Р.Отунбаева: «Я намерена стать лидером дошкольного образования»

April 4, 2013, 06:00

В последнее время в адрес Розы Отунбаевой в СМИ публикуется много разных политических сплетен и слухов. В то же время создается впечатление, что передовые дела международного фонда «Инициатива Отунбаевой» остаются вне поля зрения. Мы верим, что история сама даст объективную оценку политической деятельности Отунбаевой и сделали упор на ее неполитических инициативах.

Роза Исаковна сказала «Жаны агыму», что вопрос образования и воспитания 800 тысяч детей до 6 лет стоит ребром, и что указанный фонд активно работает над данной проблемой. Кроме того, экс-президент остановилась на предоставлении образования детям младшего возраста и распространении в детских садах системы Монтесорри, что является требованием времени.

- Роза Исаковна, сначала остановитесь на необходимости дошкольного образования, детских садов и их значимости?

- Я объехала все области Кыргызстана, ознакомилась вблизи с положением детей. Положение детей коренного народа оказалось крайне жалким. Сейчас по республике только 13% детей ходит в детские сады. В областях количество не доходит до 5%. Говоря в целом, меньше 10% всех детей посещают детские сады. В селах строят огромные кафе и рестораны на 200-300 человек, двухэтажные дома, имеют по 2-3 машины, но не хотят потратиться на игрушки детям. Не увидите игрушек ни в детских садах, ни в домах. Я считаю необходимым обогащать национальную культуру, внести изменения в сегодняшнюю жизнь. Из практики человечества известно, игрушка дает невероятно большой толчок развитию ребенка. Проблема с книгами – отдельный печальный рассказ. Я сейчас являюсь лидером в направлении дошкольного образования. Наука подтверждает огромную роль первых 5-6 лет развития ребенка в долгой человеческой жизни. В западных странах, в Северной Америке ли, Франции ли или же в Японии дети начинают ходить в школу с 4-х лет. Когда мы в прошлом году поехали в Австрию и ознакомились с воспитанием детей младшего возраста, они нам сказали, что узнали и поняли актуальность данного вопроса лишь в последние 20 лет, поэтому решили в корне изменить политику образования. Итак, они вырвались вперед, а наше общество, к сожалению, остается позади, придерживаясь старых стереотипов. Наш народ отмахивается, мол, достаточно обучения в школе, а до этого пусть дети бегают и играют.

- По какой причине необходимо обращать внимание на столь раннее воспитание детей младшего возраста?

- Судя по новой информации, каждый ребенок до 7 лет является гением, в особенности, в музыке, рисовании. Оказывается, ребенок этого возраста быстро усваивает любой язык. Понятно, в формировании мировоззрения ребенка его безграничные способности свободны от традиционных ритуалов и верований. Выяснилось, каждый потраченный на воспитание ребенка до 7 лет доллар экономит 8-9 долларов, вкладываемых в него позднее. А у нас, представьте себе, дети до 1-го класса даже не держат ручку. Я обращаю внимание власти, министерства и общественности на дошкольное образование. В Кыргызстане около 800 тысяч детей до 6 лет.

В самые процветающие советские времена лишь 30% детей ходили в детские сады. В то время в каждом колхозе, совхозе, у заводов, фабрик были свои детские сады. Помню, только к одному заводу имени Ленина относилось 10 детских садов. А в сегодняшние детские сады ходят 82 тысячи детей, и все они сидят на шее бюджета. Расспросила родителей, говорят, в месяц платят по 400-600 сомов. Сады советского типа держат детей с утра и до вечера. Ребенок спит, играет, питается 3 раза в день. Во многих детских садах имеются врачи, педагоги с музыкальным образованием. Но в нынешнее время 600 сомов ничего не стоят. Государство кое-как содержит детские сады: «Лошадь не сдохни, телега не сломайся». Если подсчитаем реально, то на содержание одного ребенка в детском саду уходит 13 тысяч сомов в месяц.

- Нуждаются ли в модернизации детские сады советского типа, о которых вы говорите? Возможно, нужны новые воспитатели, новые методы воспитания…

- В Бишкеке есть 87 детских садов. Из них 25-30 – частные, они берут ежемесячно оплату за каждого ребенка по 8-10 тысяч сомов. Даже не буду говорить о низком образовательном уровне воспитателей детских садов по всей республике. У нас воспитателей готовят только педучилища и один-два университета. В то время как общество и дети живут в XXI веке педагогическая наука и практика оставляют впечатление, что остались в прошлом веке. Мне по-настоящему обидно видеть потенциал этих учебных заведений. Посредством нашего фонда мы обучаем педагогике Монтесорри, широко распространенной в мире, начиная от Москвы. Девиз данной системы: «Помоги ребенку быть самим собой» (самостоятельным). Ребенка не избивают, а учат самостоятельности. Ребенок начинает сам все делать. По этой системе Монтесорри 1,5 годовалый ребенок, испачкав штаны, сам идет и меняет себе памперсы. Увидев видео, мы все раскрыли рты. Ребенок очень умный, способный. Мы обучаем этой методике в объеме 500 часов, выдаем сертификат. Сейчас непрерывно учатся 40 человек, они все из частных детских садов. Нет ни души из учебных заведений или государственных детсадов, желающей обучиться. Неплохо, что учатся хотя бы в частных детсадах, очень хорошо, они освоят новую методику, воспользуются, чтобы в конкурентной гонке высоко держать свое место. У нас на систему дошкольного образования никогда не обращалось необходимого внимания. Сотрудников данной системы никто не ценит, никто не слушает их проблем. Кыргызская академия образования голоса не подает, чтобы обратили внимание на детей младшего возраста. Оказывается, в Министерстве образования есть только один-единственный эксперт, ответственный за дошкольное образование 800 тысяч детей! Сможет ли этот один человек реализовать государственную политику? Давайте сравним, сколько специалистов работает в Министерстве сельского хозяйства по управлению животноводством? Мы еще не избавились от привычки ставить скот выше детей.

- А вообще у нас, как страны с большим количеством детей, есть ли государственная политика воспитания, обучения детей дошкольного возраста?

- Есть. Этот вопрос впервые за последние 20 лет в прошлом году прошел парламентские слушания. На сегодняшний день из 82 тысяч малышей, общего количества детей до 7 лет, только одна десятая часть обеспечена детсадами. Стоит большой вопрос: Какими путями мы подготовим в общественной форме детей к жизни, школе? Как получат 90% детей, не посещающие детские сады, воспитание и образование по нынешним требованиям? Еще одна тяжелая сторона вопроса – дети мигрантов. Особенно в южном регионе. Сколько детей остается на руках у близких родственников, даже будучи сытыми и одетыми, они не видят нужного образования и воспитания! По республике ежегодно в 1-й класс приходит около 100 тысяч детей. В подготовленной президентом стратегии написано, что будет проводиться подготовка детей к школе. Это правильное направление, высший приоритет системы образования. Дети должны приходить в школу с равной подготовкой, равными правами. Вот тогда мы постепенно избавимся от неуспевающих детей, второгодников, детей-рэкетиров. Если мы не проведем детей через специальную дошкольную подготовку, то, как сама жизнь показывает, в школе оскудевает качество воспитания и образования. Организация ЮНИСЕФ нас высоко оценивает, говоря: «Вы первыми в Центральной Азии ступили на правильный путь в данном вопросе».

- Как будет претворено в жизнь это намерение?

- Сейчас по дошкольной подготовке около 50 тысяч детей обеспечено 240-часовой программой. Начиная с весны в помещениях, специально выделенных в школах, детсадах, а летом на «летних площадках» будут готовиться дети, чтобы в следующем году охватить 100% детей дошкольного возраста. У Министерства образования есть такие планы. Я своими глазами видела и высоко оценила старания родителей в селах Баткенской, Таласской, Нарынской областенй, куда программа еще не дошла, но сами родители собираются найти помещения, отремонтировать, покрасить, платить из своего кармана зарплату учителям по 100 сомов в месяц и подготовить детей к школе. По указанной программе дети в течение 3 месяцев учатся по 3 часа в день. Там они не питаются, не спят, а обучаются алфавиту, счету, чтению. Для этого 240 часов оказались недостаточными, поэтому разработана 480-часовая программа на основе финансирования международными организациями. До прохождения этой программы сначала надо обучить учителей. Этот проект будет реализован в ближайшие два года. В декабре прошлого года я переговорила с главой ЮНИСЕФ, соответствующими руководителями Всемирного банка. Они поддержали наши мероприятия, собираются выделить 14,3 млн. долларов на дошкольное образование. Но и из нашего бюджета должна быть выделена большая специальная помощь.

- А какое воспитание получат остальные полмиллиона малышей?

- У нас нет экономической возможности для предоставления всем детям детсадов, да и потребности такой нет, потому что безработица держит за горло. Но если мы хотим избавить тех же женщин от безработицы, то почему же нельзя по опыту других стран открыть частные или совместные с государством детсады? К сожалению, не работает закон, принятый по совместному ведению бизнеса государственным и частным предпринимательством. И вообще, крайне недостаточно нормативных документов, разработанных всесторонне. Человек, желающий заняться делом, не знает, с какой стороны начать. Хотя общество обращает внимание на детские сады, но дело никак не может войти в правильное русло. Депутаты, акимы прикладывают усилия на внесение в планы детских комбинатов старого типа на 140-200 мест. Допустим, пусть будет новый детский сад, но нам надо развивать гибкие формы детсадов, пусть будет на 10, 20 или 30 детей, но это тоже детсад. На западе есть детсады, где можно оставлять детей на время от 2 до 6 часов. Мы тоже должны переходить к таким методам. Не забудем, что детские сады — это экономика работающих людей.

- Как можно решить вопрос с нехваткой зданий для детских садов?

- Если мы выбрали упомянутый приоритет и хотим готовить детей к школе, надо найти удобное помещение. Большие-большие министерства или предприятия могут выделить одну комнату в своих же зданиях для обучения детей. Найти помещения в сегодняшних детсадах. В настоящих детских садах есть специальные отдельные комнаты-столовые для питания детей, игровые комнаты, спальни, которыми пользуются только по 2 часа, но заставленные кроватями. Ну а дети, особенно в старших группах совсем не спят. Если на то пошло, некоторые дети сбегают из детсадов, говоря, что их мучают, заставляют спать. Там говорят: «Детей много, для подготовительных курсов возможностей нет», — и принимают 100 детей, беря оплату по 600 сомов, а за стенами остается 500 детей. Поэтому мы можем продвинуться вперед, если после подсчета расходов в детских садах изыщем новые формы обучения и будем работать.

- Помимо этого, какие еще социальные проблемы являются острыми, на ваш взгляд?

- Сейчас много негативных фактов, зверств, невообразимые вещи совершают и большие, и малые, и мужчины, и женщины. Не прекращается умыкание невест и настоящее изнасилование. Вследствие этого девушки вешаются, беременные прыгают из окон, бросают в туалеты задушенных новорожденных младенцев. Кыргызские мужчины полагают: «Женщины на дороге, потомство в моей «пояснице», — совершают дела, противные Богу, бросают и уходят из семьи, от своих детей. У какого народа есть такое? Если из троих детей один заболевает СПИДом, он бросает семью, не глядя на других двух здоровых детей, сбегает из дома?! Врачи плачут: отцы больных гемофилией детей оставляют мать с больным ребенком и уходят. Другие народы, живущие с нами по соседству, держат дома не только детей, но и животных, собак воспитывают их без побоев и попреков. Нам не следует понапрасну бить себя кулаком в грудь, дескать, мы самый великодушный народ. Когда же мы взглянем на себя критическим взглядом?

С «образовательным караваном» я недавно объехала Ошскую область, встречалась с народом, услышала много проблемных вопросов. Мы вместе с Министерством здравоохранения собираемся подготовить совместную программу телепередач, дающую подробные советы женщинам, девушкам по медицинским и жизненным вопросам. Сейчас телепрограммы, работающие в направлении указанных тем, освещают на академическом языке. А мы должны давать советы родителям на простом языке

- Поделитесь планами последующих мероприятий вашего фонда…

- Мы сейчас организовываем конкурс «Бобок ыры» (детская песня). На основе этого конкурса мы отберем лучшие песни для детей и издадим книжкой. Мы пошли в русскоязычные детсады, там хором поют много песен, а в кыргызскоязычных детсадах кроме гимна, ничего не поют. Поэтому мы надеемся, что конкурс «Бобок ыры» откроет для малышей еще много незабываемых, веселых, приятных песен. Еще одно наше большое мероприятие, 18-19 мая в Бишкеке пройдет многосторонняя ярмарка «Билим фестивалы» (фестиваль образования) с предоставлением родителям, детям крайне необходимого праздничного и нужного в сфере образования сервиса.

 

Автор: Аскер САКЫБАЕВ
газета «Жаны агым» № 13 от 29.03.2013 / стр. 3 и 5