Нужны ли детям уроки «любования природой»?
September 10, 2013, 06:00Знаете ли Вы, дорогие читатели, что в школах Японии проводятся уроки «любования природой»? Не природоведение, а природовосхищение преподают учителя японских школ, формируя у детей не только бережное отношение к окружающей среде, но и воспитывая в них на природе очень нужные для плодотворной и качественной жизни эстетические чувства. А какими интересными и развивающими могли бы быть уроки любования детьми нашей природой с её богатейшими флорой и фауной! Любые чувства возникают и развиваются в процессе познания, и решающее значение в возникновении и закреплении эмоций могут иметь поступки взрослых, их собственное отношение к окружающей среде. Эстетические чувства - это эмоциональные отношения человека к прекрасному в природе, в жизни и в искусстве. Но для того, чтобы уроки на природе запомнились детям, чтобы они развивали их способности и воспитывали в них прекрасные чувства, должны быть и грамотные преподаватели, тонко чувствующие красоту, знающие не понаслышке мир растений и мир животных, владеющие специальными методиками…Уроки любования природой с учителем, не знающим названий трав, цветов, деревьев и их особенностей, не отличающим пастушью сумку от клевера, лебеды, полыни, чистотела и не умеющим показать оттенки цветов, проникнуться сказочной красотой леса, полянки, парка, сквера, могут превратиться в скучную утомительную прогулку на свежем воздухе. А ведь возможности развития эстетических чувств и разнообразных способностей у малышей на таких экскурсиях практически неисчерпаемы. Учёные уверенно утверждают, что «Вырождение природы вызывает равнозначное вырождение человека. Оно калечит его физически и духовно, угрожает не только его счастью, но и его личности, его равновесию и разуму». Сильнее всего урбанизация отражается на детях. Они знакомятся с природой по книгам, картинкам, кино и телефильмам, почти ничего не знают о повадках птиц и зверей, о жизни леса, о приметах времени года. В Японии урбанизация достигла очень высокого уровня, но там в области обучения и воспитания детей стремятся нейтрализовать её отрицательные последствия, и преподавание многих предметов включает регулярные экскурсии на природу, и кроме того проводятся уроки «любования природой». Исследования показали, что японские дети различают около двухсот оттенков цветов. Нашим детям известны оттенки только от двадцати до тридцати цветов, и это свидетельствует о скудости их восприятия окружающего мира. Обучение и воспитание должны быть связаны с природой, но школа слабо использует её, как второго учителя и воспитателя, хотя состояние экологии таково, что ставится под вопрос само существование человечества. Сегодня уже недостаточно восхищаться красотой природы и тонко её чувствовать, надо ей помогать, а для того, чтобы помощь была действенной, нужны серьёзные знания и уважительное к ней отношение подрастающего поколения. Дети не рождаются равнодушными к природе, они такими становятся и не только потому, что в школе и особенно в семье мало уделяется внимания этой проблеме. Наряду с масштабным равнодушием к проблемам природы повсеместно наблюдается утрата личных отношений с природой и отсутствие экологической культуры. А ведь пребывание на природе кроме воспитания эстетических чувств и развития общих способностей снимает стрессы, вызывает прилив сил, подъём настроения. Дети, бывающие часто на природе, отличаются от тех, кто лишён с ней живой связи – они меньше болеют, не остаются равнодушными к живописи, к её описаниям в литературе. Игры на природе и различные ситуации выбора стимулируют умственную деятельность малышей, активизируют раннее развитие. Урбанизация превратила среду обитания человеческую в опасную зону для здоровья, и особенно она угрожает детскому организму, его хрупкой психике. Отравленный воздух, загрязнённая еда, стрессовая атмосфера и спад физических нагрузок вредят детям сильнее, чем взрослым. Но как пробудить любовь к природе? Любование ею не наследуется и с генами не передаётся - его надо воспитывать изо дня в день, но чувство это благодарное. Глубокие эстетические чувства очень действенны: человек, обладающий ими, способен не только наслаждаться прекрасным, но и устраивать свою жизнь по законам гармонии и красоты. Не дожидайтесь, дорогие родители, времени, когда и в вашей школе введут уроки любования природой, берите пример с японских воспитателей и учите своих малышей восхищаться красотой окружающего их мира. Оставьте, дорогие родители, дома мелочную суету, пустые хлопоты и призрачные заботы, отправляйтесь в путешествие на природу вместе с детьми, и Вы увидите каким счастьем заполыхают их глазки, когда они увидят муравья, несущего тростинку, удивитесь, с какой лёгкостью запоминают малыши имена трав и деревьев, цветов и зверей, птиц и чисел, какие сказки про них сами придумывают, какой радостью наполняются их сердца. Давайте, дорогие современники, жить и радоваться вместе с детьми великолепию мира, в котором нам посчастливилось очутиться.Татьяна Морозова Ежедневный познавательный журнал «ШколаЖизни.ру»Фото из интернета Уважаемые педагоги, сообщаем Вам, что с 1 августа по 1 ноября 2013 года проходит Международный интернет-конкурс «Любуясь красотой природы». Положение о Международном интернет-конкурсе «Любуясь красотой природы» Важная информация для участников конкурсов. Заявка на участие в конкурсе «Любуясь красотой природы» в формате Word Организатор конкурса – Центр психолого-педагогических технологий «Со-Творение». Цели конкурса Активизация творческой, поисково-исследовательской и социально значимой деятельности взрослых и детей в сфере изучения и сохранения объектов живой и неживой природы. Воспитание у подрастающего поколения эстетических чувств и бережного отношения к природе родного края. Условия конкурса 1. Конкурс включает следующие направления: конкурс методических разработок конкурс исследовательских работ литературный конкурс конкурс рисунка и декоративно-прикладного творчества конкурс фото- и видеопрезентаций 2. В конкурсе имеют право принимать участие все желающие, проживающие на территории России, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья. Принимаются как индивидуальные, так и коллективные работы. Каждый участник имеет право представить неограниченное количество работ во всех конкурсных направлениях. 3. Участники несут ответственность за соблюдение законодательства Российской Федерации об авторском праве и смежных правах. 4. Заявки и текстовые конкурсные материалы принимаются на русском языке. Работы должны быть выполнены самостоятельно. 5. График проведения конкурса. Прием работ осуществляется с 1 августа по 1 ноября 2013 г. Результаты конкурса будут опубликованы 1 декабря 2013 г. Рассылка дипломов и призов — до 30 декабря 2013 г. 6. Победители и призеры конкурса. По итогам конкурса компетентным жюри в каждом конкурсном направлении будут выбраны: победитель;лауреаты I, II и III степени;дипломанты (обладатели специальных дипломов по решению жюри). Оценка работ производится с учетом возраста участников. Решение жюри является окончательным, его комментирование и критика не допускаются. 7. Итоговые документы и призы. Все участники конкурса получают электронный сертификат, подтверждающий участие, с печатью и подписью председателя жюри (по электронному адресу, указанному в заявке). Лауреаты конкурса I, II и III степени в каждом конкурсном направлении получают электронный сертификат, подтверждающий участие (по электронному адресу, указанному в заявке), а также бумажный диплом лауреата с печатью и подписью председателя жюри (заказным письмом). Дипломанты конкурса получают электронный сертификат, подтверждающий участие (по электронному адресу, указанному в заявке), а также бумажный диплом с печатью и подписью председателя жюри (заказным письмом). Победители конкурса в каждом конкурсном направлении получают электронный сертификат, подтверждающий участие (по электронному адресу, указанному в заявке), бумажный диплом победителя и памятный приз (ценной бандеролью). Победителям, лауреатам и дипломантам конкурса также предоставляется возможность размещения представленных конкурсных материалов на сайте «Вдохновленные детством» и получения бесплатного электронного свидетельства о публикации. Публикация работ призеров конкурса на сайте осуществляется только с согласия авторов. Публикация на сайте работ участников, не вошедших в число призеров, осуществляется на общих условиях. Отправка дипломов и призов осуществляется течение месяца после подведения итогов. 8. Финансовые условия. Организационный взнос за участие в конкурсе составляет 200 рублей за каждую конкурсную работу. Таким образом, если участник представляет 3 работы (в одной или разных номинациях), он должен оплатить 600 рублей. Сертификаты по итогам конкурса будут оформлены за каждую конкурсную работу. Оплата оргвзноса осуществляется банковским переводом. Реквизиты: Получатель: ООО «Со-Творение» ИНН 4501175256 КПП 450101001 ОГРН 1124501005023 р/с № 40702810303100025036 Банк получателя: ОАО АКБ “Авангард” г. Москва К/с 30101810000000000201 БИК 044525201 9. Способ отправки и требования к конкурсным материалам. Материалы принимаются исключительно в электронном варианте по электронной почте vdohnovlennye@yandex.ru К каждой конкурсной работе должна быть приложена заявка (скачать заявку на участие в конкурсе «Любуясь красотой природы» в форматe Word) и копия квитанции об оплате оргвзноса (скачать квитанцию в формате Word). На конкурс методических разработок принимаются работы, раскрывающие пути формирования любви и бережного отношения к родной природе у подрастающего поколения в образовательном учреждении (сценарии различных мероприятий, акций, методические рекомендации, педагогические проекты и др. разработки) в формате Word. В качестве приложений могут быть представлены фотографии, презентации, видеозаписи. На конкурс исследовательских работ принимаются работы, проекты, в т.ч. детские, по вопросам изучения и сохранения объектов живой и неживой природы (животных, растений, атмосферы, земли, водоемов и др.) в формате Word. В качестве приложений могут быть представлены фотографии, презентации, видеозаписи. На конкурс литературного творчества принимаются произведения (поэзия, проза, посвященная красоте родной природы, а также необходимости ее охраны) в формате Word. На конкурс изобразительного и декоративно-прикладного искусства (рисунок, живопись, графика, произведения декоративно-прикладного творчества, выполненные в любых техниках, в т.ч. поделки из различных материалов) принимаются фото- или сканированные копии работ, сделанные в хорошем качестве в формате Jpeq. На конкурс фото- и видеопрезентаций принимаются работы, посвященные красоте родной природы, а также необходимости бережного к ней отношения, в форматах Ppt (презентации), Аvi (видео). 10. К участию в конкурсе не допускаются: работы, противоречащие этическим нормам;работы, авторство которых не принадлежит участнику;текстовые работы с многочисленными орфографическими и грамматическими ошибками;неэстетичные, небрежно выполненные работы (рисунки, поделки);фотографии, видео плохого качества;работы, к которым не приложены заявки и копии квитанции об оплате оргвзноса (либо с некорректно оформленными заявками). 11. После получения конкурсной работы в течение 2-4 недель Оргкомитет высылает участнику на электронный адрес, указанный в заявке, электронный сертификат, удостоверяющий факт участия в конкурсе. 12. Работы участников, нарушающих этические нормы и проявляющих неуважительное отношение к Оргкомитету и другим участникам, игнорирующих условия конкурса, пренебрегающих общей информацией для участников конкурсов, предъявляющих необоснованные требования и претензии, снимаются с конкурсов без предупреждения и объяснения причины. В дальнейшем эти лица лишаются права принимать участие в проекте «Вдохновленные детством». 13. Вопросы и пожелания по организации конкурса отправляются через форму на сайте. Оргкомитет не вступает в переписку с участниками и не дает ответы на вопросы, если необходимая информация имеется на сайте. 14. Представляя работу, участник соглашается с условиями конкурса.Полная инфомация на сайте : Вдохновленные детством (Международный Интернет-проект для любознательных детей, увлеченных педагогов и любящих родителей)