочитала свои книги, сопровождая вопросами и ответами для родителей и детей. 


А также Бек Жылдыз продемонстрировала и подарила детям куклы-чий куурчак, которые она делает собстенными руками. Художественный руководитель театра “Рабаят”, драматург, режиссер, актриса, детский писатель Бурул Асакеева прочитала свои сказки, показала кукольный театр по сюжетам сказок и в завершении провела интерактив с детьми.


Известная телеведущая, одна из ярких здезд кыргызского телевидения, актриса кино и театра Назира Айтбекова прочитала сказку из книги “365 кун жомок” и рассказала о себе и о секретах своего успеха. Подарила детям и родителям веселую атмосферу праздника и в завершение раздала автографы желающим.


Эксперт по раннему развитию детей Агайдарова А.У. провела занятия по интеллектуальным играм, посвященным детям от 3-х до 6 лет, которые сразу же были применены в совместной игре родителей и детей. Были розданы родителям и детям материалы, позволяющие развивать творческие и интеллектуальные способности (память, мышление, логика, речь). Были даны подробные рекомендации по обыгрыванию детской литературы в семье: чтение, пересказ, ответы на вопросы детей, устные игры по сюжету, рисование и лепка по сюжету, изготовление книжек-малышек, драматизация.   


По теме “Безопасность дорожного движения” в целях передачи детям основных правил, знаний и навыков по соблюдению дорожного движения посредством спектакля, был приглашен Кыргызский государственный театр кукол им. М. Жангазиева. Ими был показан спектакль А.Богачева «Веселый светофор». Эта поучительная история о правилах дорожного движения. Какие бывают дорожные знаки, что они обозначают, а главное, как правильно их понимать, и как переходить дорогу, обо всем этом рассказал Веселый светофор. Был применен интерактив в виде вопросов детям и их ответами. Режиссер –постановщик спектакля заслуженный деятель культуры Российской Федерации Б.Ходырев, композитор А.Михайлов, художник А.Степанов. В спектакле были заняты артисты Г.Эркимбаева, Г.Талканбаев, Э.Керимкулова, А.Байбеков, А.Дуйшонбаева, С.Качкынбеков и др. Работниками и воспитателями ДОУ №186 г.Бишкек были поставлены и показаны сказки на темы о дружбе и согласии, бережного отношения к природе и безопасносной среде, которые были с элементами ролевых игр и для детей , и для родителей. Дети сопереживают настолько активно, что даже чувствуют себя участниками событий, о которых идет речь в сказке или потешке. Малыши с большим энтузиазмом будут помогать героям, нуждающимся в их поддержке: зернышки для цыплят, окошки в теремке. Начиная занятия со сказки, веселого стихотворения или потешки, можно эмоционально затронуть малыша, превратить занятие в увлекательную игру. Созданию игрового настроения способствуют также ролевые и подвижные игры, занимательные задания на развитие мышления. Экспертом А. Агайдаровой проведены тренинги для детей и родителей по темам «Безопасная улица», «Берегись огня», «Общая безопасность ребенка».  


В феврале месяце академиком Международной Академии им.Ч.Айтматова, академиком РФ, профессором, доктором педагогических наук Уметовым.Т.Э. были проведены тренинги по этно педагогике, с иллюстрациями практического опыта , что вызвал особый интерес не только со стороны родителей, а также и детей. Родители узнали, как можно из подручных материалов можно организовать кыргызские национальные игры, которые незаслуженно были забыты молодыми родителями, дедушками и бабушками. Уметов Т.Э. продемонстрировал и организовал в МЦР мини конкурсы по развитию математического мышления детей.


Тренинги и лекции для родителей по экологии в марте месяце проводил Эко-проект Фонда "Думай глобально, действуй локально: повышение экологической ответственности среди детей и молодежи", который сопровождался месячником по экологии в жилых массивах. Месячник состоял из нескольких блоков по различным экологическим темам. Блоки лекций-презентаций взаимно дополняли друг друга и включали широкий круг вопросов, раскрывая специфичные области, важные для жителей жилых массивов. Так, например, тема "Экология" продемонстрировала связь жизнедеятельности новостроек с окружающей средой, где жители узнали о насущных проблемах и возможных путях решения. 


Лектор от "Юнисон групп" Жаныбек Кулумбетов в ходе месячника поделился с жителями жилмассивов полезной информацией об энергоэффективном строительстве и энергосбережении. Из лекции-презентации участники узнали о комплексе мер, выгодных для семейного бюджета, улучшающих жизнь в новостройках и уменьшающих вред окружающей среде, а также координатор проекта "Мобильный центр развития" Чинара Абдыраимакунова прочитала слушателям лекцию на тему "Развитие детей с раннего возраста, включая современные технологии в педагогике" . Родители познакомились с новыми возможностями развития ребенка, в том числе через новое поколение книг. Кроме этого, для участников мероприятия были проведены презентации на следующие темы: "Правила посадки зеленых насаждений" от эксперта эко-проекта "Думай глобально, действуй локально: повышение экологической ответственности среди детей и молодежи" Данияра Суйундук уулу, "Стереотипы экологического воспитания в раннем развитии ребенка: родители подающие пример" от У. Усойуна, фонд Кочмон-Nomad", а также "Сбор раздельного мусора" от эксперта-эколога Нурзат Жумамүдүновой, которая наглядно показала как делать компост из пищевых отходов. Так как жизнедеятельность новостроек связана с домашними животными, актуальной для жителей темой стала "Инфекции и болезни, которые передаются от домашнего скота человеку". Старшекурсники Аграрного Университета им. К. И. Скрябина рассказали о мерах предосторожности для предотвращения заражения от таких болезней, как "Эхинококкоз" и "Альвеококкоз". Лекции сопровождались презентациями, видеороликами экологической направленности, демонстрацией модели современного утепленного дома и утеплительных материалов, раздач информационных материалов. Сессии прошли в интерактивном режиме, в формате дискуссии, в ответах на вопросы участников и каждой школе было подарено по два эко-бокса для сбора макулатуры. Подаренные эко-боксы стали экологическим уголком в каждой пилотной школе.


В апреле проведены тренинги по теме “Роль музыки в раннем развитии ребенка”. Экспертами выступили: Куменова З.А.- заведующий кафедрой по музыке Республиканского музыкально-педагогического колледжа им.Э.Эрматова и музыкальные руководители ДОУ №192 Сулайманова Рапия Жанаевна и cолист Национальной филармонии, музыкальный руководитель ДОУ №107 Кадырбеков Э.К.. Занятия начинались со слов Сухомлинского “Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека”. Участвуя в игре с музыкой, обучаясь танцам и пению, дети превращались в маленьких артистов, а родители-учениками. Родители с радостью и удивлением открывали скрытые задатки талантов своих детей в процессе. Родители поняли, чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Были преподаны игры-уроки, в основу которых были положены национальные музыкальные игры “Кыз куумай, Тушоо кесүү”, в котрых с азартом участвовали девочки и мальчики.


В мае темами тренингов были: рисование , физкультура и спорт. Занятия проводила студентка 4 курса Академии художеств Айпери Улан кызы. Айпери открыла в жилмассиве Ак-Ордо мастерскую “Веселая акварель” и обучает изобразительному искусству 10 детей, в основном дошкольного возраста. В ходе работы Айпери показала работы своих учеников и свои готовые картины. Прочитала лекцию родителям как помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляя основную задачу изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами. Были представлены изобразительный материалы – бумага, карандаш, краски, мелки. Яркие и цветные изображения вызывали у детей сильные положительные эмоции, они наслаждались цветом карандаша, красок, закрашивая и рисуя на листах бумаг. 


Занятия по физкультуре и спорту проводил заведующий кафедрой Бишкекского муз-пед колледжа им.Т.Эрматова Мамазаиров Тендик Сартбаевич.. На занятиях с родителями лектор-тренер обьясняя родителям о важности физического воспитания детей дошкольного возраста, в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, трудового и этического воспитания. Как укрепить здоровье ребенка, как закаливать организм, как достичь полноценного физического развития (телосложения, физической и умственной работоспособности ребенка) и методы создания условий для целесообразной двигательной активности детей, по формированию жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьба, бега, прыжков, ползания и лазания, бросания, ловли и метания; ходьбы на лыжах, плавание, езда на велосипеде, формированию широкого круга игровых действий, ловкости, выносливости, скоростно-силовых качеств, формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия, доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах. Были проведены совместные игры детей и родителей. Родители, участвовавшие на тренингах поняли, что изобразительная деятельность, физкультура и спорт-это еще и общение взрослого и малыша. Поддерживая интерес к активной двигательной деятельности, можно предложить другие варианты и способы достижения желаемого. 


Мобильный центр развития работал в 8 жилмассивах в течении 7 месяцев (3 раза в месяц в каждом жилмассиве), в его работе участвовали 3235 родителей, 3234 детей, всего 6469 человек. В результате системной работы у участников тренингов было изменено отношение к своему здоровью и здоровью ребенка, родители стали уделять пристальное внимание развитию и воспитанию ребенка с раннего возраста, приобрели определенные навыки коммуникации в сообществе. Некоторые родители-участники тренингов стали интересоваться созданию альтернативных моделей детских Центров развития или центров и кружков по образованию, в которых они проживают. По просьбам родителей, посещающих тренинги МЦР, был разработан Сборник “семейная тетрадь развития ребенка”, где родитель найдет советы и практическое руководство по развитию детей в домашних условиях, а для детей подобранные по тематике и возрасту детей, развивающие игры и упражнения.  


Необходимо отметить, что 18.04.18 на базе школы №84 в жилмассиве Ак-Орго была проведена конференция, на которой был подведен промежуточный итог работы МЦР. В работе конференции приняли участие экс-Президент КР, учредитель Фонда Отунбаева Р.И. , депутат Жогорку Кенеша Никитенко Н.В., заместители акимов 4 районных администраций мэрии г.Бишкек, представители мэрии , Бишкекского городского Кенеша и около 300 человек из восьми жилмассивов-родители и дети, которые были постоянными участниками лекций и тренингов МЦР. Они показывали чему научились за шесть месяцев, сделали презентации своих совместных работ со своими детьми по безопасности, санитарии и гигиене, этнопедагогике и раннему развитию, музыке и танцам, организовали флеш моб по экологической теме, продемонстрировали спектакли о важности работы МЦР для родителей и детей дошкольного возраста, о соблюдении Правил дорожного движения, исполнили бешик ыры -Батыркулова С., Исраилова И., которые были горячо поддержаны аудиторией. Все участники дали высокую оценку тренингам и методам подачи материала с использованием совместной работы родителей и детей.


Директор ДОУ№186 Майгулакова Д.Ж. сделала презентацию о результатах поездки делегации в Турцию, состоящей из успешных партнеров Фонда, в составе которой она была. Были презентованы и показаны фото материалы детских образовательных центров, детских центров развития и детских садов в Турции. Методы организации детских организаций совместно с родителями и дедушками , бабушками в Стамбуле, а также как делают экологические и био участки, проведение занятий по развитию мелкой моторики. Презентация вызвала большой интерес среди родителей , которые принимали участие в мероприятии. Здесь же была презентована начальная работа Клуба бабушек по рукоделию в Калыс-Ордо. Были проведены мастер классы от родителей-мамочек по развитию математических навыков через киргизские народные игры.


В заключительной речи Отунбаева Р.И. отметила важность раннего развития детей, совместного обучения с родителями и дала наказ молодым матерям постоянно развиваться самим, чтобы растить успешное чадо. А также рассказала о мировом опыте по раннему развитию детей, о книгах, выпускаемых Фондом,  и об улучшении качества предоставляемых услуг детям раннего возраста посредством улучшения навыков родителей по вопросам раннего развития. Призвала обратить внимание общественности к вопросам раннего развития ребенка и созданию альтернативных моделей детских центров по развитию. А также выразила благодарность координатору инициативы Ч. Абдыраимакуновой, ее команде, партнерам, Министерсту здравоохранения КР, мэрии г.Бишкек, РГА, МТУ, квартальным комитетам, РЦУЗ, БЦУЗ, Управлению образования мэрии, Красному Полумесяцу, ВУЗам, волонтерам, активистам и родителям. 


Родители выразили благодарность Розе Исаковне Отунбаевой за проведенную работу МЦР, за интересные и продуктивные тренинги и лекции, отметили, что эти мероприятия и тренинги МЦР изменили отношение родителей ко многим вопросам, касающимся своего здоровья и здоровья ребенка, к раннему развитию и воспитанию ребенка, примерно как минимум на 90%. В мероприятиях МЦР принимали участие начальники МТУ №3 (Байымбетов А.И.), МТУ №21 (Сатибаева М.Ж.), МТУ №6 (Намазбеков У.Н.), МТУ №16 Мусуркулов Т.Ч.) и ответработники МТУ, квартальные комитеты, а также заведующая Отделом образования мэрии г.Бишкек Мейрманова С.Ж., зам. Никифирова Н.В., главный специалист Управления образования мэрии г.Бишкек Майтикова Ч.Н., которые выразили большую благодарность Фонду, за организацию и реализацию проекта МЦР в жилмассивах.


Резюме МЦР

Эта инициатива вобрала в себя уникальный опыт социального, психолого-педагогического сопровождения развития детей и передачи элементарных педагогических навыков родителям, проживающих в 8 жилых массивах г.Бишкека. В месте досуга и встреч, созданном МЦР любому ребенку, как бы он мал не был, оказывается внимание. Здесь практикуется прямой разговор с ребенком о том , что его касается. Взрослый и ребенок вместе и одновременно среди незнакомых и знакомых детей и взрослых вступают в совместное взаимодействие, нацеленное на всестороннее развитие ребенка. В процессе спонтанного общения и возникающих в ходе его диалога и взаимодействия, у взрослых и детей появляется возможность получить профессиональную поддержку со стороны присутствующих специалистов именно в тот момент, когда эта поддержка необходима. Сочетание полезного, для детей и родителей, досуга и доступности профессиональной помощи позволяет легче преодолевать трудности, связанные с воспитанием детей и подготовки их к школе в условиях отсутствия детского сада. Это не ясли, не детский сад, это и консультативный центр, и центр развития, призванный дарить радость игры, обучения и свободного полезного общения каждому: и ребенку, и пришедшему с ним взрослому. Здесь царит атмосфера доверия и защищенности. Специалисты МЦР и приглашенные профессионалы учат взрослых не только на словах, но и своим поведением показывать детям как интересно читать и сочинять, рисовать и лепить, раскрашивать и вырезать, владеть культурно-гигиеническими навыками, играть не только в современные, но и в давно забытые народные игры, видеть красоту окружающего мира и развиваться физически, соблюдать правила безопасного поведения, любить и охранять природу. 


Это новая форма оказания помощи одновременно семье и социуму в решении важнейшей проблемы перехода детей дошкольного возраста от семейного уклада к незнакомой им жизни в коллективе, с которыми ребенок в семейной обстановке встречается редко. Технология работы специалистов и приглашенных не только обеспечивает освоение детьми социальных норм, но и повышает инициативу родителей как участников воспитательно-образовательного процесса. В МЦР помогают родителям в освоении педагогических навыков, а главное поверить в их потенциальные возможности и, в идеале, в организации открытия семейного детского сада или центра развития детей по их месту жительства. Что в значительной мере скажется в решении проблемы охвата детей услугами дошкольного образования.

МЦР это промежуточное звено между семьей и социумом ( детским садом, школой) и достоин всяческой поддержки со стороны государства и общества.


С отзывами родителей, которые участвовали в тренингах и лекциях МЦР, можно ознакомиться здесь >>>