Резолюция (Итоговый документ) IV Форума «Мекендештер»
October 1, 2018, 06:00Резолюция (Итоговый документ)
IV Форума «Мекендештер»
8-9 августа 2018 г., г. Чолпон-Ата, Кыргызская Республика
Мы, участники 4-го Форума «Мекендештер», обсудив актуальные вопросы взаимодействия с соотечественниками за рубежом, рассмотрев пути укрепления сотрудничества и реализации совместных инициатив для оптимизации вклада соотечественников в социально-экономическое развитие страны, приняли следующую Резолюцию:
Актуальность трудовой миграции, в качестве важного фактора развития, подчёркивается в «Повестке дня для устойчивого развития 2030», единодушно принятой странами членам ООН в 2015 году.В Целях устойчивого развития (ЦУР) отмечается важность миграции и необходимость ее регулирования на международном и национальном уровнях для обеспечения прав мигрантов и получения выгоды, как для самих трудовых мигрантов, так и для социально-экономического развития стран.
В проекте Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы отмечается, что в области внешней миграции государство приложит усилия по содействию нашим гражданам в росте их конкурентоспособности и обеспечении правовой и экономической защищенности в странах трудовой миграции и будет создавать возможности по расширению географии трудовой миграции.
Также отмечается, что мы сохраним нашу общность вне зависимости от того, насколько далеко будут находиться носители кыргызской идентичности. Наши диаспоры за рубежом получат необходимую поддержку для обеспечения тесной взаимосвязи с родиной. Каждый, кто когда-либо выехал из страны в поисках лучшей доли, будет иметь право беспрепятственно вернуться, внести свой вклад в развитие Кыргызстана и занять достойное место в обществе.
В Кыргызской Республике будут созданы условия трудовым мигрантам для инвестирования заработанных средств в экономику страны, в перспективные сферы производства с тем, чтобы перенимать и внедрять опыт других стран для создания новых производств и предприятий в стране. Будут внедрены стимулирующие экономические инструменты, развиваться необходимая инфраструктура.
Денежные переводы и инвестиции трудовых мигрантов в развитие своих стран являются существенным вкладом для снижения уровня бедности в ЦУР 1. В ЦУР 5 подчёркивается важность поддержки женского лидерства, как необходимого фактора для защиты прав женщин мигрантов и снижения рисков насилия, торговли людьми, неравенства и гендерной дискриминации. В ЦУР 8 отмечается, что меры по ликвидации дискриминации при приеме на работу, обеспечение достойных рабочих условий и создание безопасных условий перемещения помогут усилить вклад мигрантов в стимулирование процессов развития. Обеспечение равных условий и защита прав мигрантов является фактором для устранения неравенства, как предусмотрено в ЦУР 10.
Объем денежных переводов мигрантов в Кыргызстан за 2017 год составил более 2 млрд. долларов. По данным обзора Всемирного Банка, Кыргызстан занял первое место среди стран Европы и Центральной Азии по денежным переводам в процентном соотношении к ВВП, доля которых составляет более 29,3%.
Исследование диаспор Кыргызстана за рубежом, показывают, что большинство мигрантов сохраняют сильную эмоциональную, финансовую и семейную связь с Кыргызской Республикой. Более 100 кыргызстанских диаспор имеют большой потенциал человеческих, финансовых и сетевых ресурсов. Среди них есть высококвалифицированные и компетентные специалисты, готовые внести свой вклад в социально-экономическое развитие страны. Между тем, в стране нет долгосрочной программы взаимодействия с соотечественниками, работа с диаспорой фрагментирована между многими государственными органами.
Женщины трудовые мигранты находятся в наиболее уязвимом положении и испытывают дискриминацию, как на рабочих местах, так и в процессе интеграции в общество принимающих стран. Вместе с тем, женщины составляют 40% из числа трудовых мигрантов и вносят значительный вклад в экономическое, социальное и культурное развитие страны. Различные исследования показывают, что женщины мигранты зарабатывают меньше, тем не менее, они осуществляют больше переводов чем мужчины.
Национальная стратегия развития на 2018-2040 годы предусматривает, что в стране будут сформированы база и система подготовки высококвалифицированных специалистов, использование «прорывных» технологий будет стимулировать создание новых «интеллектуальных» рабочих мест, с использованием платформ информационных технологий. Кыргызстанцы смогут работать по всему миру, не выезжая за пределы страны. Вместе с тем, экономическая политики государства будет ориентирована на обеспечение занятости, стабильных доходов, создания производительных рабочих мест.
Форум «Мекендештер»
Насущная необходимость систематического и конструктивного взаимодействия с соотечественниками и диаспорами кыргызстанцев за рубежом подтолкнула к идее о проведении Всемирного Форума соотечественников «Мекендештер». Форум нацелен на выявление и решение социальных и политических проблем, с которыми сталкиваются наши соотечественники за рубежом.
Особую актуальность имеют вопросы повышения конкурентоспособности потенциальных мигрантов и укрепление диаспор для их успешной интеграции странах назначения, с одной стороны, и создания стимулов и расширения возможностей для финансовых, интеллектуальных и технологических инвестиций в развитие Кыргызстана, с другой.
Первый Форум «Мекендештер» был учрежден в 2012 международным общественным фондом «Инициатива Розы Отунбаевой», при поддержке Правительства Кыргызской Республики, Международной Организации Миграции, Швейцарского бюро по международному сотрудничеству и других международных организаций.
Начиная с 2012 года, Форум стал площадкой для диалога и установления «прямых контактов» соотечественников, диаспор кыргызстанцев, проживающих за рубежом с правительственными структурами и общественными организациями страны. Прочно закрепилась традиция проведения Форума каждые два года.
С 2012 были проведены три Форума «Мекендештер», каждый ставший важной вехой в процессе развития продуктивного взаимодействия с соотечественниками для совместного решения вопросов мигрантов и диаспор, реализации совместных проектов и инициатив, поиска путей делового сотрудничества и оптимизации вклада соотечественников в социально-экономическое развитие страны.
В рамках реализации рекомендаций, принятых по итогам работы трех Форумов (2012, 2014, 2016), были достигнуты определенные результаты:
• в 2013 году ЖогоркуКенеш Кыргызской Республики принял Закон «Об основах государственной политики по поддержке соотечественников за рубежом».
• в 2015 году Правительством Кыргызской Республики принято постановление № 266 «О создании Совета по связям с соотечественниками при Правительстве Кыргызской Республики» и утвержден состав и положение о Совете.
• в 2017 году проведен мониторинг исполнения закона Кыргызской Республики «Об основах государственной политики по поддержке соотечественников за рубежом». Разработан пакет рекомендаций Правительству Кыргызской Республики, ЖогоркуКенеш Кыргызской Республики и его комитетам.
Вместе с тем, участники 4- гоФорума обсудили существующие проблемы в реализации Закона Кыргызской Республики «Об основах государственной политики по поддержке соотечественников за рубежом»
Было отмечено, что существует ряд структурных и системных проблем, препятствующих процессам обеспечения безопасной трудовой миграции. Очень медленно и неэффективно внедряются механизмы осуществления интеллектуальных, финансовых и технологических вкладов соотечественников в экономику страны, что существенно снижает экономические выгоды от трудовой миграции. В долгосрочной перспективе отсутствует видение и стратегии для создания условий, стимулирующих возвращение соотечественников и их социально-экономической ре-интеграции в экономике и общественных отношениях.
Была выражена общая обеспокоенность тем, что Закон «Об основах государственной политики по поддержке соотечественников за рубежом» не работает в связи с задержкой разработки и принятия подзаконных нормативно правовых актов и стратегических программ, таких как: «Порядок предоставления гуманитарной помощи соотечественникам, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях»; «Порядок ведения государственного мониторинга в области отношений с соотечественниками».
До сих не утверждена Программа государственной поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, которая была инициирована участниками Форума «Мекендештер».
Интеллектуальный, финансовый и технологический вклады соотечественников, сделанные в экономику страны не получают должного внимания и учета. Из-за отсутствия институционального системного подхода, вклады соотечественников зачастую неустойчивы и носят краткосрочный характер. Национальное законодательство не устанавливает различий между инвесторами-иностранцами и инвесторами-соотечественниками, и не предоставляет какие-либо преференции.
В 2015 году из числа соотечественников и представителей государственных органов был создан Совет по связям с соотечественниками при Правительстве Кыргызской Республики. Однако, в связи с отсутствием скоординированной деятельности секретариата, Совет не стал полноценной площадкой для установления взаимодействия соотечественников с органами государственной власти.
Соотечественники за рубежом нуждаются в правовой, социальной поддержке со стороны государственных органов Кыргызской Республики. В особенности уязвимыми остаются такие группы, как девушки и женщины, беременные женщины, дети. Были обозначены трудности в получении правовой помощи, в вопросах получения документов и справок, в вопросах доступа к образовательным и медицинским услугам в стране назначения.
Отмечено отсутствие системного государственного подхода в оказании гуманитарной помощи соотечественникам, пострадавших от стихийных, чрезвычайных ситуаций. Много негативных отзывов от соотечественников поступило о механизмах и процедурах обеспечения доставки на Родину «Груза 200». На сегодняшний момент отправка тел погибших соотечественников зачастую происходит на средства собранные самими соотечественниками, родственниками погибшего.
Рекомендации 4-го Форума «Мекендештер»
Принимая во внимание растущую роль мигрантов в социально-экономическом развитии Кыргызстана, была подчеркнута важность определениямиграционной политики, в качестве одного из приоритетных направлений в развитии страны,озвучены следующиерекомендации руководству страны и Правительству:
• повысить статус Совета по связям с соотечественниками и образовать его при Президенте КР
• при Совете по связям с соотечественниками образовать виртуальную платформу для поддержания постоянной связи с соотечественниками и срочного реагирования на возникающие проблемы
• Правительству КР принять Концепцию миграционной политики КР на долгосрочный период
• в свете провозглашенного Президентом КР Года развития регионов, осуществлять прямую связь между социально-экономическим развитием регионов и мерами по снижению внутренней и внешней миграции. Рекомендовать органам местного самоуправления тесно взаимодействовать с трудящимися мигрантами и диаспоральными организациями в рамках вопросов развития территорий, создания условий для возвращающихся мигрантов и обеспечения их занятости
• совместно с представителями диаспоральных организаций, предложить устойчивую модель функционирования Национального Фонда развития с организацией координирующей роли сельских фондов развития в регионах
• рассмотреть предложение о повышении статуса Государственной службы миграции при Правительстве КР, с открытием региональных представительств для формирования государственной миграционной политики
• необходимо ускорить подписание и реализацию двухсторонних договоров, как дальнего зарубежья, так и стран ЕАЭС, регулирующих вопросы миграции, включая организованный найм рабочей силы, признание профессиональных дипломов и сертификатов, и гармонизацию пенсионного обеспечения и социальной защиты
• предусмотреть специальное положение о защите прав женщин, работающих в домашних хозяйствах в качестве прислуги – няни, гувернанток, осуществляющих уход за престарелыми
• инициировать региональное (международное) соглашение по миграции в контексте многосторонней торговой системы, что позволит обеспечивать доступ к многосторонним механизмам разрешения споров в контексте Генерального соглашения по торговле товарами и услугами
• продвигать вопрос о ратификации международных конвенций в сфере защиты прав мигрантов (МОТ ): МОТ 1949 “Миграция в целях трудоустройства»; МОТ 1975 “О трудящихся мигрантах»; ООН 1990 – Конвенция ООН “О трудящихся мигрантах»
• принять подзаконные акты, регулирующие исполнение Закона «Об основах государственной политики по поддержке соотечественников за рубежом», включая вопросы предоставления гуманитарной помощи соотечественникам, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях, ведения государственного мониторинга в области отношений с соотечественниками.
Разработать Национальную программу и план действий по поддержке соотечественников за рубежом, содержащие следующие задачи и меры:
• разработать и внедрить инициативу «Мекен Кард» для создания благоприятных условий для соотечественников, не являющихся гражданами КР
• оптимизировать механизм взаимосвязи миграции и развития, помогать мигрантам в повышении потенциала по управлению собственными финансами, и предпринять комплекс мер по облегчению условий для вложения их накоплений в малый и средний бизнес
• разработать и начать реализацию мероприятий по внедрению программы «1плюс1» для повышения эффективности вклада соотечественников в развитие сообществ, села, района и региона
• предпринять меры по содействию создания и функционирования региональных и страновых профессиональных союзов мигрантов
• содействовать созданию Деловых Клубов при посольствах Кыргызской Республики для организации встреч по вопросам инвестиций, привлечения бизнесменов из числа диаспор в экономические программы для укрепления международной конкурентоспособности Кыргызстана
• разработать и внедрить электронную платформу «MadeinKyrgyzstan» для эффективной торговли ремесленников и продвижения их продукции во всем мире, как основы для облегчения, преференций, демократизации и прозрачности торговли
• разработать механизм по созданию инвестиционного фонда мигрантов для развития бизнеса, в том числе, возвращающихся на Родину мигрантов
• предпринять меры по развитию инфраструктуры туризма, включая вклад соотечественников в туристические маршруты, развитие гостиничного дела и т.д., рассмотреть возможность строительства железной дороги (Балыкчы-Чолпон-Ата – Каракол)
• предпринять меры по сохранению кыргызской национальной идентичности, включая обучение детей языку, культуре, обычаям кыргызского народа и предоставление учебной и другой литературы
• содействовать разработке и осуществлению специальной программы по инвестициям в раннее развитие детей. Разработать учебный комплекс по культурному и языковому наследию (букварь, методико-дидактические материалы, тренинги и.т.д.
• Регулярно, один раз в год, опубликовать сборник историй успеха среди соотечественников. Вовлекать в мероприятия «Мекендештер» диаспоры других этнических групп Кыргызстана
• предпринять практические меры по решению проблем, связанных с вопросами социальной защиты мигрантов, особенно женщин, детей, и их семей в странах назначения. Эти вопросы включают как доступ мигрантов, особенно женщин, к услугам здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения в странах назначения, так и их семей, оставленных в Кыргызстане;
• обеспечить правовую и социальную поддержку мигрантам, в особенности таким уязвимым группам, как девушки, беременные женщины, дети. Такая поддержка необходима в вопросах доступа к информации и правовой помощи, получения документов и справок, доступа к образовательным и медицинским услугам в странах назначения;
• предпринять меры по оказанию поддержки страны по легализации мигрантов, оказавшихся в нелегальных условиях по различным причинам
• предпринять меры по оказанию поддержки мигрантам в интеграционных процессах страны пребывания и оказания поддержки семьям (дети, родители) оставшихся на Родине
• предпринять меры по совершенствованию системы профессиональной подготовки и образования гражданам Кыргызстана для достойного трудоустройства за рубежом.
• разработать комплекс мероприятий по осуществлению широкого информирования женщин мигрантов о рисках нелегальной миграции, включая сексуальную эксплуатацию, насилие, вовлечение в радикальные террористические организации и работорговлю. Посольствам и диаспорам обеспечить своевременную помощь мигрантам, особенно женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
• предпринять практические меры по созданию механизма оказания помощи соотечественникам, пострадавших от стихийных бедствий, попавших в трудную жизненную ситуацию, в частности, обеспечения доставки на Родину «Груза 200».
Участника форума подчеркнули необходимостьсоздания механизма мониторинга исполнения рекомендаций 4-го Форума «Мекендештер».
Признавая, что необходимо обеспечить механизм для эффективного исполнения рекомендаций, участники 4-го Форума предлагают поручить Совету по связям с соотечественниками при Правительстве Кыргызской Республики:
• подготовить план мероприятий по выполнению рекомендаций 4-го Форума, с указанием ответственных ведомств и сроков исполнения на 2 года
• проводить регулярные заседания с периодичностью один раз в полгода для заслушивания отчетов ведомств по выполнению мероприятий, в соответствии с планом
• направить рекомендации форума Президенту КР с просьбой оказать содействие в организации их реализации исполнительной и законодательной властью КР;
• рекомендовать ЖогоркуКенешу поручить осуществлять мониторинг выполнения рекомендаций 4-го Форума «Мекендештер» и заслушивать отчеты правительства о результатах проделанной работы