Отчет о деятельности Фонда за 2015 год
March 23, 2016, 06:00Дорогие друзья, уважаемые партнеры!
Закончился 2015 год, позволивший команде фонда «Инициатива Розы Отунбаевой» осуществить яркие, интересные проекты, сделать немало добрых иполезных дел. Несмотря на то, что год был очень насыщенным – встречи, идеи, визиты и рабочие поездки, мы не только продолжили работу над нашими постоянными проектами, но и начали несколько новых. В фокусе - развитие образования и раннее развитие детей, экологическое воспитание, развитие культуры, рост потенциала девушек и женщин, объединение соотечественников, проживающих за рубежом.
Вместе с нашими партнерами и друзьями мы верим, что эта работа сможет изменить или улучшить ситуацию в отдельно взятом вопросе или области.
На одной из встреч в рамках подготовки к Форуму соотечественников «Мекендештер», который состоялся в июле 2015 года, прозвучала идея о том, что Кыргызстан и каждый из нас – кыргызстанцев должны стремиться к конкретным целям и показателям, поставленным к определенному сроку.
Сможем ли мы к 2020 году изменить ситуацию с охватом детей детскими садами? И что для этого нужно? Сможем ли стать читающей нацией? И что для этого может сделать каждый из нас?
Основное богатство Кыргызстана – это его люди. Мы можем стать успешной страной, если будем развивать образование, создавать условия для развития наших детей – нашего будущего. А каким будет это будущее, зависит от усилий каждого гражданина страны. Сможем ли мы победить насилие над детьми и женщинами, которое ежегодно уносит десятки жизней? И что для этого нужно сделать? Вот основные вопросы и принципы, лежащие в основе всех тех проектов, которые реализует наш Фонд.
В 2015 году Фонд реализовал следующие проекты:
• Третий «Фестиваль образования» под девизом «Думай глобально – действуй локально: повышение экологической ответственности среди детей и молодежи». Координатор – Клара Исак кызы, ассистенты проекта – АйзадаУргуналиева, Мария Колесникова;
• Проект по оптимизации школьного питания: «Качественное питание в школе – здоровые дети». Координатор проекта – Роза Кайыкова, ассистент проекта – Нурзат Жээмбаева;
• «Садики на джайлоо: раннее развитие детей в отдаленных пастбищах». Координатор проекта – АсылбекЖоодонбеков, ассистент проекта – Арстан Сагынтай уулу;
• «Устат-3: усиление роли женщин в органах внутренних дел». Координатор проекта – Асель Юсупова; Ассистент – Бегаим Тулегенова.
• «STEM – повышение уровня знаний женщин и девочек в сфере науки и техники». Координатор проекта – Бегаим Тулегенова;
• Лекторий «Школа детства»: методики раннего развития детей. Координатор – Асель Джакыпбекова;
• «Звезды читают детям». Координатор – Айша Курманалиева;
• Открытые образовательные ресурсы: электронные учебники доступны каждому. Координатор проекта – Гульзада Ургуналиева;
• Серия концертов «Музыка – душа народа» о музыкальной культуре этносов Кыргызстана. Координатор – Асель Джакыпбекова;
• Издательско-просветительская деятельность
• Форум «Мекендештер». Координатор – Алена Муховикова, ассистент – Жаннат Токторбаева.
• «Discover Asia - Новый формат»
• Этнографическая выставка «Немцы в истории Кыргызстана»
• Обменные визиты и учебные поездки.
Подробный отчет по каждому проекту Вы можете найти ниже по тексту. Здесь же, в предисловии к отчетам, мы хотели дать краткое представление о цели проектов и инициатив, над которыми работает Фонд и их результатах.
Пользуясь случаем, позвольте поблагодарить всех партнеров Фонда за поддержку и сотрудничество, а также выразить уверенность, что вместе, сообща, мы сможем сделать жизнь лучше!
Мы будем рады Вашим идеям и предложениям, сотрудничеству по реализации проектов и новым идеям.
С уважением,
Исполнительный директор Догдуркуль Кендирбаева
Краткое резюме деятельности
МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой» за 2015 год
Третий Фестиваль образования
Фестиваль образования был одним из самых первых проектов МОФ. Первый Фестиваль образования прошел в 2013 году. В 2015 году Фестиваль образования прошел в рамках большого эко-проекта, поддержанного Фондом Кристенсена "Думай глобально - действуй локально: повышение экологической ответственности среди детей и молодежи".
Эко-проект задал цель повышения экологической ответственности и уровня экологической культуры у детей и молодежи, а также жителей города Бишкек. Не быть сторонним наблюдателем, а стать активным участником экологических акций и мероприятий для создания благоприятной окружающей среды, для здорового образа жизни и устойчивого развития.
С 2015 года Фондом «Инициатива Розы Отунбаевой» совместно с Управлением образования мэрии г. Бишкек при участии государственных, общественных и экологических организаций был запущен ряд мероприятий эко-проекта, таких как Лекторий по экологии для учителей, Караван знаний: передвижная мастерская естественных наук для школьников, эко-акция "Зеленый Бишкек: пришкольное озеленение" и акции по очистке города и его территорий.
Два дня Фестиваля прошли в Кыргызской Аграрной Академии им. Скрябина и на старой площади.
Можно с уверенностью констатировать, что Фестиваль уже стал ежегодным популярным общегородским праздником не только для юных бишкекчан, но и для их родителей. Формат мероприятия позволяет объединить на одной площадке познавательные, развлекательные, дискуссионные темы. Профориентация и повышение интереса к науке и технике, поддержка образовательных организаций – вузов, профлицеев, детских центров и клубов, презентация инноваций в области образования, тематические встречи и дискуссии, занимательные опыты и мастер-классы – все это содержание Фестиваля.
Проект «Садики на джайлоо»
В 2015 году 87 садиков, открытых в рамках данного проекта в самых отдаленных высокогорных районах Кыргызстана, охватили программами раннего развития почти 2000 детей. Садики на джайлоо - это не только основы чтения, письма или счета для детей дошкольного возраста, но и самые разнообразные занятия по рисованию и аппликации, лепке и музыке, чтение детских книг и кукольные театры, игры и загадки. Занятия, которые кажутся обыденными и обязательными для жителя Бишкека, детям из отдаленных регионов дают возможность раннего развития талантов и навыков.
Садики на джайлоо стали результатом инициативы и работы Фонда, поддержки со стороны органов местного самоуправления, пастбищных комитетов и самих жителей. Для того, чтобы открыть садик на джайлоо, требуется юрта или палатка, где будут проходить занятия, учитель или родители, которые смогут заниматься с детьми, учить их музыке или танцам, читать им книги, делать поделки, рисовать или знакомить с местными растениями. Вопрос оплаты труда педагога, в данном случае, может быть решен на уровне местных властей, часть средств может быть собрана родителями, чьи дети посещают садики на джайлоо. Занятия могут и не оплачиваться, быть бесплатными, если их ведут сами родители.
Важным этапом данного проекта стала церемония награждения самых активных педагогов и лучших садиков на джайлоо стимулирующей поездкой в Турцию для знакомства с системой дошкольного образования этой страны. Для воспитателей это стало признанием важности их работы и стимулом для дальнейшего профессионального развития и роста, возможностью внедрить элементы из опыта турецких коллег в своей работе.
Проект показал, что даже при минимальной финансовой поддержке, открытие садиков на джайлоо возможно при наличии желания местного сообщества и небольшой поддержки со стороны органов местного самоуправления или пастбищных комитетов.
Проект «Устат-3. Мир и доверие: равный доступ к органам правопорядка и правосудию»
Проект «Устат-3. Мир и доверие: равный доступ к органам правопорядка и правосудию» стартовал в сентябре 2015 года. «Устат-3» стал продолжением проектов по менторству, когда наставники, достигшие профессиональных успехов, делятся опытом и знакомят своих подопечных с особенностями своей профессии. В проекте «Устат-2» девочки-старшеклассницы из школ новостроек Бишкека знакомились с особенностями научно-технических специальностей. В первом проекте «Устат» молодые женщины проходили обучение под руководством известных женщин-лидеров в области образования, правопорядка, права, бизнеса, парламентаризма. Проект «Устат» - это почти индивидуальная работа наставника и подопечного, возможность увидеть профессию «изнутри», увидеть своего наставника в работе, услышать самые полезные советы и консультации.
В 2015 году проект был направлен на профориентационную работу среди учащихся старших классов о работе органов правопорядка. Увеличение женщин в органах милиции это, прежде всего, гарантия сохранения прав женщин и детей, пострадавших от насилия. Рост насилия над детьми и женщинами, похищения девушек – кызалагачуу, вовлечение девушек и женщин в радикальный экстремизм – эти актуальные проблемы кыргызстанского общества требуют повышения количества женщин-милиционеров в органах правопорядка.
Женщины в МВД - это повышение доверия к органам правопорядка и усиление статуса сотрудников милиции. Сильная милиция – это спокойствие всего общества. Поэтому так важно, чтобы в органах правопорядка были высокопрофессиональные женщины-милиционеры. Отбор проходил во всех областях республики с учетом этнической представленности среди участниц.
Результаты первого этапа проекта показывают, что есть очень большое желание девочек работать в органах правопорядка – количество участниц проекта было больше, чем было запланировано. Проект завершится в марте 2016 года. Мы надеемся, что через несколько лет участницы проекта, став профессионалами, будут охранять закон и правопорядок и уже сами смогут делиться опытом работы.
Лекторий «Школа детства»
Лекторий «Школа детства» в 2015 году провел курс «Директорий» известного российского эксперта по менеджменту и управлению образованием Марии Миркес для директоров частных детских садов и центров, а также тех, кто в будущем намерен открыть частный сад или центр. Другими заметными событиями в графике «Лектория» стали:
• лекция руководителя одного из самых ярких и инновационых проектов России в области детского чтения «Читающий автобус - Бампер» Анны Тихомировой и руководителя одного из крупнейших детских книгоиздателей Казахстана Людмилы Шикулы,
• визит руководителя парка-питомника Гулистан, г. Алматы Гузель Кулжабаевой, награжденной премией ЮНЕСКО за вклад в популяризацию науки.
Что дает проект «Школа детства»? Он дает возможность получить педагогам, психологам, студентам педагогических вузов, родителям основные знания по методикам раннего развития детей. Курс по Монтессори-педагогике, проведенный Международным институтом Монтессори-педагогики из Москвы, семинары по Вальдорфской педагогике и методике раннего музыкального развития детей, тренинги для директоров частных садов и центров, изучение опыта системы образования Китая, России и других стран – все это дает возможность не только получить теоретические знания, но и наглядно демонстрирует возможность внедрения в практику.
Педагоги и воспитатели, которые регулярно участвуют в лектории, являются не только обладателями сертификатов по той или иной методике, но и экспертами, которые могут сравнить несколько методик, применяя лучшее и инновационное в своей работе с детьми. Хотелось бы также отметить, что многие из Монтессори-педагогов Кыргызстана активно используют в своей работе интернет. Наличие электронного адреса, активное участие в социальных сетях, постоянное ознакомление с новой информацией, участие в тренингах и семинарах, работа и общение в «сети» коллег не только из Кыргызстана, но других стран – России, Украины, Казахстана, а также общение и обратная связь с родителями – все это создает новый формат воспитателя, педагога, как человека ищущего и развивающегося, не боящегося перемен. Именно частные сады Кыргызстана становятся сеятелями инноваций в системе дошкольного образования – активное внедрение новых образовательных технологий, самообразование и постоянное совершенствование, поиск новых форм работы детских садов – все это делает работу воспитателя престижной и интересной.
Проект «Женщина в технике и науке»
Тема грамотности, в разных ее аспектах, становится целью многих проектов фонда. Компьютерная грамотность женщин и девочек, их участие в науке и технике – это цель проекта STEM.
В 2015 году проект STEM года был направлен на усиление компьютерной грамотности учителей в регионах Кыргызстана. В век науки и технологий учитель должен активно пользоваться компьютером и интернетом, электронной почтой и социальными сетями как средствами повышения потенциала и профессионального развития. Интернет стал источником информации, знаний, он дает возможность учиться и работать, развиваться и совершенствоваться, общаться с коллегами в стране и за ее пределами, получать своевременную информацию.
Именно этим навыкам учили педагогов из Нарынской и Ошской областей в летних школах STEM. Охвачено тренингами 134 учителя из всех областей Кыргызстана.
Другая линия проекта охватила 200 девочек-старшеклассниц из школ в новостройках города Бишкек и областей Кыргызстана. Для них были проведены серии тренингов по различным предметам естественно-математического цикла, а также экскурсии в профильные вузы и встречи с экспертами. Данные тренинги позволили не только поднять уровень подготовки учащихся, но и дать представление о профессиях в области науки и техники. По итогам обучения 6 учениц приняли решение о поступлении в вуз технического профиля.
Неизменный интерес к тренингам дает основание думать, что в будущем тренинги могут проводиться на регулярной основе, на базе вузов или школ.
Проект «Открытая книга»
В 2015 году продолжил работу проект по открытым образовательным ресурсам, реализуемый при поддержке программы «Свобода информации» Фонда «Сорос-Кыргызстан».
Проект работал над проведением информационных кампаний по продвижению открытых образовательных ресурсов в Кыргызстане. В условиях существенной и постоянной нехватки учебников и учебных материалов альтернатива в виде электронных он-лайн ресурсов рассматривается как один из вариантов решения этого вопроса.
Если учитывать уровень компьютеризации населения, и особенно уровень использования компьютеров и интернета среди детей школьного возраста, то учитель также должен соответствовать этому уровню. Даже простое наличие у учителя электронной почты дает ему возможность своевременно получать информацию, обмениваться информацией с коллегами, иметь обратную связь с родителями, иметь доступ к новому и разнообразному материалу для подготовки к урокам. В эпоху глобального интернета и новейших компьютерных технологий, созданных, в том числе, для сферы среднего образования, от учителя требуются не только знания в той области, которую он преподает, но и иметь навыки работы с ИКТ.
Поэтому в рамках программы ООР был проведен тренинг по ИКТ-навыкам, на котором завучи из 94 школ Бишкека получили возможность научиться работать с электронной почтой, создать свой электронный ящик, ознакомиться с возможностями Googleсервиса, средств коммуникации и т. д.
Проект «Звезды читают детям»
Проект «Звезды читают детям» также продолжил свою деятельность в 2015 году. Акции с участием звезд, чтение вслух лучший произведений классики и современной литературы прошли в больницах и библиотеках, детских садах и школах, селах и городах Кыргызстана. Были открыты несколько центров чтения в новостройках Бишкека. Роль чтения и рекомендации по подбору книг были освещены на семинаре по чтению детям с участием Анны Тихомировой, руководителя проекта «Читающий автобус Бампер» и Людмилы Кирилинской - руководителя казахстанского издательства «Шикула».
В 2015 году инициатива по чтению детям была поддержана Министерством образования и науки, рядом международных организаций. Но больше всего радует, что чтение детям поддерживается библиотеками Бишкека, в которых организованы уголки детского чтения, куда родители могут привести детей.
Проект «Продвижение государственной политики в области школьного питания в Кыргызской Республике»
Один из самых больших проектов Фонда «Продвижение государственной политики в области школьного питания в Кыргызской Республике». В Кыргызстане вопросам школьного питания уделяется достаточно серьезное внимание. В течение последних 10 лет ежегодно из республиканского бюджета в среднем выделяется 475 миллионов сомов на организацию питания детей начальной школы из расчета 7 сом на 1 ребенка в день.
Названная программа направлена на создание условий для совершенствования организации питания учащихся начальных классов в пилотных школах Кыргызской Республики с целью повышения ее эффективности.
Этот проект необходим для того, чтобы достичь общей цели Программы «Оптимизация школьного питания в Кыргызской Республике», которая формулируется как «Создание условий для совершенствования организации питания учащихся начальных классов в 261 пилотных школах Кыргызской Республики в рамках Проекта ВПП ООН». Данный пилотный проект обеспечит школьников полноценным питанием, стоимость которого будет укладываться в рамки существующего бюджета, выделяемого государством на школьное питание. Международный Общественный Фонд «Инициатива Розы Отунбаевой» ведет работу в интеграции программы школьного питания в контекст национальной политики, предоставляя широкому кругу лиц, включая лица принимающие решения, информацию о выгодах школьного питания, как часть развития сектора образования и социальной защиты, на всех уровнях бенефициаров.
Основным ожидаемым результатом проекта на 2015 год было добиться повышения осведомленности общественности о программе школьного питания, включая повышение потенциала местных сообществ в реализации государственной политики школьного питания.
Издательско-просветительская деятельность
В 2015 году Фонд начал работу в области книгоиздательства и издал две книги: бестселлер японского педагога Масару Ибука «После трех уже поздно» о важности развития детей в раннем возрасте и книгу «Мой отец Дэн Сяо Пин в годы культурной революции» о жизни великого китайского реформатора Дэн Сяо Пина, которую написала его дочь Мао Мао.
Книга «После трех уже поздно» была переведена на кыргызский язык координатором проекта «Садики на джайлоо» Асылбеком Жоодонбековым. Книга написана очень доступным языком и подробно разъясняет циклы развития мозга ребенка, когда в первые три года жизни ребенка идет развитие 70% мозга. Это говорит о том, насколько важно уделять внимание развитию ребенка именно в первые годы жизни, когда формируется знакомство с окружающим миром. Развитие многие родители воспринимают, как необходимость научить ребенка как можно раньше считать, писать или читать. На самом деле развитие означает создание благоприятной среды, в которой ребенок сможет развить свои навыки. Книга «После трех уже поздно» на кыргызском языке была распространена во всех областях Кыргызстана среди учителей и воспитателей. Электронный вариант книги также доступен для всех желающих на сайте Фонда.
Книга о китайском реформаторе Дэн Сяо Пине была также переведена на кыргызский язык. Выход книги был очень положительно воспринят кыргызской интеллигенцией и научной элитой.
Кыргызстан как страна, имеющая общие границы с Китаем, должна как можно лучше знать своего восточного соседа. На презентации книги «Мой отец Дэн СяоПин» прозвучал ряд предложений о необходимости дальнейшей работы по переводу лучших и важных книг о странах юго-восточной Азии, жизни и деятельности наиболее известных политиков региона, знакомстве с лучшими образцами китайской, японской, индийской литературы.
Продолжая начатую работу МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой» будет выпускать серию книг на кыргызском языке «Омуру орнок инсандар» («Жизнь замечательных людей»). Данные книги можно приобрести или заказать в Фонде.
Проект «Мекендештер»
Цель проекта «Мекендештер» - это создание и укрепление социальной и коммуникационной платформы для объединения соотечественников и диаспор за рубежом в целях развития Кыргызстана.
В 2015году было проведено социологическое исследование "Картирование диаспор кыргызстанцев и экспертного ростера соотечественников за рубежом" и издана книга о соотечественниках, которые добились успеха за рубежом. Проделанная работа позволила увидеть картину численности кыргызстанцев в странах мира, оценить их экспертный потенциал. Книга, написанная для широкого читателя, представляет истории жизненного успеха кыргызстанцев в самых разных сферах деятельности и в самых разных странах мира.
2015 год стал также годом подготовки следующего форума «Мекендештер», который пройдет в августе 2016 года в г.Ош.
Обменные визиты и учебные поездки
В рамках обменных визитов в 2015 году были организованы ознакомительные поездки для воспитателей и представителей детских внешкольных организаций в Китайскую Народную Республику. В ходе поездки участники имели возможность увидеть опыт работы китайских внешкольных организаций. В Китае образованию уделяется огромное внимание со стороны государства. Кроме школ и садов в Китае работает большое количество внешкольных организаций – детских центров, студий, секций по самым разным направлениям. Каждое лето китайские школьники проводят каникулы в летних лагерях при школе или садах, участвуют в самых разнообразных экскурсиях, экспедициях и турах. Исторические с посещением Китайской стены или исторических памятников, спортивные лагеря, где дети проводят различные турниры и соревнования, экологические по изучению флоры и фауны страны, познавательные, где проводятся различные научные опыты и эксперименты и многие другие. Это также способствует развитию внутреннего туризма и лучшему знакомству с культурой и историей собственной страны.
Вторым визитом стала поездка группы учеников –победителей республиканской Олимпиады и творческих конкурсов из регионов страны в международный летний лагерь, организованный фондом Сун Цин Лин. Дети смогли увидеть Китай, культуру и достопримечательности Пекина и Шанхая, познакомиться с десятками сверстников из разных стран мира – от Новой Зеландии и Австралии до Чехии и Бангладеша.
Программа лагеря позволила юным участникам познакомиться с китайской оперой и кухней, посетить знаменитую Шанхайскую телебашню, которая входит в пятерку самых высоких зданий мира, попробовать покорить Великую Китайскую стену и увидеть жизнь китайцев не только в мегаполисах, но и провинциях. По отзывам участников, поездка стала для них возможностью расширить границы мира, увидеть воочию другую культуру и понять, как они любят свою родину – Кыргызстан.
В 2015 году победители проекта «Садики на джайлоо» - самые активные педагоги и активисты, смогли поехать в Турцию и ознакомиться с работой детских садов Стамбула.
Нужно отметить, что данная поездка была одной из немногих возможностей для воспитателей детских садов из регионов выехать за пределы Кыргызстана для ознакомления с опытом дошкольного воспитания Турции.
Представители Фонда приняли участие в Фестивале старт-апов в Москве, который показал опыт московских педагогов внешкольного образования.
При сотрудничестве МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой» с Центром лидерства «Открытый мир» с начала 2015 года США посетили 2 группы участников. Первая группа, по теме «Женщина в технике и науке», в феврале посетила штат Северная Каролина, г.Роли. Вторая группа по программе «Бизнес менторство» посетила в марте штат Миссиссиппи, г.Джэксон.
С 8 по 11 февраля 2015 года при содействии Международного Общественного Фонда “Инициатива Розы Отунбаевой” состоялась учебная поездка делегации из Кыргызстана в Управление по делам турков за рубежом и родственных сообществ при правительстве Турции. Цель учебного визита - получение и дальнейшая адаптация опыта для работы с диаспорами и кыргызстанцами за рубежом.
Разнообразие и культура
В 2015 году был реализован проект ЮНЕСКО и ПРООН «Музыка – душа народа», который представил зрителям города Бишкек музыкальную культуру этносов Кыргызстана. Музыкальные инструменты и их звучание, танцы и традиционная одежда, песни и их перевод, а также музыкальные традиции уйгуров, азербайджанцев, турок, таджиков, татар, русских. Зрителями концертов стали учащиеся средних школ новостроек города Бишкек, горожане, гости столицы, представители международного корпуса. Проект широко освещался СМИ.
Готовится к изданию книга для детей о культуре этносов Кыргызстана на русском языке.
В декабре МОФ представил юным бишкекчанам новогодний подарок - спектакль «Девушка Лотос» по мотивам китайских сказок. Режиссером-постановщиком этого красочного чудесного спектакля стала Заслуженная артистка Кыргызской Республики Жамал Сейдакматова. Спектакль дает возможность юным бишкекачканам познакомиться с культурой Китая, его фольклором. В планах – показ спектакля в областях республики.
Этнографическая выставка «Немцы в истории Кыргызстана»
Выставка „Немцы в истории Кыргызстана“, проходившая с октября 2014 по конец февраля 2015 года в Государственном историческом музее в Бишкеке, в 2015 году, немного в иной форме, совершила турне.
Первая остановка - Национальный историко-археологический музейный комплекс «Сулайман-Тоо» в городе Ош, экспозиция в котором открылась 27 марта 2015 года в присутствии многочисленной публики.
Турне выставки было обширным:
• 1 апреля 2015 г. состоялась церемония открытия в Берлине
• 16 мая 2015 года выставка открылась в районе Лихтенберг города Берлин в Интеграционном обществе «Лира»
• 29 мая 2015 года в Джалал-Абадском областном драматическом театре имени БарпыАлыкулова
• 6 ноября 2015 года в музее имени Теодора Герцена в селе Ак-ДобоБакай-Атинского района Таласской области
• 8 ноября 2015 г. в г.Детмольд Федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия (ФРГ)
• 18 ноября2015 г. в музыкальной школе имени Атая Огонбаева г.Талас состоялось финальное мероприятие выставки.
Главная цель выставки – представить широкой общественности Германии историю немцев и их вклад в развитие Кыргызстана. Среди «кыргызских немцев» есть целая плеяда имен, которыми мы гордимся. Это ученые, врачи, художники, писатели и скульпторы, такие как Ведель, Герцен и Фере. Немцы вносили и вносят ощутимый вклад в развитие Кыргызстана, являясь своеобразным мостом между Кыргызстаном и Германией.
«DiscoverAsia - Новый формат»
31 марта 2015 года в Бишкеке состоялась открытая лекция по светскому характеру Индии. Индия, одна из самых крупных мировых демократий с давними традициями, солидно продвигаясь по пути реформ в области экономических и социальных преобразований, в XXI веке стала одной из ведущих по объемам экономик мира. Приглашенный гость - г-н Ашок Саджанхар (AshokSajjanhar), экс-Чрезвычайный и Полномочный Посол Индии в Республике Казахстан, Швеции и Латвии.
С 9 по 14 апреля, по приглашению Международного фонда «Инициатива Розы Отунбаевой», в Бишкек прибыл г-н Оргил Лувсантсерен из Монголии, директор EBI Института, дипломат, бывший Посол Монголии в Швейцарии. Гость принял участие в круглом столе на тему «Монголия: политика и экономика сегодня» и рассказал о развитии и становлении Монголии со времен Чингисхана, жизнь республики в периоды Манчжурской империи, коммунистической партии и т.д.