Нурлан Мукаш: «Рыночная экономика не терпит иждивенцев, если хочешь быть успешным, необходимо усердно работать»

November 22, 2017, 06:00

Проект «Форум Мекендештер» продолжает цикл публикаций о плодотворных инициативах наших земляков за рубежом. Герой сегодняшней публикации — Нурлан Мукаш, исполнительный директор компании «Lernidee Erlebnisreisen GmbH», Германия. 

Речь в этих публикациях идет о тех, кто независимо от национальности считает Кыргызстан своей Родиной и, тесно сотрудничая с Международным фондом «Инициатива Розы Отунбаевой», старается даже вдалеке от дома участвовать в решении актуальных проблем и делать свой вклад в развитие нашей страны.

 

О себе, история, успехи.

 

Нурлан, вы долгое время проживаете за рубежом, расскажите, пожалуйста, что послужило причиной Вашего переезда в Германию?

 

— Впервые я поехал в Германию в 2000 году, еще будучи студентом 5-го курса Бишкекского Гуманитарного Университета, чтобы подготовиться и написать дипломную работу, и реализовать желание поступить на экономический факультет Берлинского Свободного Университета (Freie Universitaet Berlin)

 

Когда Вы переехали в Германию и чем занимаетесь ныне?

 

— После того как написал дипломную работу, поступил в Университет в Берлине, нашел работу для финансирования учебы в Берлине. В 2001 году я вернулся в Кыргызстан, закончил учебу в БГУ и переехал в Германию. Закончив мастер-программу по менеджменту туризма в Берлине, в октябре 2003 года устроился на работу в туристическую компанию в Германии, которая занималась организацией дорогих и эксклюзивных путешествий по всему миру.

 

С какой периодичностью бываете в Кыргызстане, и по каким поводам?

 

— В Кыргызстане бываю часто. В 2016 году был 11 раз, в 2017 году всего 6 раз. Поводы разные — личные и визиты, связанные с бизнес-проектами. 

 

Когда самолет приземляется в аэропорту «Манас» первое место, где стремитесь побывать, какое?

 

— Естественно, что первое место, куда стремлюсь поехать, это к родным и близким.



 

Есть ли намерение когда-либо вернуться и жить в Кыргызстане?

 

— Есть твердое намерение и планы переехать в Кыргызстан со своей семьей в перспективе, планирую сделать это в ближайшие 4-5 лет.

 

Расскажите, с чего началась ваша фирма и почему выбрали именно туристический бизнес?

 

— Будучи еще студентом в КР, работал во время каникул летом и зимой гидом-переводчиком и общался с немецко-англовоорящими туристами. Моя мечта была много путешествовать, посмотреть на мир за пределами КР и Центральной Азии. Стремясь к этой цели и мечте, пришел к туристическому бизнесу и к любимой работе.

 

Наша фирма Lernidee Erlebnisreisen GmbH была основана в 1986 году в городе Берлин. Первая поездка, организованная компанией, была для западных немцев в Советский Союз по Транссибирской магистрали в 1986 году.

 

Какие услуги представляет Ваша фирма?

 

— Мы занимаемся организацией и продажей эксклюзивных и уникальных туров по всему миру на чартерных комфортабельных туристических спецпоездах и на собственных бутиковых круизных речных кораблях. Например, туристические спецпоезда: по Транссибирской магистрали из Москвы через Монголию в Пекин, по Великому Шелковому пути из Алматы через Ташкент, Самарканд, Бухару, Хива в Ашхабад, по Южным африканским странам из Кейптауна через Преторию, Ливингстоун в Дар Эс Салам, а также спецпоезда в Индии, в Канаде, Южной Америке, в Японии, в КНР и во многих европейских странах.

 

 

 

Из каких стран Вы обслуживаете туристов?

 

— Наши путешествия и туры мы продаем в 67 странах мира, в основном в странах ЕС, США, Канаде, Японии, Австралии, ЮАР, в странах Южной Америки и Юго-Восточной Азии.

 

Какие задачи стоят перед вашим турагентством сегодня?

 

— В настоящий момент мы занимаем лидирующее место в организации путешествий на чартерных спецпоездах по всему миру. Задачи, которые мы ставим перед собой, это завоевать такое же лидирующее место в организации эксклюзивных речных круизов по всему миру. По обороту мы являемся самой крупной компанией по привлечению иностранных туристов в страны бывшего Советского Союза. Важная задача перед нами, это чтобы туристы, которые ездят с нами, познавали страны, узнавали культуру, историю этих стран, людей. Туризм сближает народы, культуры, способствует улучшению взаимопонимания и улучшает благосостояние стран, куда приезжают туристы.

 

Какие тенденции в туристическом бизнесе Вы можете выделить? Каким вы видите турбизнес через 5 лет?

 

— Развитие повсеместно высоких технологий влечет за собой, что туристы уже до приезда в ту или иную страну, могут посмотреть как выглядит все на месте, через гугл-карты определить, где находится та или иная достопримечательность. Туристы становятся более мобильнее и информированее. Турбизнесу необходимо уже сейчас предлагать более индивидуализированные туры, подстроенные под каждого туриста в группе и отдельно, так как интересы, вкусы и предпочтения у людей разные.




С какими основными проблемами Вы сталкиваетесь?

 

— Основные проблемы у туризма возникают из-за региональных конфликтов, политической нестабильности, природных катаклизмов, вспышек эпидемий или болезней, забастовок сотрудников авиакомпаний и митингов. Туризм, как и любой бизнес, любит тишину и стабильность.

 

Где вы сами, как руководитель туристической фирмы, обычно проводите отпуск?

 

— Обычно стараемся летом проводить 4-5 недель в Кыргызстане. В связи с тем, что у нас дети еще маленькие, мы стараемся летать осенью или весной во время школьных каникул в не очень далекие страны, т.е. доступные в 3-4 часах полета от Германии.

 

 

 

Расскажите о тех, у кого, получается, развивать туризм. Кого можно поставить в пример, на кого ориентируетесь при ведении своего бизнеса?

 

— При ведении туристического бизнеса, как и во всех видах бизнеса, успехом пользуется та компания, которая занимает определенный, неповторимый сегмент и в нем становится лучшим. Это касается всех видов туризма культурно-исторического, активного, пляжного, корпоративного, спортивного-развлекательного. Мы ориентируемся на тех туроператоров, которые работают глобально, но занимают определенную нишу и в этом становятся лучшими во всем мире. Наша компания успешна в сегменте комфортабельных круизных поездок на спецпоездах и речных круизных кораблях. Наша команда молодая и очень инновационная, стараемся держать руку на пульсе, чтобы не отстать от современных тенденций в туризме.

 

Если имеете в ввиду туристические компании в Кыргызстане, то могу констатировать, что турбизнес у нас уже сформирован. Ведущие кыргызстанские туркомпании заняли свои сегменты в этом бизнесе и пользуются успехом среди иностранных туристических компаний-партнеров и туристов. Туроператоры, которые предлагают активные виды отдыха, как треккинг, альпинизм, конные туры, вело-туризм и другие уже конкурируют не между с собой, а ведут конкуренцию по привлечению туристов в Кыргызстан с туроператорами других похожих с Кыргызстаном стран, таких как Непал, Монголия, Казахстан, Таджикистан. Есть туроператоры, которые активно продают комбинированные туры по Великому Шелковому пути по Центральной Азии. У каждой компании есть своя особенность и преимущество перед другими и эту особенность необходимо продвигать и развивать.

 

Кстати, в октябре 2017 года мы запустили первый туристический спецпоезд в Кыргызстан, в Бишкек, для богатых американских туристов. Путешествие началось из Шанхая до Урумчи в Китае, и потом из Алматы на туристическом спецпоезде Orient Silk Road Express через Бишкек, Ташкент, Самарканд, Худжанд, Бухару в Ашхабад. Впечатление от Кыргызстана у наших туристов были очень хорошими. На следующий год планируем два туристических спецпоезда в Бишкек и далее в Балыкчи, для ознакомления туристов с жемчужиной Центральной Азии, озером Иссык-Куль.

 

Каким образом, по-вашему, соотечественники из-за рубежа могут влиять на развитие родной страны?

 

— На мой взгляд, каждый соотечественник влияет на развитие свой родной страны тем, что он, получив образование, набравшись опыта и умения за рубежом, работая и поддерживая своих родных и близких материально, уже вносит свой вклад в экономику страны. Во-вторых, добившись успехов в своей специальности, профессии или в бизнесе, каждый соотечественник может влиять на развитие страны, если он это умение, навыки, инвестиции будет привлекать в развитие бизнеса, дела в Кыргызстане или непосредственно связанные с нашей страной. Уверен, есть много успешных кыргызстанцев, которые уже сами могут быть, как инвесторами, так и могут привлечь инвестиции в нашу страну. Здесь есть только одно важное условие, если будет стабильность в стране и не будет искусственных и коррупционных препятствий для этого.

 

Сейчас около одного миллиона кыргызстанцев трудятся за рубежом. Практически в каждом селе Кыргызстана есть годами не решающиеся проблемы. Какие советы можете дать другим кыргызстанцам?

 

— Думаю, что кыргызстанцев за рубежом нельзя рассматривать как тех, кто должен решать не решающиеся проблемы в родном селе, городе. Для этого есть государственная власть, которая должна решать эти задачи и выполнять свои функции. Если государство могло бы привлекать соотечественников для решения актуальных вопросов в селе, в районе, в городе или в сфере деятельности с использованием навыков и опыта, полученных за рубежом, то это было бы продуктивным и показательным.

 

На мой взгляд, рыночная экономика не терпит иждивенцев, если хочешь быть успешным, необходимо усердно работать и над собой в том числе. Кыргызстанцу, живущему за границей, нужно, прежде всего, спрашивать не у Родины, что она может дать ему, если он вернется назад, а у себя, что он может сделать для своей страны и ее будущего.