Папа, отложи телефон: риски родительского воспитания в обнимку со смартфоном

June 1, 2016, 06:00

Не разговаривайте одновременно по телефону и со своим ребенком (Вы можете делать только одну вещь в одно время: говорить с ребенком или разговаривать по телефону). 

 

Прошлым летом, когда я прогуливался со своим внуком, точно так же как и 30 лет назад я прогуливался со своим сыном, я заметил, что изменилось кое-что очень важное. В те годы взрослые, катая своих детей в колясках, разговаривали с ними обо всем, что было у них на пути. А сегодня взрослые или разговаривают по телефону, или переписываются в полной тишине.

 

Как лингвист я задавался вопросом, влияет ли время, потраченное взрослыми на мобильные устройства, на то, как быстро дети овладевают языком. Поскольку технологии долгое время не были повсеместным явлением, исследований на эту тему мало. Но другие исследования о влиянии на общение взрослый-ребенок говорят, что необходимо убирать мобильные телефоны подальше, когда вы находитесь рядом с ребенком.

 

Для исследования, опубликованного в журнале Педиатрия в 2009 году, ученые снабдили детей маленькими цифровыми регистраторами, которые записывали язык, услышанный и используемый детьми. Ученые смогли определить и посчитать двусторонние обмены или изменения в общении между детьми и взрослыми. Субъекты были также протестированы на ряд лингвистических мер, начиная с самого раннего до вербального поведения, до фонологии и грамматических навыков, а также пред-осведомленности и интеграции сложных частей языка.

 

Более разговорчивых детей оценивали выше на каждом этапе владения языком. По сути, дети достигали более высоких лингвистических успехов, когда взрослые разговаривали с ними, нежели, когда язык просто присутствовал в их жизни, даже если при этом взрослые с ними разговаривали. Мы давно выяснили, что детские языковые способности и академические успехи связаны с владением большим объемом слов, которому они подвергаются на ранних стадиях. Теперь у нас есть дополнительные доказательства того, что играет роль не только объем, но и качество языкового воздействия.

 

Два других исследования, опубликованных в трудах Национальной академии наук в 2003 году, изучали эффект взаимодействия родитель-ребенок на очень ранних стадиях восприятия языка. В одном из них были записаны голоса новорожденных и матерей во время совместных игр. Мамы из первой группы реагировали на голоса детей улыбками, прикосновением или приближением, в то время как мамы из второй группы не проявляли реакцию. Исследование показало, что дети, чьи мамы взаимодействовали с ними синхронно в ответ на их голоса, вскоре начинали произносить более сложные звуки и двигались более уверенно, чем другие дети. 

 

В другом исследовании девятимесячным младенцам, на уже поздних стадиях освоения звуковых систем своих родных языков, были предложены мини занятия китайского языка, чтобы определить, смогут ли они распознать звуки иностранном языке.

 

Одну группу детей обучали носители китайского языка вживую. Другую группу обучали через ТВ или аудиозапись. Младенцы с живыми учителями научились различать звуки в китайском языке, в то время как в группе с электронным обучением результаты были обратными. 

 

Эти исследования показывают, что живое человеческое взаимодействие имеет важное значение для раннего изучения языка. Конечно, каждый учится говорить. Но как иронично то, что в эпоху, когда воспитание детей является предметом беспрецедентного воображения, изобретения, изысканности и издержек, можно упустить из виду самое простое и приятное – общение с нашими детьми? Как сказал один из авторов статьи “Педиатрия”, Димитрий Христакис, “Либо разговаривайте с ребенком либо по телефону, но не делайте эти две вещи одновременно!”.

 

Источник: Официальный сайт журнала "The Atlantic Monthly Group".