Вальдорфская педагогика: Столетие 1919-2019 гг.
October 15, 2019, 06:00100 лет – это только начало
Почему именно вальдорфская педагогика? И какой ее главный принцип?
«Все дети рождаются гениями В первые шесть лет жизни мы убиваем все их таланты…» Р. Б. Фуллер |
Жизнь человека неслучайно начинается с периода максимальной тяги к познанию, уникального времени для игр и раскрытия творческих способностей. Не стоит отвлекать малышей зазубриванием цифр и алфавита, главный принцип обучения - ребенок должен все получить вовремя, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития. Укрепление физического и психического здоровья ребенка является основой вальдорфского образования.
Еще в начале XX века Р. Штайнер, основатель вальдорфской педагогики, заметил, что дети, живущие в больших городах, не имеют представления о том, как сажают цветы, пекут хлеб, строят дома. Быт современного ребенка еще больше автоматизирован, в результате теряются самые элементарные навыки. Их и пробует восстановить вальдорфская педагогика в детском саду.
Детский сад
«Если вы хотите, чтобы ваши дети выросли умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они стали еще умнее, читайте им больше сказок» А. Эйнштейн |
Так важно предоставить крохе возможность изучать природу, исследовать окружающий мир в собственном темпе. С этим умыслом вальдорфские детские сады используют в оборудовании только натуральные материалы: дерево, глину, лен. В занятиях также используются только натуральные материалы: веточки, желуди, ракушки, тряпочки, шерсть, ароматный воск для лепки, деревянные и восковые карандаши для рисования. Дети занимаются аппликацией, выжиганием по дереву, шитьем, рукоделием, кулинарией. Никаких гаджетов, телевизоров, компьютеров. Много времени уделяется музыке, танцам и постановке спектаклей. Также отдельное внимание уделяется сказкам.
Школа
Изучение точных наук играет большую роль в вальдорфских школах и фактически начинается с первого класса, по этапам развития ребенка. Начиная с первого класса преподают два иностранных языка.
Преподавание «по эпохам» или «модулям»
Главной особенностью преподавания в вальдорфской школе является изложение учебного материала большими учебными периодами, «эпохами» или «модулями».
«Эпоха» длится 3-4 недели. Благодаря такому распределению материала ребёнок имеет возможность полностью вжиться в него. Ему не надо тратить энергию на начало и остановку.
Для вальдорфской педагогики характерно:
· индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку
· развитие не только интеллектуальных навыков ребенка, но и эмоционального, практического и творческого интеллекта
· использование художественно-ремесленных предметов для развития творческого интеллекта и воспитания ребенка
· большая роль движения и развития в воспитании ребенка, начальные классы в вальдорфских школах по всему миру перешли к модели « подвижного класса»
· в младших классах отсутствуют оценки, но оценивание ребенка идет посредством подробной характеристики успеваемости ребенка для родителей
«Ребенок - это огонь, который нужно зажечь, а не сосуд, который нужно наполнить» Ф.Рабле |
Первая вальдорфская школа была основана на юге Германии, в Штутгарте, в 1919 году. Школа была инклюзивной и с самого начала была единой школой для всех детей с первого до старших классов, независимо от пола, социального положения, национальности, религии. Вальдорфские школы являются общеобразовательными. На данный момент существуют более 1100 вальдорфских школ и 2000 вальдорфских детских садов в 80 странах мира, признанных Международным форумом вальдорф/штайнеровских школ (Гаагским кругом), Педагогической секцией Свободной Высшей школы гуманитарных наук Гётеанума и Друзьями вальдорфского образования. Название «вальдорфская школа» является зарегистрированной международной торговой маркой, права на её использование принадлежат Союзу независимых вальдорфских школ (СНВШ) (Германия). Вальдорфская методика используется как в «вальдорфски ориентированных» школах, в том числе финансируемых государством, так и в среде домашнего обучения. Она была также принята учителями некоторых других государственных и частных школ.
Вальдорфская педагогика за 100 лет существования получила мировое признание, и на сегодняшний день детские сады и школы продолжают расти по всему миру как грибы после дождя. Достаточно упомянуть, что во всем мире среди выпускников вальдорфских школ было немало людей, получивших впоследствии известность. Среди них писатель Михаил Энде (автор «Момо», успешно экранизированной «Бесконечной истории»), Карл Отто Пёль (президент федерального банка Германии с 1980 по 1991 годы), Йенс Столтенберг (бывший премьер-министр Норвегии), Кен Шено (глава American Express, в 2002 году признан вторым самым влиятельным управленцем в США), доктор Олаф Фельдман (член федерального парламента Германии), Кристен Нигаард (ученый, профессор информатики, один из «отцов-основателей» системы MS-DOS, Норвегия), многие из семьи Порше (среди них один из настоящих руководителей автоконцерна, Вольфганг Порше, Фердинанд Александр Порше, конструктор (Porsche 904, Porsche 911), Германия); актеры Голливуда: Дженифер Анистон, Сандра Баллок, Тимоти Дали, Уильям Ли Скотт; Роджер Голдаммер (индивидуальный дизайн и сборка мотоциклов Harley Davidson, Канада); Линн Ульманн (журналистка и писательница, Норвегия); Станислас Вавринка (теннисист, Швейцария); Питер Цвейер (клавишные в Culture Beat); Томас Майер (дизайнер моды в Bottega Veneta) и многие другие.
Родители выпускников вальдорфских школ:
Михаил Барышников (дочь), актер и танцор, США; Жан-Поль Бельмондо (сын), актер, Франция; Клинт Иствуд и Франсис Фишер (дочь), актер, режиссер, продюсер, США;
Харрисон Форд (дети), актер, США; Михаил Козаков (сын), актер и режиссер, Россия;
Джордж Лукас (дети), режиссер (Star Wars), США; Пол Ньюман (дети), актер, США;
Хайнс Никсдорф (дети), изобретатель компьютера, Германия; Алан Парсонс (дочь), музыкант (Alan Parsons Project), США; Лив Ульманн и Ингмар Бергман (дочь), актриса/режиссер, Норвегия/Швеция;
Это лишь малая часть того, что есть... И многие другие отдавали и отдают своих детей в вальдорфские школы. Почти за 100 лет вальдорфские школы претерпели значительное развитие. Лишь однажды, во времена диктатуры в разных коммунистических странах, а также в короткий период фашистской диктатуры вальдорфские школы Германии были закрыты. На сегодняшний день вальдорфская педагогика является крупнейшим альтернативным педагогическим движением в мире.
Ближайший и яркий пример для КР - это Россия. В России директором государственной вальдорфской школы был Анатолий Пинский, который одновременно являлся советником министра образования и смог добиться того, чтобы в начальной школе была введена безотметочная система. За последние годы вальдорфские учителя были дважды удостоены звания «Лучший учитель России». Выпускники вальдорфских школ успешно поступают в различные вузы по всему миру.
Вальдофская педагогика и Кыргызстан
В Кыргызстане при совместном партнерстве Министерства образования и науки КР (МОиН КР), Интернациональной ассоциации вальдорфской педагогики и ОФ «Благотворительный фонд Герт-Михаила» (Центр Альтернативной Гуманитарной Педагогики) подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве. Результатом меморандума является то, что в государственном университете им. И. Арабаева уже на протяжении более 12 лет проходят семинары по вальдорфской педагогике для воспитателей и учителей, где по окончании выпускники получают сертификат международного образца. Участники проекта Сети ассоциированных школ ЮНЕСКО, ОК «Илим» и ДРЦ «Умут-Надежда» один раз в год объединяют свои усилия. ОК «Илим» предоставляет всю свою инфраструктуру, а ДРЦ «Умут-Надежда» организует и проводит Центральноазиатский семинар по вальдорфской педагогике. В 2012 году Международный общественный фонд «Инициативы Розы Отунбаевой» провел первый цикл открытых лекций по различным методам развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Первая лекция была посвящена вальдорфской педагогике. Хотелось бы отметить, что по окончании семинаров выпускники применяют элементы вальдорфской педагогики не только в частных садах и школах, но и в государственных.
На сегодняшний день педагогика должна встать на путь гуманистического воспитания, быть защитником реальных, практически полезных знаний, активных и наглядных методов обучения, Выступать с требованием гармонического развития детей, которое может быть достигнуто путем вооружения их научными знаниями и практическими умениями в сочетании с нравственным, физическим и эстетическим воспитанием.