Отчет по визиту в Вену специалистов дошкольного образования
June 16, 2014, 06:00В мае состоялся визит в Вену специалистов дошкольного образования для обмена опытом и ознакомления с австрийским опытом в области дошкольного образования. Визит в Вену и обмен опытом с австрийскими специалистами, владеющими самыми передовыми методиками и технологиями в области дошкольного образования, помог коллегам из Кыргызстана строить свою работу в соответствии с требованиями времени и состоялся по инициативе МОФ "Инициатива Розы Отунбаевой" при поддержке Посольства Кыргызской Республики в Австрии.В г. Вену вылетела группа из 4 специалистов в области дошкольного образования в следующем составе: Айнура Джолдошева, преподаватель кафедры педагогики Таласского государственного университета, Баиш Керимбаев, глава Таласского городского отдела образования, Акчач Джолдошева, педагог кафедры психологии Ошского государственного университета, Асель Джакыпбекова, координатор программы «Школа детства». Посольство КР в Вене оказало активную и всемерную поддержку по организацию и проведению этой поездки. Программа была рассчитана на 4 рабочих дня. • Детские сады Были посещены кампус Монте-Ла, новая модель дошкольной организации в Австрии, а также муниципальный детский сад, как пример муниципальных детских садов, работающего с 1874 года. Кампус Монте Ла. Директор Бригитта. Кампус Монте Ла был основан в 2008 году. Это абсолютно новая модель образовательного учреждения для Австрии. Проект кампуса был одобрен на тендере мэрии г.Вены. Как сообщила директор кампуса, в 2014 году будет построен второй кампус, при строительстве которого будут учтены опыт работающего кампуса Монте Ла. Здание и территория кампуса сообщаются. Идея кампуса заключается в том, что воспитатели и учителя обмениваются опытом, посещают занятия друг друга. В детском саду 10 групп. В каждой группе 20 детей. Группы делятся по возрастным категориям: 0-3 года, 3-6 лет. Разновозрастные группы дают возможность старшим детям присматривать за младшими, а младшим детям учиться у старших. В каждой группе работают один педагог и один ассистент для двух групп. В инклюзивных-интеграционных группах, куда приходят дети с ограниченными возможностями, работают два педагога и один ассистент. В инклюзивные группы ходят дети с ДЦП, причем с тяжелыми формами, ЗПР, аутизмом и слабовидящие дети. В интеграционной группе кампуса мы видели даже лежачих детей с ДЦП. Педагоги применяют индивидуальный подход, делают детям массаж, коррекционные упражнения. Детей обучают навыкам самообслуживания, развивают мелкую моторику. Психологи и врачи приходят один раз в месяц. Педагоги имеют высшее педагогическое образование. Все группы имеют развивающие материалы, в том числе оснащены элементами монтессори-среды. Например, сосуды для пересыпания круп, песка, воды. Группы оборудованы небольшими ванночками, которые позволяют детям играть с водой. Во всех группах имеются раковины (кроме раковин, где можно помыть руки или кисточки, к примеру, есть туалетные комнаты, с несколькими секциями, каждая из которых имеет дверь), вся мебель подогнана под рост детей. Особенностью австрийских детских садов является полное отсутствие кроватей, спальных комнат, что экономит как помещения, так и финансы, которые уходят на приобретение кроватей, постельного белья и принадлежностей, персонала. Дети могут отдохнуть в специальных комнатах для отдыха. В этих комнатах отдыхают дети, которые приходят после школы на продленку. В группах есть модульная мягкая мебель – трансформер, а также небольшие маты, на которых дети могут по желанию поспать от одного до двух часов. В кампусе есть спортивный зал – в зале могут находиться не более пяти детей. Зал оборудован батутом, подвесной лестницей, несколькими спортивными снарядами. Музыкальный зал – могут находиться не более пяти детей одновременно. В зале есть ударные и духовые музыкальные инструменты. Под наблюдением воспитателя дети танцуют, играют или поют. Как отметила директор, цель музыкальных занятий не преследует научить ребенка играть на музыкальном инструменте и воспитать исполнителя. Музыка дается как один из языков развития и восприятия окружающего мира, самовыражения. В зале для чтения дети могут отдохнуть и почитать. Есть специальный зал для рисования, оборудованный специальным стендом и палитрой красок. Дети рисуют под наблюдением педагога, который не должен подсказывать сюжет или цвета. Ребенок должен сам выбрать цвет и рисовать то, что он хочет. В детском саду также есть занятия с собаками, специально обученными для общения с детьми. Мы смогли посетить одно занятие. Родители платят по желанию небольшую сумму за год, если хотят, чтобы их ребенок мог участвовать на таких занятиях. Собаки дают возможность избавиться от страха, привить любовь к животным. Узнать особенности строения и поведения домашних животных. В школьной части кампуса дети остаются после учебы на продленку. Они могут делать занятия, отдыхать, играть, заниматься различными видами творчества, музыки, играть в спортивные игры. Возраст детей от 6 до 10 лет. В Австрии дети от 6 до 10 лет посещают начальную школу, которая отделена от средней и старшей школы. Дети 5 лет ходят на обед в школьную столовую, где им выделено место среди школьников. Столовая работает по принципу самообслуживания. Дети сами накладывают себе еду и сами убирают за собой. Педагоги могут проходить дополнительные курсы самостоятельно, либо пройти курсы повышения квалификации, рассчитанные на 6 месяцев. Директора проходят конкурс на вакансию директора. Срок работы не ограничен, но желательно менять место работы каждые несколько лет. Городские образовательные власти не могут снять либо назначить директора. Должность директора детского сада выборная на основе конкурса. 2) Второй детский сад – муниципальный детский сад. Детский сад расположен в историческом здании, построенном в 1871 году. Особенностью этого детского сада является то, что здание было построено именно под детский сад. Детский сад посещают дети от 0 до 6 лет. В этот детский сад также могут приходить дети начальной школы, для того, чтобы поиграть или отдохнуть после уроков. В этом детском саду каждый год выбирается одна тема, например, космос, вода, природа, времена года, танцы, восток и др. Все занятия в течение года посвящены выбранной теме. Т.е. дети рисуют на тему, к примеру, востока, так как они понимают данную тему, выполняют поделки, разговаривают на избранную тему с постепенным углублением. В каждой группе есть небольшая комната с плитой и кухонной мебелью. В день нашего визита дети в группе 3-6 приготовили пиццу и пригласили родителей, с которыми все приготовленное съели. По мнению педагогов, такие мероприятия позволяют наладить лучший контакт с родителями, привлечь родителей к сотрудничеству, лучшему взаимодействию. Комнаты в группах оборудованы кривыми зеркалами, дорожками из различных материалов – шишек, песка, гальки, деревянных плашек – для развития сенсорики. Вся развивающая среда направлена на развитие ребенка – его моторики, сенсорики, творчества, самостоятельности, логики и т.д. В комнатах нет кроватей, только небольшие маты, на которых ребенок может полежать или немного поспать. Во время нашего визита один ребенок – лет 3-х спал, воспитатель его будила, сидя рядом и осторожно гладя его по спине и рукам. Оплата за посещение детского сада составляет около 60 евро, которая покрывает только расходы на питание детей. В случае, если ребенок не посещает детский сад, сэкономленная сумма может быть перечислена на социальные проекты по поддержке малоимущих. Питание детей готовится в специальных центрах детского питания. Каждый день готовое питание развозится по детским садам данного района Вены. Центр согласует с детсадами и муниципальным департаментом образования три вида меню на год. Муниципальный сервисный центр детских садов. Была проведена встреча с главой одного из Центров дошкольного образования г. Вены г-ном Н. Бартоном. Он рассказал об организации дошкольного образования Австрии и г. Вены в частности. В Вене 90.000 мест в детских садах. Из них 40% в государственных детсадах, 60% в частных. Общее количество детсадов в районе 150. Среди проблем г-н Бартон отметил нехватку мест в детсадах. Это связано с ростом рождаемости. В том числе среди мигрантов. В среднем, в каждой семье по 1-2 ребенка. Есть план по увеличению количества муниципальных детских садов. Так за 2013-2014 год открыто 4000 новых мест в детских садах. Запись в детские сады полностью автоматизирована. Родителям предлагается выбрать несколько опций по месту жительства или по месту работы, куда они могут приводить детей. Родительский взнос в размере 60 евро покрывает только питание детей и платится только теми семьями/родителями, чей доход превышает 1000 евро в месяц. В группах не может быть больше 25 детей. Цель дошкольного образования и начального образования – развить и поддержать интерес детей к обучению, к знаниям. Упор делается на когнитивное развитие. Кроме муниципальных и частных моделей детсадов в Австрии есть модель семейных групп, когда мама может взять до 5 детей и заниматься с ними. Семейные группы также контролируются Сервисными центрами. Есть также и специализированные детские сады, например английский детский сад. Оплата в таких детских садах устанавливается учредителем. Основную массу детей в детсадах составляют дети в возрасте от 3 до 6 лет. Проверка детских садов проводится один раз в год. Проверяется техническое состояние детсадов, оснащенность материалами.Воспитатели обучаются два года в педагогических институтах и центрах повышения квалификации. Повышение квалификации идет по записи 3 раза в год по три дня. По завершении – воспитатели получают сертификат. Сейчас идет масштабная акция по набору воспитателей мужчин в детские сады под лозунгом «Быть воспитателем - престижно», для увеличения участия мужчин в воспитании детей. Директора детских садов отбираются на конкурсной основе департаментом детских садов. План – 50% мужчин-воспитателей. Вопросы дошкольного образования рассматриваются на ежегодном Конгрессе по вопросам дошкольного образования и развития «Инвестиции в будущее». Ближайший конгресс состоится 27-28 октября 2014 г. в Штудгарте, ФРГ. В конгрессе примет участие, в том числе, и делегация Австрии. Сама Австрия следует шведской модели и показателям по дошкольному развитию. В шведских группах количество детей составляет около 15 детей в группе. Дети с особыми потребностями - ДЦП, задержкой психического развития, аутизмом и др., в том числе с тяжелыми формами, принимаются во все детские сады без исключения. В таких инклюзивных группах работают по два педагога и один ассистент. В остальных по одному педагогу и одному ассистенту на две группы. Все детские сады содействуют только развитию ребенка, но не ставят цель научить его читать, писать или считать. Цель дошкольного образования – общее развитие ребенка, составление его мировоззрения, привитие навыков самостоятельности, навыков самообслуживания, толерантности. Дети в возрасте 5 лет в обязательном порядке должны пройти один год предшкольной подготовки, для того, чтобы выровнять детей и подготовить их к школе. Родители активно привлекаются к процессу развития ребенка, им даются рекомендации по лучшему развитию способностей ребенка. Цель – общее развитие ребенка. Развитие не предполагает обучение счету, письму, чтению. Воспитатели создают среду, которая способствует развитию ребенка. • Внешкольное культурное образование детей Также были посещены детский театр г. Вены, детский музей «Зум». Детский театр расположен в старинном особняке графа Разумовского. В театре занимаются дети от 4 лет до 17. Общее количество детей – 170. Оплата – 310 евро в год. Идет обучение дикции, актерскому искусству, ораторскому искусству. Репертуар – классический. По мнению директора театра классика позволяет не только приобщить детей к искусству, но и глубже раскрыть себя. Кроме того, обучение в театральной студии с классическим репертуаром прививает детям навыки хороших манер и даже правильного питания, с отказом от популярного среди детей и подростков фастфуда. В Европе и в Австрии, в частности актуальна тема подростковой наркомании, алкоголизма, чрезмерного увлечения интернетом. Этим проблемам посвящена недавно вышедшая книга профессора Шпица «Цифровая смерть», о том, что интернет отнимает идентичность детей, их свободу. По совместному проекту Детского театра и Румынского министерства образования театральные студии открыты во всех школах Румынии. И проект показал, что дети, посещающие театральные студии в школах, лучше учатся, могут сконцентрироваться, более целеустремленные и энергичные. Успешнее противостоят таким угрозам как наркомания, алкоголизм и даже неправильное питание. Директор театра выразила пожелание посетить Кыргызстан. Детский музей «Зум» расположен в музейном комплексе, куда входят еще два музея, в т.ч. музей современного искусства. В музее среди нескольких залов есть зал «юного полицейского», где дети могут составить фоторобот, снять отпечатки пальцев и изучить в компьютере, попробовать вести модель машины с отслеживанием пути на стенде. Есть также зал чтения, творчества, где дети из ненужных материалов (старые клавиатуры, колеса велосипедов, бутылки, крышки, упаковка и др.), а также инструментов (молоток, пила, дрель, гвозди, отвертки) и краски, карандашей могут что-то сделать или просто развить свои навыки. В музее также работает студия по созданию мультфильмов, звукозаписывающая студия, модель корабля. Музей частично финансируется государством, донорами и доходами от билетов. Билет оплачивается только за ребенка, родители проходят как сопровождающее лицо. • Культурная программа: В рамках культурной программы посольство организовало посещение летней резиденции Габсургов Шенбрунн, дворца Хофбург, Собор святого Стефана, Венского леса, Дуная, Венского университета, дома архитектора Хандредвассера и многое другое. Сотрудники посольства подробно рассказали о достопримечательностях Вены, культурных особенностях австрийской столицы, образе жизни венцев, национальной кухне. 29 мая в Шенбрунне проходил ежегодный Summer night Concert Венского симфонического оркестра. Великолепный звук, репертуар, включавший шедевры классической музыки, в том числе австрийских композиторов. Сам концерт, проходивший в парке Шенбрунна, собрал большое количество горожан и гостей столицы и произвел неизгладимое впечатление на участников делегации. Заключение: Сравнивать Вену и Кыргызстан нельзя. Столетиями развивавшаяся культура австрийцев, архитектура, искусство, развитие технологий, образования ушли далеко вперед. Вежливость, открытость, толерантность – это те черты венцев, которые отметили все участники поездки. В целом, такие поездки способствуют расширению профессионального кругозора специалистов, помогают заимствовать элементы развития и внедрить их в детских садах или в систему подготовки преподавателей, служат неким ориентиром для развития системы дошкольного образования в целом. Лучшие практики для использования: Б.Керимбаев Вена (Австрия) шаарынын балдар-бакчаларындагы иш тажрыйбаларын Талас шаарынын мектеп жана балдар-бакчалары учун колдонуу. I. Бала-бакчаларындагы мектепке даярдоо тайпаларындагы уктоочу бёлмёлёрщн жоюп, анын ордуна ошол эле тайпа учун балдардын аъ-сезимин калыптануусун онуктуро турган болмолорду тузуу. (вместо спальных комнат в детсадах оборудовать комнаты сенсорики и развития) II. №5 орто мектебиндеги башталгыч класстар менен ошол мектепке жаны ачылган №16 “Балажан” балдар-бакчасын кампуска ылайыкташтырып тузуу. (В СШ № 5 начальные классы совместить с недавно открытым детсадом № 16 “Балажан” по модели кампуса) III. Жолчубек уулу Урмат атындагы №9 орто мектебин балдар-бакчасы жана башталгыч класстар учун кампуска айландыруу. (в СШ № 9 также открыть совместные начальные классы и детсад по модели кампуса).Фото с сайта http://europe-today.ru/