Роза Отунбаева: Мы хотим нацелить родителей и работников образования на раннее развитие детей
February 18, 2013, 06:00О новых направлениях в образовании, проблемах книгоиздания в стране, инициативах своего фонда ИА «24.kg» рассказывает экс-президент Кыргызстана Роза Отунбаева.
- Роза Исаковна, вами инициирован конкурс среди поэтов и писателей на создание детских произведений. В рамках ваших инициатив предполагалась также организация различных мероприятий для учеников младших классов и дошкольников. Но, как мы заметили, реализация этих проектов запаздывает. С чем это связано?
- Вы правы, наш фонд решил объявить в масштабах республики конкурс среди поэтов и композиторов на создание детских стихов и песен, работу мы начали в ноябре, собирались вместе. И только сейчас началась раскрутка конкурса в СМИ, разработали логотип, создали видеоклип, разослали по всем редакциям, выложили в социальные сети. Сейчас об этом вы будете часто слышать. Нужда в новых стихах, считалках, хороводах и песнях в стране огромная! Мой внук засыпает в своей кроватке под аудиоколыбельные. Разве у нас так много их на кыргызском языке? Я проехала шесть областей, побывала в десятках детских садов, и везде в качестве хоровой песни исполняют только гимн республики. Это хорошо, но должны быть и другие песни — хоровые, хороводные, игровые. Подведение итогов состоится в мае 2013 года, а в целом республиканский конкурс завершим большим Гала-концертом на ТВ в канун Дня защиты детей. Произведения победителей конкурса будут опубликованы и выйдут отдельной книгой. Спонсорами пожелали выступить кыргызстанцы, работающие сейчас в штате Огайо (США). Лауреатов конкурса в качестве гостей готовы принять наши партнеры и земляки, живущие в Америке, Турции, Австрии.
- В Кыргызстане издавна существует проблема детской литературы. В стране ее давно не создают и не печатают. Постоянно ссылаясь на экономическую немощь, не рискуем ли мы тем, что нынешнее поколение утратит национальное самосознание?
- Экономическими причинами всего не оправдаешь. На самом деле надо формировать общественный настрой на решение этих задач. В России для детей, родителей и воспитателей выпускается много книг. Переводятся произведения, давно ставшие мировой классикой детской психологии и педагогики. В университете им.Арабаева мы открыли лекторий по раннему развитию детей, начали обучать мам и воспитателей основам педагогики Монтессори, этот курс длится 2,5 года. Вальдорфская педагогика у нас уже широко применяется не только в столице, но и в Баткенской области. Необходимы образованность и высокий профессионализм верхов — тех, кому поручен этот участок работы. Они должны видеть узкие места и выстраивать всю работу, мобилизовывать общество. Подобный пример реформ в области образования мы видели недавно в Казахстане на заседании клуба «Открой Азию», который ведет наш фонд.
- Чего нам не хватает для продвижения идеи народного просвещения? Может, это все связано с отсутствием кадров?
- В области образования много проблем. И одна из фундаментальных — нехватка ресурсов. Когда говорят, что в США и КР равная доля бюджета отводится образованию, мол, даже многовато мы даем туда, то или лукавят, или не владеют реальными цифрами. Никакого сравнения в объемах экономики двух стран, то же самое в бюджетном разрезе! Их 6 процентов — это далеко не наши 6 процентов! Кроме того, в США помимо госбюджета поступают в образовательные учреждения огромные суммы от компаний, частных фондов, физических лиц. И здесь нет никакого сравнения! Образование там действительно приоритетно.
Кадровый вопрос в образовании — тоже острый, известно, что наше государство в иерархии стран удерживает свои позиции только благодаря образовательному уровню. Не работает частно-государственная инициатива в образовании, хотя закон уже создан. Нам очень нужны сильные образовательные инициативы, поддержка властей. Я все больше убеждаюсь, что конкуренция — действенный рычаг в улучшении образования. В каждых городе, районе, селе нужно стремиться к соответствию лучшим международным стандартам.
- Вы побывали во многих отдаленных регионах страны, своими глазами увидели все проблемы в секторе образования. К каким выводам вы пришли? С чего нужно начинать?
- Работать по всем направлениям! Одна из наших инициатив — усиление естественно-научных дисциплин в школе. Прежде всего мы хотим сделать доступными десяток ведомственных научных музеев в городе. Все жалуются, что в выходные дни некуда повести детей, а узнать что-то новое или поучиться этому просто негде. Закрылись кружки станции юных техников, ДОСААФ, все, где дети и подростки могли получить технические навыки и знания. В наших планах создание сети научно-технических точек роста, контактов для поддержки естественно-научного и технического образования школьников. В этом нам помогают партнеры из Австрии. В середине марта 2013-го состоится большой совместный семинар по организации такой работы.
Я уже говорила: мы хотим нацелить родителей и работников на раннее развитие детей. Это мировой тренд, и нам надо быстрее поворачиваться, следовать ему. Наукой подсчитано и доказано, что каждый вложенный в ранний возраст ребенка доллар сохраняет потом 7-8 долларов при подготовке подростка, старшего школьника к жизни. Японцы, вообще, считают в последнее десятилетие, что после трех лет вкладывать в ребенка уже поздно. В Кыргызстане поставили задачу накануне 1-го класса обязательного обучения, подготовки к школе всех детей шести-семи лет, а их число доходит до 100 тысяч! Это громадная поэтапная работа, надо сперва подготовить учителей. Минобразования реализует это большое дело совместно с ЮНИСЕФ и Всемирным банком. В декабре 2012 года в Нью-Йорке я встречалась с директором ЮНИСЕФ Энтони Лейком и руководителем совета директоров Международного фонда образования Кэрол Белами для обсуждения этого проекта. Мы будем первой страной в Центральной Азии, кто реализует подобный проект.
Я воспользуюсь этим интервью как возможностью рассказать всем читателям о фестивале образования, который мы готовимся провести в первой декаде мая 2013 года. Это двухдневный, по сути, общегородской праздник в центре Бишкека, включающий ярмарку образовательных услуг. Мы дадим возможность всем, кто учит детей платно и бесплатно, собраться и предложить ребятам свои услуги. Это продвижение их бизнеса, а для детей — возможность узнать, чему можно научиться в школьные годы. Будет много конкурсов, танцев, игр, театральных постановок, дискуссий, читательских конференций. Мы думаем, что мероприятие будет ежегодное.
- Будучи президентом, вы сетовали, что в Бишкеке всего один книжный магазин с книгами на кыргызском языке. Но потом поговаривали, что офис этого магазина отдать вашему фонду… Но дело даже не в этом, уже много лет во всех регионах Кыргызстана нет книжных магазинов, исчезают учреждения культуры. Сегодня в стране больше мечетей, чем школ и детсадов. Небезопасно ли это? В истории республики еще не было такого, чтобы вот так слепо следовать религии…
- Насчет магазина «Нуска» хочу сказать отдельно. В том здании кроме книжного магазина располагались Комиссия по развитию кыргызского языка, фонд А.Масалиева. «Нуску» никто не трогал, магазин и сей день находится там. Шум, который подняли газеты по моему поводу, был безосновательный. На деле я помогла Комиссии по госязыку значительно улучшить условия работы, они переехали в хорошо отремонтированное здание финполиции. А помещения на проспекте Эркиндик не ремонтировались с 60-х годов! Такова была «забота» о людях, пекущихся о продвижении родного языка. Я же, как и другие НПО, снимаю помещения, плачу за их аренду, оплачиваю коммунальные услуги. Правительство не выделяло моему фонду бесплатного помещения, как в случае со многими уже не существующими или не работающими фондами, неправительственными организациями, некоторых уже и в помине нет, и неизвестно, в каких целях используются эти помещения. Я всеми силами пытаюсь выстраивать институт экс-президентства, первый в Центральной Азии. Создала фонд с четкими направлениями работы, за год удалось заявить о себе, провести десятки мероприятий, получивших широкий резонанс в городе и стране, мне не стыдно представлять его в международном масштабе.