Государство призывают повернуться лицом к детям
November 30, 2013, 06:00Исполнительный директор фонда "Инициатива Розы Отунбаевой" в интервью "ВБ" озвучила основные проблемы в образовании маленьких кыргызстанцев.
Фонд "Инициатива Розы Отунбаевой" подготовил пакет поправок в законы Кыргызстана, которые гарантируют получение дошкольного образования в республике. О том, зачем нужны эти поправки и как они повлияют на ситуацию в отрасли "ВБ" поговорил с исполнительным директором организации Жибек Койчукуловой.
Государство призывают повернуться лицом к детям- Почему фонд Розы Отунбаевой решил заняться проблемой дошкольного образования?
- Мы реализовали уже 14 проектов в различных сферах. Дошкольное же образование лежит в рамках одного из приоритетных направлений деятельности фонда – инвестиций в будущее поколение. В рамках этой деятельности мы реализовали проект "Мировая классическая музыка для детей из новостроек", когда около пяти тысяч "проблемных" детей из самых неблагополучных районов столицы имели возможность услышать лучшие произведения всемирно известных классических музыкантов.
- Это те самые, после которых СМИ публиковали фотографии спящих во время концерта детей?
- Да, но вы даже не представляете, насколько эти дети изменились за 12 концертов, которые прошли! Если вначале мы видели, как они спали, делали из программок самолетики и пускали их по залу, то примерно с пятого-шестого концерта они не только внимательно его слушали, но и ждали музыкантов после окончания, чтоб взять у них автографы. Они сильно изменились! Ведь они живут в районах, где нет ни образовательной, ни культурной, ни даже бытовой инфраструктуры, тем более, что мы отбирали детей из неполных и неблагополучных семей, имеющих, к примеру, проблемы в учебе.
- В чем важность дошкольного образования?
- На пресс-конференции 27 ноября представители фонда Розы Отунбаевой уже сказали, что 84% детей в Кыргызстане не охвачены дошкольным образованием и воспитанием. Если рассмотреть те 14%, которые все же посещают детские сады и образовательные центры, можно заметить, что в селах Кыргызстана дошкольным образованием вообще охвачено 4-5% детей от 2 до 7 лет. Между прочим, детей такого возраста в Кыргызстане – 686 тысяч, то есть около четверти населения нашей страны.
Сейчас для решения проблемы Министерство образования и науки запустило проект обязательной подготовки к школе, который поддержал Всемирный банк. Она длится в течение четырех месяцев – с апреля по июль, и включает в себя программу минимум подготовки к школе. Конечно, этого совершенно недостаточно для получения качественных знаний и навыков общения со сверстниками. А ведь через 20 лет именно эти дети будут составлять костяк населения республики, будущее нашей страны напрямую связано с уровнем их образования.
- Какие конкретно изменения и дополнения в законы вы предлагаете?
- Первое – это закрепить в Законе "Об образовании" обязанность государства в обеспечении дошкольным образованием в течение минимум одного года. Мы выяснили, что если всеобщее среднее бесплатное образование государство обязано обеспечивать согласно Конституции, то о дошкольном образовании упомянуто лишь в Законе "Об образовании". В законе о местном самоуправлении среди перечня вопросов местного значения этой обязанности тоже нет. Получается, никто в государстве за это направление работы не отвечает.
Государство не сможет решить вопрос дошкольного образования в одиночку, необходимо привлекать и бизнес, и муниципалитеты, и самих родителей. Мы предлагаем внедрить подушевое финансирование для дошкольников, чтобы родители детей сами решали, где их ребенок будет обучаться. Даже минимального стандарта для этого нет, и мы предлагаем правительству посчитать, сколько государство может выделить на эти цели. Эти деньги должны получать, в том числе, частные детские сады. Таким образом, в Казахстане, например, благодаря такой норме более 60 % детей дошкольного возраста посещают детские учреждения.
Второе – мы предлагаем закрепить обязанность представителей местного самоуправления развивать дошкольное образование в их регионах. Сегодня среди перечня вопросов местного значения дошкольное образование даже не упоминается, поэтому МСУ только оплачивают коммунальные расходы социальных объектов.
- На все, что вы перечислили, необходимы дополнительные средства, а наше правительство регулярно жалуется на нехватку финансов. Где взять ресурсы еще и для возведения детских садов?
- Строительство социальной инфраструктуры - дорогостоящий процесс. Пусть для начала дадут свободу разным формам детских учреждений: муниципальным, частным, краткосрочным, образовательным и развивающим центрам.
Дополнительного финансирования от государства ожидать невозможно. Оно и так тратит 20% бюджета на образование, необходимо просто оптимизировать систему распределения денег. Сейчас же очевиден перекос в сторону высшего и среднего образования.
Кроме того, эту сферу необходимо заполнить частными деньгами. В России вообще разрешили частные детские сады. Любая мама, у которой больше двух детей, имеет право набрать еще 7-8 детей и проводить с ними время у себя дома, подчиняясь при этом районному отделению образования. Зарплату, при этом, ей платят из бюджета муниципального детского сада. В Казахстане ввели норму, согласно которой первые два этажа в каждой элитной новостройке отдают под объекты социального значения. В результате в крупных городах очереди в детские сады практически исчезли.
Мы не говорим пока о столь радикальных мерах, а предлагаем конкретизировать в законе понятие "муниципальный детский сад".
- Что это такое?
- Во многих регионах нашей страны, где поняли, что ждать помощи от властей придется очень долго, местные жители стали открывать общинные детские сады. Схема действия довольно простая: группа родителей из местного сообщества собирают некую стартовую сумму на детсад, местный акимиат предоставляет помещение, которое они совместно ремонтируют, а с оборудованием и методическими материалами уже помогают доноры. Зарплату персоналу первые год-два платят сами родители, местные бюджеты лишь оплачивают коммунальные расходы, однако потом местные бюджеты берут эти детские сады на свой баланс полностью. Между прочим, большинство открывающихся детских садов в республике в последние несколько лет именно общинные. Не нужно ничего придумывать, достаточно ввести их в легальное поле.
Мы уже сталкивались со случаями в Баткенской и Ошской областях, когда одинокая бабушка, живущая в большом доме, предлагала свой дом под детский сад и просила лишь устроить ее там же воспитателем. Это отличный вариант государственно-частного партнерства, который необходимо прописать законодательно.
Об общинных детских садах есть лишь одна строчка в законе о дошкольном образовании. Необходимо разграничить полномочия и ответственность частных лиц и государства: кто должен оплачивать коммунальные услуги, делать ремонт и другое.
- Зачем нужны изменения в законах, если система уже функционирует?
- Сейчас сложилась такая ситуация, что многие муниципальные детсады работают по короткой программе - 3-4 часа в день. При этом, расчетов, как начислять зарплаты их воспитателям, нет, их оформляют в качестве техничек, учителей начальных классов и так далее. В постановление правительства №404 мы как раз предлагаем внести порядок, по которому этим людям будет начисляться легальная зарплата.
- Как реагируют на ваши предложения депутаты?
- Мы – общественная организация и не обладаем правом законодательной инициативы. Мы можем лишь презентовать итоги нашего исследования и рекомендации, надеясь встретить поддержку депутатов, которые внесут их в качестве авторов законопроекта на заседание Жогорку Кенеша.
Мы проводили уже не одну презентацию наших поправок для экспертов, доноров и чиновников. 8 ноября у нас был большой круглый стол, в работе которого принимал участие председатель комитета Жогорку Кенеша по образованию, науке, культуре и спорту Каныбек Осмоналиев, заместитель министра образования Догдуркуль Кендирбаева. Они поддержали нашу инициативу. Мы направили письма в секретариаты всех парламентских фракций с просьбой дать нам возможность презентации наших идей на заседании фракций.
- В чем срочность предлагаемых вами поправок?
- Государство должно проявить политическую волю и развернуться лицом к этим деткам, они находятся в самом уязвимом возрасте и, одновременно, в самом благоприятном для обучения и воспитания. Эти люди будут управлять страной через 20 лет и от того, какую базу они получат сейчас, – зависит будущее нашей страны. Мы считаем, что заниматься базовым развитием ребенка в школе поздно, необходимо начинать с самого начала.
Странно, когда семьи, не дав своим детям качественной базы в детсаде, ждут от них успехов в школе, вузе и последующей карьере. Эти стереотипы необходимо менять.
Илья Лукаш
Вечерний Бишкек