Аналитическая записка по ситуации в дошкольном образовании

October 15, 2012, 06:00

Настоящая аналитическая записка предлагается для широкого рассмотрения и обсуждения проблемы доступа детей 6 лет к дошкольному образованию и предшкольной подготовки.

Ситуация в дошкольном образовании

В связи со значительным сокращением числа дошкольных образовательных организаций особую актуальность в образовательном секторе страны приобрела проблема дошкольного образования и предшкольной подготовки. После установления независимости КР, многие детские сады были закрыты, и количество детей в них снизилось с 30,2 % в 1990 году до 6,5% в 1999 году (больше всего эта проблема коснулась детей старшего дошкольного возраста). Увеличение количества дошкольных учреждений, которые функционально готовят детей к школе, в настоящее время для государства не представляется возможным в виду ограниченности и дефицита бюджета.

В настоящее время в республике насчитывается 763 государственных и 43 частных детских сада (например, в 1990г. было 1696 детских садов).

Общие расходы на образование в текущем году составляют 21551,5 млн. сомов, или 22,7 % от общего объема расходов бюджета. Вместе с тем расходы на дошкольное образование составляют лишь 9,4 % от общего объема расходов на образование.

На содержание 1 ребенка в государственном детском саду в год в среднем по республике расходуется 23,4 тыс. сомов, из них за счет бюджета 19,7тыс. сомов и за счет специальных средств (родительская плата) – 3,7 тыс. сомов. Доля финансовой нагрузки на родителей составляет 16% от общих расходов, соответственно из бюджета расходуется 84%.

В 2011 году дошкольным образованием охвачено 14,5% детей (по оперативным данным МОН КР), при этом охват детей дошкольным образованием в селах составляет 7,4 %, или в 4 раза меньше чем в городах (30%).

 

Таблица 1

Охват детей дошкольным образованием по областям

Области                                                                  Охват всего                       в городе                                            в селе

Баткенская                                                                     11,6                                28,7                                                    6,4

Джалал-Абадская                                                          12,0                               25,8                                                    8,2

Иссык-Кульская                                                              13,5                               30,1                                                    6,4

Нарынская                                                                       15,7                               30,4                                                    13,2

Ошская                                                                               7,6                                20,5                                                     6,5

Таласская                                                                         10,7                               40,7                                                     6,7

Чуйская                                                                              11,1                                26,8                                                     7,5

Город Бишкек                                                                  31,1                                31,1

Город Ош                                                                          30,9                                 30,9

 

Очевидно, что 85,5% детей поступают в первый класс без элементарных учебных навыков и навыков социально-психологической готовности. Это влияет на качество успеваемости ребенка, адаптацию к школьной среде и на развитие личности в целом.

Вариативные краткосрочные модели дошкольных инициатив

Для содействия в решении проблем дошкольного образования КР международными организациями ЮНИСЕФ, АБР, Ага Хан распространяется опыт создания вариативных краткосрочных моделей ДОО (общинные детские сады, 3х часовые группы, юрточные детские сады, надомные детские сады и т.д.). В связи с тем, что повышение охвата дошкольными программами является основной задачей при создании краткосрочных групп, спальные комнаты таких ДОО используются как дополнительные площади (классные комнаты, группы). Однако регулятивная основа деятельности краткосрочных дошкольных инициатив не совершенна, что является серьезным препятствием для их развития. Внедрение таких моделей основывается на инициативе сообществ и ОМСУ.

Государственные программы подготовки детей к школе

Одним из путей государственного решения проблем подготовки детей к школе может стать внедрение обязательной годовой программы предшкольной подготовки, гарантируемого для детей, не посещающих ДОО, а это 85,5 тысяч кыргызстанцев в возрасте 6 лет.

Программа краткосрочной подготовки детей 6-7 лет (100 часов).

В 2009 году для решения острой проблемы отсутствия предшкольной подготовки (менее 9% охвата дошкольным образованием по стране) МОНиК КР была разработана и внедрена программа краткосрочной (1,5 месяца) подготовки детей 6-7 лет к школе (100 часов). Программа включала 100 часов учебного плана и реализовывалась на базе общеобразовательных школ во время летних каникул.

С 2006 года была внедрена 100-часовая программа предшкольной подготовки, охват которой ежегодно увеличивался в среднем на 10 тыс. детей дошкольного возраста. В 2006 году этой программой было охвачено 40 тыс. детей, в 2010 году – 70,4 тыс. детей и в 2011 году – 75 тыс. детей.

Программа оказалась: (1) малоэффективной для достижения поставленных учебных задач; (2) не доступной для всех желающих, так как реализовывалась за счет средств родителей; (3) сроки реализации (во время летних каникул) крайне не благоприятны.

Программа краткосрочной подготовки детей 5-6-7 лет (240 часов/1).

В 2010 году МОНиК КР (финансовая поддержка ЮНИСЕФ) была разработана и внедрена Программа краткосрочной подготовки детей 5-6-7 лет 240 часов\\1 (за счет сокращения учебного плана начальной школы на 240 часов) на основании Инструктивного письма МОНиК КР №03-6/777 от 11.02.2011г. на базе общеобразовательных школ в 2010-2011уч.гг. началась реализация данной программы, которая должна была осуществляться в пилотном режиме за счет средств ОМСУ, родителей, штатного расписания школы и охватить 30% детей 5-6-7 лет, не посещающих дошкольные программы.

Программа краткосрочной подготовки детей 6-7 лет (240 часов/2).

В 2011 году МОНиК КР (финансовая поддержка ВБ) была разработана Программа краткосрочной подготовки детей 6-7 лет к школе 240 часов/2. Реализация Программы 240 часов/2 будет осуществляться в 2012-2013 учебном году (с февраля по май) во всех школах страны в соответствии с Постановлением Правительства КР № 601 от 30.08.2012г., которое гарантирует оплату труда учителей предшкольных классов. Программа носит краткосрочный характер обучения (4 месяца).

В 2012 году по информации Министерства образования и науки предшкольной подготовкой было охвачено предшкольной подготовкой 98110 детей из 102606 детей принятых в 1 класс в текущем году.

Таблица 2

Сведения о численности детей, прошедших предшкольную подготовку в 2012 году (100, 240\\1)

 

в том числе

общее количество детей 1 класс 2012-2013 г

Охвачено предшкольной подготовкой 240 часов 100 часов в детсадах и альтернативными программами %% охвата

 Всего по республике 102606 98110 53405 30783 13922 95,6 

Баткенская область 8778 8719 5872 1374 1473 99,3

Джалал-Абадская область 21123 21005 10930 8785 1290 99,4

Ошская область 20999 20789 11762 8326 701 99,0

Нарынская область 5951 5728 3502 1463 763 96,3

Таласская область 6115 6044 4343 879 822 98,8

Иссык-Кульская 8115 7610 5710 295 1605 93,8

Чуйская область 13611 13412 7464 3831 2117 98,5

город Бишкек 12114 9003 1975 3427 3601 74,3

Город Ош 5800 5800 1847 2403 1550 100,0 

 

Годовая Программа подготовки детей 6-7 лет (480 часов)

В 2011-2012г.г. по инициативе МОНиК КР в рамках Проекта «Сельское образование FTI 2» (финансируется ВБ) группой ученых ВУЗов, экспертов, специалистов и учителей-практиков разработана Программа годовой подготовки детей «шестилеток» к школе «Первый шаг к школе» (условное название). Программа была разработана на основании:

(1) Изучения и анализа опыта пилотирования Программы 240\\1 и рекомендаций учителей, завучей, директоров 452 школ и специалистов РОО. Полевые исследования проводились в Нарынской, Чуйской, Иссык - Кульской, Ошской, Жаллабадской, Баткенской, Таласской областях группой ученых, экспертов, практиков в области обучения и развития детей младшего возраста в рамках проекта FTI2 (финансовая поддержка ВБ).

(2) Исследования и изучение опыта в 2012 году был проведен кабинетный анализ существующих отечественных программ, программ стран СНГ и успешных зарубежных программ предшкольной подготовки детей 5-6-7 лет (всего изучено и проанализировано 19 программ).

(3) Изучения и сравнительного анализа Куррикулума предметных областей первого класса и индикаторов возрастных показателей областей развития детей 6 лет Стандарта «Дошкольное образование и уход за детьми». Данный анализ проводился по инициативе МОНиК КР в рамках проекта FTI2 (ВБ) в последствии все материалы составили основу образовательных задач, учебных и тематических планов предметных компетенций годовой Программы предшкольной подготовки детей «Первый шаг к школе» (480 часов).

Программа «Первый шаг к школе» рассчитана на один год обучения включает 480 учебных часов и предусматривает реализацию учебного плана на базе общеобразовательных школ в период с 01. сентября по 20 мая, исключая каникулярное время.

Основные цели и задачи Программы «Первый шаг к школе» направлены на: (1) обеспечение равного доступа к образовательным программам; (2) реализацию прав детей 6-7 лет (не посещающих детские сады) на качественную и полноценную подготовку к школе; (3) успешную социализацию и адаптацию ребенка к новым условиям школы; (4) формирование основных областей развития ребенка (физической, социально-эмоциональной, когнитивной, эстетической); (5) привитие ребенку основных навыков учебных действий.

Программа «Первый шаг к школе» сопровождается комплектом методических рекомендаций, материалов, конспектов занятий по предметным областям и дидактических материалов «учителя и ученика». В данном методическом пособии раскрываются методы и формы работы с детьми и родителями.

В методическом пособии даются примерные конспекты занятий по разделам данной программы, примерные варианты упражнений по развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук, дидактические игры на развитие артикуляционного аппарата, пальчиковые и подвижные игры.

Программа, конспекты занятий, методические пособия и дидактические материалы разработаны на кыргызском и русском языках. 

Продвижение государственной обязательной программы годовой подготовки к школе

1. Закрепление в бюджетном законодательстве расходы на годовую предшкольную подготовку отдельной строкой. По предварительным расчетам для внедрения Программы (480 часов) в масштабах республики потребуется 168,2 млн. сомов на оплату труда педагогов.

Ассигнования на повышение квалификации учителей подготовительных групп и обеспечение методическим и учебным материалами учителей и детей планируется осуществить за счет средств доноров – проекта Каталитического фонда FTI-3.

2. Внедрение механизма реализации годовой программы в два этапа:

- с сентября 2014 года с охватом 50% детей 6 лет, не посещающих ДОО.

- с сентября 2015 года с охватом 100% детей 6 лет, не посещающих ДОО.

Таблица 3

Финансовые сценарии реализации годовой программы предшкольной подготовки

Этапы

Сроки внедрения годовой программы Бюджетные расходы на заработную плату (млн. сом)

(без учета расходов программу на 240 часов) 

50% сентября – декабрь 2014 год 30,6

январь – июль 2015 год 43,8 

100% сентябрь – декабрь 2015 год 50,0

и последующие годы (в год) 168, 2

 

Рассмотрение данной инициативы планируется на парламентских слушаниях 23 ноября 2012 года.