Роза Отунбаева: Великий Шелковый пояс и путь для Кыргызстана
April 25, 2016, 06:00Редакция ”Вечернего Бишкека” обратилась с просьбой к экс–Президенту КР, учредителю международного общественного фонда “Инициатива Розы Отунбаевой” с просьбой рассказать о ее недавней поездке в Китай. В нашем разговоре шла речь о нашем соседе, планах строительства железной дороги из Китая через нашу страну в Европу, о прошлом и будущем Кыргызстана.
Из каждой поездки она привозит как минимум коробку книг, сейчас они распаковываются и занимают немногочисленные свободные места в книжных шкафах .
Впечатлениями о нынешней поездке Роза Исаковна эксклюзивно поделилась с “ВБ”.
Дорога к ареалам чуда
- В городе Шеньжень, одном из первых СЭЗ реформирующегося Китая, который начал строиться в 80-е годы по образу и подобию Гонконга, он и стоит напротив этого известного города с особым статусом, в конце марта состоялась конференция “Великий Шелковый путь: путь и пояс” с участием 70 исследовательских центров из 50 стран мира. Там, на основе первого Диалога по Великому Шелковому пути создали Международную Ассоциацию исследовательских центров по этой теме. Речь идет о возрождении исторического Шелкового пути, который на протяжении двух тысяч лет объединял евразийские народы беспрерывными торговыми караванами, бессчетными товарными и культурными обменами. Китайская сторона осознает, что без расширения знаний целей и задач проекта, без углубленного разговора, без «мягкой силы» успеха не достичь.
- Расшифруйте нам, что означает «пояс» и что стоит за словом «путь»?
«Пояс» представляет собой континентальное измерение по суше этой гео-стратегической дороги, состоящей из сети железных дорог, автотрасс, нефтяных и газовых труб, начиная от Сианя в центре Китая через Центральную Азию и Россию, потом идет раздвоение: одна ветка проходит через Казахстан, другая через Монголию, потом они вновь сходятся, соединяются с Транс-Сибирской железной дорогой и идут в Москву, Роттердам, Венецию. «Путь» же – это морское измерение, состоит из сети портов и другой прибрежной инфраструктуры, дорога тянется с восточных морских берегов Китая вдоль Юго-Восточной Азии, Южной Азии, Персидского залива, Восточной Африки и Средиземноморья, делает петлю и заканчивается в Пиреях (Греция), в Венеции (Италия), в Роттердаме (Нидерланды) и в Момбасе (Кения, Африка).
Добавлю, что «Один путь, один пояс» включает в себя и Цифровую Шелковую дорогу, плюс Шелковый путь в кибер-пространстве. Планируется объединить все страны на этом пути быстропроводниковой связью.
Слышал, что есть у этого пути и коридоры, это какие?
Прежде всего это Китайско-пакистанский Экономический коридор, включающий в себя порт Гвадар, где пояс и путь пересекаются, надо сказать, что это – ближайший порт для нас, КР. Приступают к строительству экономического коридора Китай-Монголия-Россия. Другой коридор соединяет город Юнань в южном Китае с Мьянмаром, Бангладешом и Индией.
Вы побывали и в громадном транспортном узле Центрального Китая – городе Чунцин.
- Этот колоссальный мегаполис численностью в 33 млн. людей занимает территорию, примерно равную всей Австрии, где-то 80 тысяч квадратных километров. Спланированный умно и гибко на несколько десятилетий вперед сингапурскими специалистами мощный экономический узел Китая - речной порт, аэропорты, густая сеть железных и автодорог, город в лесу небоскребов – все это весьма впечатляет. Чунцин является отправной точкой железной дороги, идущей в Дуйсбург, Германия. Отсюда контейнеры, которые приходят с юго-востока Китая по реке Янцзы грузятся на поезда и едут до Контрольно-пропускного пункта Алашанькоу / Достык, идут через весь Казахстан, Россию, Беларусь, Польшу до конечной точки в Германии. У меня есть цифра: с января 2011 года маршрутом Чунцин - Дуйсбург прошло 417 составов, они перевезли 35 тысяч 596 контейнеров.
- Сколько времени занимает транспортный маршрут Чунцин – Дуйсбург?
- Ровно две недели, 11,5 тысячи километров за 13-14 дней. На 20 дней меньше, чем по речным и морским путям. В разы дешевле, чем водным путем. Надо сказать, что Китай в последнее время, интенсивно расширяя внутреннюю железнодорожную сеть, стал мировым лидером по строительству высокоскоростных линий. Проектное время планируемой к строительству железнодорожной магистрали Пекин- Москва длиной в семь тысяч километров с шести суток может сократиться до 33 часов!
- Китай – уже сегодня мировая фабрика, не станет ли эта дорога выгодной только для одной страны, дорогой в одну сторону?
Ваш вопрос подчеркивает только мощь и силу, амбиции и видение будущего Китая, нашего прямого соседа по югу. Соединение Китая с Центральной Азией – это часть огромной сети дорог, на деле «Путь и пояс», проходя по трем континентам – Азия, Европа и Африка – соединяет мощные экономики Восточной Азии с развитым рынком Европы. Это проект на весь 21 век, плоды которого будут пожинать наши потомки и в 22 веке и за его пределами. Вспомните строительство трасс жизни в 18-19 веке; железные пути, которые тогда прокладывались в Америке и в Европе стали основой взлета промышленности и новых технологий в развитых частях света. Наша страна, как и весь регион Центральной Азии крайне нуждается в современных железных дорогах - кровеносных сосудах любой экономики. Конечно же, это не будет благодетелью инвестора. Здесь есть и прямой интерес Китая. Только в одном Чунцине собираеся треть компьютеров от мирового производства. Мы знаем, что ныне целые производства, фабрики и заводы размонтируются и вывозятся из Китая во Вьетнам, Казахстан, Мьянмар и другие страны. Страна страдает от громадного переизбытка своих производственных мощностей.
- Слышал сравнение проекта “Путь и пояс” с планом Маршалла после 1945 года.
- Пожалуй, это уместное сравнение. По Маршалл-плану США вложили в течение шести лет 13 миллиардов дорогих долларов по тем временам в восстановление разрушенной войной Европы. Экономика Америки благодаря правительственным заказам “для Европы” тоже сильно выросла, составив половину всемирного объема валового продукта. То есть Маршалл-план был взаимовыгоден Европе и США, он сыграл свою историческую роль. Такого же двойного эффекта добивается Китай, который хочет вложить в “Путь и пояс” 150 миллиардов долларов.
Однако как стыкуются интересы Китая и ЕврАзЭс, с которым мы связываем свое промышленное возрождение, рынки сбыта, будущее?
Евразийский Банк Развития приступает к финансированию автодороги из Китая через Казахстан до Беларуси. Он же финансирует строительство логистических терминалов в Астане и в Хоргосе. Вместе с Азиатским Банком Развития он хочет вложиться в строительство дороги из Ирана через Армению до границы Грузии. Как стало известно, Евразийская экономическая комиссия намерена подписать соглашение по сопряжению экономического пояса Шелкового пути и ЕврАзЭс через два года.
Альтернативная дорога Север-Юг в стране строится на китайские кредиты, и это тоже часть торгового коридора. Я уже рассказала Вам о действующем железнодорожном маршруте Чунцин-Дуйсбург, он стал возможным из-за включения в него Казахстана. Т.е. наши соседи уже активно и давно работают, не только рассуждают и считают на берегу. А строительство железной дороги из Китая через КР в Узбекистан на этом фоне явно затягивается!
- Напомните пожалуйста, где мы сейчас стоим с этим проектом?
- Редкие сообщения Минтранса на эту тему говорят о том, что ТЭО дороги, профинансированного китайской стороной давно закончено. Кстати, речь идет о новом маршруте Торугарт-Жалал-Абад, протяженностью 432 км. Вскоре ожидаются трехсторонние (Китай-КР-Узбекистан) переговоры по дороге.
Китайцы извещают, что ими сейчас подписано соглашение о сотрудничестве в совместном строительстве этой мега-магистрали с более чем 30 странами.
Конечно, это не простые переговоры, позиция китайцев – выигрышная по определению, надо все взвесить, хорошо готовиться, отстаивать свои позиции, просчитывать, сто раз считать, прежде чем дать свое согласие. Досадно, что у нас до сих пор нет долгосрочного планирования экономики, да и развития всей страны. Каким мы видим наше государство в перспективе до 2030, 2050 года? Железная дорога, которая пройдет по всему телу страны принесет серьезные изменения. Какие это изменения, а мы с этим согласны? Если нет, то какие меры-действия предпринять, чтобы выправить их в другую, желанную сторону?
Надо понимать, что и желдорога и долгосрочный план - это всенародное дело?
Совершенно верно! Мы приступаем к проекту, который затронет судьбу каждого кыргызстанца. Токтогульская ГЭС приходит на ум сразу, до сих пор на протяжении четырех десятилетий мы живы ее энергией! Будучи на реке Янцзы меня потряс факт: 1.24 миллиона людей были переселены при строительстве плотин знаменитых «Трех ущелий», и хотя строительство завершилось в 2006 году, только недавно они справились с задачей обеспечения жильем, землей последних переселенцев. В первую очередь правительство, наравне с ним бизнес-сообщество, его различные институты, исследовательские центры, университеты, политические партии должны думать и работать, засучив рукава, над средне- и долгосрочным планированием страны.
Какие выгоды мы могли бы извлечь от дороги? С Востока на Запад вагоны всегда будут забиты, а в обратном направлении что мы могли бы отправить в Китай, что продавать там? Китай и сам производит сейчас хорошие вина, но растет на глазах и импорт вин извне. Грузины, молдаване могут загрузить свои известные миру вина, армяне – коньяки, что загрузим мы? Как много еще предстоит нам сделать, чтобы добиться устойчивого успеха брендов из Кыргызстана: баранины в Китае, Пакистане, арабских странах; урюка, чернослива и облепихи на всех мировых авиалиниях и отелях; войлока, швейных изделий в декор- и сувенирных шопах России и Запада; меда, орехов, горных трав в Южной и Восточной Азии. Разработаны ли у нас по отношению к каждому соседу или стране в ближнем соседстве детальные актуальные и перспективные планы-программы экспорта-импорта? Разве не об этом вопиют наши фермеры: куда сбыть готовую продукцию?
Всегда поднимают вопросы ползучей миграции когда говорят о китайских инвестициях и кредитах, боятся этого и в части будущей железной дороги.
Нужно повышать конкурентоспособность наших рабочих и специалистов, я бы поставила это на первое место. К 2030 году по прогнозам численность населения страны выйдет на 8 миллионов жителей. За годы независимости мы выросли на 1,5 миллиона человек, и это с учетом массового отъезда людей в разные стороны. Мы не смогли обучить и подготовить к жизни, к реалиям рынка новые поколения, старшим сегодня 25 лет. Миграция стала судьбой почти миллиона наших соотечественников, часть которых успела поменять свое гражданство. Мы свидетели, когда низкая конкурентоспособность в создании основных инфраструктур: дорог, электролиний передач, в горной добыче, в новых технологиях оставляет за бортом наших рабочих, если требуется качественная, в сжатые сроки работа. Вопросы подготовки квалифицированных рабочих должны быть не только уделом министерств и агентств, нужна всенародная поддержка, дух, ориентация! Мы для кого и зачем готовим столько выпускников с высшим образованием? Оно у нас «высшее»?! Нам нужны специалисты с твердым средним профессиональным образованием! Технические университеты, ссузы, лицеи должны стать престижными в обществе. Не помню, к сожалению, ни одного в последние годы мероприятия в поддержку наших рабочих лицеев с участием первых лиц республики.
А пресекать незаконный въезд, наводить порядок по пребыванию в стране иностранцев - на это есть мандат у целого блока министерств и ведомств, они должны добросовестно выполнять свои функции.
Для любого проекта нужны финансовые средства, на сколько тянет этот мега-проект?
Нет сомнений, он тянет на миллиарды долларов, пока еще нет окончательного просчета. И это будут кредитные средства. В связи с низкими и нестабильными ценами на нефть мир ныне проходит через глубокие и комплексные изменения, международный финансовый кризис все еще тлеет, наблюдаются рекордно медленные темпы роста мировой торговли, сохраняется геополитическая напряженность. Но нам нужно расти, укреплять государство, конкурировать с миром, растить бизнесы, расширять строительство городов, восстанавливать пастбища, озеленять страну, обеспечивать работой в растяжке миллионы наших граждан, искать кратчайшие выходы к морю для сбыта своих товаров. Нам нельзя упускать время, нельзя стоять на месте! Нынешний кризис больно бьет по слабым телам, сбивает с ног заснувших. Никто не сидит сложа руки в такой экономической ломке, напротив у сильных идет переналадка, запуск на новые бизнесы и горизонты. Сам Китай с фабрики дешевых и простых товаров переналаживает производство на инновационную продукцию, переходит к экспорту дорогостоящих товаров и технологий.
Кстати, одним из кратчайших путей к морю для нас из Торугарта через Кара-Корумское шоссе (2200 км) будет пакистанский порт Гвадар, на строительство которого и целого пучка авто и железных дорог к нему, портовых сооружений Китай выделяет 11 млрд долларов.
А Китай не боится вкладывать инвестиции в этот регион?
Хороший вопрос. Китай, пока еще вторая экономическая держава мира, член Совбеза ООН, лидер важных региональных организаций берет все больше ноши и ответственности, чтобы остановить гражданскую войну в Афганистане, урегулировать конфликт между правительством и талибами, подтолкнуть пакистанскую армию прекратить избирательную помощь террористическим группам, положить конец сепаратистским вылазкам в Балучистане вдоль коридора. Пакистан в ответ намерен поставить охрану в 10 тысяч войск для защиты китайских инженеров и рабочих на строительстве дорог. Более того, Китай обещал Афганистану, где он хочет заняться горной добычей, построить железную дорогу между Кабулом и СУАР, пока до 2017 года он выделяет гранты порядка 100 млн. долларов.
Миротворчество становится для Китая знаковой добродетелью. Он поставляет самое большое число миротворцев в войска ООН. Проект «Один путь, один пояс» содержит в себе потенциальное урегулирование целого круга конфликтов, застарелых и относительно новых, разрядку напряженности, восстановление диалога, рабочих отношений между странами в регионах вдоль пути. Железная дорога, которая свяжет Кыргызстан с Узбекистаном торговлей, людскими обменами, туризмом в обоих направлениях может выступить катализатором нормализации наших двусторонних отношений.
- Что еще вы хотели бы сказать напоследок?
- Хочу повторить, при всех выгодах и на фоне массового, привычного оборота товаров по морскому пути, сейчас восходит звезда, восстанавливается континентальное измерение мегатрассы 21 века. Мы должны попасть в этот поезд, не сломя голову, впопыхах, но с умом, все продумав и взвесив. Однако нельзя и затягивать, пора нам использовать представленный историей шанс.
Книжный мир
- Роза Исаковна, расскажите, пожалуйста, о книгах, которые вы привезли из нынешней зарубежной поездки.
- Пожалуйста. Вот книга Джавахарлала Неру «Открытие Индии», его же «Письма к дочери», к Индире Ганди. Обе книги были написаны им в тюрьме. Привезла я и произведения пакистанцев: писателя Саадата Манто, поэта М.Икбала, современных авторов. Надо восполнить пустоты в своих знаниях, Икбал очень популярен на всем Востоке, его хорошо знают наши соседи в Таджикистане. Целая кипа книг из Сингапура, не перестаю читать про эту страну, ее лидеров. Последняя книга интервью Ли Кван Ю, а эта книга – подборка наиболее значимых писем Мохаммада Махатхира, бывшего премьера Малайзии мировым лидерам. Интересно, что дочери лидеров Сингапура и Малайзии - Ли Вэй Линг и Марина Махатхир - обе имеют активную позицию по проблемам развития страны и общества, на протяжении десятка лет пишут колонки два раза в месяц в ведущую газету своей страны. Это собрание статей Марины Махатхир.
- Слышал, что ваш фонд переводит и издает некоторые из этих книг ?
- Мы начали издавать серию книг «Личности, с кого брать пример», чтобы представить читателям на кыргызском языке знаковые фигуры мирового порядка. Перевели на кыргызский и издали книгу Ден Жун, дочери Ден Сяопина «Мой отец Ден Сяопин». В конце мая готовим презентацию Автобиографии Махатмы Ганди, на кыргызский язык с английского перевел ее историк и журналист Тынчтыкбек Чоротегин. В печати находятся еще ряд интересных книг, издание которых инициировал мой Фонд, уверена, никого они не оставят равнодушными.
Александр ТУЗОВ
Вечерний Бишкек
Фото фонда “Инициатива Розы Отунбаевой”.