Лечебные мелодии германского гостя
October 27, 2015, 06:00Еще в утробе ребенок слышит сердцебиение и голос матери, поэтому с первых дней у него уже закладывается чувство ритма, мелодии и звука, а после рождения это чувство расширяется.
Об этом корреспонденту “ВБ” рассказал посетивший Бишкек директор Института музыкальной терапии Гамбургского университета музыки и театра Ганс–Гельмут Декер–Фойгт.
В Малом зале Кыргызской национальной консерватории известный арт–терапевт провел двухдневный тренинг для наших психотерапевтов и психологов, а также студентов психологических и медицинских вузов и факультетов. Гость из Германии поделился опытом музыкальной терапии.
Во многих европейских медучреждениях есть комнаты музыкальной терапии, имеется и специальность музыкального терапевта. Одним из пионеров этого направления в Европе считается профессор Декер–Фойгт — доктор философии, психолог, практикующий музыкотерапевт, писатель, декан факультета музыкотерапии Высшей музыкальной школы Гамбурга. Именитый специалист приехал к нам по приглашению фонда “Инициатива Розы Отунбаевой” и детского реабилитационного центра “Умут — Надежда”. Профессор прибыл с двумя коллегами — музыкальными терапевтами Моникой–Терезой Хуг–Антинг и Тиной Поссельт, которые проводили с нашими специалистами практические упражнения.
— Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. Любой человек способен выразить себя мелодией, звуком, — считает Декер–Фойгт. — Я убежден, что нет неодаренных людей, однако, увы, большая часть детей теряет уверенность в своих способностях под влиянием плохих учителей или советчиков, которые ставят ярлыки “неспособный”.
По словам профессора, он в детстве страдал параличом и туберкулезом, и именно музыка помогла ему излечиться. Став преподавателем, он изучил принципы чудесного взаимодействия искусства и психологии человека, прошел обучение в США и оказался одним из первых профильных специалистов в Германии.
Музыкотерапия используется при работе с разными пациентами независимо от возраста для коррекции эмоциональных отклонений, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, а также для лечения различных физических и психологических недугов.
— Музыкотерапию активно применяют при онкологии, — говорит профессор. — Например, пациенткам, перенесшим рак груди, помогают принять свое измененное тело. Арт–терапию используют и в детской онкологии. Как показали многочисленные исследования, во время игры в организме ребенка происходят благотворные химические процессы. Так, в некоторых онкологических отделениях Германии появились простейшие музыкальные инструменты, чтобы дети могли отвлекаться.
Лечение проводится разными способами. Например, пациентам предлагают прослушивать музыкальные произведения, соответствующие их психологическому состоянию, после чего происходит обсуждение переживаний, воспоминаний, ассоциаций, фантазий. Потом с больным подбирают мелодию, которая бы отражала его новое состояние. Музыка может быть спокойной, релаксирующей либо, напротив, энергичной, дающей заряд бодрости, оптимизма.
При активной музыкотерапии пациенты участвуют и в исполнении музыкальных произведений, применяя при этом инструменты или голос.
— Пациент заходит в комнату, наполненную музыкальными инструментами, например, струнными, духовыми, клавишными, и выбирает подходящий его состоянию звук, — объясняет Декер–Фойгт. — Соответственно, в душе слушателей возникает либо чувство гармонии, либо диссонанса.
Наталья КРАЙНОВА.
Фото автора.