Эксперт А.Дубнов: Власти Кыргызстана своими действиями должны подтвердить свою легитимность (интервью)
December 13, 2013, 06:00Эксперт по Центральной Азии, обозреватель газеты «Московские новости» Аркадий Дубнов 13 декабря 2013 года дал интервью АКИpress. Эксперт находится в Бишкеке по приглашению международного общественного фонда «Инициатива Розы Отунбаевой» в рамках проекта «Discover Asia».
- Как вы оцениваете социально-политическую обстановку в Кыргызстане в данный момент?
- Лучше, чем это было в первый-второй год после событий 2010 года. Ощущения турбулентности, подобное тому, что было в те годы, стало меньше. Но появились новые проблемы, которые каждый раз ставят по новому способности власти быть заслужить свое право отвечать за решение проблем.
- Какие проблемы?
- Проблема курицы, которая несет золотые яйца. Я имею в виду «Кумтор». При том отчетливом понимании, что проблема – это проблема связана с частью кыргызской элиты взять реванш. «Кумтор» – предлог для реванша.
Вторая проблема — за зимой приходит весна, за летом приходит осень. Точнее, весеннее или осеннее обострения, в которых разная повестка дня. На этот раз она будет, видимо, определяться попыткой руководства республики как-то повлиять на ситуацию на юге страны. Я имею в виду выборы нового мэра города Ош. От того, насколько удачной окажется эта попытка, в том смысле, что южные элиты не поддержат сепаратистские автономные устремления местных лидеров, будет зависеть и устойчивость центральной власти.
- Насколько феномен сепаратизма реален или это очередной повод для борьбы за власть?
- Не секрет, что оппозицию в Кыргызстане трудно охарактеризовать какими-то программными заявлениями, как это принято в мире — левый, правый, центр, консерваторы, социал-демократы. В Кыргызстане, условно говоря, это северный или южный. После снесения режима Бакиева южане, насколько я понимаю, хотят так или иначе взять реванш и вернуть своего представителя в Бишкек. Здесь некоторые аналитики утверждают, что назначение Сатыбалдиева премьер-министром было в какой-то части сатисфакцией (удовлетворение) за это поражение. Но, видимо, этого, кажется, недостаточно и поэтому страсти продолжают разгораться.
- Что удалось сделать президенту Атамбаеву за два года президентства, чего не удалось?
- Во-первых, стабилизировалось представление о том, что в Кыргызстане так или иначе функционирует президентско-парламентская система власти. Атамбаев не покушается тотально на прерогативы парламента. Так или иначе идет жесткая полемика между двумя ветвями власти. Это не воспринимается как претензии президентской ветви задавить, задушить полномочия парламента. Мало того, президенту, в принципе, даже удобно в каких-то ситуациях демонстрировать стране и миру, что решение принял парламент.
- Например?
- Ближайшая ситуация может быть связана с утверждением «дорожной карты» по присоединению к Таможенному союзу.
- Голосование парламента по «Кыргызгазу» показало, что президент умеет «выбивать» нужные результаты...
- Но это везде так. В парламентских демократиях или где она смешанная. Так и происходит.
- Ваш прогноз по вступлению Кыргызстана в Таможенный союз. Быстро ли это произойдет?
- Это не произойдет быстро. Быстро только кошки родятся.
- Озвучивается 2015 год...
- Я не думаю, что в 2015 году Кыргызстан станет полноправным членом ТС. Здесь надо договориться, что считать членством в ТС...
- Полноправным членом...
- Полноправное членство невозможно к 2015 году. Это означает, что за этот короткий срок должны быть ликвидированы огромные оптовые рынки, которые являются кровеносными сосудами жизненно важных органов экономики Кыргызстана. За один год это сделать невозможно, потому что нужно компенсировать ликвидацию рабочих мест, десятков тысяч, если не сотни. Это делается не одномоментно, это требует усилий, инвестиций, политической воли. Не только в Бишкеке, естественно, но и Москве, Астане этого не могут не понимать. Поэтому процесс будет с изъянами и ограничениями. Если он начнется.
- Он может не начаться?
- Когда я говорю в таком гипотетическом выражении, то я имею в виду то, что начало этого процесса определяется подписанием «дорожной карты», которое должно состоятся 24 декабря этого года в Москве на заседании Высшего совета Евразийской экономической комиссии.
- Вы знаете историю с проектом «дорожной карты», которую Бишкек не признал...
-Да, я знаю эту историю.
- Успеют ли стороны согласовать совместный проект «дорожной карты»?
- Я думаю, что за оставшиеся дни согласование, конечно, невозможно, такое вот техническое. Все будет происходить непосредственно при общении первых лиц — президентами России и Кыргызстана. Конечно, не без участия президентов Казахстана и Белоруссии.
Я думаю, поскольку я знаю ситуацию, кыргызское руководство не может пойти на риск подписания «дорожной карты» без каких-либо обещаний. Если не гарантии, то хотя бы обещания, может быть даже публично озвученные, потому что в России не могут не учитывать трудности, которые возникнут с присоединением к ТС. Поэтому, может быть, в Бишкеке надеются услышать российское руководство, какие-то заверения, что эти трудности будут учтены должным образом. При том, что Бишкек по-прежнему дает подтверждение того, что здесь не отказываются от заявленного курса к присоединению к ТС.
Насколько я понимаю, есть некоторые вещи, которые выражены в озабоченности или сомнениях Бишкека, эти озабоченности не могут быть решены в рамках самого ТС, в рамках логистики построения ТС. Эти озабоченности связаны с решением политических и экономических вопросов, которые решаются на политическом уровне. Если эти вопросы будут сняты на этом уровне, тогда процесс может сдвинуться и пойти дальше. Если нет, тогда, я уже говорил выше, кыргызский парламент может сказать, что такого рода соглашение народ не устраивает, его надо чуть-чуть починить, отрихтовать. Тогда будет взята пауза.
- Что должно сделать руководство Кыргызстана для построения нормально функционирующего государства? Перечислите по пунктам.
- Оно должно своими действиями подтвердить легитимность нынешнего режима. Мне кажется, что это основная проблема в ситуации. Власть, которая второй раз приходит после силового переворота, сталкивается с такой проблемой.
- Есть прецедент...
- Есть прецедент и поэтому, почему эта власть должна отказывать другим претендентам тоже на такого рода перемены? Нужно доказать, что причина снесения предыдущей власти более или менее последовательно устраняется. В этом смысле какая-то часть уже решена. По крайне мере, уже не возникает вопросов относительно того, какую роль в стране играет «семья». Я тут спрашиваю: говорят про детей Атамбаева? Никто ни разу не сказал, что слышал. Вчера я впервые увидел супругу президента на вечере в Филармонии, посвященном 85-летию Чынгыза Айтматова. Это тоже характерно, что человек, который занимается регионом, не знает в лицо членов семьи президента. Это уже отличие от первого и второго президента.
Второе — должна быть продемонстрирована воля в борьбе с коррупцией. Никто не ожидает искоренении коррупции – это человеческий фактор. Но надо дать ясный сигнал, что быть коррупционером — это не хорошо. Морально человек, который занимается коррупцией, не имеет шансов оказаться во власти — это важно. Сейчас эта перспектива обозначена и это обнадеживает. Другое дело, что есть утверждение, что борется только с чужими. Это говорят сторонники Келдибекова, потом появляется дело ушедшего в отставку мэра Бишкека Исы Омуркулова. Тогда стоит вопрос: насколько последовательной будет борьба с коррупцией, не взирая на своих и чужих, и дело Омуркулова будет доведено до судебного производства. Пока демонстрируется некая принципиальность.
Третье — нужно справиться с правом толпы. Постоянная апелляция к праву толпы, митинги с требованием освободить кого-то, перекрывание дорог. Если власть справится с этим синдромом, это будет важным моментом.
Наконец, борьба с популизмом экономического свойства — претензии на контрольный пакет акций всего, что связано с национальными ресурсами или недрами. Я имею в виду дело «Кумтора». Абсолютно бесперспективное с точки зрения реальной экономики и инвестиционного климата. Принципиальное стремление увеличить долю акций без анализа. Другие проекты на месторождениях не начнут реализовывать, когда инвесторы видят пример «Кумтора». То же самое обстоит дело с «Кыргызгазом» и будущим строительством каскада ГЭС. Не хотите, чтобы в Кыргызстане были реализованы гидроэнергетические проекты, тогда добивайтесь контрольного пакета акций на пустоту.
Если хотите все это иметь, знайте, что воду из Кыргызстана никто не унесет. Вода может дать товар, который можно продавать. Но для этого кто-то должен прийти, вложить деньги и окупить. Нормальный человек, который вкладывает, хочет быть уверенным, что его деньги не украдут и он их «отобьет». Все это понимают, но в Кыргызстане это всегда является поводом для политических драчек.
Пока с безответственностью элит не будет покончено, ожидать сдвигов будет трудно.