25 июля в КНМИИ им.Г.Айтиева открылась выставка «Дочки-матери» или искусство по наследству
July 25, 2017, 06:00Организатором выставки является Международный фонд «Инициатива Розы Отунбаевой» при содействии Посольства Швейцарии в Кыргызстане. Концепцию выставки выдвинула Динара Чочунбаева, международный эксперт ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию. Сама идея выставки очень интересна и актуальна, поскольку с древних времен именно матери передавали свою культуру и навыки своим детям и, в первую очередь, своим дочерям. От воспитания матери зависело будущее дочери, ее замужество и ее статус в будущей семье и мастерицы всегда славились и ставились в пример. Вот и сегодня, автор концепции и организаторы всколыхнули многогранный и патриархальный, но очень актуальный культурно-образовательный пласт традиционной кыргызской жизненной “академии” так сказать. И, осмотрев выставку, увидев работы талантливых мам и дочерей, прозреваешь – а ведь как ценны вековые семейные традиции. Каждое новое поколение наращивает свой потенциал исходя из предыдущего опыта своих предков и иногда необязательно оканчивать академии и университеты искусств, чтобы стать мастером повойлоку или вышивке- самых излюбленных материалов кыргызов с древнейших времен. Конечно, профессиональное образованеи много значит в продолжении дела бабушек и матерей. Это новые образы, концепции и стили, вобравшие в себя и модернизм и эклектику и абстракцию, но все же сохранившие черты национального исконного искусства. К примеру взять работы Алтынай Осмоевой, дочери графика Динары Чочунбаевой. Она закончила престижную Лондонскую академию дизайна и соответсвенно от ее войлочной коллекции веет чем-то европейским, это улавливается в цвете и стиле созданных ею вещей, сочетающих в себе старину и современность, украшающих любую современную девушку и придающих ей несравненное очарование. На выставке представлены работы Шакен Мамбетаиповой (1936-1995гг.), одной из основоположниц кыргызского профессионального прикладного искусства (“Алтын Жангак” (1984), “Тан сыры”, ставшие уже золотым фондом музея. Работы ее дочери Дамиры Касаболотовой (“Верблюжонок”, “Степной мотив”) взяты из фондов КНМИИ им.Г.Айтиева. Эти работы уже тоже известны зрителям и любителям прикладного искусства. Но хотелось бы увидеть новые работы Дамиры, то, чем она сейчас занимается, чтобы увидеть насколько она выросла в своем творчестве за эти годы. Поражаешься многогранности и таланту кыргызских женщин и конечно же, здесь не могу не упомянуть работу Жаныл Алыбековой, ее чудо туш-кийиз из войлока, исполеннный в стиле курак. Как много радости и счастья дарят ее работы зрителям не только в Кыргызстане. Увидев ее работу на Фейсбуке на моей странице, моя подруга американка Кэтлин Кинаст, написала «sooooo beautiful!» И разве это не признание и не восхищение! Жалко только что Жанылапа и Шакен Мамбетаиповой сегодня нет среди нас, но их наследие продолжают их талантливые дочери и ученицы. И это не может не радовать нас, ведь преемственность – это закон вечности. Выставка “Дочки-матери” дает импульс каждому посетителю, особенно молодежи. У них захватывает дух от такой красоты и, возможно, некоторые впервые серьезно начинают ценить семейные традиции и настоящее “наследство” в виде вышивки, ткачества, курака, плетения и валяния войлока, оставшееся от бабушек. На выставке “Дочки-матери” каждая семейная пара по своему уникальна и неповторима тем, что можно увидеть очень редкие тканные образцы “беш-кеште” (Байтикова Сара, 1921-2007), старинные образцы каттама курака (Толгонай Умарова, Тоту Гульбаева), необычный шырдак, где узор создается из окантовочной тесьмы (Камалбекова Кулумкан), а ее дочь современный дизайнер Гульжан Иреш показала свою необычную этно коллекцию одежды во всей Европе в 2016 году. Уинкальны работы Даркуль Элебесовой в сочетании с вышивкой ее мамы Гулуй Жазбаевой (“Ширма”, “Диалог с матерью”, “Фольклор”). На высоком профессиональном уровне выполнены работы Фарзаны Шаршенбиевой, ее мама Айчурок Жунушова передала своим дочерям свои способности. Светлана Шейшеева,ее вторая дочь, тоже очень талантливый мастер. Работы сестер не раз удостаивались награды “Знак качеста ЮНЕСКО”. Можно без конца восхищаться и радоватьс таланту наших современниц, мам и их дочерей, представленных на выставке “Дочки-матери”. Это и Татьяна Воротникова с дочкой Полиной, Гульмира Кутуева с дочкой Алиной, Жамбы Карыбекова с тремя дочерями, Кульнар Рымбек с дочкой Нурай и многие другие. Нельзя не отметить работы Бурул Мамбетовой, которая сегодня обучает молодежь и стремится дать им самое ценное – бережное отношение к материалу и его грамотное использование через орнамент и стиль. Откуда ее вдохновение и стремление постичь тайны войлока и шелка? Оказываетс рядом присутствует самый богатый источник – ее 90 летняя мама, которая до сих пор не выпускает из рук “ийик” (веретено) и прядет пряжу такой тонкости, какой должна быть пряжа для создания лучших образцов кыргызского искусства. Дай бог здоровья и долголетия нашим мамам и пусть вертится веретено и колесо жизни, оставляя за собой яркие следы нашей истории и культуры. Выставка “Дочки-матери” проводится в дни международного фестиваля “Оймо”, которому в этом году исполнилось уже 12 лет. Это единственный на сегодня долгосрочный проект в сфере культуры и искусства, повторяющийся регулярно и собирающий всех мастеров ЦА региона и не только. Мастера из Турции, Индии, Афганистана, Мексики и Ирана присоединяются к большому творческому празднику. В свою очередь их продукция радует и обогащает духовный мир кыргызстанцев. К тому же, участники сами получают большую выгоду через общение, мастер-классы и взаимные заказы через своих партнеров, инвесторов и друзей. Почти все участники выставки “Дочки-матери” являются участниками фестиваля “Оймо” и такое сочетание мероприятий дает возможность увидеть и понять очень многое. Удивительно то, что без всякого художественного образования иногда дочки и внучки продолжают дело своей бабушки или матери и это видимо заложено на генетическом уровне. Сегодня многие женщины и девушки проходят быстрые курсы по обучению старинным техникам прикладного творчества и это не может не радовать нас. Ценность выставки “Дочки-матери” как раз в том, что еще раз призывает к сохранению истинных ценностей своего народа, к сохранению своей идентичности и расширению культурного диалога с мировым сообществом. Хочется пожелать организаторам выставки, фонду “Инициатива Розы Отунбаевой” продолжать проект “Дочки-матери”, чтобы видеть работы в прогрессе. Может быть вторым циклом будет выставка “Уста-шакирт: отцы и сыновья”. Алмакан Найзабекова Заслуженный деятель культуры КР КНМИИ им.Г.Айтиева, Зав.отделом научной популяризации изо искусстваНапоминаем, что выставка продлится до 22 августа. Приглашаем бишкекчан и гостей столицы посетить выставку.