Как сделать из своего подростка читающего подростка: шесть важных правил от мамы

July 14, 2017, 06:00

Мама и организатор детских кинофестивалей Алина Волкова делится действительно полезными советами и рассуждает на важную тему. Можно ли (и надо ли) сделать ребёнка счастливым читателем, если запретить ему интернет и другие важные для него вещи.

 

Каждый раз, когда мне приходится контролировать списки летнего чтения моих детей, я чувствую себя путешественницей во времени, которая переносится в ближайшее будущее (здравствуй, ЕГЭ 2022!), побывала в далё-ё-ком прошлом (в советских 80-х!) и вот теперь появилась в настоящем моменте. С книжками в руках, как с величайшим чудом, которое мои любимые современные подростки оценить не в состоянии.

 

Я-то точно знаю, как сильно помогут им в будущем эти самые книги и как поможет такой способ получения информации А они ещё не догадываются ни о чём. Это особенно заметно по тому, как мы ведём себя в библиотеке. Я — с охотничьим азартом, пробегая по стеллажам жадным взглядом, мои дети — с тоскливым ужасом от количества столпившихся на стеллажах книг. Одно и то же приводит нас в разные эмоциональные состояния. И в ближайшее время ничего не изменится, это ясно.

 

Списки для летнего чтения — объективная реальность, и с ней нам, родителям, надо работать на будущее!

 

Чтение безусловно полезно, развивает мозг и учит необходимому: быстро ориентироваться в большом объёме информации, анализировать образные связи, читать реальность как артефакт. И у этого есть много но.

 

Ситуации бывают разные. Например, у ребёнка летом на даче не было интернета и телик показывал всего две программы. Зато книжек родители навезли три чемодана. Бедный ребёнок, всего лишь второклассник, а за лето, прочитал все три чемодана и уже в августе проглатывал какую-нибудь длинную сказку типа«Урфин Джюса» за один вечер. Учительница поставила в пример ребёнка другим детям и рассказала родителям про этот удивительный способ приучения к чтению. Потому что жизнь ребёнка изменилась кардинально — даже не в оценках дело. Появились собственные мысли, юмор, любая инструкция давалась легко.

 

А, скажем, у другого второклассника есть все гаджеты, какие только могут быть, и очень нудная, упёртая мама. Она настаивает на том, что чтение — важно и нужно, если ты, мой сладкий, хочешь быть умным. И этот сладкий задолбался ей объяснять, что книги — ужасно старомодный и неудобный способ донесения информации. Почему их нельзя листать, двигая по странице пальцем, что за глупость этот бумажный носитель! А запах старой бумаги — так вообще отстой. При этом попытка мамы узнать, о чём фильм «Мстители», от которого ребёнок в восторге, потерпела крах: он до мелких подробностей рассказал сюжет, но так и не смог сформулировать основную мысль. То же самое случилось при обсуждении фильма «Трансформеры». Ну мама и настаивает на своём, а ребёнок демонстрирует тоску и подчиняется.

 

Есть и такие дети, которым вроде нравится читать, и мысль сформулировать — раз плюнуть, но вот найти время для чтения летом — вообще нереально. Где его взять, когда каждый день тренировки, друзья, поездки на море, интересное кино.

 

Кто счастлив из этих детей? Можно ли, отбирая у ребёнка интернет, прогулку на свежем воздухе или телефон, добиться того, чтобы он был счастлив? Я исследую эту проблему как мать и как продюсер детского фестиваля. И педагогические выводы не противоречат тому, что подсказывает моё материнское сердце.

 

1. Разговаривайте с ребёнком о его жизни. Задавайте много вопросов, стремитесь создать атмосферу, в которой он почувствует себя умным, почаще вворачивайте цитаты или важные идеи из разных книг. Рассказывайте о писателях.

 

2. Интересные фильмы для вечернего просмотра выбирайте по очереди: сегодня — ребёнок, завтра — папа, послезавтра — мама. Обязательно давите на то, что самые крутые фильмы — это экранизации книг. Объясняйте, почему это так. Беги, Форрест, беги!

 

3. Ребёнок чётко должен понимать, сколько времени у него есть на каждую книгу (рассказ, автора) из летнего списка. Например, в нашем случае — два дня на каждого писателя. Список висит на кухне, и зеленый маркер выделяет прочитанное. Кстати, список называется по-модному «Маршрутный лист».

 

4. Разрешаются вариации — бумажные книги чередуются с электронными. Так и зрение меньше страдает, и есть разнообразие.

 

5. Младшие рисуют то, что понравилось. Старшие пишут свои собственные версии продолжения раз в месяц, но только тех книг, которые понравились! Ну или не пишут. Но всё равно дети рассказывают смысл и идею каждой прочитанной книги, добавляя свое отношение к прочитанному — быстро, примерно за минуту в обязательном порядке. Кто более продвинут, может написать и синквейн. Вот так и становятся сценаристами в 15 лет.

 

6. Читайте детям вслух, а лучше — наизусть, стихи разных поэтов, при этом, по возможности, внося свою интерпретацию. Спрашивайте: «Как ты думаешь, кто это написал?» и радуйтесь, когда ребёнок узнает отрывок из Пушкина или из «Вредных Советов» Остера. Сильно радуйтесь — с совместным поеданием шоколада и мороженки!

 

Если делать всё вышеперечисленное в разных вариациях, плюс добавить собственный опыт, то как раз этим и продемонстрируете ребёнку, как и почему вы любите читать. А это для подростка важно — понимать вас, и через ваши любимые книги — тоже. Счастье взаимопонимания, приди.

 

Источник: МЕЛ