«70 лет МИД КР». Р.Отунбаева: К 50–летию внешнеполитической службы Кыргызстана

October 7, 2014, 06:00

Министерство иностранных дел Кыргызстана и агентство АКИpress ведут рубрику, посвященную 70-летию со дня образования МИД КР.


Рубрика включает в себя серию публикаций – статьи, интервью, выступления ветеранов и авторитетных сотрудников внешнеполитического ведомства Кыргызстана, дающие полное представление об образовании, формировании и развитии дипломатической службы республики.

 

Экс-президент Кыргызстана, экс-министр иностранных дел КР, экс чрезвычайный и полномочный посол Кыргызстана в США Роза Отунбаева.

 

24 октября 1994 года у истоков дипломатической службы нового государства мы отметили 50-летие МИДа, образованного еще в советские времена. В данном докладе отражена смута, неуверенность, сложность того времени и все попытки молодого национального дипкорпуса выбраться из теней и капканов тех экономических, социальных сложностей, в которых мы оказались сразу после развала СССР.

 

Наши молодые дипломаты, большинство в возрасте между 23 и 33, собрались в Театре оперы и балета. Пришли тогда и К.Дикамбаев, и К.Кондучалова, Дж.Ташибекова, родственники других старейших дипломатов страны. В тот вечер пошел первый снег года. Меня вызвали из США, где я была послом, и с июня 1994 г. начала работать министром иностранных дел республики вплоть до июля 1997 года. Этот текст отражает наше состояние дел на тот момент:

 

К 50–летию внешнеполитической службы Кыргызстана

 

24 октября 1994 г.

 

Уважаемые послы зарубежных стран!

 

Достопочтенные ветераны дипломатической службы Кыргызстана!

 

Дорогие коллеги, друзья!

 

В пучине трудных и мучительных перемен, переживаемых сегодня страной такая круглая историческая дата как 50-летие внешнеполитической службы, которой практически за это время не существовало, кажется явлением рядовым, немного странным, а для иных докучливым, и даже излишним.

 

Однако смысл события в том, что мы, граждане первых лет и декад независимого суверенного Кыргызстана, первых послов независимого Кыргызстана и зарубежных стран, аккредитованных у нас, должны отдать дань тем, кто полстолетия назад стоял у истоков дипломатической службы на одном из эпохальных этапов развития нашей государственности. Значение этого события: в надежде на благотворное долговременное его воздействие, на становление и развитие действенной профессиональной дипломатии суверенного Кыргызстана – важнейшей составной части государственного механизма страны.

 

Неоспоримо человеческое измерение нашего юбилея, ведь дипломатия – дело штучное. В классических учебниках ум, талант и силу одного дельного дипломата в разрешении коллизий отождествляют с мощью целой армии. Поэтому сегодня будем говорить обо всех наших дипломатах, если даже речь идет о времени исторической невостребованности. Сегодня мы – на посту у истории.

Возвращаясь к историческим истокам мы находим, что свидетельства нашей государственности сохранились в византических летописях, описаниях китайских и европейских историков, российских государственных хрониках.

 

В этих летописях зафиксирована и специфическая особенность Кыргызской государственности – факт территориальной миграции: государство возникло в Центральной Азии, росло по мощи и территории, развивалось, достигло славы и погибло в Южной Сибири, возродилось на земле Ала - Тоо.

 

Древнекыргызское государство в Енисее имело дипломатическую службу и посольские связи с тюркским, уйгурским, тюргешским каганатом, Китаем и Тибетом. Сохранились поэтические описания о кыргызских послах времен древнетюркского государства на Тянь-Шане в Книге жизней кыргызов «Манас».

 

Хочу сообщить этому высокому собранию радостную весть, только что поступившую к нам из Нью-Йорка: 49-я сессия ГА ООН одобрила резолюцию ЭКОСОК, принятую 3 июля 1994 года по поводу празднования 1000-летия «Манаса»! И это – результат труда дипломатов нового государства.

 

Эпосто айтылат эмеспи, Акбай, Мамбет, Агыш, Кошой, Көкоен, Султан, Жедигер деген жети кан эл ичинен элчи тандап, кан Манаска кабар бермекке аттанат:

“Күлүк тандап миңгизди,

Күрөөкө тандап кийгизди,

Күүлөп-күүлөп кандарың,

Элчини жолго киргизди”.

Ал эми эпостогу элчилердин жол басып, эрме чөл кесип, бир өлкөдөн экинчи өлкөгө жеткени мындай сүрөттөлөт:

“Элчилер бүгүн аттанып,

Жолго түшүп шаттанып,

Кыйма-Тоо сеңирин

Кыдырып өтүп айланып.

Кейүүнү кечип алганы,

Тобокел жолго салганы.

Намуттун чөлүн кыдырып,

Кытмырдын көлүн сыдырып,

Жети күн бүгүн болгону,

Жеркенге кирип конгону”.

 

Байыркы тарыхтын карт барактарын барактаганыбызда, кыргыздар өзүнчө эл болуп түптөлүп, журт катары калыптангандан бери айланасындагы коңшу мамлекеттер, элдер, чакан уруулар менен экономикалык, саясий, турмуш-тиричиликтик байланыштарды түзүүгө умтулуп келгенин көрөбүз.

 

Албетте, андагы элчилик байланыштар асыресе уруулук, аймактык деңгээлде гана болгон. Айталы, 1758-жылы кыргыздын саяк, чекир саяк, сарбагыш уруулары өз элчилерин Пекинге жиберген. Кытайлык тарыхчылардын жазууларында Черикчи, Туруки бай, Ниша аттуу үч кыргыз элчиси Мамук кули деген кыргыздардын элинин башчысынын атынан Кытай императоруна 100 өгүз жана

 

100 кой белек тартуулашат. Элчилер Кытай императору тарабынан жылуу кабыл алынып, элчилердин урматына кытай аскерлери согуштук машыгууларды демонстрациялашат. Кытай менен кыргыздын кээ бир урууларынын ортосундагы элчилик бул байланыш эң оболу эки элдин ортосунда көп мезгил бою өкүм сүргөн араздашууну токтотуу, тынчтыкта жашоо максатында көздөгөн.


XVIII кылымдын 80-жылдары кыргыздардын Россия менен саясый байланышы түптөлө баштайт. Анткени, ал мезгилде кыргыздардын тышкы саясый акыбалы оор эле: түштүктөн Кокон кандыгы кысым көрсөтсө, чыгыш тараптан Кытайлык Цин империясы басып кирип, түндүк-чыгыштан коңшу казактар менен жер талашып чабышып, айтор кыргыздар кыйын мезгилди баштан кечирип жаткан.

 

Ушул себептен түндүктөгү кыргыздар кубаттуу Россия империясы менен дипломатиялык мамиле түзүп, алардан жардам суроого мажбур болушкан. 1758-жылы кыргыздардын Чүй өрөөнүндөгү сарыбагыш уруусунун бийи Атаке Тынай уулу алыскы Санкт-Петербург шаарына өз элчилерин: Абдрахман Кучак уулун жана Шергазыны жөнөткөн. Кыргыз элчилери Омск-Петропавловск-Челяба-Екатеринбург-Москва-Санкт-Петербург маршруту боюнча жол кезишип, 1786-жылдын аягында Россия императору Екатерина II нин кабыл алуусунда болушкан. Кыргыз элчилеринин негизги максаты – кубаттуу Россия мамлекетинин куралдуу жардамына жетишүү жана Россиянын Индия, Чыгыш Туркестан менен болгон транзиттик соода маршрутун кыргыз жери аркылуу алып өтүү болгон. Элчилердин дипломатиялык миссиясынан соң кыргыз жерине орус купецтери, соодагерлери байма-бай каттай баштаган.


Ал эми 1813-жылы кыргыздардын Россия менен элчилик байланыштарынын жаңы, үчүнчү этабы ачылды. Качыбек жана Жакып деген кыргыз элчилери 1814-жылы Батыш Сибирдин Тобольск шаарында жергиликтүү орус өкмөтүнүн кабыл алуусунда болушуп, Россия менен соода-сатык мамилелерин түзүүнү суранышат.

 

1825-жылы 5-январда Ысык-Көлдү мекендеген бугу уруусунан Алымбек Жапалак уулу, Алгазы Шераалы уулу жана Акымбек Олжобай уулу деген элчилерди Омскиде Россиянын Батыш Сибирь округунун генерал-губернатору П.М.Капцевич кабыл алат. Элчилердин келген негизги максаты орус падышачылыгынын букаралыгына кирүү болгон. Кыргыздардын дипломатиялык миссиясы кыргыздар үчүн эле эмес, Россия үчүн да пайдалуу болчу. Себеби, орустардын Ысык-Кол, Нарын аркылуу Кытай тарапка өткөн транзиттик соода кербендерин кыргыздын кээ бир уруулары каракчылардан коргоп турууга убада беришкен.

 

Ошенитип, кыргыз элинин XVIII-XIX кылымдагы дипломатиялык миссиясы турмуштук талаптардан, экономикалык, саясый муктаждыктардан улам келип чыккан.

 

Далее мы знаем, что в ХIX веке, после присоединения кыргызских земель к Российской империи, все внешнеполитические акции нашего народа осуществлялись российской канцелярией. Только в советский период стало возможным создание кыргызской государственности, но это отнюдь не означало суверенности в государственной деятельности.

 

1924, 1926, 1936 годы. Кыргызстан поэтапно проходит статусы автономной области, автономной республики, союзной республики. Но на внешней политике это никак не отражалось, так как только СССР был субъектом международного права, а сами республики, объединенные в СССР, были субъектами союзного государства.

 

Грянула Вторая Мировая война. В ней участвовали все народы Европы, Азии, Америки, Австралии – практически, все континенты. Сотни миллионов людей сражались против фашизма. Весь мир следил за развитием событий, понимая, что решается вопрос жизни и смерти. Симпатии всего прогрессивного человечества были на стороне советского народа.

 

Из воспоминаний Первого народного комиссара иностранных дел Кыргизской ССР Казы Дикамбаева: «…..учитывая складывающуюся благоприятную международную обстановку того времени для Советского Союза и успехи Советской Армии на фронтах Великой Отечественной войны, Правительство страны решило подготовиться к активной дипломатической работе после окончания войны и приобщить к ней союзные республики, расширив их права. Естественно, руководство Советского Союза, как и лидеры других союзных держав были озабочены, каким должен быть мир после окончания войны. Послевоенное устройство мира должно было максимально отражать чаяния советских людей и всего человечества, обеспечить длительный мир на планете и взаимовыгодное сотрудничество.

 

В целях расширения международных связей и учитывая возросшую потребность союзных республик в установлении непосредственных отношений с иностранными государствами правительство принимает решение о реорганизации двух общественных наркоматов – обороны и иностранных дел в отдельные, союзно-республиканские наркоматы».

 

История предоставила таким образом шанс советским республикам выйти на мировую арену. Законом от 1 февраля 1944 года «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в этой связи Народного Комиссариата Иностранных Дел из общесоюзного в союзно-республиканский Народный Комиссариат» право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры, обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций».

 

17 марта 1944 года Верховный Совет Киргизской ССР постановил образовать союзно-республиканский Народный комиссариат Иностранных дел. Это означало, что отныне республика может вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами и заключать с ними соглашения, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, иметь собственные представительства в международных сношениях, принимать верительные грамоты. В год выхода этого постановления в Киргизии с огромным энтузиазмом принялись за формирование внешнеполитического ведомства. Постановлением Бюро ЦККП (б) от 24 марта 1944 года были утверждены слушатели шестимесячных курсов дипработников НКИД СССР.

 

На первый дипломатический набор были призваны тогда Казы Дикамбаев, Джумабай Иманкулов, Мадычи Маматов, Шамши Таянов, Гафар Кошмуратов, Асанкул Сопиев, Исак Момунбаев, Иса Каракеев, Алмазбек Тилебалиев, стоявшие у истоков профессиональной внешнеполитической службы республики.

 

Люди помнят Казы Дикамбаева, ладного, подтянутого в специально пошитой посольской форме, в свои 31 год бывшего первым наркомом иностранных дел республики в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР, он олицетворял собой важность возложенной на него и его коллег миссии – гордой небольшой стране вести диалог с миром.


Первые киргизские дипломаты принимали участие в международных конференциях, учились встречать делегации на высоком уроне, постигали нелегкое искусство международного протокола. Впервые встала задача установления прямых связей с посольствами разных стран, комплектования информационных и пропагандистских документов с тем, чтобы познакомить мир с республикой.

 

В лице министров иностранных дел Кыргызской Республики Кулуйпы Кондучаловой, Сакен Бегматовой, Джамал Ташибековой с 70-х годов начинается участие в сессиях ГА ООН, других высоких международных форумах.

 

Поскольку с созданием ООН не осуществился замысел советского руководства провести в ООН представленность СССР вместе со всеми республиками по формуле «15+1», то штаты и функции союзно-республиканских МИД, не успев родиться были резко сокращены. Вся внешнеполитическая деятельность по существу свелась к протокольно-консульской службе, а министры иностранных дел стали заниматься этой работой «по совместительству», как тогда говорили в народе, через запятую. Сначала зам.пред.Совмина, а уж потом, «иностранные дела».

 

Все советские годы существовал и другой тип полунастоящих дипломатических учреждений – постоянные представительства союзных республик при правительстве СССР, внесшие свой посильный вклад в установление и развитие международных связей Кыргызстана со всем миром.

 

Те годы наши ветераны вспоминают как самые светлые, достойные, хотя мы пережили не только самую кровопролитную войну, мы пережили гигантскую «ломку» идеологической войны, гонку вооружений, атомную угрозу. Мы пришли к свободе и независимости, наученные стойко держать удары и получив хорошую школу дипломатии. Но между настоящей независимостью, в том числе по внешнеполитической деятельности, и тем, что историки назвали декларируемым суверенитетом, лежали долгие годы сталинского культа личности, хрущевской оттепели, брежневского застоя, и перестройки «великого реформатора». Именно оттуда, из тех лет, от наших сильных духом первых дипломатов исходят основные качества дипломатов сегодняшних – оптимизм, вера в идеалы, терпимость, интеллигентность, профессионализм.

 

Навсегда останется в нашей памяти 31 августа 1991 года, когда для нас начался новый отсчет времени – Верховный Совет Республики Кыргызстан в «Декларации о государственной независимости» торжественно провозгласил:

 

«1. Объявляем Республику Кыргызстан независимым суверенным государством.

2. Территория Республики Кыргызстан является целостной и неделимой, на ней действует только Конституция Республики Кыргызстан.

3. Республика Кыргызстан подчеркивает свою приверженность общепризнанным принципам международного права».

 

С этого момента и начинается новая дипломатия суверенного Кыргызстана.


Формирование внешней политики республики происходит вместе со становлением нашей государственности. Неоценим личный вклад первого Президента А.Акаева в становление и успехи молодой кыргызской дипломатии. Три минувших года независимости, чрезвычайно коротких по историческим меркам отличаются огромным динамизмом буквально во всех сферах жизни молодого государства. Дипломатия нашей страны, на этом фоне, не побоюсь сказать, переживает ныне самый ответственный, и пожалуй наиболее трудный период своего становления.

 

Кыргызстан как суверенное, независимое государство признали 130 государств, более с 80 из них у нас установлены дипломатические отношения. Кыргызстан является полноправным членом ООН и около 30 других международных организаций.

Несмотря на огромные трудности организационного, профессионального, кадрового, технического и финансового характера Кыргызстану удалось открыть свои первые посольства за рубежом. Первые послы независимого Кыргызстана сегодня – яркие таланты нашего народа, поистине цвет интеллигенции.

 

Мы гордимся тем, что Чынгыз Айтматов, Толомуш Океев, Салижан Джигитов, Мурат Иманалиев служат этому благородному делу. Профессионалы высокого класса как Ишенбай Абдуразаков, Кенеш Кулматов, Болот Искаков посвятили свою жизнь и сегодня продолжают трудиться на дипломатическом поприще Кыргызстана и России.

 

Сегодня, в 90-е ХХ века мы закладываем фундамент национальной профессиональной дипломатической школы, и хочется, чтобы здание этой службы было крепким, добротным, построенным на принципах высокого профессионализма, верного служения отечеству, патриотизма, исключающих безответственность, использование служебного положения, коррупцию.

 

Молодой дипломатический корпус за последние полгода прошел аттестацию на должности, ранги, знание иностранных языков; формируется график ротации на работу в наши загранучреждения. Стартует проект ПРООН, поддержанный правительством Австрии по укреплению профессионального роста нашего министерства. На первое заседание коллегии МИДа вынесен вопрос по итогам годовой деятельности посольств в ближнем зарубежье.

 

Нам сегодня нужно понять: эйфория первых лет независимости практически прошла, наши двусторонние отношения со временем «отстоялись», меньше стало у наших партнеров симпатий априори, ниже возможности «равноправного партнерства в кредит». Мы должны стоять уже на собственных ногах. Отныне ошибки будут нам стоить дороже, промахи нам перестанут прощать.

 

Но самое главное сегодня и самое трудное в нашей работе, это – формирование и проведение в жизнь четкого, сбалансированного и конструктивного внешнеполитического курса, основанного на глубоком понимании коренных национальных интересов страны, стратегических целей его вхождения в мировое сообщество. Это сложнейшая и ответственная миссия на виду у всего мира. Ведь каждый шаг молодого государства на международной арене находится под пристальным вниманием мировой общественности, каждое его действие заинтересованно анализируется и оценивается как с точки зрения сиюминутного интереса, так и с более глубоких позиций потенциального влияния на общий процесс и перспективу мирового развития.

 

Каковы же основные приоритеты и направления внешней политики Кыргызстана? – вопрос, на который мы в Министерстве фокусируем внимание, чтобы вместе со всеми заинтересованными ведомствами, службами с учетом всего научного, общественного потенциала республики представить в скором будущем на рассмотрение Жогорку Кенеша и другим высшим государственным органам стратегическую концепцию внешнеполитической деятельности Кыргызской Республики.

Исходя из выбора Кыргызстаном модели демократического светского государства с современной рыночной экономикой прежде всего назовем цели и задачи нашего внешнеполитического курса:

 

1. Это наши усилия по укреплению собственной безопасности, включая суверенитет, независимость и территориальную целостность страны.

2. Наша деятельность по привлечению финансовой, технической помощи и поддержки для создания эффективной рыночной экономики, включения экономики страны в мирохозяйственные связи.

3. Содействие и благоприятствование демократизации страны, защита прав, свобод, достоинства людей.


В течение трех лет независимости республики наш внешнеполитический курс уже дает скромные, но осязаемые результаты.


1. В области безопасности:

 

С учетом реальностей постсоветской эпохи, распада второй по мощности в мире Советской Армии и возникновением целого ряда конфликтных узлов на территории бывшего СССР, в том числе на приграничье с Кыргызстаном, в республике было принято решение и были сформированы вооруженные силы Кыргызстана численностью и размещением группировок, отвечающих требованиям стратегии страны.

 

Военный потенциал республики, соизмеримый с нашими экономическими и социальными возможностями будет оставаться на обозримую перспективу ведущим фактором защиты жизненно важных интересов Кыргызстана.


Кыргызстан стал двадцатым по счету государством, присоединившимся к программе «Партнерство ради мира» (ПРМ). Мы считаем, что с точки зрения безопасности Кыргызстану полезно его участие во всех структурах безопасности, которые существуют в Договоре о коллективной безопасности в рамках СНГ, институтах ОБСЕ, ООН, ССАС. Чем больше гарантов нашей безопасности, тем больше будет безопасности у нас.

 

Сейчас мы завершаем подготовку индивидуальной программы и презентационного документа в рамках «ПРМ».


В декабре 1993 года Жогорку Кенеш ратифицировал присоединение Кыргызстана к Договору о нераспространении ядерного оружия и наша страна готова в марте следующего года на Всемирной конференции по этому договору объявить о своей позиции превращения его в договор бессрочного действия. Кыргызская Республика выступает также за всеобщее прекращение ядерных испытаний. Кыргызстан видит будущее Центральной Азии как безъядерной зоны.

 

Каирская Всемирная Конференция по народонаселению (сентябрь 1994 г.) констатировала, что по самым скромным оценкам, к 2025 г. население планеты составит 8,5 млрд. человек. Перенаселенность планеты, борьба за жизнь, за место под солнцем станут базой для массовых социальных взрывов, серьезных международных конфликтов. Внешнеполитическое ведомство республики стоит лицом к лицу с такими серьезными проблемами, которые мы унаследовали от прошлого, острота их сегодня утроилась, это – урегулирование спорных пограничных участков по периметру границ, правовая отработка института гражданства и соответствующее его оформление, быстрое усвоение таких новых для нас проблем, как беженцы, мигранты. Кстати, на днях в Бишкеке открывается филиал регионального офиса Уполномоченного ООН по делам беженцев.

 

Что касается борьбы с наркобизнесом. Если все 70-е, 80-е и даже в 90-е годы в узлах «золотых треугольников» на таможнях всех стран мира усердно боролись с пресечением транзита наркотиков, то сейчас с консолидацией сил всего мира, стратегия борьбы ведущих стран мира с наркобизнесом поменялась круто. Упор сделан на создание в самих странах–производителях соответствующей силовой и технической инфраструктуры, достаточных сил и средств по ликвидации преступных групп на месте, на пресечение поставок на самом начале транзита.

 

Профессиональное взаимодействие, сотрудничество наших разведывательных, правоохранительных служб, общественности с международными экспертными силами станет в этом деле ключевым. Поддержка офиса ООН по борьбе с наркомафией, помощь Интерпола новой стране с молодой государственностью в этот тяжелый переходный период является для нас крайне необходимой.


II. Тысячу раз сказано и я повторюсь: внешняя политика – это продолжение внутренней политики, как бы другая сторона медали. Американцы в своих концептуальных документах формируют это еще жестче: «Процветание нации зависит от усилий за ее пределами». Интересы в области экономики и безопасности становятся взаимопереплетающимися, взаимосвязанными.

 

Скажу откровенно: внешнеполитическое ведомство республики до сегодня едва справлялось с потоком признаний, аккредитаций, визитов, но все упорнее и концентрированнее фокус деятельности министерства сводится сейчас к внешнеэкономическим связям. Приоритетом внешнеполитической службы отныне становится экономическая дипломатия.

Перед лицом огромных экономических трудностей, переживаемых республикой, формационной переналадки экономики, оборачивающейся ощутимыми социальными издержками, сегодня надо сказать о недодуманном, несделанном.

 

Мы не можем быть удовлетворены объемом прямых зарубежных инвестиций в республику, количеством зарубежных предприятий в поисках партнеров здесь, всего по республике насчитывается всего 104 совместных предприятия.


Лишь с пятью странами мира заключены межгосударственные Соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций. А из десятка заключенных международных договоров и соглашений по авиасообщениям реализуется только треть.

 

К экономическим реформам в Кыргызстане так и не привлекаются многие развитые страны Европы, ЮВА, Ближнего Востока, Персидского залива. Слабы торгово-экономические связи республики с бывшими партнерами по СЭВ, странами Центральной и Восточной Европы, Балтии.

 

В республике существует настоятельная необходимость координации всей внешнеэкономической деятельности. Конференцию на эту тему, которую МИД предложил совместно с Госкомэкономики – разработчиками этой концепции, было бы хорошо провести, не откладывая, в первой половине будущего года.

 

Список проблем и нерешенных задач не исчерпать. Разумеется не все зависит от наших послов, от МИДа. Но одно зависит от всех нас: работать сегодня не уставая, ведь по большому счету история испытывает нас на независимость.


III. Внешнеполитический курс республики служит демократизации нашего общества, активно содействует формированию гражданского общества в стране, реализации прав человека и основных свобод.

 

Сегодня, лицом к лицу с историей, думая о будущем нашей Родины и народа, хочется пожелать всем нам мира, согласия, нормальной полнокровной включенности в мировое сообщество.

 

Мы, дипломаты, будем считать, что работаем на демократизацию страны, когда откроются интенсивные информационные каналы в страну, когда мы обустроим полную инфраструктуру «экспорта» нашей информации, когда эмиграционные потоки людей будут постепенно превращаться в миграцию этих же людей в целях развития бизнеса, культурно-научно-гуманитарных связей, когда студенты, все большее число молодежи будет экономически способно ездить, работать по миру, учиться в хороших университетах.


Подготовить бы нам тысячи и тысячи рыночно мыслящих молодых, проучившихся в открытых обществах, тогда не будет пути назад. Это, я уверена, самые лучшие инвестиции в наше будущее.

 

Евроазиатское местоположение Кыргызстана задает естественные, главные ориентиры и направления нашей внешней политики. Наши близкие и дальние соседи, а наряду с ними экономически мощные и технологически развитые государства, а также новые индустриальные страны как реальный пример для подражания составляют неоспоримые приоритеты нашего сотрудничества и взаимодействия с внешним миром.

 

1. Отношениям с Россией в Содружестве Независимых Государств мы, безусловно, придаем первостепенное значение. Истоки наших взаимоотношений – в почти полутаровековом союзе с Россией, в более чем 70-летнем совместном житии в рамках единого государства, общности культурных, языковых традиций, в глубокой взаимосвязи и интегрированности наших экономик.


Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 10.06.1992 г., мы заложили основы долговременных прочных отношений между Кыргызстаном и Россией. Исходя из потребности обеспечения безопасности внешних границ Кыргызстана, России, Содружества, борьбы с преступностью транснационального характера, как наркобизнес, контрабанда оружия, в октябре 1992 г. было заключено кыргызско-российское межправительственное соглашение, в котором Российским пограничным войскам предписывается взять под охрану внешние границы Кыргызстана. Сегодня пребывание этих войск остается настоятельной необходимостью, на кыргызско-китайском пограничье российские погранвойска остаются на страже рубежей Содружества.


Возрожденная демократическая Россия с ее огромным рынком, богатейшим потенциалом человеческих ресурсов, новых технологий для суверенного Кыргызстана есть и будет сильным и желанным союзн

 

2.Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан – наши вековые соседи, близкие братские народы, традиционные торговые партнеры. В центре евроазиатского контингента, на пуповине Великого шелкового пути равно-далеко удаленная от выходов к океанам, Центральная Азия, 50-ти миллионный древний край переживает ныне свое возрождение. Наши богатейшие природные ресурсы – один из последних островков, не втянутых в современное мирохозяйство при эффективном управлении дают возможность создания самодостаточной экономики. Необходимо залечить природные раны, нанесенные Аралу, Семипалатинской земле, очистить рассыпанные повсюду хвостовые отходы прежних радиоактивных разработок, хранить как зеницу ока бассейны вод и ледников Тянь-Шаня, Памира.

 

При совместной координации внешней политики всех Центральноазиатских стран мы сможем реально влиять на региональную безопасность, содействовать скорейшему урегулированию ситуации в Таджикистане и за ее пределами.

 

Создание у нас безъядерной зоны, своеобразного Центральноазиатского Тлателолко, превращение Ферганской долины в Долину мира и согласия в рамках трех стран, формирование динамичного экономического союза всех Центральноазиатских стран, отработка вопросов использования и распределения воды, пастбищ на основе международного права, справедливого разрешения пограничных спорных вопросов, выведение отношений между всеми странами на уровень полномасштабных межгосударственных отношений, обеспечивающих полнокровное сотрудничество во всех областях на основе взаимности – так мы видим настоящие и превентивные задачи дипломатов в нашей части света.

 

3. Китай на протяженном южном пограничье в силу своих очевидных преимуществ может стать гарантом стабильности и развития в Центральноазиатском регионе. Китай – наш самый крупный торговый партнер. Торгово-экономические связи, в рамках которых мы можем учиться китайскому опыту реформирования, создания СЭЗ (свободных экономических зон), экспортоориентированной экономики дают Кыргызстану возможность при желанном развитии войти в XXI век динамично развивающейся страной. В ходе переговоров Премьера Госсовета КНР Ли Пэна с Президентом А.Акаевым в мае 1994 г. была достигнута договоренность о начале юридического оформления границ с КНР, на этот счет ведутся двусторонние рабочие переговоры.

 

4. Добрососедство, возрастающие торговые связи республики с Турцией, Ираном, Индией и Пакистаном благоприятно воздействуют на нынешнее развитие независимого Кыргызстана. Общность исторического прошлого Кыргызстана, его культуры, религии и языка с братским Турецким народом стали основой насыщенных отношений между нашими странами во всех областях. Регулярным и глубоким становится диалог в верхах. Демократически ориентированная с солидным заделом рыночной экономики, секуляристская Турция является притягательным примером развития для суверенного Кыргызстана.


А совместное с Турцией, Ираном и Пакистаном экономическое сотрудничество в рамках ЭКО откроет так нужные выходы к мировым океанам, международным транспортным артериям, в целом положительно скажется на экономическом, политическом климате региона. «Там где процветает торговля, нет места войне» - говорят в каждом из наших народов.

 

5. Демократический курс Кыргызстана, построенный на приверженности идеям рыночной экономики и соблюдения прав человека с первых дней нашей независимости сделал возможным включение евроазиатского Кыргызстана в евроатлантический клуб: вначале в СБСЕ, затем в ССАС, и летом этого года в Программу «Партнерство ради мира». Набирают обороты наши отношения с Европейским Союзом и его основными институтами. Развиваются также двусторонние отношения с Германией, Великобританией, Швейцарией, Голландией, Францией, Бельгией и др.

 

С этими странами подписаны документы, определяющие ориентиры основных направлений сотрудничества, начались диалоги на высшем уровне. Но скажу прямо и с сожалением: Кыргызстан в Европе представлен весьма скудно. Европа, три года назад пригласившая нас к сотрудничеству остается целиной, нами еще не вспаханной.

 

6. Соединенные Штаты Америки – самая могущественная держава мира, бесспорно, занимает приоритетное место в ряду наших партнеров. Всесторонняя весомая поддержка экономических и демократических реформ проводимых Кыргызстаном, совпадение наших взглядов, тесное сотрудничество в вопросах международной политики, безопасности в мире и регионе, вывели отношения между нашими странами на уровень открытого системного диалога, строящегося на принципах равноправия и взаимного признания национальных и государственных интересов.

 

Дорогие друзья!

 

Сегодня, когда падает первый снег зимы 1994 г., впервые в истории кыргызской государственной службы в этом красивом зале собрался дипломатический корпус страны, чтобы отметить 50 летие МИДа и почтить труд его работников в прошлом и сегодня. Мы увидели в добром здравии наших ветеранов-дипломатов, а они – свое отражение в стройных молодых юношах и девушках Министерства иностранных дел нового независимого государства.

 

Мы видим здесь первых зарубежных