Монтессори-материалы. Дети любят реальную деятельность
February 5, 2013, 06:00Рассказывая о методе Монтессори, мы затрагивали несколько тем. В прошлый раз мы обсуждали, стоит ли доверять всем современным методикам развития детей. Ранее говорили о том, как воспитывать детей дошкольного возраста по методу Монтессори, рассказывали о важных принципах этого популярного и эффективного метода детского развития. На прошлой неделе рассказывали о монтессори-садах. Вы сталкивались с ощущением усталости и разочарования после посещения магазина игрушек? У меня, например, голова идет кругом от огромного количества цветов, форм, громких звуков. Возникает чувство усталости и желание удалиться, так ничего и не купив. А что чувствуют наши дети? Своим мнением по поводу выбора игрушек поделилась Надежда Смирнова, директор Международного института Монтессори-педагогики в Москве, специалист, создавшая первую монтессори-школу в России и посвятившая 22 года своей жизни развитию и становлению данного метода в РФ. - С какими игрушками должен играть ребенок? - Игрушки у ребенка, конечно, могут быть. Но наверняка любая внимательная мама могла заметить, что на самом деле дети до 6 лет больше всего тянутся и любят "играть" с реальными предметами, которыми оперируют взрослые. Маленький ребенок с большим удовольствием будет возиться с мамиными кастрюлями и поварешками, чем с теми игрушками, которые, по мнению его родителей, должны быть для него интересны. Сегодня создана огромная индустрия в обеспечении детей игрушками. Все они, как правило, очень яркие, громкие, гремящие, двигающиеся. Такие игрушки очень нежелательны для ребенка. С одной стороны, они делают восприятие ребенка грубым. В какой-то степени лишают его возможности различать более тонкие и нежные сигналы окружающей среды: живые краски и звуки природы. С другой стороны, подобные игрушки мешают ребенку концентрироваться на деятельности, которая необходима для его собственного развития. Взрослые подобными игрушками пытаются отвлечь ребенка и занять его, чтобы он им не мешал, а получается наоборот. Громкие и яркие игрушки приводят к тому, что ребенок просто не умеет концентрироваться, соответственно не умеет занять себя самостоятельно. - Что значит дать ребенку заниматься реальной деятельностью? - Реальной деятельностью в рамках монтессори-методa мы в первую очередь называем все, что касается самообслуживания и бытовых работ по дому. Ребенок очень хочет, мало того, ему просто необходимо до 3 лет стать максимально самостоятельным. Например, ребенок с большим удовольствием может сам накрыть себе на стол. Но он не сможет это сделать, если вы ему дадите большой кувшин, большой стакан и все это будет стоять в недоступном для него месте. Важно создать условия среды таким образом, чтобы ребенок мог это сделать совершенно самостоятельно, без помощи взрослого. Подготовленная среда в данном случае - это специально выделенная для ребенка полка на кухне, где стоит его посуда, например. Размеры кувшинов, стаканов, тарелок должны быть удобного для него размера. Конечно, это требует дополнительных сил и энергии от взрослого, не только с точки зрения организации среды, но и с психологической стороны. Не каждый взрослый сможет терпеливо наблюдать и не вмешиваться в процесс, когда ребенок наливает себе сок в стакан. Он может разлить, опрокинуть, разбить, наконец. Родитель должен осознавать, что в этот момент и происходит процесс самостроительства. Ребенок не просто отрабатывает навык, он развивает себя как личность, обретает чувство независимости, развивает свой мозг и чувство уверенности в себе. В рамках деятельности ребенка до трех лет может быть очень широкий круг любых бытовых задач, с которыми вы сталкиваетесь ежедневно: стирка, уборка, приготовление каких-то очень простых кулинарных блюд, ухаживание за животными и растениями и многое другое. И эти задачи очень важно знать и уметь ребенку, намного важнее, чем изучение слов на карточках. Способность узнавать буквы, обозначать буквами звуки и слышать звуки будет развиваться гораздо успешнее и легче, если ребенок до 3 лет занимался тем, что ему необходимо для развития. - Какие игрушки предлагает Мария Монтессори? - Монтессори называет их материалами. Они построены совершенно иначе, чем современные игрушки. У них другие задачи и другой способ использования. Во-первых, они все сделаны из натуральных материалов. Очень многое сделано из дерева, что намного благоприятнее для ощущения и восприятия ребенка, чем яркая пластмасса. Во-вторых, в каждом материале есть конкретная задача, над которой он работает. Задача по развитию способностей и возможностей ребенка и задача по раскрытию чего-либо в окружающем мире. Каждый монтессори-материал является "ключом к миру" для ребенка. Материалы очень разные для детей разного возраста. Но каждый материал предназначен для самостоятельной деятельности ребенка. - Можете привести пример конкретного материала Монтессори и задачи, в нем заложенной, - "ключ к миру", как вы говорите? - Например, розовая башня. Материал предназначен для детей от 2,5 до 3,5 года. Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, поэтому эти сроки очень примерны. Розовая башня - десять кубов из дерева нежно-розового цвета. Кубы меняются в размерах: самый большой куб – 10х10 см, следующий – 9х9 см, ребро самого маленького составляет 1х1 см. Если это качественное тяжелое дерево, то ребенок очень хорошо может отличить их и по весу – от очень большого и тяжелого до очень маленького и легкого. В процессе работы с розовой башней ребенок не ставит просто кубик на кубик. Башня побуждает его ставить кубы по центру, очень точно, таким образом получается гармоничная и красивая конструкция. С помощью данного материала ребенок открывает для себя мир размеров, которые таким последовательным гармоничным образом могут меняться. И после этого открытия он смотрит новым взглядом на размеры окружающих предметов. Нельзя сказать, что до этого ребенок не замечал разницу в размерах, но такая тонкая градация - гармония размеров - открывается ребенку впервые. Чтобы ребенок увидел эту гармонию размеров, необходима определенная готовность мозговых центров и готовность взаимодействия с окружающей средой. Раньше 2,5 года это, как правило, не происходит. Кроме того, в работе с розовой башней, конечно, есть и косвенные задачи, которые касаются координации движений, развития концентрации и терпения у ребенка, развития творческих способностей.Никонова Светлана