Выступление экс-президента КР Отунбаевой Р.И. на круглом столе «Театр и дети»

August 22, 2013, 06:00

Еще в недавнем, советском прошлом театр функционировал как эффективный механизм, способствующий выстраиванию социальной адекватности и идентичности личности ребёнка. Сегодня же в условиях: а) коммерциализации искусства, б) влияния различных глобализационных, антигуманных факторов на культуру вообще и отечественную в частности, в) сведения к минимуму внимания, уделяемого родителями формированию ценностных ориентиров школьников, г) проблемное положение самих театров, детский театр не выполняет своей главной функции - воздействие на эмоциональную сферу ребёнка, подростка, юноши, на позитивную мотивацию его поступков, на социализацию личности.


Далее Р.И.Отунбаева отметила, что до начала этого Круглого стола она лично и сотрудники Фонда неоднократно встречались, обсуждали с деятелями театра, экспертами, писателями, драматургами, режиссерами проблему «Театр и дети», многие из них отмечали, что общество относится к детскому театру, детскому репертуару как к чему-то несерьезному и незначительному, нужно менять такое отношение. Нужно осознать, наконец, что государственные, частные театры, творческие коллективы недостаточно вкладывают в эстетическое воспитание, художественное, музыкальное образование подрастающего поколения. У директоров театров нередко отсутствует широкое видение детского репертуара и менеджмента детского театра. Со стороны критиков и журналистов также отсутствует внимание к детским театрам, рецензий на детские спектакли практически нет, как нет сегодня театроведческой практики. Интерес к театру снизился также по причине недопонимания родителями воспитательной роли театра. Проблему не решить, пока в театр не пойдут сами взрослые (родители) – просвещать надо, прежде всего, их! В нашем детстве и юношестве была замечательная телевизионная программа - лекторий, ведущей которой была искусствовед Е. Виноградова, (эту передачу ждали и смотрели с удовольствием и взрослые). Ведущая профессионально, ненавязчиво вводила в мир театра, музыки многотысячную детскую аудиторию. Сегодня наш Фонд возрождает этот опыт на сцене национальной консерватории, мы организуем совместно с руководством консерватории ежемесячный лекторий в сопровождении классических музыкальных номеров.


И как показывает практика, этот опыт нужно тиражировать, чтобы просвещались не только дети новостроек, для которых мы и организовали этот годичный музыкальный лекторий-концерт при полном аншлаге, но дети, юношество, молодёжь всей республики. Нам нужно готовить в художественных вузах республики искусствоведов, театроведов, музыковедов. Нам нужны собственные высокопрофессиональные Виноградовы, Стасовы, Спиваковы, Бэлзы и здесь не обойтись без поддержки государства, Правительства.


Еще одна актуальная проблема, которая требует обсуждения и не только на этой площадке, возможно и на государственном уровне, стоит возродить репертуарную комиссию при Министерстве культуры, организовать и проводить обучающие семинары для сценаристов, драматургов. Должна быть выверенная театральная политика, идеология у министерства культуры, нужно возродить художественный совет, в который вошли бы помимо деятелей культуры и искусства, представители Министерств образования и молодёжи. Это будет прорыв в решении многих вопросов, которые сегодня висят в воздухе. Это будет настоящий, реальный вклад в будущее, если ребенок не пойдет в театр сегодня, он не пойдет и когда станет взрослым и не поведет в театр своих детей. Наверное, это по плечу нынешнему министру культуры, который начинал свою профессиональную деятельность как драматург.


Очень важным вопросом эксперты назвали, и с ними нельзя не согласиться, подготовка юных зрителей к первой встрече с театром, театральную культуру необходимо прививать детям еще в доподростковом возрасте. И самое лучшее место для этого – родная школа. И хорошо, когда театр сам приходит к детям, как профессиональный, государственный, так и самодеятельный, школьный. Чтобы прививать повсеместно любовь к театру, нужно проводить ежегодный Фестиваль школьных театров, пока его проводят энтузиасты из школы №9 и вполне успешно, но нужно поднять его статус до национального уровня, а потом и СНГовского, международного. Министерство образования, местные власти могли бы совместно иметь большие успехи в продвижении этой замечательной инициативы энтузиастов из СШ №9.


Учреждения культуры должны проявлять особую активность для детской аудитории в каникулы, не забывая, что у 7-и летних,12-и летних и 16-и летних зрителей разное восприятие, разные предпочтения и запросы, на которые нужно чутко реагировать. Нет исследований по структуре потребностей различных категорий детей и юношества, 20 лет нет нового детского репертуара, детской драматургии нет вообще. Сегодня учреждения культуры с трудом интегрируются в детский досуг, они разобщены между собой, нет взаимодействия и с министерством культуры, ни организационного, ни информационного, нет координации действий между ними. Сегодня нужны периодические издания, такие как, например, газета «Культура», где бы освещались эти вопросы, создавались дискуссионные площадки, делились опытом в этой своеобразной «лаборатории идей».


Напомним, что круглый стол "Театр и дети" проходил в рамках первого Фестиваля образования 19 мая 2013 года и преследовал следующие цели и задачи:

  • Определить пути усиления роли театра в художественном, социальном и гражданском развитии детей, подростков, молодёжи.
  • Определить общее видение развития театра для детей и юношества: смысловые приоритеты в развитии детского репертуара театров, развитие детской драматургии, возможные новые форматы работы театров, усиление потенциала театров, взаимодействие вовлеченных сторон.
  • Определить способы усиления роли театров в общей системе воспитания детей (вовлечение родителей, поддержка школьных и самодеятельных театров, взаимодействие профессиональных театров с системой дошкольного и школьного образования, художественного и музыкального образования, музеями, СМИ и др.).
  • Определить возможные ресурсы для улучшения ситуации.