Экс-президент Р.Отунбаева: Все кандидаты, все политические силы должны принять честные правила проведения выборов президента
June 4, 2017, 06:00Общегражданский форум-диалог «Честные выборы – залог стабильности и мирной передачи власти». Бишкек, 12 мая 2017
Сессия «От политического противостояния к законной равноправной политической состязательности»
Р.И.Отунбаева, экс-Президент Кыргызской Республики:
Заканчивается президентский срок, стабилизационная миссия А.Ш.Атамбаева. «Кыргызстан сегодня – другая страна», - утверждают спичрайтер, советник и сам Президент Атамбаев. Такому определению в действительности оценку даст последующая жизнь, предстоящие выборы, итоги которого зададут основные тренды для страны на ближайшую перспективу.
За пять месяцев до выборов президента на поле курсируют пара-три кандидата, цели, программа претендентов пока не обнародованы, сейчас с народом работают втемную, хотят понравиться. Надо полагать, кандидаты возьмут народ с полуоборота, их самые крупные идеи так или иначе все слышали во время парламентских выборов. Те, кто уже выдвинулся, люди небезызвестные: поработали министрами и даже премьер-министрами, нынче ряд из них депутаты ЖК. Все ступени прошли, осталось только стать президентами, такая вот логика, и народ их понимает так же. Куда они поведут народ в следующие шесть лет, какие программы каждый из них сулит нам, в чем их суть и отвечают ли они чаяниям людей и времени – все это пока для всех нас сюрприз!
Между тем мы в Кыргызстане должны двигаться в ногу со всем миром в соответствии с Повесткой дня в области Устойчивого развития до 2030 года, утвержденной осенью 2015 года ГА ООН. В ней обозначены 17 целей и параметров развития – каждой группе стран в соответствии с их возможностями: каких высот они должны достичь в 2030 году в самых разных областях жизни человека, семьи, общины и страны. В развивающихся странах как наша, где требуется и финансовая и интеллектуальная помощь в разработке такой программы на следующие 15 лет развития нам помогает международное сообщество во главе с ПРООН. По поручению Атамбаева до июня большая сборная команда разработчиков усиленно готовит национальную стратегию, видение будущего страны, в данном случае до 2040 года под названием «Таза коом», и как велено, вместе с программой действий и с четким планом ее реализации. Под нее подтянуты все средства и ресурсы международного сообщества. Это - грантовый проект.
Мы благодарны международному сообществу за нужную и важную финансовую, экспертную помощь в подготовке такой долгосрочной стратегической программы для страны. Однако во избежание конфликта интересов, когда мы вступаем в предвыборную пору хотелось бы ясности и определенности в назначении и использовании этого документа – обращаюсь к донорскому сообществу - он не должен стать предвыборной платформой кандидата от провластной партии. Это должен быть общенациональный документ, над реализацией которого будут работать будущий президент, правительство, парламент, народ Кыргызстана. Еще до выборов он должен быть представлен для широкого рассмотрения и обсуждения и в силу его всесторонности и основательности станет основой и ориентиром для предвыборных идей и платформ всех кандидатов, выходящих на выборы. Уверена, что так понимают назначение и использование средств международного сообщества все доноры, работающие в стране, по всем международным канонам они не могут и не должны работать в интересах только одной стороны. В этом вопросе мы хотим сегодня четко определиться и внести ясность на берегу!
Наступающие выборы для народа и страны очень важны: избранный президент вместе с нынешним и новым от 2020 года рождения парламентом должны дальше укреплять основы государственности, новую форму правления, чьи преимущества еще пока не раскрылись в полной мере.
В молодой парламентской стране есть три ведущие властные позиции: у нас президент, благо, не избирается парламентом, но всенародно, у него достаточно сильные позиции, однако меньше, чем в президентской стране. Глава правительства от парламентского большинства последними поправками в Конституцию еще более усилен, у правительства основной мандат на управление страной – повседневная жизнь, экономическое, социальное развитие страны в руках премьера: хочешь и можешь – делай из страны игрушку. Надо отметить, что по Конституции роль премьера во внешней политике является определяющей. Третья ветвь власти, ЖК, возглавляется спикером, чья роль еще нами недооценена, т.к.пока не раскрылся сам парламент, он не стал еще центром политических процессов, принятия жизненно важных решений для КР. Наш выбор парламентского правления на мой взгляд оправдан стократно, т.к. мы еще стоим на уровне фундамента государственного строительства, и наверху у нас не один человек, а два, как говорится: одна голова хорошо, две лучше, плюс с третьей, спикерской, дела пойдут споро. В начале пути, хотя уже и пройдена четверть века, дел невпроворот: надо все еще концы с концами сводить в экономике, кормить, учить, лечить народ, создавать рабочие места – этим занимается один, наделенный полной властью, способный человек, премьер-министр. Президент как глава государства, олицетворяя единство народа и государственной власти, имеет свой мандат. Президент КР отвечает за внешнюю политику государства. Как глава Совета безопасности и прямой куратор Вооруженных сил и сил безопасности он отвечает за безопасность граждан и государства, реформы в этих областях. Прямая ответственность Президента – реформа судебной системы. Без этого, мы поняли все и давно, нам никуда пути нет. Сравните с развитыми странами: независимые суды столетиями работают вне зависимости от центральной власти. У тех государств, как и у их президентов голова не болит по этому поводу: исправлять суды, делать там реформы. Это самостоятельный, саморегулирующийся уже механизм. А нам в этом деле предстоит большой тернистый путь, все предпринимаемые меры эффекта пока не дают. Без независимых судов – и это аксиома - движения страны вперед ожидать никак нельзя! Безопасность граждан, общин, защита рубежей страны от внешних врагов, укрепление обороноспособности государства для молодой страны как наша остается острой актуальной задачей. Это - я считаю самые насущные, срочные, высокоприоритетные задачи, над которыми должен работать будущий президент! Мы должны определить круг ответственности и задачи, по которым по итогам шести лет, надо спросить и с президента за доверие от народа, за выполнение обязательств! Не надо президенту натягивать на себя задачи премьера; именно в этом наше преимущество: наверху есть не один, а два талантливых сильных человека, кто должен тянуть государственные вожжи и добиваться результата! Те, кто идут в президенты сегодня, готовы ли они сделать значительные подвижки, двинуть вперед реформу в судах?! Очистить их от скверны, набрать чистые кадры? Создать «Дорожную карту» реформы судебных органов? Безопасный квартал, город, безопасная страна – станет ли это реальностью при нашей жизни?! Готов ли будущий президент полностью деполитизировать правоохранительные органы и суды, вывести их за пределы политических страстей, исключить их использование для подавления политических оппонентов, для решения групповых или личных интересов властьпредержащих. А сложный клубок межнациональных отношений, особенно на юге?! Не забудем: мы – посттравматическая страна, много и долго надо работать над рубцеванием ран 2010 года.
Пусть премьер-министр занимается нашей повседневной жизнью, а президент решает эти важнейшие стратегические задачи государства, определяет, корректирует пути движения, заглядывает намного вперед, зовет народ, делает глубокие анализы, делится этим ежегодно по итогам года с народом, как это делается в каждом государстве. Ставить правильные задачи, не сбивать народ с толку, четко нацеливать на решение этих задач – вот миссия лидера. Возьмите бедность: у нас теперь говорят, что мы ее практически преодолели, из уст ни одного из наших руководителей вы не услышите это слово, а тем более постановку задачи на ее искоренение. Как показывают результаты выполнения НСУР 2013-2017 г. мы нисколько не сдвинулись в решении этой проблемы: план был в течение этих лет сократить уровень бедности до 25%, а мы как были в 2013 г на уровне 37%, так и остались в 2017 г - 32% бедности населения страны живут в бедности. Если треть населения живет на уровне бедности ( 5% крайне бедных!), до миллиона людей живут в маятниковой миграции, без сомнения, из-за бедности и безработицы, то почему же мы больше себя не называем бедными?! Таким путем, не нацеливая людей на решение проблемы, разве мы можем преодолеть бедность?! Создать новые рабочие места? Улучшить жизнь людей? В Китае за последние десятилетия они вытащили из бедности 450 млн людей, Компартия Китая нацеливает все регионы на преодоление бедности у оставшихся 60 млн людей. Такую острую, важную задачу, называя вещи своими именами Президент второй в мире державы Си Цзиньпин ставит в своих речах с момента своего прихода, почитайте его книгу «Управление государством», которая есть у всех на руках. Постановкой четких задач, нацеливанием на ее решение всех руководителей наш сосед смог добиться ВВП в 8 тысяч долларов (2015) на душу населения.
Я на днях съездила к пострадавшим людям в Аю сай (Зергер айыл окмоту) Узгенского района. О цифрах этой трагедии мы наслышаны. Но надо видеть эту бедность людей, кто живут в эти прохладные весенние дни в сырости в палатках УВКБ ООН в ожидании трансформации земли и наделения их чеками, в горе и под стрессом потерь близких, страхом все еще движущейся кругом в горах массы земляного вала. У этих людей нет другого заработка кроме скота, пасут скот – этим кормятся, так живут все эти годы люди в горах. В эти дни им нужны не порицания, а теплые слова, сочувствие, материальная помощь. Там вы не увидите и новых домостроений: говорят много людей в миграции, но видать еще не заработали. И если бы только это место: в Узгене серьезная ситуация с оползнями в трех местах, в Сузакском, Базар-коргонском районе, в Кара-кульджинском – повсюду признаки опасного, непредсказуемого движения земляной массы, особенно после обильной осадками зимы. Плюс землятресения в Чон-Алае и в пограничных районах Баткенской области. Юг страны этой весной превратился в зону бедствия, премьер-министр вместе с министрами, как мы видим, беспрерывно челночит по всем этим точкам бед. Речь идет о переселении десятков тысяч людей на безопасные участки, скорейшем выделении чеков, выдаче всем переселенцам ссуд, строительстве домов до наступления зимы. А люди горюют, что их наделы остаются в горах, и чтобы там пасти скот, надо ездить так далеко в новые поселения, а семьи как правило многодетные, бедность держит всех за горло! Обращаюсь к журналистам: нужна ваша помощь, активная информационная работа в столице, подъем всех соотечественников в стране и за рубежом, активная мобилизация помощи людям на юге страны: ситуация далеко не из разряда обычных ЧП!
Уважаемые участники Форума!
Я хотела подчеркнуть в своем выступлении, что президент в нашем молодом государстве, на этапе стабилизации государства, должен браться за решение и продвижение конкретных задач, отвечать за результаты перед народом, в соответствии с Конституцией, прописанным там механизмом разделения полномочий не стягивать на себя функции другой ветви власти.
Жизнь до 2030 года готовит нам массу вызовов: бурная внутренняя политическая и социальная жизнь в многонациональном обществе с продолжающейся самоидентификацией кыргызов; региональная нестабильность с потенциальной угрозой из Афганистана и нарастающей опасностью террористических поползновений групп из выходцев нашего же региона; серьезные риски в связи с изменением климата, - КР даже по международным стандартам страна высоких природных рисков, - зловещие признаки которых мы сегодня ощущаем; остаются нерешенными вопросы, затрагивающие суверенитет страны, как пограничное разделение. Нам надо учиться смотреть в будущее, копить ресурсы, чтобы закладывать базу под перспективные направления, вводить инновации, не терять и растить научный, кадровый потенциал нации.
Меня удивляет, что в нашей стране за последние пять лет вообще ни слова не говорится о возобновляемых источниках энергии(ВИЭ), что активно продвигается во всем мире. Достижение энергетической независимости и стабильности энергосектора, неуязвимости в обеспечении электричеством в стране – это ведь не навсегда, это преходящий статус! Потребность в энергии растет очень быстро. В июне 2017 г в Астане стартует трехмесячный мировой ЭКСПО «Энергия будущего», посвященный альтернативным источникам энергии и «зеленым технологиям». И это в стране нефти и газа, не знающей дефицита в энергоисточниках! В Казахстане уже несколько лет идет всеобуч населения по новым источникам энергии, подтягивают малый и средний бизнес к изучению мировых технологий энергосбережения, новых разработок и технологий ныне существующих альтернативных источников энергии. Почему у нас об этом не пишут, не думают, не говорят?! Почему ОТРК не съездит туда, не сделает репортажи с подготовки ЭКСПО, что там будет? Это же не где-то в Латинской Америке! люди сами поедут к соседям на мировое ЭКСПО, поучатся, станут думать о нашем пути, внедрении у нас.
Сегодня в самом начале президентской гонки начинает обозначаться тенденция неконструктивной, силовой борьбы за власть. Ситуация такова, что кандидаты в президенты, те, кто не поддерживают президента Атамбаева находятся под угрозой политического преследования. Некоторые уже сидят в застенках, по другим возбуждают уголовные дела, арестуют по недостаточным или сфабрикованным основаниям. Здесь очевидна избирательность преследования и арестов: тех чиновников, информация о преступной деятельности которых получила широкий резонанс в обществе, не арестовывают. А судебным искам от имени ГенПрокурора против журналистов и изданий, осмелившихся задеть достоинство и честь Президента мы потеряли уже счет!
Проблема политиков в Кыргызстане в том, что все живут лишь одним президентским или парламентским сроком, не пытаясь обеспечить себе долговременное присутствие в легальном политическом поле и управлении. Это неминуемо ведет к политической безответственности, узурпации власти, радикальному противостоянию, политическому преследованию сначала оппозиции, а после утери власти – к политическому преследованию самой власти. Получается все время замкнутый цикл, не развивающийся по спирали. С каждой сменой власти мы получаем тот же формат, ту же конфигурацию госуправления со всеми характерными признаками и последовательностью одних и тех же ошибок, которые приводят к узурпации власти одними и к свержению этой власти другими.
Я предлагаю осознать всем нам совокупную ответственность политической элиты за эффективность государственного управления и единство нации. Осознать все эти сбои политического процесса и выйти на выборы не врагами, а конкурентами. В нашем национальном опыте мы прошли тяжелые моменты: на выборы 2010 года вышли все, «белые» и «красные», люди, стоявшие по две стороны огня. Тогда мы осознанно допустили к парламентским, а затем и к президентским выборам все политические партии и силы, не отлучая вчерашних соратников Акаева и Бакиева. Вытеснив политических оппонентов из легального политического поля, мы создали бы предпосылки для нелегитимной борьбы за власть и доступ к управлению государством. Надо сказать, что кадры Бакиева-Акаева успешно интегрировались в управленческую команду Атамбаева, среди которой молодая элита сейчас претендует на власть в результате президентских выборов.
Я поддерживаю сегодняшний разговор и призываю всех к политическому диалогу, выработке общих принципов выборной борьбы во имя избрания легитимного, всенародно признаваемого президента, признания итогов всеми кандидатами и всем электоратом во имя сохранения стабильности и государства.
Все кандидаты, все политические силы должны принять честные правила организации, участия и проведения выборов Президента КР. В этом должна быть заинтересована и власть и кандидат от СДПК. Как для власти, так и для общества важен вопрос доверия к избирательной системе, к процедурам голосования и подведения итогов. Надо этим заняться вплотную: днем и ночью без устали объяснять людям до мелочей, показывать всю технологию. Будет доверие – будет и легитимность выборов.Только так уходящая власть обеспечит себе гарантии, что не будет политически преследоваться своими оппонентами после передачи власти и обеспечит себе возможность легального присутствия на новой политической карте и равного участия в госуправлении.