Информация, подготовленная в рамках проекта «Продвижение годовой программы подготовки детей к школе»

October 9, 2012, 06:00

Информация подготовлена в рамках проекта «Продвижение годовой программы подготовки детей к школе», реализуемого Международным общественным фондом  «Инициатива Розы Отунбаевой» при поддержке ЮНИСЕФ. 

Ситуация в дошкольном образовании.

Рост интереса к дошкольному детству относится к числу общемировых общественных тенденций. Детство рассматриваются как особый национальный ресурс, позволяющий решать сложные проблемы социального и экономического развития. Образование и уход за детьми младшего возраста имеют большое значение для индивидуального развития ребенка. В течение первых лет жизни ребенок традиционно находится и развивается в семье. Родители являются главными лицами, ухаживающими за ребенком на основе своих знаний и умений.

Однако для ребенка 3-х-летнего возраста семейного воспитания становится недостаточно и у родителей возникает потребность развивать и обучать ребенка в дошкольной организации. После установления независимости Кыргызской Республики, многие детские сады были закрыты, и количество зарегистрированных в дошкольных учреждениях детей снизилась с 30,2 % до 6,5 % (больше всего эта проблема коснулась детей старшего дошкольного возраста). В связи со значительным сокращением числа дошкольных образовательных организаций особую актуальность в нашей республике приобрела проблема дошкольного образования. Так, в 2001 году по сравнению с уровнем 1990 года количество детских садов сократилось более чем в 4 раза, с 1 696 организаций до 402. Начиная с 2002 года, наметился рост числа государственных детских садов, в 2011 г. в республике их насчитывается 698.

 

Диаграмма 1.

Динамика числа ДОО с 1990 года

 

Столь значительное сокращение сети ДОО привело и к снижению охвата детей дошкольным образованием. Если в 1990 году одна треть детей дошкольного возраста посещала детский сад, то в 1999 году этот показатель спустился до критического значения 6,5 %. В настоящее время охват детей дошкольным образованием (включая и частные детские сады) составляет 14,5 %.

Диаграмма 2.

Динамика охвата детей дошкольным образованием с 1990 года (%)

 

Охват дошкольным образованием по стране 2012 год

 

Кыргызская Республика14,5%

Баткенская область - 11,6%

Джалал-Абадская область - 12,0%

Иссык-Кульская область - 13,5%

Нарынская область - 15,7%

Ошская область - 7,6%

Таласская область - 10,7%

Чуйская область - 11,1%

г. Бишкек - 31,1%

г. Ош - 30,9%

 

Государственная политика КР в области дошкольного образования и предшкольной подготовки.

Текущую ситуацию в отношении политики и правовых норм можно, в общем, описать как приоритетную и наиболее динамичную в общей образовательной системе страны. Исходя из существующих документов по дошкольному образованию, можно сделать вывод, что государство и общество все больше осознают важность обучения детей дошкольного возраста.

Однако из-за отсутствия единых правил этой подготовки дети приходят в начальную школу с разным уровнем развития общеучебных и психологических навыков. Поэтому и возникает необходимость разработать общие НПА и рекомендации по подготовке детей «шестилеток» к школе.

Основная задача разрабатываемых НПА и рекомендаций – создать условия для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, не посещающих дошкольные учреждения и воспитывающихся дома. Внимание официальной образовательной политики и важность в отношении дошкольного образования отражено в Указе Президента КР «О неотложных мерах по улучшению статуса детей в Кыргызской Республике» (2010г). Дошкольное образование в этом документе рассматривается как один из необходимых и первоочередных (дословно) инструментов для детей «группы риска», которые не посещают детские сады. Министерство образования в своей Стратегии развития образования в КР (2010 – 2020 гг.) в соответствии со Стратегией развития страны (2006 – 2010 гг.) и с намерением достичь ЦРТ, определило цели устойчивого развития и цели ОДВ. Более того, министерство образования включило стратегию реформирования системы образования путем определения среднесрочного периода развития системы образования, выявления проблем и определения путей решения и механизмов для их осуществления.

Из анализа законодательного направления политики образования, видно, что в настоящее время концентрируется внимание общества и государства на стимулирование заинтересованности в системном развитии дошкольного образования и обязательной предшкольной подготовки. В отношении предшкольной подготовки все больше встречаются инициативы в образовательной политике, в том числе формирование заинтересованности в создании необходимых социально-экономических условий и реализации соответствующей социальной и правовой защиты в отношении доступности обучения и развития детей младшего возраста.

В настоящее время широкое распространение получили краткосрочные группы в ДОО. Дети посещают детский сад 3-3,5 часа. В связи с тем, что спальные комнаты для таких групп не нужны, они могут использоваться как учебные комнаты. Увеличение охвата детей дошкольным образованием при существующей сети ДОО возможно за счет увеличения таких групп. Со стороны работников ДОО имеются положительные отзывы, дети в таких группах располагают большим временем на образовательный процесс подготовки к школе. Однако министерством образования и науки не разработано нормативного правового акта, регламентирующего деятельность таких краткосрочных групп. Стратегией развития образования до 2020 года одной из приоритетных задач в сфере дошкольного образования, определено внедрение по всей стране программ по подготовке детей дошкольного возраста к школе (для детей, не охваченных дошкольным образованием).

Анализ ресурсов дошкольного образования.

Общие расходы на образование в текущем году составят 21 552 млн. сомов, что на 11 % выше уровня 2011 года. Расходы на образование составляют 22,7 процентов всех государственных расходов и 6,8 % от ВВП.

Таблица 1.

Динамика бюджетных расходов на образование (млн. сом)

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Общие расходы госбюджета 58 316 68 153 90 882 106 672

из них за счет бюджета 48 149 55 193 72 663 81 834

Расходы на образование 12 542 12 823 19 413 21 552

из них за счет бюджета 10 248 10 657 16 837 18 583

% от госрасходов 21,3 19,3 23,2 22,7

Бюджетные расходы на ДОО 825 1 003 1 337 1 747

% от бюджетных расходов на образование 8,1 9,4 7,9 9,4

 

Расходы бюджета на дошкольное образование на 2012 год запланированы в сумме 1 744 млн. сомов, или в сравнении с 2009 годов возросли более чем в 2 раза, в связи с ростом заработной платы и увеличением числа ДОО. Соответственно, доля бюджетных расходов на дошкольное образование в расходах на образование увеличилась с 8,1 в 2109 году до 9,4 процентов в 2012 году. Система финансирования ДОО исходит из существующей сети ДОО и финансируется из местного и республиканского бюджетов. Из республиканского бюджета в основном финансируются дошкольные организации министерств и ведомств, а из местного бюджета детские дошкольные учреждения, находящиеся на балансе органов местного самоуправления. При этом заработная плата покрывается из средств республиканского бюджета в виде категориального гранта. Отсюда следует, что постатейное распределение ресурсов не мотивирует руководителей ДОО в рациональном использовании выделяемых средств.

Так, из общих бюджетных расходов ДОО 68,7 % средств направляется на заработную плату и отчисления в Соцфонд, 17,7 % - на питание детей,7,5 % - на коммунальные расходы и 6 % - на прочие хозяйственные расходы. Таким образом, преимущественно финансируются расходы по содержанию действующей сети ДОО. Государством не финансируются расходы на обновление оборудования, инвентаря, оснащение ДОО методическими пособиями, повышение квалификации педагогических работников и т.д. 

 

Таблица 2.

Структура бюджетных расходов ДОО на 2012 год (млн. сом)

Всего расходов в том числе:

ФОТ % от общих расходов питание % от общих расходов коммунальные расходы % от общих расходов прочие расходы % от общих расходов

Всего по республике 1 744 1 201 68,8 308 17,6 132 7,5 105 6,0

Баткенская область 104 80 77,2 14 13,7 3 3,1 6 6,0

Ошская область 203 162 80,0 23 11,2 4 1,9 14 6,9

Жалал-Абадская область 312 223 71,3 55 17,4 12 3,8 23 7,4

Иссык-Кульская область 106 64 60,0 24 22,5 8 7,4 11 10,1

Нарынская область 135 115 85,2 14 10,5 1 0,8 5 3,5

Таласская область 66 48 71,8 11 16,4 3 4,3 5 7,5

Чуйская область 203 121 59,4 29 14,5 31 15,4 21 10,6

Гор.Бишкек 442 267 60,4 118 26,7 48 10,9 9 2,1

Гор.Ош 115 79 69,4 11 9,3 17 15,1 7 6,3

Республиканский бюджет 61 43 70,6 10 16,3 4 7,1 4 6,0

 

Кроме бюджетных средств, часть расходов ДОО финансируются за счет специальных средств, т.е. родительской платы. На 2012 год объем специальных средств прогнозируется в сумме 326,6 млн. сомов. На содержание 1 ребенка в год в среднем по республике расходуется 23 358 сомов, из них за счет бюджета 19 672 сома и за счет специальных средств – 3 685 сомов. Доля финансовой нагрузки на родителей составляет 16% от общих расходов.

Предшкольная подготовка.

В целях обеспечения доступности дошкольного образования с 2006 года была внедрена 100-часовая программа предшкольной подготовки, охват которой ежегодно увеличивался в среднем на 10 тыс. детей дошкольного возраста. В 2006 году этой программой было охвачено 40 тыс. детей, в 2010 году – 70,4 тыс. детей и в 2011 году – 75 тыс. детей.

Начиная с марта 2011 года, приказом Министерства образования и науки 100 часовая программа была заменена 240 –часовой программой предшкольной подготовки.

В текущем 2012 году из 102 606 первоклассников 98 110 (95,6%) было охвачено какой-либо программой предшкольной подготовки (100-часовой, 240 - часовой, в детских садах).

Таблица 3.

Охват детей предшкольной подготовкой в 2012 году

Число детей, принятых в 1 класс 2012-2013 г Охвачено предшкольной подготовкой в том числе:

240 часов 100 часов в детсадах % охвата

Всего по республике 102 606 98 110 53 405 30 783 13 922 95,6

Баткенская область 8 778 8 719 5 872 1 374 1 473 99,3

Джалал-Абадская область 21 123 21 005 10 930 8 785 1 290 99,4

Ошская область 20 999 20 789 11 762 8 326 701 99,0

Нарынская область 5 951 5 728 3 502 1 463 763 96,3

Таласская область 6 115 6 044 4 343 879 822 98,8

Иссык-Кульская 8 115 7 610 5 710 295 1 605 93,8

Чуйская область 13 611 13 412 7 464 3 831 2 117 98,5

Гор.Бишкек 12 114 9 003 1 975 3 427 3 601 74,3

Гор.Ош 5 800 5 800 1 847 2 403 1 550 100,0

 

Потребность в средствах на внедрение 480-часовой программы подготовки детей к школе.

Учитывая недостаточность 240-часовой программы для качественной подготовки ребенка к учебному процессу, была разработана 480–часовая программа предшкольной подготовки. По предварительным расчетам для внедрения 480-часовой программы предшкольной подготовки с 1 сентября 2014 года для детей, не посещающих ДОО, на заработную плату учителей –50 млн. сомов. На полный учебный год потребность в средствах на внедрение данной программы по предварительным расчетам составляет 168,2млн. сомов, в том числе по регионам:

Таблица 4.

Потребность в средствах на внедрение 480-часовой программы предшкольной подготовки для детей, не посещающих ДОО, на 2013/2014 учебный год (тыс. сом)

Оплата труда

Всего по республике 168,2

Баткенская область 14,1

Джалал-Абадская область 35,5

Ошская область 43,1

Нарынская область 11,6

Таласская область 8,6

Иссык-Кульская область 13,7

Чуйская область 22,8

гор. Бишкек 13,3

гор. Ош 5,4

 

Расчет произведен в следующем порядке:

1. Спрогнозировано число детей, которые будут приняты в 1 класс в 2014/2015 учебном году, и из них не прошедшие предшкольную подготовку в детских садах. Количество детей нуждающихся в предшкольной подготовке определено согласно статистических данных. Расчетное число детей на 2013 год, не получивших предшкольную подготовку в дошкольных образовательных организациях составило 86000 детей.

2. Определено число групп из нормативной наполняемости 20 человек в группе. Расчет произведен на 4300 групп предшкольной подготовки (86000 детей /20 детей ).

3. Учитывая, что программа 480 часов предполагает годовой курс обучения (с 1 сентября до 20 мая) расходы на оплату труда рассчитаны с учетом отпускных.

4. Число оплачиваемых часов работы на 1 педагога составляет 480 часов.Стоимость 1 часа работы педагога определена с учетом педагогического стажа и отчислений в Социальный фонд в сумме 64 сома (стоимость 1 часа учителя 45 сомов х 1,22 (средний коэффициент педагогического стажа) х 1,1725 коэффициент отчислений в Социальный фонд).

5. Средневзвешенный коэффициент высокогорья скорректирован на коэффициент надбавки за стаж работы в условиях высокогорья согласно постановлению Правительства Кыргызской Республики № 377 от 25 июня 1997 года и равен 1,0356.

 Возможные сценарии финансового обеспечения продвижения и внедрения годовой программы предшкольной подготовки 86% детей, не охваченных ДОО.

Рекомендации: Предлагаемые источники финансирования предшкольной подготовки детей, не посещающих дошкольные образовательные организации.

• За счет сокращения недельной нагрузки базисного учебного плана на 2013-2014 учебный год, экономия составит 318,6 млн. сомов.


Предлагаемые сценарии финансирования ГППД: 

годы % охвата Сумма необходимых ассигнований (млн)

1вариант 2 вариант 3 вариант 1вариант 2 вариант 3 вариант

2014 30 50 100 15 25 50

2015 60 100 100 56,3 93,8 168,2

2016 100 100 100 102,6 168,2 168,2 

1 вариант - переход в три этапа.

В первом варианте сценария предлагается поэтапный переход на программу 480- в сентябре 2014г. 30% детей, не посещающих ДОО, в 2015г. 60%, в 2016г 100%. В соответствии в бюджете 2014г. Необходимо изыскать 15 млн.сом в 2015г. 56,3 и в 2016 102,6.

2 вариант-переход в два этапа

Во втором варианте сценария предлагается поэтапный переход на программу 480- в сентябре 2014г. 50% детей, не посещающих ДОО, в сентябре 2015г. 100%. В соответствии в бюджете 2014г. необходимо изыскать 25 млн. сом, в 2015-16г. 168млн. ежегодно.

3 вариант-переход в один этап

В третьем варианте сценария предлагается переход на программу 480- в сентябре 2014г. 100% детей, не посещающих ДОО. В соответствии в бюджете 2014г. необходимо изыскать 50 млн.сом, в 2015-16г. 168млн. ежегодно.

 

Проблемные вопросы.

Рассмотрев актуальные вопросы обеспечения доступности и качества дошкольного образования в Кыргызской Республике можно обозначить основные ключевые проблемы в области обеспечения прав детей на доступное дошкольное образование и подготовку к обучению в школе:

1. Необеспеченность потребности населения в дошкольных образовательных организациях, и отсутствие альтернативных моделей предшкольной подготовки шестилеток, не охваченных дошкольным образованием.

2. Недостаточное количество учреждений дошкольного образования, низкая доля расходов на строительство и реабилитацию зданий детских садов не достаточность современной материально-технической базы, учебно-методических материалов и игрового оборудования. (Согласно постановлению Правительства Кыргызской Республики № 448 от 28 июня 2009 года, строительство детских садов включено в Перечень строительства школ, однако строительство не ведется).

3. Нецелевое использование имеющихся типовых зданий и объектов дошкольных учреждений, загруженность школ, нехватка детских садов и нехватка квалифицированных педагогов приводят к необходимости организации государственной предшкольной подготовки детей 6 лет, не охваченных дошкольным образованием.

4. Отсутствие и несовершенство нормативно-правовой базы и финансовой поддержки со стороны государства и органов местного самоуправления для развития и продвижения обязательной годовой предшкольной подготовки детей 6 лет, не охваченных дошкольным образованием.

5. Имеющиеся программы краткосрочного обучения (100 часов, 240 часов) не решают проблем качественной подготовки детей к школе и обеспечения равных стартовых возможностей для первоклассников.

6. Недостаточное участие и ответственность родителей в вопросах подготовки детей к школе, в осознании важности и необходимости всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста, а именно в 6-летнего возраста.

Резюме.

Учитывая чрезвычайность текущей ситуации (по данным МОН КР более 86% граждан страны от 3х до 7 лет не имеют доступа к дошкольному образованию необходимо принять комплекс срочных и среднесрочных мер по удовлетворению потребностей населения в услугах дошкольного образования и предшкольной подготовки.