Как в одной британской школе полностью победили прогулы
August 9, 2017, 06:00Кто сказал, что школа не может быть местом, где просто хорошо?
Выбор школы — проблема для всех родителей независимо от страны, в которой живёт семья. Найти просто хорошую школу не так сложно. А такую, из которой не хочется уходить, — приходится иногда искать долго. Как выглядит британская школа в Каталонии, где дети учатся с трёх лет, размышляют о проблемах расизма и по праздникам ходят (вместе с учителями!) в пижамах, рассказывает мама троих детей Надежда Макоева.
Получилось достаточно забавно: мои русские дети учатся в британской школе в Каталонии ISCAT (International School of Catalunya). С выбором школы всё вышло несколько сумбурно, как, впрочем, и в целом с переездом в Испанию чуть меньше двух лет тому назад.
Летом накануне переезда я честно выполнила «домашнюю работу»: перерыла интернет, изучила информацию и отзывы о международных школах в Барселоне. Мы рассматривали только такие, потому что на момент переезда не говорили ни по-испански, ни тем более по-каталански. На первую встречу с администрацией мы приехали буквально с самолёта. Все школы были в целом неплохие, но ни одна не «зацепила».
Тогда по совету друзей мы поехали в небольшой городок в тридцати километрах от Барселоны посмотреть британскую школу, которая почти не фигурирует в рейтингах и обзорах. Директор школы моментально покорила нас своим отношением к делу. Здесь с нашими ожиданиями совпало всё: философия школы, подход к ученикам, адаптация, оценка успеваемости, внеклассные занятия. Решение о выборе школы и переезде в город с населением в 15 тысяч человек было принято примерно за 20 минут. Через несколько дней после этого наша старшая дочь, которой тогда было четыре года, пошла в школу.
Учёба в нашей школе начинается с трёх лет — с подготовительных ступеней Nursery и Reception, а потом дети идут в Year 1 и продолжают до Year 13, в конце которого 17-18-летние выпускники сдают экзамены по британской системе A-levels. В каждой параллели только один класс, в каждом классе — не больше 18 учеников. С учётом того, что во многих семьях по двое-трое детей, атмосфера в школе в некотором роде семейная: все друг друга знают, а на дни рождения к одноклассникам ходят разом все братья и сёстры. Вообще, вовлечённость семьи в жизнь школы всячески поддерживают: регулярно проводят семейные ярмарки, фиесты, карнавалы.
Британская школа в Каталонии ISCAT
Почти все учителя в школе молодые, не старше 30-35 лет, и родом из разных стран. К учителям тут принято обращаться по имени — так же, как и к ученикам (сразу вспоминается классическое «Петров, к доске!» в школах моего детства). Учителя говорят с детьми на одном языке: вместе запускают канал на YouTube, создают медийные проекты, много шутят, но при этом ни о каком панибратстве не может быть и речи. Авторитет учителя непререкаем.
Выражение «индивидуальный подход к каждому ученику» звучит избито, но в нашей школе этот педагогический единорог действительно существует. Все учителя и администрация школы не пытаются никого загнать в общие рамки, уравнять, усреднить. Успеваемость ученика оценивают не с точки зрения среднего показателя, а по его индивидуальным возможностям и стремлениям. Грубо говоря, не «ты написал лучше, чем Петя Иванов», а «ты написал лучше, чем в прошлом семестре».
Ребёнка учат соревноваться с самим собой, ставить цели только себе и достигать их
Оценок в школе нет, но есть разные системы дополнительной мотивации. У малышей, например, раз в неделю кто-то получает звание Star of the week (за очень хорошее поведение) и English cup (успехи в английском). Ещё в конце каждой недели детям вручают золотую морковку и золотой помидор — тем, кто хорошо себя вёл в столовой, убирал за собой и помогал другим. В каждом классе висит своя «Доска почёта», где вывешены фотографии «лауреатов».
В этой школе считают, что необходимая база для развития ребёнка — его высокая самооценка. Поэтому все успехи, все инициативы ученика всегда отмечают и поддерживают. Дети понимают, что их мнение важно. А значит, и они сами важны.
Занятие в ISCAT
Во всех случаях, когда речь не идёт о точных науках, проводят дискуссии. Так у детей развивают критическое мышление. Полемика бывает на самые разные темы: выборы американского президента, брекзит, этичность клонирования, преувеличена ли угроза глобального потепления, нужно ли легализовать эвтаназию и много других, совсем не простых вопросов, на которые никто не даёт детям готовых ответов.
А ещё им рассказывают о вещах, о которых в повседневной жизни мы задумываемся не слишком часто. Иногда моя дочь, теперь уже пятилетняя, обескураживает меня размышлениями на тему проблемы расизма или лагерей беженцев в Сирии, или нехватки питьевой воды в развивающихся странах, или сохранения природы на нашей планете. По дороге из школы она рассказывает то про Мартина Лютера Кинга, то про Махатму Ганди, а то подрывается срочно нарисовать какую-нибудь картину, которую можно будет продать, а на вырученные деньги купить одеяла детям, пострадавшим от войны.
В такие моменты я понимаю, что слова директора «мы стремимся развивать в детях эмоциональный интеллект» — не просто красивое модное выражение, а реальная работа. Помимо вежливости и манер, которым в школе уделяют немало внимания, здесь учат понимать свои эмоции и эмоции окружающих.
Учат уважать другое мнение, договариваться, искать компромиссы, контролировать негативные эмоции, проявлять эмпатию
И всё не ограничивается словами: в школе детей учат экономии, социальной ответственности, заботе об экологии. Все поделки и костюмы на праздники делают из подручных материалов, уже бывших в употреблении: старых коробок, использованных пакетов, пластиковой посуды и так далее. За год несколько раз собирают одежду и игрушки для нуждающихся, проводят фандрайзинговые ярмарки. В прошлом году, продавая домашние кексы и поделки, дети собрали ни много ни мало почти 3000 евро! Их передали в фонд ЮНИСЕФ.
Ученики занимаются благотворительностью и помогают фонду ЮНИСЕФ
Ещё одна крутая фишка — Лесная школа (Forest School) — вылазки на природу, где детей учат разным скаутским штукам в лучших традициях Беара Гриллса. И если для младших это походы в ближайший лес, то для детей постарше — настоящие выезды в горы, со сплавами по реке, ночёвкой в палатке и едой на костре. Вообще, детей постоянно куда-то возят: на экскурсии в музеи, в заповедник в Пиренейских лесах, на пляж, в лагерь на ферме.
Много дополнительных занятий на любой вкус: йога, плавание, танцы, рок-группа, кулинарный класс, футбол, теннис, робототехника, зумба, веб-дизайн. Раз в год проходит большой спортивный праздник — этакие «Весёлые старты» в городском спортивном комплексе.
В расписание школы вплетены все национальные каталонские праздники. На праздник Кастаньяда в преддверии Дня всех святых дети готовят традиционное лакомство — панайетс. На карнавал Карнестольтес проводят конкурс самодельных костюмов, а в один из дней на предшествующей карнавалу «сумасшедшей неделе» дети и учителя приходят в школу в пижамах. На Сан Жорди все дарят друг другу книги, а на ежегодном фестивале цветов Corpus Cristi дети, родители и учителя от школы создают масштабное цветочное панно на одной из улиц города.
На меня всякий раз производят впечатление школьные театральные постановки: «Оливер», «Ромео и Джульетта», «Бриолин». Тут всё по-взрослому: дети выступают в здании городского театра, на самой настоящей сцене, с декорациями, проекциями, тучей костюмов, современной музыкой, здорово поставленными музыкальными номерами и брейк-дансом. В последний день учёбы перед летними каникулами, чтобы не было так грустно расставаться, детям устраивают пенную вечеринку прямо во дворе школы.
Я описываю это сейчас и понимаю, что всё это выглядит как какой-то сплошной пионерлагерь или офис Google для несовершеннолетних. Ну а кто сказал, что школа не может быть местом, где просто классно? Где интересно бывать каждый день. В этом году в ту же школу пошла и младшая моя дочь, и вопроса «Можно я сегодня в школу не пойду?» не было ни разу. Наоборот, хотят туда, даже когда болеют и лежат с высокой температурой.
Мы думаем и действуем с преподавателями в одном русле, у нас общие взгляды и ценности. Я знаю, что в то время когда меня нет рядом с детьми, им будут объяснять то же, что объясняла бы я: про терпимость к другим, про вред фастфуда, про права и обязанности, про умеренное потребление. И никто не будет навязывать квасной патриотизм, религию или какие-либо политические взгляды.
Мне нравится, что всё открыто и прозрачно. Что о каждой проблеме, будь то ветрянка, опоздания или вши, родителям открыто и незамедлительно сообщают по электронной почте. И что в любой момент я могу спросить, как идут дела у моего ребёнка, и получить развёрнутый ответ. Получается, что школа доверяет родителям, а родители — школе. И по-моему, вот в этой атмосфере взаимного доверия дети растут и учатся намного лучше.