Победителем парусной регаты стал экипаж яхты «Бриз»

August 2, 2014, 06:00

Вот уже три года в летнее время желающие погонять под парусом собираются вместе на Иссык-Куле. Это не обязательно профессиональные яхтсмены, зачастую прибывают новички. В первый раз это были соотечественники, проживающие за рубежом. Тогда каждая яхта выходила под флагом страны, в которой участники жили или работали.


В этом году регата "Иссык-Куль гран-при-2014" состоялась в рамках форума соотечественников "Мекендештер". Сама идея проведения именно этой регаты родилась в недрах цеха "Лофт". Активисты Эльвира Сариева и Атай Садыбакасов выбрали этот вид спорта в проведении тим-билдинга для участников форума. Участникам с лихвой хватило и спортивного надрыва и позитивных эмоций. Но регата заставила задуматься и о нормах дорожного движения на воде, а также о безопасности.


Вместе под парусом


Уже замечено, что каждая регата, как ветер на Иссык-Куле, каждый раз имеет свой характер. Кому-то везет на безветрие, и это настоящая гонка терпения и выдержки, ведь чтобы яхта шла, надо буквально не дыша ловить каждое дуновение ветра. Кому-то повезет с небольшим штормом, и тогда яхты взлетают выше пирса. В этом году регата тоже показала свой норов. Такой, что участникам потребовалось проявить характер и выдержку.


Еще на старте всем выдали футболки с брендом соревнований. Причем организаторы в этом году решили придать яхтингу на Иссык-Куле национальный акцент: традиционные кепки заменили на парадные брендированные калпаки. Все решили, что такое новшество – первый шаг к новой иссык-кульской моде, ведь это тоже реклама отечественной курортной зоны.


После традиционного построения всех команд на пирсе, последовал конкурс "кричалок". Надо было придумать слоган для своей команды. Еще на этом этапе страсти разгорелись нешуточные. За участников активно болели фанаты и болельщики, так что на старт все вышли уже заряженные.


Стартовали, как обычно, из яхт-клуба "Круиз", предварительно проведя жеребьевку. Задача была - как можно быстрее дойти до буйка и вернуться. Но здесь-то и начались главные сюрпризы: когда яхты дошли до буйка, его там попросту не оказалось. По словам яхтсменов, выставленный специально для регаты буй... украли! С яхт видели на том месте несколько катеров.


Кто именно лишил целую регату ориентиров для гонки – пока остается тайной. Но такое случилось впервые за многие годы проведения соревнований. Главное, что сам этот факт расстроил участников гонки - им пришлось снова вернуться на старт. Затем было решено, что вместо буя ориентиром встанет спасательный катер.


А вот на втором старте выдержки хватило не всем. Судья посчитал, что яхта "Антарекс" раньше ушла со старта. Правда, капитан и команда с этим не согласились, из-за чего и не сделали разворота в 360 градусов, как того требуют правила.


Ввиду отсутствия на старте видеокамер собрался совет капитанов. Он решил, что нарушение все же было. Безусловно, это сильно расстроило лидирующую команду, капитан которой – опытный яхтсмен, мастер спорта Владимир Соленый. Возможно, ему нужно было проявить больше выдержки и выполнить требования судьи. Недаром ведь парусный спорт называют спортом адвокатов, дипломатии, поскольку в правилах предусмотрено оспаривание результатов гонки.


Лавры победителей


После долгой и честной борьбы, победителем регаты-2014 стал экипаж яхты "Бриз", капитан которой Илья Игнатьев. Вторыми пришли ребята яхты "Форейтор" с капитаном Андреем Фирсовым. Третьим стал экипаж "Кейсара", в составе которого выступал посол Кыргызстана в США Мухтар Джумалиев. Впервые приняла участие в гонках и яхта "Полина" во главе с капитаном Вадимом Якиманским - пока в роли яхты сопровождения.


Все участники получили свидетельства "Славный яхтсмен", а победители - медали, кубок регаты, а также призы от спонсоров. Кубок и медали вручала директор школы водных видов спорта Эльвира Жогина. Она напомнила соотечественникам о том, что под патронажем школы находится плавание и гребля. И было бы хорошо, чтобы на следующий год соревнования проводились по всем трем видам.


Ложка дегтя


Даже несмотря на весь позитив подобных мероприятий, нельзя не отметить целый ряд печальных деталей.


Чтобы развивать парусный спорт в Кыргызстане, в первую очередь нужно ставить на старте и буях видеокамеры. Нужны коч-боты - специальные катера для судей и тренеров, чтобы следить за гонкой с разных точек и снимать это на видео. Тогда будет возможна даже онлайн-демонстрация заезда на берегу. Все это еще раз подтвердила очередная регата.


Печалило этим летом присутствующих и то, что из соседнего пансионата "Колумб" на воду постоянно выезжали скутеры, что создавало большие помехи. На просьбы не мешать работе регаты никто не реагировал. Кстати, если вспомнить, то в прошлом году во время парусных гонок яхтсмены спасли тонущего, который упал именно с водного мотоцикла. Но, судя по всему, даже после этого водная инспекция не сделала никаких выводов.


С учетом постоянных заявлений правительства о развитии туризма и популяризации Иссык-Куля, логичным было бы финансово поддерживать Федерацию парусного спорта. Кстати, в этом году было решено, что все средства, которые внесут участники регаты, пойдут на ремонт яхт крейсерского класса.


В целом именно участники стараются помогать этому виду спорта развиваться. К примеру, представитель Kyrgyz American Alliance Арстанбек Саргалдаев и ребята, живущие в США, помогают с переводами документов на соревнования, консультируют представителей федерации парусного спорта, фирмы, которые занимаются производством спортивных яхт в США.


Любит этот вид спорта и посол Кыргызстана в США Мухтар Джумалиев. Он уже второй раз принимает участие в регате "Гранд-при". В этот раз, только прибыв на старт, он сразу сообщил яхтсменам, что постарается привезти представителей федерации парусного спорта США и яхтсменов из города Венечи округа Шелан, поскольку совсем недавно Иссык-Кульская область стала побратимом этого округа. Это важно для Кыргызстана еще и потому, что именно в США находится завод, который производит лицензионные лодки олимпийского класса "Лазер". В Кыргызстане же есть лишь один старенький "Лазер", купленный на личные деньги швейцарца-волонтера, который притащил лодку на прицепе из Европы. Остальные лодки – прототип этого же класса, но еще советского образца – "Луч". Они давно морально устарели и попросту рассыпаются.


Возможно, с учетом того, что Кыргызстан выходит на новый уровень проведения парусных гонок, к следующей регате что-то изменится. Ведь на нее уже вовсю начали подавать заявки.

Светлана Лаптева
"Вечерний Бишкек"