Детские клубы в Москве. В помощь работающим мамам-иностранкам

March 2, 2017, 06:00

Выезжая на заработки в Россию, женщины, как правило, оставляют своих детей дошкольного возраста на родине под присмотром дедушек и бабушек. Ведь обычно, находясь в миграции, они трудятся с раннего утра и до поздней ночи, и за детьми присматривать некому. А из-за бюрократии, очередей и отсутствия российского гражданства малышам-иностранцам сложно попасть в детский сад. Две женщины из Кыргызстана решили эту проблему не только для себя, но и для других – в Москве они создали детские клубы для ребятишек из семей мигрантов, где малыши находятся под присмотром, пока их родители на работе, и получают необходимую дошкольную подготовку.


Айсулуу


С одной из основательниц в Москве детских клубов для мигрантских детишек Айсулуу Молдоайтиевой я познакомилась в Киргизском культурном центре, которым она руководит. Меня встретила женщина в вышитом национальным орнаментом сюртуке.


Айсулуу родом из Узгена. После школы она вместе с мамой, двумя братьями и сестрами переехала в Бишкек, где окончила университет по специальности лингвист-информатик. Пока училась, помогала маме, которая открыла швейный цех. Спустя некоторое время вышла замуж за парня, который работал закройщиком. Однако денег даже при наличии собственного небольшого бизнеса не хватало, и через два месяца после свадьбы пара поехала в Иркутск. За шесть лет жизни в этом городе Айсулуу проработала уборщицей, продавцом, пиццайоло. С ними поехала мама Айсулуу, которая ночами вместе с дочерью шила вещи на продажу. Муж Айсулуу работал на стройке.


Женщина родила двоих детей. Несмотря на то, что они получили гражданство России, в детский садик из-за огромных многолетних очередей детей устроить не получалось, поэтому мама увезла их в Киргизию. После шести лет жизни в холодном Иркутске Айсулуу начала уговаривать мужа переехать в Москву. Однако супруг категорически отказывался оставаться в России дальше – хотел вернуться на родину, тем более, что они уже накопили денег на строительство собственного дома в Киргизии.


- Я всегда мечтала жить в Москве. При СССР мой отец учился на пчеловода в Москве, мама, учитель по труду и черчению, в отпуск ездила в Москву, поэтому в детстве я постоянно слышала рассказы про этот город. Когда в первом классе меня спрашивали, кем я хочу стать, я говорила, что москвичкой. Я сказала мужу, что мы должны поехать в Москву по нескольким причинам, в частности, чтобы разузнать что-то про моего дядю Рахманберди, который пропал без вести во время Великой Отечественной войны. Он был военным летчиком и получил звание генерала. Но больше мы о нем ничего не знали.


Мы приехали в Москву, и я сразу устроилась на работу в магазин — выкладывала товары на стеллажи, потом работала кассиром. Супруг тоже нашел работу. Так прошло несколько лет. Я работала все в том же магазине, сильно уставала. Как-то муж сказал мне: «Я зарабатываю уже достаточно, ты можешь больше не работать, а заниматься чем-то для души. Что ты хочешь делать?». Я ответила, что хочу работать с людьми, организовывать праздники, продвигать нашу культуру. Мы нашли единомышленников и в 2015 году создали Киргизский культурный центр, помещение под который предоставила председатель совета Общества единения выдающихся людей Москвы Ольга Дружинина. Мы начали проводить встречи с мигрантами и искать талантливых ребят, чтобы устраивать фестивали и концерты. Киргизские национальные костюмы я шила сама, - рассказывает Айсулуу.

 

С заботой о земляках и их детях


Сейчас на счету Айсулуу и ее команды проведение четырех киргизских национальных фестивалей «Сармерден», участие в различных российских фестивалях, на которых талантливые ребята, трудовые мигранты, представляют киргизскую культуру — танцуют национальные танцы, играют на комузе, поют киргизские песни. Главный организатор фестивалей и худрук Культурного центра Гулшайыр Мурзабаева окончила Ошское музыкальное училище. Долгое время работала продавцом в Екатеринбурге, потом с сестрой переехала работать в Уренгой, где прожила 12 лет.


- Когда появился интернет, я нашла своих однокурсников и начала расспрашивать, кто где сейчас находится. Многие ответили, что живут в Москве. Я взяла отпуск на два месяца и поехала в Москву в ноябре 2013 года. Встретилась со старыми друзьями, гуляла по городу, и так мне тут понравилось, что в Уренгой я не вернулась, - говорит Гулшайыр.

 

- Я подсчитала, что за все годы работы в России сменила 18 профессий, и по себе знаю, что жизнь мигранта – это только работа и дом. В погоне за зарабатыванием денег мы забываем про духовную составляющую. Именно поэтому мне было важно создать центр, где ребята могут забыть о работе и выразить себя. Здесь молодые люди занимаются рукоделием, учатся танцам, игре на комузе и гитаре. Нас часто приглашают выступить на различных мероприятиях, мы и сами проводим поэтические вечера, где читаем стихи и свои произведения про миграцию и про Кыргызстан, рассказываем о своих мечтах и желаниях, - продолжает свой рассказ Айсулуу.




На этом Айсулуу не остановилась и создала женский клуб для обсуждения проблем мигранток. Во время одного из заседаний клуба разговор зашел о том, что родители-мигранты вынуждены оставлять своих малолетних детей в Киргизии, потому что здесь их сложно устроить в детские сады.


- Заседания женского клуба постоянно посещала женщина с ребенком Нургул Эндешова, она мне и рассказала, как ей тяжело без двоих ее старших детей, которые остались в Киргизии. Да я и сама это чувствовала, ведь мои дети тоже росли с бабушкой в Узгене. Нургул никак не могла устроить свою младшую дочку в детсад. Даже мне с гражданством России это было тяжело это сделать. Еще в Иркутске мы встали в очередь на место в детском саду. Когда мой сын учился во втором классе, мне пришло письмо с поздравлением, что очередь в детсаду, наконец, дошла и до нас, - с грустной улыбкой говорит Айсулуу.


Так Айсулуу и Нургул пришла идея создать детские клубы наподобие детских мини-садов, где работающие родители могут оставить своих чад на несколько часов или на полный день.


Нургул


Нургул родом из Оша, окончила Ошский государственный университет по специальности учитель английского языка. Еще студенткой она познакомилась со своим будущим супругом, и в 2006 году они вместе поехали работать в Москву.


- Работала в магазине, потом устроилась в центр по ремонту техники. Я искала любую работу и зашла туда наугад, готова была работать даже уборщицей. Но уборщица им была не нужна. Меня отвели к директору, которому я сказала, что знаю русский и английский языки, умею работать на компьютере. Он сразу взял меня принимать заказы на ремонт телефонов, которые я потом отдавала инженерам. Сначала был оклад, потом я стала получать сдельную зарплату и осталась у них в истории, как человек, который принял больше всего телефонов на ремонт, - смеется Нургул.


Спустя некоторое время Нургул вместе с мужем вернулась в Ош, где у них родился первый ребенок. Супруги опять поехали в Москву, но уже с дочкой. Ни Нургул, ни муж не смогли сразу найти работу.


- Спустя девять месяцев я позвонила бывшему директору и рассказала про свою ситуацию. Он спросил, почему я сразу не пришла — я им была так нужна. А теперь уже взяли другого. Но он все равно помог мне. У него в Красногорске была дача, где жила его жена с сыном-второклассником. И мой директор, зная, что я преподаватель английского языка, пригласил меня стать репетитором его сыну. Мужа моего он устроил туда же в Красногорск, в филиал технического центра. Нам очень повезло — мы бесплатно жили на его даче, я работала и одновременно была с дочкой.

 

Через два года Нургул с мужем вновь решили вернуться в Ош – супругу надо было закончить обучение на стоматолога. В Оше они задержались на несколько лет – супруг окончил учебу и начал практику, а Нургул родила еще двоих детей, работала учителем. В 2015 году они отправились в Москву, оставив детей с родителями Нургул.


- Мы долго не были в Москве, потеряли все связи, и надо было начинать с нуля. Было очень тяжело, мы впервые жили отдельно от детей. Муж устроился стоматологом в киргизский медицинский центр. Я тоже нашла работу. Спустя несколько месяцев забрали старшую дочку и осенью 2015 года устроили ее в московскую школу. Дочери было тяжело учиться, уровень образования в России намного выше. В это время я познакомилась с Айсулуу, мы рассказывали друг другу, как нам тяжело жить в России без своих детей. Вместе мы пришли к идее создания детских мини-садов для детей-мигрантов, - поясняет Нургул.



Дело затратное, но нужное


Когда женщины нашли помещение и приготовились к открытию первого детского клуба, Нургул слетала в Ош и забрала двоих младших детей. Первого июня 2016 года около станции метро «Алма-Атинская» они открыли первый Kids club — туда пошли двое детей Нургул и четверо детей других мигрантов. Потом детишек стало больше. Сама Нургул там же работает воспитателем. В клубе дети находятся с 8:30 до 18:00 часов. Здесь их учат рисованию, танцам, русскому и английскому языкам. Ну, а чтобы они не забывали киргизский язык, воспитатели просят родителей разговаривать с ними на родном языке дома.


Заработало «сарафанное радио», и к февралю этого года открылось еще два клуба — на станциях метро «Бабушкинская» и «Первомайская», которые посещают около 30 ребятишек, причем не только киргизских, но и узбекских и русских — детей внутренних мигрантов В этих клубах дети не только находятся под присмотром, пока их родители на работе, но и получают подготовку для поступления в российские школы.


- Самое главное для наших детей в Москве — это знание русского языка. Но и про родной язык мы не забываем — дети учат киргизские песни, знают гимн. По нашим оценкам, в Москве находится более 2000 детей киргизских мигрантов дошкольного возраста. Их родители просят создать хотя бы по одному подобному заведению на каждой ветке метро. Мы думаем над этим. Открытие детского клуба — дело затратное, и сейчас мы ищем спонсоров, которые нам в этом помогут, - заключает Айсулуу.

 

P.S. Что касается пропавшего без вести на войне дяди Айсулуу Рахманберди, то женщина направила запрос о нем в поисковые организации. Но на этом она не остановилась. Чтобы другие также помнили подвиги своих предков в Великой Отечественной войне, Айсулуу сейчас готовится к московскому шествию Бессмертного полка 9 мая 2017 года, в котором, по ее замыслу, примут участие киргизские трудовые мигранты. Вместе с москвичами они понесут портреты своих предков, которые воевали за победу тогда еще общей страны.


Екатерина Иващенко

Международное информационное агентство «Фергана»