Почему ребёнка нужно учить читать и писать одновременно

August 7, 2017, 06:00

Оказывается, позиция взрослых «главное, чтобы дошкольник знал все буквы и умел читать, а писать его в школе научат» — не совсем верная.


Психолог и логопед проекта «Профориентация для школьников "Кем стать"» Валентина Сорока объясняет, почему так важно учить ребёнка письму и чтению параллельно.

 

Большинство родителей, которые приходят на консультацию логопеда, считают, что умение читать относится к устной речи, а умение писать связано с речью письменной. На самом деле в понятие «письменная речь» входит и чтение, и письмо. Они очень тесно между собой связаны.

 

Чтобы ребенок получил полное представление о речи, он должен услышать звук, увидеть, какой буквой он обозначается на письме, и написать эту букву. Затем научиться соединять буквы в слоги, слоги — в слова. И наконец — прочитать то, что он сам написал.

 

Для нас с вами письмо не кажется чем-то сложным. Взяли ручку — и написали, и никто никогда не задумывается, как происходит этот процесс.

 

Для детей буква со множеством элементов, которые по-разному располагаются в пространстве, — космос.

 

Представьте, что происходит за доли секунды:

 

  • Ребенок слышит звук; 
  • Он должен отличить его от других;
  •  Вспомнить, какой буквой он обозначается;
  • Вспомнить, как она пишется (то есть перевести звуковой сигнал в графический символ);
  • Синхронизировать действие мышц руки (крупная и мелкая моторика) для написания буквы.

 

Всего одной буквы!

 

В процессе этой работы задействованы зрительный, слуховой, тактильный и тактильно-вибрационный анализаторы.

 

Активизируются:

 

• мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение); 

• зрительная, слуховая и механическая память; 

• зрительное слуховое и тактильное восприятие; 

• внимание.

 

То есть — все познавательные функции.

 

Нужно ли говорить о том, как влияет развитие памяти, внимания, мышления на успешность школьного обучения?! Поэтому к обучению нужно подходить ответственно.

 

Хорошо, когда этим занимаются профессиональные педагоги, но если вы сами решили учить ребенка читать и писать, то постарайтесь избежать нескольких распространённых ошибок.

 

Три основные ошибки при обучении чтению и письму


1.Родители учат с детьми название букв, а не звуков

 

Называйте звук (буква «л», а не «эль»; буква «т», а не «тэ» и так далее). Так вы научите ребенка правильно слышать звук и отличать его от других. А это основа для будущего правильного чтения и грамотного письма.

 

2.Родители не акцентируют внимание, если ребёнок читает слово побуквенно

 

Думают, что так и должно быть. Неправильно, когда ребенок читает М. А. М. А. Правильно — МАМА.

 

Учите детей сливать буквы в слоги, а слоги объединять в слова (МА-МА — МАМА).

 

3.Родители учат детей писать не печатными, а прописными буквами

 

Правильно — учить писать только печатными буквами. В возрасте 5-6 лет у детей ещё не так развита мелкая моторика, чтобы выводить красивые прописные элементы. А письменные буквы ребёнка научит писать учитель в школе.

 

Помните: учить легче, чем переучивать.

 

И если вы не уверены в своих силах, лучше хотя бы проконсультироваться у специалиста.

Летидор