Роза Отунбаева: Кыргызстан должен оставаться образованной, светской страной с современной уникальной культурой
July 3, 2018, 06:00Концерт классической музыки «Тенгри-мюзик» 1 июля для меня был лучшим из услышанных мною трех концертов этого фестиваля: продуманным , с прекрасной программой, с высокопрофессиональными исполнителями – двумя оркестрами, певцами и артистами балета. Это четвертый по счету концерт, создаваемый поистине огромным трудом музыканта, выпускницы Московского Института им Гнесиных, основателя общественного Фонда «Прима» Викторией Юртаевой. Знаю, что львиную часть всей работы делает она сама, затейница этих летних ежегодных концертов - большого музыкального праздника горожан. Четыре года назад она задумала и воплотила в жизнь свою идею - концерт на свежем воздухе, которые придали городу современную атмосферу, помогли почувствовать нам себя жителями современного метрополиса, когда все могут семьей, с друзьями прийти в парк и под открытым небом, сидя на траве послушать серьезную музыку, помечтать, воспарить ввысь в лучах волшебной светомузыки у красиво оформленной высокой стелы памяти, у подножья которой располагается целый оркестр, и даже танцуют балетные номера. Сидя на концерте, видя энтузиазм и чувство солидарности людей в этот вечер я думала, как правы высокие умы, кто говорил, что музыка вымывает прочь из души пыль повседеневной жизни. Точно по Теодору Адорно, которого я изучала когда-то в студенческие годы: « Не мы слушаем музыку, а музыка слушает нас!»
Концерт Фестиваля Тенгри-мюзик этим летним воскресным вечером в парке Победы играл большой оркестр, собранный и сыгранный всего за неделю, в основе которого стояли наши местные молодые музыканты, его дополнили исполнители из России, Украины, Узбекистана, дирижировали замечательные дирижеры: Орхан Гашимов из Азербайджана и Валентин Урюпин, руководитель Ростовского симфонического оркестра. В третьей части концерта выступил симфонический оркестр Москвы с дирижером В.Яцкевичем. Лауреат премии «Золотая маска» Надежда Павлова с чистым красивым сопрано была неотразима! Огромное удовольствие доставили танцоры балета «Модерн», солисты театров Москвы и Санкт-Петербурга.
Это было большое концертное представление, со светомузыкой, со сложной звуковой спецаппаратурой, съемками полного концерта, с участием двух десятков приезжих артистов-исполнителей. Он стал возможным благодаря спонсорской помощи большого числа банковских и бизнес-организаций города, при поддержке городских и республиканских властей. Были задолго мобилизованы все ведущие СМИ: народ валил на концерт, он наверняка собрал до нескольких тысяч слушателей. Но самое главное: растет мастерство устроителей такого массового мероприятия: высокий уровень концерта могут обеспечить первоклассные артисты; надо сколотить программу, где популярная, известная музыка умело сочетается с новыми, не часто звучащими музыкальными произведениями; звук на природе у всего концерта должен быть качественным, без сбоев; организация большого пространства вокруг «сцены» - комфортной для зрителя; ко всему прочему надо было обеспечить безопасность и буфеты для желающих. Все-таки это вечер отдыха!
Думаю, что устроители со всеми задачами справились замечательно! Зритель не жаловался на дождь, который полил в самом начале и грозился обернуться ненастьем на весь вечер, но сжалился и вдруг перестал. Все выдержали это испытание и никто не ушел с концерта. Это была серьезная заявка на востребованность классической музыки в городе! Это яркий ответ всем, кто любит и ценит классику, удовольствие хотя бы раз в году послушать хорошую живую музыку.
О. Бальзак сказал в свое время: «Искусство – одежда нации». Бишкеку классическая музыка пока вполне органична, у нас богатая предистория с высокими именами наших композиторов, дирижеров, исполнителей, отличные традиции общереспубликанских фестивалей искусств с приездом созвездия всемирно известных артистов из Москвы. Никогда не сотрется из моей детской памяти визит в Нарын делегации деятелей культуры из Центра, среди них был великий Дмитрий Шестакович. Люди сейчас имеют несравнимо широкий доступ к разнообразным техническим источникам, откуда льется эта музыка: цифровые ТВ, радио, Интернет. Музыкальное образование в стране, не считая музфаки в паре областных университетов, сконцентрировано в первую очередь в столице: девять средних музыкальных школ, два муз училища, Национальная Консерватория, Университет искусств, плюс музыкальные факультеты в ряде университетов города. При всем этом концертная деятельность , особенно классической музыки в столице весьма скудная. Практически нет постоянных концертов классической музыки, хотя функционируют немало разных оркестров симфонической и камерной музыки. Концерты даются лишь в зале Национальной Консерватории на нерегулярной основе. Всегда бесплатные, хотя могли быть и платные, судя по их высокому уровню. Редки концерты классической музыки в Филармонии, и то только по событиям, по праздникам. Наверняка сразу будут искать объяснения в непопулярности классики у широкой публики. Но разве это не задача культурных учреждений растить вкус, готовить людей к пониманию и восприятию серьезной музыки? Наш Фонд совместно с Национальной Филармонией будущей осенью откроет второй сезон работы Детской Филармонии: в течение учебного года раз в месяц мы даем концерты для детей и родителей, рассказывая азы классической музыки, представляя того или иного великого композитора или время, эпоху музыки. Без вложения в детское музыкальное образование будем ли мы иметь подготовленного слушателя в Национальный театр оперы и балета, в Филармонию, в Консерваторию?! Пока залы заполняют люди, получившие музыкальную подкову в советское время.
В мире известна повсеместная практика концертов классической музыки, причем на регулярной основе, в музеях искусств, в залах университетов. Боюсь, что в наших более чем пяти десятках университетов слушать студентам классическую музыку случается крайне редко! А чем заняты музыкальные училища, есть ли в них свои студенческие оркестры, играют ли они концерты для города и публики? Я не слышала такое! Самое главное, у них есть залы в самом центре города, например Музучилище Куренкеева на Московской улице сдает свои помещения под коммерческие медуслуги, а почему они не могут проводить по субботам и воскресеньям концерты для горожан? Почему не проводит в открытом режиме концерты классической музыки известная музшкола имени Шубина, имеющая хороший концертный зал на проспекте Эркиндик? Учащиеся разучивают музыку в течение 7-8 лет в школе, 3-4 года в училище, неужели они не могут собрать программу хотя бы двух концертов в месяц в течение учебного года в собственном зале в режиме открытых дверей?! Меня приятно поразил результат нашего пару лет назад недолгого разговора с директором музыкальной школы-интернат имени Абдраева , где я подала ему идею создания школьного оркестра. И вот представьте, он уже играет на сцене Филармонии! Суть современного образования в 21 веке, дорогие педагоги и их руководители, не просто зубрежка и заучивание, а привитие навыков для жизни, подтолкнуть детей к получению рабочих навыков, к будущей профессии уже в рамках учебного заведения. Маленькие оркестры различного толка, фактически музыкальные старт-апы, концертная деятельность в стенах школы и училища – это и ценный опыт для будущего ребят, это и музыкальное образование и воспитание жителей города, мотивация сотен тысяч детей из новостроек, которые не имеют пока доступа к такому образованию. Пора МинКультуры, городским властям плотно заняться этими вопросами, снять проблемы, стоящие на пути открытия дверей этих учебных заведений для широкой публики на время концертов. Классическая музыка в больницах – это широкое направление, практикуемое повсеместно по миру. Школа, училище ищут спонсоров для такой благородной миссии и едут к больным , такими мы должны растить сегодня учащихся.
В последнее время концерты классической музыки можно услышать у памятника Токтогулу, рядом с театром оперы и балета. Это инициативы городских властей – концерты на свежем воздухе. Это хоть какое-то оживление, движение лицом к горожанам. Так и должно быть, надо музыку нести в народ! Но в городе особо и не разбежишься, нет концертных площадок для этого. Поэтому возник добрый, ностальгический Музыкальный Эркиндик, организуемый группой «Ололо», это эстафета-река бардовой песни, инструментальной музыки. Между тем единственному военному оркестру духовой музыки в общественном месте, кроме площади Ала-Тоо, поиграть получается попросту негде.
Концерт под чистым небом в нашем городе - это не только новый вид концерта, но это и необходимость, у нас нет в стране концертного зала на три тысяч и более мест. Зал Филармонии с 1800 местами отнюдь не вмещает большие художественные танцевальные коллективы, он не трансформируется под современные многоплановые постановки. Зал спорткомплекса Кожомкула – не приличен для высокого уровня мероприятий, особенно связанных с искусством, он давно пущен в расход и вряд ли ремонт любого толка его приведет в удобоваримое состояние.
Да, в последнее время во многих областях Газпромом построены спортсооружения, где можно проводить большие мероприятия, вмещающие от 3 тысяч и более человек, но увы, они плохо осваиваются спортсменами, работниками культуры, они попросту простаивают. Это легко можно видеть на примере громадного импозантного здания нового ипподрома в Чолпон-Ате. Эксплуатация таких сооружений для нас такая же головная боль как для почти всех стран, принимающих Олимпийские игры, где построены массивные сооружения, а после игр все это простаивает, здания запускаются, ветшают. Требуются немалые средства для обслуживания и поддержания этих сооружений. Нужна серьезная учеба менеджеров этих зданий. Сверстаны ли планы и перспективы по содержанию этих учреждений, развитию и организации массовых мероприятий различного толка? Будет ли деловое межведомственное сотрудничество, без которого здесь не обойтись? Массовыми, например, являются хоры, но они стали чахнуть сразу после развала Союза, конкурсы на этот счет между областями Минкультуры отроду не проводит. Танцевальные постановки и тематические небольшие конкурсы танцев находят себе место в существующих просторных школьных спортзалах. Традиции бального танца у нас как-то не прижились. Новых традиций, подобных общегородскому празднику «Алые паруса» , посвященных окончанию школы в Санкт-Петербурге не предвидится. Боюсь, что эти спортивные новостройки на регулярной основе могут быть востребованы только религиозными сектантскими объединениями, как это всегда было с городским большим ипподромом. И пока каждый из нас сознательно и патриотично, с большим энтузиазмом и самоотверженно не будет подпирать маломощные усилия властей по поддержке балета и оперы, классической музыки и танца, хоров и оркестров, театров и изобразительного искусства, мы не сможем сохранить и отстоять светскость нашего государства!
Не дает мне покоя давно мысль о том, что нет в стране радийного канала классической музыки. Даже с введением цифровизации не протиснуться было среди двух десятков каналов попсовой музыки сформировать один канал с классической музыкой. О его универсальности, важности в воспитании, знаке высокого вкуса и сервиса, бизнес-ориентированности говорить не приходиться. Если мы глобализуемся, хотим стать по-настоящему туристической страной, такой канал, слушая который все иностранцы будут чувствовать себя как дома, крайне необходим! Бизнесмены, приезжающие на короткий визит или те, кто живут дольше, вставая утром и слушая этот канал, будут уверены, что находятся не в чуждой для них среде. Классика музыки мировой и кыргызской – это часть нашего интеллектуального капитала, мы обязаны растить новое поколение образованным и знающим. Уроков музыки крайне мало в школе, те передовые, развитые страны, кто реформируют свое образование, они как раз ставят задачу увеличения уроков музыки, искусства в школьной программе. Об этом глубоко и ясно говорит дальновидный Джек Ма, основатель компании «Алибаба»: в современном мире машины делают все, что нужно людям лучше и больше, вполне успешно заменят человека, его знания, которые он аккумулировал в последние 200 лет. Самый большой вызов поэтому стоит перед образованием: как обучить человека, чтобы он не проиграл в соревновании с машинами, с искусственным интеллектом. Хотя это в принципе невозможно, т.к. машина состоит из чипсов, а у человека есть сердце, и все же человек должен быть ведущим, а машина – ведомой. Знания в будущем, утверждает великий предприниматель, должны строиться не просто на заучивании, повторении, опыте, но в первую очередь на воображении, творческих началах, критическом мышлении. Автомат поразительно искусен и умен, в состоянии обскакать человеческий ум с позиции точных дисциплин, но он не может победить окончательно, т.к. машина не может воспроизвести то, что человек передает через искусство, музыку.
Наши дети и внуки, живя в 21 веке, будут стоять лицом к лицу со всеми этими вызовами. Мы должны вооружить их всесторонними знаниями и навыками. Кыргызстан в этом глобализованном мире должен оставаться образованной, светской страной с современной уникальной культурой, впитавшей в себя все достижения мировой цивилизации, где живут и работают профессионалы высокого класса, задающие темп, настроение и тонус развития всей нации.
Роза Отунбаева