Резолюция круглого стола «Опыт и инновации внеклассного и внешкольного музыкально-эстетического воспитания»
June 27, 2013, 06:00Резолюция круглого стола «Опыт и инновации внеклассного и внешкольного музыкально-эстетического воспитания» по итогам программы концертов классической музыки для детей из новостроек г. Бишкек, организованных Фондом «Инициатива Розы Отунбаевой» совместно с Кыргызской национальной консерваторией
09:30–13:00 час., 15 июня 2013 г.
Центральная детская музыкальная школа им. Шубина, Малый зал
г. Бишкек, ул. Московская, 101
Форма проведения: Круглый стол
Участники: педагоги ЦДМШ им. П. Шубина, РССМШИ им. М. Абдраева, ДМШ, ДШИ, ДХШ, учителя музыки общеобразовательных школ, завучи-методисты, преподаватели Кыргызской Национальной консерватории им. К. Молдобасанова, руководители музыкальных коллективов, специалисты-эксперты, специалисты КАО, МОН КР и МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой».
Обоснование: Музыка - предмет, который развивает в ребенке способность творчески относиться к жизни.
Музыкальное воспитание... В последнее время эти слова — одни из самых непопулярных. Большинство родителей считают, что ребенку надо дать целенаправленное образование, то есть знания, которые ему пригодятся в дальнейшем. Хочешь быть переводчиком — учи языки, юристом — юриспруденцию. Жизнь приучает родителей внушать детям мысль о том, что нужная профессия — кратчайший путь к материальному благополучию и что это сейчас — главное.
К сожалению, в век цифровых технологий слишком мало внимания и времени уделяется развитию духовного мира молодого подрастающего поколения. И это не пустые красивые слова, это печальный факт двадцать первого века.
Обратимся к мудрости древней истории. Ещё во времена древних мыслителей существовало твёрдое убеждение, что музыка способствует разностороннему развитию личности. Вероятно, по этой причине все известные исторические личности, не только научные деятели, но и выдающиеся полководцы и правители государств обучались музыке и другим видам искусств, и не только в древнем Риме и древней Греции, но также и на древнем Востоке, в Старом и Новом свете.
Занятия музыкой позволяет развиваться ребенку сбалансировано. Музыка позволяет воспринимать окружающий мир более ярко и остро, лучше постигать добро и зло, искренность и фальшь окружающего мира.
Кроме того, занятия музыкой вырабатывает у ребенка трудолюбие, усидчивость, отличную координацию движений, что пригодится не только в музыке, но и в других профессиях и сферах человеческой деятельности.
Именно поэтому Международный общественный фонд «Инициатива Розы Отунбаевой» в прошедшем учебном году инициировал проведение серии концертов классической музыки для детей из новостроек. К сожалению, уроки музыки в общеобразовательных учреждениях часто проводятся «формально» и содержание остается отчужденным от ребенка, поскольку по-прежнему преобладают информативные методы обучения: все продолжает держаться на учителе, а ребенок не «проживает» полученные знания и, значит, не понимает смысла своей деятельности.
Время предъявляет совсем другие требования к уроку музыки: важнейшая роль отводится чувствам и эмоциям, комплексному воздействию на учеников (на их психику, моторику, физиологию), единству эмоционального, художественного и сознательного отношения к музыке. Все лекции-концерты, организованные фондом совместно с Кыргызской Национальной консерваторией, проходили в интерактивной форме, что вызвало не только необычайный интерес, а порой и просто восторг со стороны детей. Они, затаив дыхание, слушали симфонический оркестр, с шумом спешили на сцену, чтобы самим освоить музыкальные инструменты и с удовольствием отвечали на вопросы, соревнуясь между собой в знаниях.
В течение 2011-2012 и 2012-2013 уч. гг. было организовано 11 концертов-лекций, которые в общей сложности посетили 400 чел. учащихся из школ, расположенных в новостройках г. Бишкека.
Понимая, что данная инициатива только малая толика в огромной потребности не только детей, но и взрослых по повышению качества музыкального и художественного образования, разнообразию его форм, а также предполагая развитие и логические продолжение данной инициативы, в июне был проведен круглый стол с участием педагогов и руководителей музыкальных школ, руководителей городских отделов культуры и образования, лиц, принимающих решения из Министерства образования и науки и Министерства культуры и туризма, руководителей музыкальных образовательных учреждении среднего и высшего образования.
Наряду с традиционными проблемами, касающимися отсутствия государственной поддержки музыкальных школ, необходимости увеличения их количества, низких зарплат педагогов, необходимости обновления фонда музыкальных инструментов, участники круглого стола подняли ряд вопросов, которые должны быть освещены на разных уровнях.
Сегодня в Кыргызстане превращение каждой общеобразовательной школы в центр культурного развития имеет не менее важное значение, чем включение детских школ искусств и других учреждений художественного образования в систему образования в сфере культуры и искусства. Значительное внимание правительство республики должно уделить защите права каждого гражданина на художественное образование. Для этого необходимо определить, в каких формах будут поддержаны государством инициативы и усилия гражданского общества в развитии этой области.
Также в целях улучшения качества музыкального образования участники круглого стола предложили следующие рекомендации:
1. Министерствам, ответственным за предоставление художественного образование и его качество – Министерству культуры и туризма и Министерству образования и науки:
• В построении стратегии художественного образования в республике особое внимание необходимо уделить активному внедрению в образовательную практику принципа «образование через искусство». Сегодня его использование носит эпизодический характер и больше зависит от частной инициативы преподавателей специалистов. Между тем этот аспект имеет исключительно важное и социальное, и эстетическое значение, особенно в сфере дошкольного и начального образования, а также в работе по адаптации и реабилитации группы детей с особыми потребностями.
• Большое значение имеет создание условий для выявления молодых дарований, а также оказания поддержки одаренным детям. В ряде случаев необходимо просто обеспечить транспортную доступность соответствующих инфраструктур и укомплектовать профессиональными кадрами имеющиеся образовательные центры в отдаленных районах республики.
• Необходимо усилить роль СМИ в целенаправленном и грамотном освещении вопросов, касающихся проблем художественного образования. Стоит рассмотреть вопрос о создании специальной программы по художественному образованию на одном из каналов телевидения или радио республики.
• Принять во внимание, то, что качество образования непосредственно связано с процессом повышения заработной платы преподавателей всех уровней системы художественного образования.
• Необходимо усилить внимание к освоению новых технологий в сфере художественного образования, проводить специальные тренинги по обучению преподавателей колледжей, лицеев и вузов новым компьютерным технологиям.
В завершение хотелось бы отметить тот факт, что большинство вопросов, поставленных участниками круглого стола, могут быть решены при широком участии гражданского общества, соответствующей работе с местными властями на различных уровнях, наличии должной инициативы и административно-организационных способностей.