Отчет по однодневному тренингу для журналистов «Освещение вопросов развития детей в раннем возрасте и дошкольного образования в СМИ»

May 3, 2013, 06:00

Тренинг для журналистов является частью проекта «Продвижение обязательной годовой  предшкольной подготовки детей шести лет, не имеющих доступа к дошкольному образованию», реализуемый МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой» при финансовой поддержке ЮНИСЕФ с февраля по декабрь 2013 года.  

Основная цель тренинга способствовать повышению общественной дискуссии по вопросам  "Дошкольное образование и Развитие детей в раннем возрасте" в СМИ.


Тренеры:

В качестве тренеров были приглашены Рахат Орозова (MSc Social Work, национальный консультант ЮНИСЕФ по развитию детей младшего возраста) и Кенешбек Сайназаров  (MSc Public Administration, эксперт в области международного образования).


Участники:

Согласно анализу анкет-заявок 4 участника из 22 имеют опыт освещения ДО в СМИ и намерения специализироваться в данной теме. Оставшиеся 18 имеют заинтересованность по двум причинам: «журналист должен уметь грамотно осветить темы разного профиля»  и «данная тема интересна и актуальна на сегодняшний день». Т.о. из журналистов подавших заявку на участие для 81% журналистов целью является повышения своей осведомленности данной темой и лишь для 19% журналистов это узкоспециализированная тема.

Все участники были молодого возраста, средний возраст участника 32 года. Большая часть участников оказались представителями периодических печатных изданий – газет и журналов, так же были представители телевидения и радио. Четыре участника тренинга – активные студенты факультетов журналистики столичных ВУЗов.

Содержание тренинга:

Тренерами был проработан модуль тренинга, теоретическая часть которого охватывала вопросы РДРВ, вопросы ДО больше раскрывались через практические упражнения. Участникам был предоставлен раздаточный материал, который включал в себя содержательный материал информационного характера по РДРВ, ДО. Помимо раздаточного материала, тренерами были использованы Power Point презентации, которые так же были предоставлены участникам в электронном виде.

Выступления:

Во время тренинга выступили:  

1. Отунбаева Роза Исаковна, учредитель Фонда, в ее выступлении был сделан акцент на международные практики, существующие модели ДО и сегодняшние вызовы в контексте нашей страны, с которыми сталкивается ДО в своем развитии, так же была отмечена роль представителей СМИ в развитии данного вопроса.

2. Райва Тойгонбаева – представитель ЮНИСЕФ, рассказала о программах, которые реализует организация в сфере детства, так же подчеркнув особую роль СМИ в вопросах РДРВ и ДО.

3. Токон Орусбаева Абдысаматовна – заведущая кафедрой «Технологии дошкольного образования» в КГПУ им. Арабаева в обзоре ДО в КР сделала акцент на кадровое состояние в системе ДО.

4. Жибек Койчукулова – директор Фонда в своих выступлениях рассказывала о положительных опытах зарубежных стран в равном социальном партнерстве между государством и бизнес сектором для развития ДО.

  

Выводы:

- Низкое количество, интересующихся данной темой журналистов доказывает периферийное место в общественных дискуссиях вопросов дошкольного образования и развития детей раннего возраста. 

- Журналистов, специализирующихся на вопросах ДО и РДРВ в кыргызских СМИ – единицы, большая часть рассматривает эту область, не в качестве основного ракурса своей деятельности, напротив, как дополнительного.

- Очевидна необходимость дополнительных мер для повышения осведомленности журналистов в сфере ДО и РДРВ (распространения более обширного материала по вопросам ДО и РДРВ из международных практик, интервью с экспертами и др.).

- Создание неформальной сети журналистов остается сложной задачей в силу того, что должны быть пройдены дополнительные «шаги», которые могут иметь формат обучающий, дискурсивный или любой другой.


Рекомендации: 

I. Подобный тренинг должен иметь республиканский охват и бюджет, обеспечивающий транспортные расходы и проживание для журналистов с регионов по трем причинам: 

1. Это возможность повышения квалификации региональных специалистов;

2. Это будет способствовать развитию данной темы на местах;

3. Это будет способствовать не централизованной, напротив широкой дискуссии в СМИ и усилит его воздействие на сообщества и органы, принимающие решения.


II. Обучающие материалы должны быть разработаны (на кыргызском и русском языках) более детально с охватом законодательной базы КР по ДО.

Необходима дифференциация, либо обособление тем модуля на:

1. ДО;

2. РДРВ;

3. Чтение в младшем возрасте.


III. Проведение подобного тренинга требует более тщательного подготовительного этапа, который включает в себя изучение продуктов СМИ в теме ДО и РДРВ, более тесные коммуникации с потенциальными участниками.


IV. Должны быть искусственно созданы/проработаны инструменты стимулирования освещение вопросов ДО и РДРВ в СМИ в виде:

1. Обучение журналистов (тренинги, семинары, летние школы).

2. Неформальные встречи журналистов со специалистами по вопросам ДО и РДРВ.

3. Распространение материалов информационного характера в СМИ по РДРВ и ДО.


 Отчет подготовлен координатором проекта Алтын Капаловой.