Караван знаний от Фонда «Инициатива Розы Отунбаевой»

May 16, 2016, 06:00

С 10 по 14 мая 2016 года команда Фонда «Инициатива Розы Отунбаевой» в количестве 18 человек поехала в самые дальние районы Кыргызстана – Кара-Суу, Чон-Алай, Ала-Бука, Чаткал. Все районы расположены в высокогорье – например, Чон-Алай на высоте 3615 метров, Чаткал на высоте 2841 метров.


В рамках поездки были проведены встречи с активом районов, зачитаны лекции по раннему развитию детей, консультации для педагогов и родителей по инклюзивному образованию, научному образованию для девочек-старшеклассниц, мастер-класс по этнографическим народным танцам.


Экс-президент КР, учредитель фонда Роза Отунбаева на встречах с активом районов рассказывала о проектах организации, презентовала книгу “Мой отец – Дэн Сяопин”, предстоящий форум “Мекендештер: Кыргызстандын келечегине салым” и книгу Масару Ибука “После трех поздно”. Также в своих выступлениях она остановилась на вопросах важности раннего развития детей, отметила большую роль чтения книг родителями своим детям по крайней мере по 15 минут в день, в частности, отцами.


Вся поездка представляла собой обмен информацией, расширение сотрудничества между разными районами и областями республики. В поездке приняли участие представители Ошского государственного университета,  областного лицея им. Т. Сатылганова в г. Каракол, Центра детского творчества г. Оша, эксперты по инклюзивному образованию и Монтессори-педагогике, хореограф Тургуналы Мамай из г. Бишкек. Всем участникам была представлена информация о проектах Фонда по «Инклюзивному образованию», «Садикам на джайлоо», «Оптимизации горячего школьного питания», «СТЭМ», «Раннего развития детей».


В ходе встреч Фонду были адресованы множество вопросов по инклюзивному образованию, включая раннюю диагностику, лечении детей с особыми нуждами. Эксперты Фонда провели лекцию о категориях заболеваний, их основных симптомах, о том, какие подходы в обучении нужно применять в каждом конкретном случае. В ходе встреч родители и учителя задавали очень много вопросов, в том числе по дополнительным надбавкам и механизмам финансирвоания в инклюзивных классах и группах детских садов, получили консультации о конкретных случаях и работе с конкретным ребенком. Это, в свою очередь, говорит о необходимости выездных консультаций и встреч медицинской психолого-педагогической комиссии в регионы Кыргызстана, особенно самые дальние.


Большой интерес вызвала лекция по Монтессори-педагогике. Гуманное отношение к детям, необходимость раннего развития детей, как в детских садах, так и в семьях уже очевидно для большинства слушателей – родителей и педагогов. Родители и педагоги понимают важность раннего развития детей, вклада в будущее своих детей, необходимость детских садов и качественного образования.


С большим успехом прошли мастер-классы по этнографическим народным танцам от хореографа Тургуналы Мамая. Танцы были интересны как детям и молодежи, так и взрослым. Кыргызские танцы это не только вид искусства, но и возрожденное наследие кыргызского народа, которое стало популярным и любимым.


В ходе встреч был презентован проект«Организация школьного питания для учеников начальных классов». Затрагивались вопросы составления стратегического плана по внедрению горячего питания в школе, об участии родителей и местного сообщества. Во время презентации участники смогли получить ответы на интересующие их вопросы, не только по организации, но и по обеспечении устойчивости данного проекта. Была дана информация о деятельности государства и международных организаций по улучшению школьного питания, на примере школ, входящих в программу ВПП ООН, других организации и школ самостоятельно внедряющих горячее питание через истории успехов и фотографии, кратко рассказывали о сотрудничестве местных органов самоуправления, школ, родителей в осуществлении программы обеспечения горячего питания.


Очень востребована информация и практические курсы по использованию новейших информационных технологий, как среди школьников, так и среди населения районов.


По проекту «Женщина в технике и науке» (STEM) была проведена лекция для девочек-старшеклассниц 9-11 классов об образовании в области STEM и показан видеоролик о перспективах этого направления. Далее, для девочек на одной площадке были организованы мастер-классы по направлениям STEM (физика, химия, информатика), участницы, разделившись на группы по интересующим их направлениям, принимали в них участие.


Так, Гульшаан Эргешова, старший преподаватель кафедры информатики показала девочкам мастер-класс по основным компонентам компьютера и их функции. Преподаватели ОшГУ Айчурек Эгемназарова, Кулуйпа Абдраева показывали мастер-классы по химии и физике, проводили эксперименты и лабораторные работы.


Цель мастер-классов - показать девочкам, что точные науки не так сложны, как кажется на самом деле, и каждая из них может выполнять эксперименты самостоятельно, и в будущем работать в этом направлении.


По проекту «Открытые образовательные ресурсы» (ООР) были проведены презентации и тренинг для учителей общеобразовательных школ.


Для всех учителей была проведена презентация книги-справочника «Открытые образовательные ресурсы в разных дисциплинах», выпущенного МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой» при поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан». Книга содержит ссылки на открытые образовательные ресурсы по школьным предметам..


Далее, учителя прослушали презентацию Жаркын Убайдылдаевой, зам.директора по УВР областного лицея г.Каракол и Касиет Эмилбаевой, учителя математики по открытым образовательным ресурсам для информирования и повышения интереса педагогов в использовании ООР.


Кроме того, проректор ОшГУ, О.Шаимкулов рассказал об опыте Индии в сфере развития ИКТ. Далее, Жаркын Убайдылдаева и Касиет Эмилбаева провели тренинг для учителей по использованию открытых ресурсов в интернете, таких как е-учебники, аудиозаписи, видеоуроки и другие образовательные ресурсы которые сделают подготовку к урокам интересней, а занятия - разнообразней.


В заключение хотелось бы отметить следующее: несмотря на экономические трудности и безработицу, районы развиваются: строятся детские сады и школы, внедряется питание в школах, строится много новых домов, гостиниц и гостевых домов. Стоит отметить, что в школах Чаткала и Чон-Алая установлены интерактивные доски, классы оснащены компьютерами и проекторами, веб-камерами.