Лекция о плюрализме экс-президента Кыргызской Республики Розы Отунбаевой
May 28, 2012, 06:00Достопочтенная Эдриэн Кларксон,
Ваше Высочество Принц Ага Хан,
Ваши Превосходительства,
Дамы и господа!
Большое спасибо Вам за ваши теплые слова приветствия и приглашение выступить на столь уважаемом собрании.
В этом году мы отмечаем двадцатую годовщину установления дипломатических отношений между Канадой и Кыргызстаном. Мне было очень приятно вернуться в Оттаву и встретить своих многих старых друзей, которых я встретила как первый министр иностранных дел Кыргызстана, которая посетила Канаду, а затем как первый посол в стране кленов. За эти годы Канада стала не только крупнейшим иностранным инвестором в Кыргызстане, но и источником многих важных вкладов в социальное развитие, культуру, права человека и образование. Канада и Кыргызстан в настоящее время связаны многими семейными узами, университетскими выпускниками, деловыми связями и, сетями гражданского общества. У нас есть много поводов для чествования, и по мере того как наши отношения крепчают, я уверена, что они будут развиваться с еще большей силой в ближайшем будущем.
Уважаемые коллеги,
Позвольте мне поздравить правительство Канады и принца Ага-хана с началом деятельности этого нового и важного института — Глобального Центра по плюрализму.
Как справедливо отмечается в заявленной миссии Центра: «плюралистические общества не являются случайностями истории — они являются продуктами решений и государственных инвестиций».
В эти неспокойные времена, полные исторических потрясений; когда появилось множество новых сил, занявших свои законные места за «столом» где принимаются глобальные решения; когда новые технологии дали возможность голоса миллиардам людей, у которых ранее не было возможности быть услышанными; когда быстро меняется облик планеты и когда молодежь со всего мира ставит под сомнение каждую без исключения политическую модель из прошлого, — крайне важно чтобы такие институты как Глобальный центр по плюрализму служили в качестве якоря стабильности и маяка вдохновения.
Крайне необходимо, чтобы Центр служил маяком для тех из нас, кто в своих попытках освободить свою страну от диктатуры одного человека, рискует создать новую систему притеснений, на этот раз небольшой группой.
Мандат Глобального Центра по плюрализму не должен ограничиваться аккумулированием лучшего опыта Канады и других успешных плюралистических обществ на Севере, он также должен прославлять мир и процветание в тех обществах, где несмотря на отсутствие верховенства закона и ответственных национальных лидеров – человечество живо и люди с разной культурой и разного происхождения смогли найти свои собственные уникальные пути развития взаимоуважения и безопасности.
Я уверена, что Глобальный центр по плюрализму использует глобальные перспективы и проявит баланс в оценке исторического контекста, интерес в межкультурный нюанс и уделит внимание динамике общественной жизни на микро-уровне.
Мне также приятно, что Глобальный Центр по плюрализму работает в партнерстве с Сетью развития Ага-хана и другими институтами под патронажем Его Высочества. Ибо я не знаю никаких других международных организаций развития, которые непосредственно относятся к развивающимся странам и в то же время представляют интересы древней общины, который представлен на всех континентах мира. Ага-хан заслужил доверие и пользуется этим уникальным доверием в развивающихся странах, которого многим просто не хватает или которого некоторые не смогут достичь никогда.
Сеть развития Ага-хана и благотворительная деятельность, осуществляемая Его Высочеством, хорошо известны в Кыргызстане и пользуются большим уважением в Центральной Азии. Мои соотечественники помнят и никогда не забудут щедрость Его Высочества в оказании гуманитарной помощи, особенно в трудный первый этап переходного периода в 1990-х годах. Миротворческие усилия Его Высочества Ага-хана сыграли важную роль в прекращении гражданской войны в Таджикистане.
В настоящее время Сеть Ага-хана осуществляет наиболее эффективное и продолжительное влияние в области развития гражданского общества.
Всего два месяца назад я побывала в отдаленном и горном городе Нарын, где находится кыргызстанский кампус Центрально-азиатского университета, который является флагманом региональной инициативы Его Высочества. Было действительно трогательно и волнующе увидеть, как преобразовывается все общество благодаря многомиллионным инвестициям в строительство кампуса. Можно только представить себе будущее этого ранее депрессивного города, когда Нарын будет приветствовать студентов и преподавателей со всего мира и станет центром академических знаний для всего региона. Этот новый университет является лишь одним из примеров того, как институты Ага-хана стали неотъемлемой и важной частью нашего региона.
Сегодня мы открываем новую страницу нашего сотрудничества с Канадой и Его Высочеством Ага-ханом. Немногим ранее до этого мероприятия у нас состоялся достаточно конструктивный и открытый обмен идеями с членами Совета директоров Центра по плюрализму, где мы обсудили конкретные области для изучения Центром и возможные проекты в Кыргызстане. Очевидно что, Глобальный Центр по плюрализму имеет огромный потенциал и может помочь всем нам думать яснее и действовать смелее в установлении, продвижении и развитии демократии.
Дамы и господа!
Трагические четыре дня июня 2010 года, которые отняли жизни 442 граждан Кыргызстана в ходе межнационального конфликта, четко продемонстрировали тот факт, что мы претерпели неудачу, причем с большим треском, в нашей работе по строительству плюралистического общества – успешного многонационального народа с одним гражданством.
До конца своих дней я не забуду тот шок, ту боль, и что хуже всего – чувство беспомощности в попытке остановить эту ужасную трагедию в момент когда она происходила на наших глазах, когда я, будучи председателем временного правительства, просуществовавшего на тот момент всего два месяца, пыталась направить все усилия на подавление насилия и на восстановление мира.
Я помню каждый час этих самых темных дней и ужасающих ночей!
В то время как город Ош был в хаосе, я получала последнюю информацию не столько от чиновников или представителей милиции, сколько от правозащитников и активистов гражданского сектора, с призывами о помощи и предпринять какие-либо меры. Местные правоохранительные органы и военные на месте были либо подавлены, уступая по численности, они были деморализованы, а в некоторых случаях сами не верили в то, что смогут остановить насилие. Силам подкрепления, находящимся за пределами этого региона, потребовалось много драгоценных часов, чтобы прибыть на место конфликта, в то время как у них тоже не было соответствующего оборудования или опыта по противостоянию столь масштабному общественному беспорядку и этническому конфликту.
Будучи лицом, исполняющим обязанности главы государства, я приняла крайнюю меру и в качестве чрезвычайного шага обратилась к нашему самому надежному союзнику – Российской Федерации, с просьбой оказать помощь и направить войска в г. Ош, для того чтобы остановить кровопролитие и восстановить мир.
Помощь так и не прибыла.
Двадцать лет тому назад, в 1990 году, в таком же жарком июне – когда древний город Ош и прилегающие территории стали свидетелями крупномасштабного межэтнического конфликта – потребовалось несколько недель и усилий нескольких батальонов десантников Красной Армии и специально подготовленных милицейских подразделений со всего Советского Союза, для того чтобы остановить насилие. Положение о чрезвычайной ситуации тогда было отменено только к концу ноября.
В этот раз нам потребовалось долгих четыре дня и четыре ночи. Меньше чем через месяц мы были в состоянии провести конституционный референдум по всей стране, в том числе и в конфликтных зонах. По собственному решению я поехала в Ош, для того чтобы проголосовать в городе, где я выросла и который я называю своей малой родиной.
Уважаемые коллеги,
Сегодня распространяется очень много теорий и объяснений тому, какие именно силы спровоцировали беспорядки, и какая этническая сторона, политическая группа, внутренние или внешние враги должны понести основную ответственность.
Я хочу заявить громко и ясно, что все мы, весь народ Кыргызстана должны сейчас принять ответственность за то ужасное насилие, варварское кровопролитие и разрушения, которые произошли в Оше.
Это все происходило на наших улицах, это были наши дети, наши соседи, это были наши старейшины, которые позволили ненависти укорениться в наших сердцах и совершать эти злодеяния друг против друга. Это было наше правительство, местные органы власти, милиция и военные, которые изначально не смогли предотвратить, а затем и принять быстрые и соответствующие меры, чтобы остановить насилие. Мы должны признаться в том, что правоохранительные органы в последующие месяцы после трагедии не были отчуждены от этнической дискриминации и насилия.
Мы должны посмотреть истине в глаза и искать горькую правду! Мы должны задавать самим себе и друг другу сложные вопросы! Мы не должны избегать неудобств и боли, для того чтобы заново построить наше общество и достичь прочного мира и безопасности!
В своих многочисленных свидетельских показаниях я представила исчерпывающие отчеты о предпринятых мною действиях, в частности Специальной Национальной Комиссии, которая была создана для расследования июньских событий, также как и ряду других комиссий: парламентской, общественной и международной, которые также занимались этим вопросом. Я также требовала от всех официальных лиц и правительственных органов передавать все необходимые доказательства и свидетельские показания, чтобы обеспечить самый высокий уровень ответственности и прозрачности.
В своем обращении на специальной сессии Парламента, Жогорку Кенеша, через год после июньских событий, я сделала специальное предостережение против попыток начать охоту на ведьм, повесить вину на одну этническую группу, или политизировать конфликт и использовать его в узких партийных интересах. Я призвала народ не забывать о том, что мы не извлекли уроков от предыдущего конфликта в 1990-м году, потому что те события были быстро отодвинуты на второй план приобретением независимости и глубоким экономическим кризисом в последующих годах.
Очевидно то, что до сегодняшнего дня мы не преуспели в создании общества с «одним гражданством» где каждый имеет возможность участия и чувствует себя защищенным и в безопасности.
Но это не тот случай, когда этническое большинство, кыргызы, исключили меньшинства и установили систематические плохое обращение и притеснения, как мы это читаем в статьях некоторых безответственных репортеров, которые быстры в применении своих стереотипов. Для многих из них все всегда легко, ты сходишь с самолета, определяешь большинство как злодеев и история уже готова. Но мы-то знаем, что реальность она намного сложнее и многомерна. В то время как статус-кво беспокоит все этносы, это кыргызы, которые чувствуют себя разбитыми и в небезопасности, по крайней мере, также как и их соседи.
Мне бы хотелось затронуть три вопроса, которые, по моему мнению, составляют основные причины напряженности в межэтнических отношениях и без решения которых, мы не сможем продвинуться вперед в нашей задаче по строительству плюралистического и всеобъемлющего общества. Это статус кыргызского языка, отсутствие верховенства закона и вопрос бедности.
По итогам мне хотелось бы спросить о вашем мнении и буду весьма признательна за ваше понимание и идеи. Мы со своими коллегами приехали в Канаду для того чтобы поучиться у вас, поэтому это я должна задавать вопросы сегодня.
Дамы и господа,
Если кто-то хочет знать, как чувствуют себя кыргызы – не стоит заглядывать слишком далеко, посмотрите только на состояние кыргызского языка. Если во времена «перестройки» выявленный низкий статус кыргызского языка стал воодушевляющим призывом активных национальных освободительных движений, которые в конечном счете привели к развалу Советского союза, спустя двадцать лет после того как мы обрели независимость, — ситуация намного мрачнее и безнадежнее.
В годы СССР, Советское государство поддерживало издание сотни наименований работ кыргызских писателей и перевод на кыргызский язык многих миллионов иностранных книг. Текущие ежегодные цифры опубликованных наименований варьируются в районе нескольких десятков, с максимальным количеством тиража, который редко превышает одну тысячу экземпляров. В основном социальном информационном пространстве сегодняшнего дня – Интернете – качество и количество контента на кыргызском языке катастрофически низкое. Даже сильно настроенные в национальном плане этнические кыргызы предпочитают общаться в онлайн режиме на других языках, нежели на кыргызском. Наши дети абсолютно лишены книг и мультфильмов на кыргызском. Все это можно отметить хорошо описанным явлением, когда маленькие дети, которые еще ходят в ясли и детский сад за один вечер меняют язык общения в семье. Родители вынуждены разговаривать на русском, так как, верите или нет, количество качественных дошкольных учреждений на кыргызском языке по всей стране можно посчитать по пальцам обеих рук. Этот печальный факт, без о всякого сомнения, обусловлен уже упомянутым недостатком контента для детей, рабочих материалов и методологии на кыргызском языке.
Несмотря на то, что у нас всегда де-факто была политика двуязычия, референдум 1998 года одобрил признание русского языка в качестве официального языка страны, дополняя кыргызский, который носит статус государственного языка. Следовательно, официальное разрешение на осуществление деятельности на русском языке еще больше ослабило статус кыргызского языка, и отодвинуло всякую мотивацию развивать его.
Я понимаю, что подобная ситуация с языком может быть вполне типичной для пост колониального мира когда коренной язык все больше и больше подлежит изоляции и покоряется более мощным общепринятым языком. Но я бы хотела предостеречь вас от оценки этого явления как достижения направленного на плюралистическое общество. Такое состояние дел не постоянно. Кыргызский язык не креольский язык. Это древний родной язык четырех миллионов носителей с богатой культурой и историей. Самый большой эпос «Манас» состоит из миллиона строчек поэм.
Провал в консолидации общественной жизни вокруг кыргызского языка и повышение уровня его использования также как и его престиж, причиняют огромную боль для кыргызов. Задето чувство гордости. Это глубокое разочарование, оставшееся без внимания, в дальнейшем приводит к иррациональным и все больше угрожающим манифестациям. Я хотела бы напомнить Вам, что за неделю до того как пролилась кровь в Оше, в национальных заголовках страны превалировала информация о том, что молодежные движения критиковали решение Временного Правительства перевести и распространить проект новой Конституции на узбекском языке. И буквально недавно у нас был большой скандал с уличными демонстрациями и парламентскими дебатами с призывами отменить всеобщие школьные экзамены на узбекском языке.
Канада имеет уникальный опыт по двуязычию и знает насколько тщетными бывают попытки просить людей отказаться от своего языка ради чего-то большего. В этой связи, давайте согласимся с тем, что в то время как должны быть предприняты меры по обеспечению условий для этнических меньшинств сохранить свои языки, и с русским языком, который продолжает играть важную роль в региональной экономической жизни, нет никаких сомнений в том, что без знания кыргызского языка, ни один гражданин Кыргызстана не сможет принимать участие в общественной и политической жизни, или в полной мере реализовать свой потенциал.
Существующее языковое разделение объясняет недостаток общего пространства для всеобщих дискуссий на сегодняшний. Параллельно существуют два крупных сообщества, одно говорящее на русском языке, второе на кыргызском, каждая из сообществ полно своих наборов газет, ТВ, развлечений, политических вопросов, и имеют очень ограниченные связи между собой. Я уже не говорю тут о том факте, что существует большое количество узбекских семей, которые никогда не смотрят кыргызские телеканалы, но в то же время полностью погружены в жизнь соседнего государства. Ни тем более они не знают русского языка. Мы также должны принять во внимание меняющуюся демографию страны, с большим оттоком русских за последние декады. Узбеки заменили русских в качестве самой большой группы этнического меньшинства. Но кыргызский и узбекский языки относятся к одной Тюркской группе, и было бы ошибочным ожидать, что русский язык сохранит свой статус в качестве языка межэтнического общения.
Вопрос языка является весьма чувствительным, полный каких-то деталей и нюансов, как вы понимаете. Позвольте мне закруглиться по этому вопросу тем, что одним критерием нашего успеха в будущие годы может быть большое количество молодых парней и девушек которые свободно говорят на государственном языке и следовательно не только способны представлять свои этнические сообщества, но и требовать своих законных прав по управлению всей страной.
Уважаемые друзья,
В ранних 1990-х много было написано об уникальной истории Кыргызстана как многообещающего островка демократии, которая позже обернулась печальной историей крупномасштабных взяточничеств, коррупции и несправедливости.
Все эти годы, наши соотечественники, русские, узбеки, татары, дунгане, корейцы, уйгуры и все другие 80 национальностей, которые вместе с кыргызами составляют наш народ – терпели все трудности и старались изо всех сил обустроить свои жизни и новую независимую страну.
Однако, оба авторитарных режима, которые правили нашей страной, дабы не потерять свой авторитет и законность в глазах народа, все больше и больше заигрывали с картой межэтнической стабильности. Коррумпированные и криминальные семейные режимы были заинтересованы в изоляции этнических меньшинств и натравляя их против сельских, в основном кыргызских оппозиционных протестующих. Это было в те времена, когда режим раскидывался цитатами и лозунгами о дружбе народов, важности стабильности и лояльности к текущему режиму. Посыл был ясен: «да, мы может быть и коррумпированы, но мы, по крайней мере обеспечиваем безопасность». Тем не менее, не предпринималось никаких реальных усилий для включения этнических меньшинств в политический процесс, они ограничивались лишь ролью массовки, которая изображала всеобщую поддержку правителей.
Вместо того, чтобы уважать право этнических меньшинств независимо озвучивать свои беспокойства и номинировать своих собственных представителей, авторитарные режимы чувствовали себя довольно комфортно имея дела с самопровозглашенными этническими лидерами – кучкой коррумпированных лидеров с такими же взглядами, которые специализировались на торговле номинальной поддержкой сообществ которые они якобы представляли взамен на государственные преференции в приватизации, контрактах и других доходах. Эти так называемые этнические лидеры давно потеряли связь с реальной жизнью их диаспор, но больше спекулировали, занимались вымогательством и иными способами злоупотребляли с самыми больными национальными темами в целях своей личной выгоды и обогащения. Со временем они стали больше верить в то, что их личное благосостояние и личный успех в бизнесе и политических амбициях означали благополучие всего народа.
В ситуации, когда не было свободных и честных выборов и открытые обсуждения были запрещены, было легко восстановить времена старой феодальной системы, когда действовал принцип «разделяй и властвуй» с взаимной зависимостью местных баронов и национальных правителей.
Со временем увеличивалось число кыргызов ошибочно связывающих благополучие нескольких представителей этнических меньшинств с общей несправедливостью и отсутствием возможностей социального развития при авторитарном правлении. Это опять хорошо известная ситуация во всем мире и нет необходимости мне продолжать об о всех ее последствиях.
Существует множество литератур описывающих влияние слабого верховенства закона и как каждый член общества в итоге остается уязвимым и в небезопасности. Вы очень хорошо знаете как эта ситуация тотального взаимного недоверия отравляет общественную жизнь и как этнические меньшинства легко начинают верить в то, что государственное управление принадлежит этническому большинству которым якобы намного легче ориентироваться в системе.
Эта базовая ситуация, когда отсутствует справедливость и верховенство закона, является не только основным источником межэтнического конфликта, но и всего общего состояния, которая все больше напоминает описание несостоявшегося государства.
Несправедливость, беззаконие, тотальная коррупция, прогнившая государственность и отчуждение элиты от народа уже стали причиной двух народных революций в нашей короткой истории.
Это и стало причиной того, что 87 молодых героев в апреле 2010 года решили умереть, нежели жить в стране, где одна семья с кучкой коррумпированных мошенников различных национальностей узурпировали государственное правление и собственность национального богатства.
С тех пор, мы сделали необходимые первые шаги по освобождению нашего народа, но многое еще предстоит сделать. Новая Конституция, принятая летом 2010 года предусматривает первую парламентскую демократию в Центральной Азии. И парламентские и президентские выборы, прошедшие за последние два года были признаны народом Кыргызстана и международным сообществом в качестве беспрецедентно свободных и честных. Мы заложили фундамент для демократического правления и предприняли все меры для того чтобы предотвратить возврат к правлению одного человека.
Я чувствую гордость за наши достижения, но в тоже время разделяю чувства разочарованности и возмущения по поводу Кыргызстана многих моих соотечественников и друзей, находящихся за рубежом.
Нет, чудеса не происходят за один день. Потребуется время и много усилий, чтобы исправить ту несправедливость, которая установилась в прошлом, и вновь обучить людей ценить гражданские ценности. Потребуется время и много дополнительных, малозаметных шагов, для укрепления демократического прорыва, и создать новую гармоничную и всеобъемлющую страну.
Это подводит меня к вопросу экономического развития и к необходимости искоренения бедности, дать каждому гражданину нашей страны равные возможности улучшить его или ее положение. Это ключевое условие для создания успешного плюралистического общества.
Каждый раз, когда мы поднимали вопрос об отсутствии демократических свобод, мы сталкивались с авторитарным режимом, который провозгласил экономическое развитие в качестве приоритетного направления.
Было очевидным, что они пытались обосновать личные диктаторские правила как якобы необходимость для экономического чуда по модели Сингапура, Южной Кореи и Индонезии. История доказала их неправоту. В итоге, отсутствие плохого управления послужило в целях личного обогащения и не принесло никакого процветания для страны.
Мы знаем точно, что в Кыргызстане, необходимо создать демократическое управление с сильной системой верховенства закона для того чтобы быть экономически успешным. Мы должны быстро создать устойчивый средний класс в целях предотвращения дальнейшего возвращения к клиентоориентированной феодальной системе, которая оставляет электоральную демократию открытой для злоупотреблений со стороны богатого меньшинства.
Кыргызстан не может полагаться на экспорт нефти и газа для того чтобы построить свое будущее. Один из основных проектов по освоению природных ресурсов — рудник Кумтор, разработанный в середине 1990-х годов канадской корпорацией Cameco и в настоящее время управляемая его ответвлением Centerra Gold — это история о коррупции в правительстве и преступной халатности национальных интересов. Одним из моих первых важных решений в качестве главы временного правительства было направлено на принятие принципов Инициативы Прозрачности в Добывающих Отраслях и расширения ее стандартов в секторе гидроэнергетики.
Лучший природный ресурс Кыргызстана — ее многонациональный народ — в настоящее время главным образом трудится за рубежом. Моя маленькая страна является одной из пяти ведущих стран в мире по международным денежным переводам в контексте ВВП. Было установлено, что порядка один миллион человек, или одна пятая часть населения, находится в трудовой миграции в России, Казахстане и все больше в более удаленных местах, как Корея и Италия. Последствия этой массовой миграции, отсутствия самых продуктивных и преданных членов общества во внутренней и общественной жизни, это тема отдельного разговора. Это другая печальная глава, которая требует внимания. Мы просто должны помнить, что мы не решаем острых социальных проблем, просто напросто экспортируем эту нестабильность. В Оше мы имеем дело с одним из проявлений, когда много молодых кыргызских и узбекских мужчин, в основном молодые, работают за рубежом.
Сегодняшнее правительство в Кыргызстане имеет очень амбициозные планы по привлечению крупных иностранных инвестиций и стимулированию экономического роста в стране. Мы должны использовать свое благоприятное географическое расположение в центре большого континента. Один из важных приоритетов касается строительства новой трансконтинентальной железной дороги из Шанхая в Амстердам через Кыргызстан. Эта железная дорога откроет нам прямой доступ к Тихому и Индийскому океанам и послужит для развития нашей роли в качестве хаба современного Шелкового Пути. Очень большие надежды, безусловно, связаны со стабилизацией ситуации в Афганистане, после чего наши планы по экспорту электроэнергии в Пакистан и Индию станут более реалистичными.
Не случайно одна из основных программ моего собственного Фонда направлена на помощь Кыргызстану «открыть Азию»: время полета в Нью Дели в два раза меньше чем время полета с Бишкека в Москву, и один из самых больших торговых городов в нашем регионе является Урумчи. Наша страна также получить выгоду от расширения регионального торгового партнерства с Россией, Казахстаном и Беларусью полностью присоединившись к Таможенному Союзу. Необходимы активные усилия для того, чтобы мы все осознали что Кыргызстан, находится не в ‘середине неизвестного’, а фактически, находится в центре наиболее динамично растущих экономик мира.
Ваши Превосходительства,
Дамы и Господа,
Дорогие друзья,
В завершении, я хочу пройтись по нескольким волнующим вопросам, которые, по моему мнению, остаются ключевыми в развитии Кыргызстана в следующем десятилетие.
Прежде всего — это вопрос о региональной стабильности. Что произойдет с Центральной Азией, когда международное сообщество прекратит свою активную роль в Афганистане? Мы также хотим видеть, насколько мягкими будут изменения у наших непосредственных соседей. Мы уже были свидетелями того, насколько разрушительными и сильными могут быть транснациональные наркотические сети. С растущим волнением, мы следим за ростом политико-религиозных движений. Несмотря на ситуацию, которая иногда окрашена международной прессой, неоспоримым фактом является то, что Кыргызстан остается наиболее стабильным государством в регионе, потому что правительство является народно-избранным и его законность бесспорна. Однако мы не защищены и не изолированы от больших регионов, поэтому вопрос о региональной безопасности останется самым большим вызовом для нашего мирного развития.
Во-вторых, многое будет зависеть от удачи нашего эксперимента с парламентской демократией. Несмотря на наш короткий срок, разочарования иногда с некрасивыми поворотами и неправильными стимулами электоральной демократии в обществе со слабыми институтами управления, я считаю, что наша страна должна идти по этому пути демократии. Мы не должны сдаваться. Будут сложности, но на этой дороге нет легких путей. Мы не можем скопировать или импортировать чужую модель управления, мы должны расти и строить свою собственную модель.
В-третьих, это вопрос об экономическом развитии. Возможности выбора достаточно ограниченны. Либо мы догоним весь мир, либо мы решим остаться в серой зоне неудачных стран. Мы должны обеспечить мощный наплыв международных инвестиций и модернизацию нашей экономики.
Четвертый вопрос, я думаю, является областью наиболее влиятельной с нашей стороны и положительно затрагивающей три предыдущих вопроса. Это область образования. Нам необходимо привить новому поколению ценности взаимного уважения, гражданского участия и хорошего управления. Крепчайшая основа мира в государстве может быть построена только в хорошо функционирующих классах. В настоящий момент, 4% своего национального производства, Кыргызстан отдает образованию. Эти числа так же высоки, как и в США. Однако статистика по международному развитию во всех иллюстрациях может вводить в заблуждение. Вам необходимо знать, что 4% ВВП означает бюджет 2500 американских долларов на ученика средней школы в Америке, и 56 американских долларов на ученика в Кыргызстане. В среднем 800 долларов на ученика в мире. Из одних только этих вычислений мы можем увидеть насколько неотложными являются наши действия в сфере поддержки образования в Кыргызстане и в более крупных регионах.
Дамы и Господа,
Его Величество Ага-хан сравнил плюралистическое общество с «калейдоскопом, который история крутит каждый день» — имея в виду, что плюрализм не заканчивается на себе самом, а является бесконечным развивающимся процессом. Я очень счастлива, что этот бесконечный калейдоскоп собрал нас вместе сегодня в одной комнате для этой познавательной возможности.
Я хочу поблагодарить Его Величество и Совет Центра за приглашение выступить перед вами, и в заключении, я хочу пожелать Глобальному Центру и его Генеральному Секретарю г-ну Макни больших удач.
Спасибо!