Миграция: вызовы и возможности (Эссе после конференции Мекендештер)
August 8, 2014, 06:00Большое количество наших соотечественников находящихся за пределами нашей страны, мы агрегированно называем мигранты. Но в это определение попадает широкий сегмент людей различающихся по целям пребывания в другой стране, по уровню квалификации, образованию, и планов на будущее.
И если мы планируем взаимодействие с нашими мигрантами, то мы должны исходить от их потребностей и потенциального вклада в развитие нашей страны, на основе сегмента к которому они принадлежат.
Первый сегмент - самый многочисленный, примерно составляющий три четверти от общего числа наших граждан находящихся за рубежом. Их миграция, зачастую сезонная или "маятниковая", связана с низкими доходами на родине или отсутствием таких доходов. Непростое положение таких мигрантов объясняется с невозможностью нахождения хорошо оплачиваемой работы требующей высокой квалификации или защитными мерами страны миграции.
Второй сегмент не превышающий 15 процентов от общей миграции - мигранты нацеленные на расширение своего бизнеса на больших и высокодоходных рынках. В основном представители малого бизнеса сферы производства товаров и услуг. И их доход соразмерен доходу среднего класса страны, где они ведут свой бизнес.
Третий сегмент - самый немногочисленный не более 10 процентов от общего числа мигрантов, но достигший каких то результатов по уровню образования и доходов. В основном это выпускники ведущих вузов мира и имеющие относительно хорошо оплачиваемую работу и их доход соразмерен с доходом выше среднего класса страны миграции.
Такова конфигурация нашей миграции на сегодняшний день. Исходя из этой конфигурации и требуются подходы в работе с нашими мигрантами.
Первый сегмент требует значительной поддержки государства для облегчения их условий за границей. Набор процедур общеизвестен это квоты, упрощенный порядок регистрации, но ключевой момент это достаточный уровень знаний и квалификации, чтобы получать доходы превышающие стоимость жизни в стране нахождения. Снижение объемов такой миграции возможно только при устойчивом росте собственной экономики, особенно ее частного сектора. Поскольку потенциал государственного сектора ограничен и он связан с тратами государственного бюджета.
Потенциал роста частного сектора в разы больше потенциала государственного сектора, и объясняется мобильностью и возможностями быстрого роста. Наша история тяжелых 90х наглядно показала эту тенденцию. Буквально за 5 лет с 1992 года по 1997 год пропорция 30/70 поменялась местами. Отчасти это связано с приватизацией, но мы все знаем, что большинство заводов и фабрик так и не заработали, появились новые сектора экономики перешедшие в частные руки, за счет которых и выживал наш народ. До начала 2000х даже тот умеренный рост был обеспечен в основном частным сектором экономики, поскольку у государства не было больших ресурсов для капитальных вложений.
Что нужно чтобы наши люди находили работу в Кыргызстане, вкратце - это три основные составляющие на которой строится рыночная экономика: а) безопасность (не только от криминала, но и от государства тоже); б) ясные (без противоречий) и последовательные правила, одинаковые для всех; в) доступные факторы производства (посильные кредиты, инфраструктура, энергия и т.д). Другими словами, наши соотечественники, которые тяжелым трудом накопили свой может быть небольшой капитал должны иметь условия для создания рабочих мест у себя на родине и возможность трансформироваться в средний класс.
Но самая главная задача государства это обеспечение конкурентного уровня знаний и квалификации своему населению.
Это исходит из тысячу раз исследованной темы увеличения размеров экономики или максимизации производственной функции в основе которой лежат капитал, рабочая сила и технологии как фактор обеспечения производительности труда.
Приведу пример, это та картина, которую мы видим в сельской местности когда на 5-6 сел один комбайн, или на одно село один трактор. Находясь в таких условиях невозможно обработать большую площадь и получить большой доход, соответственно часть населения которых не удовлетворяют эти доходы уезжают на заработки в столицу или вообще за границу. В этом примере не лежит идея любой ценой обеспечить техникой фермеров, тем более за счет государства, у государства и нет таких ресурсов. Но государство может организовать лизинг такой техники по разумным процентным ставкам.
Чем сильны экономики развитых стран, прежде всего технологиями, именно они умноженные на квалифицированную рабочую силу и капитал (финансы и инфраструктура, машины и оборудование) дают тот гигантский валовый внутренний продукт в этих странах. Как отличаются пропорции вклада капитала, рабочей силы и технологии в экономический рост в развитых и развивающихся стран. В развитых странах на первое место выйдут конечно технологии, во вторую очередь капитал и только в третью очередь рабочая сила. А в самых отсталых странах мира эта последовательность будет абсолютно обратная, где все буквально делается вручную.
Конечно есть страны с природными ресурсами, которые могут искуственно наращивать функцию капитала. К примеру Катар, Кувейт или Бахрейн могут позволить себе за счет своих резервов увеличить государственные инвестиции в свою экономику и создать десятки тысяч новых рабочих мест в основном для мигрантов. Поскольку граждане этих стран уже несколько десятилетий обеспечены работой.
Возвращаясь к вопросам экономики миграции в нашей стране, какой уровень доходов может к примеру снизить количество первого сегмента миграции. Нам известно, что средний доход нашего мигранта на работе не требующей квалификации в Москве 600 долл США. Предположим что, он находясь 6 месяцев заработал 1800 долларов за вычетом стоимости проезда и расходов на проживание там. Значит, если кыргызская экономика дает альтернативу выше 300 долл чистого дохода в месяц, то можно предположить, что появится мотив работать на родине. Эта цифра может быть и ниже на 20-30 процентов поскольку условия пребывания мигрантов на чужбине не самые комфортные во всех отношениях. Другими словами, если мы создаем рабочее место с оплатой 400 долл (200 долл стоимость жилья и др), что дает 200 долл чистого дохода, то приблизительно это тот «порог» для принятия решения 300 долл в Москве минус 30% «некомфортных» условий.
В тоже время необходимо задуматься и о защитных мерах рынка труда в Кыргызстане, но делать это осторожно, с акцентом на упрощенных процедур для людей инвестирующих в нашу экономику и приносящих знания в нашу страну. Трудовая деятельность иностранных граждан (не путать с туристами) должна быть регламентирована как и везде в цивилизованном мире, где к примеру разрешение на учебу не является автоматически разрешением на работу. Для того чтобы иметь разрешение на работу необходимо зарегистрироваться налогоплательщиком и получить карточку медицинского страхования. Это объясняется тем, что в нескольких поколениях граждане страны платят налоги своему государству за счет которой содержится общественная инфраструктура и система социальной защиты.
Второй сегмент нуждается больше в поддержке своих инициатив. Они могут быть драйверами диаспор и участниками новых совместных предприятий на родине. Они имеют стабильный источник дохода и возможность для осуществлению каких то небольших проектов у себя в стране. Пример для подражания это индийские программисты которые в короткий промежуток времени интегрируются в средний класс развитых стран.
Третий сегмент очень полезный для нашей государственной системы управления на всех ее уровнях, с точки зрения трансформации знаний и опыта. Среди них есть огромное количество высококлассных экспертов в различных сферах, которые бы могли бы поделиться своими идеями для решения самых злободневных задач для нашего развития. Это огромный интелектуальный ресурс и создание платформы, к примеру (KIR - Kyrgyz Intellectual Resources), наподобие фейсбука по отраслям (практикам) могло бы дать большой эффект при решении различных проблем. Задача государства увеличение этого сегмента, в первую очередь за счет качественного образования в стране.
Резюмируя подходы решения проблемы миграции и вообще развития страны, хочу привести пример становления и интеграции в глобальную экономику такой же небольшой страны как наша и считаю всегда спорным сравнение развития нашей страны с экономиками стран которых, природа наделила огромными богатствами. Это начисто элиминирует показатель эффективности использования потенциала человеческих ресурсов.
22 года тому назад Эстония и Кыргызстан были примерно на одном уровне развития. Но за эти 22 года эстонский ВВП вырос в 20 раз, а наш примерно в 4 раза. У Эстонии было наверно два преимущества: близость к Европе и отношение к труду, но не было и нет сейчас существенных природных ресурсов, на которые имеется постоянный спрос на мировых рынках.
Сегодня Эстония одна из самых информатизированных стран мира, и после вхождения в Европейский Союз среди десятка с лишним новых ее членов, получила почетное право принять штаб-квартиру Европейского Агенства по информатизации в Таллине.
Чоробек Имашев
Советник Исполнительного Директора Всемирного Банка,
г. Вашингтон, США