В столице прошел семинар о детском чтении

February 22, 2016, 06:00

19-20 февраля в Бишкеке прошел семинар «Детское чтение: воспитательный и культурный потенциал детской литературы». Автор и составитель программы: Анна Тихомирова, педагог-психолог, руководитель фонда «Культура детства» и детского книжного автобуса «Бампер».


Участники семинара смогли познакомиться с лучшими книгами российских и зарубежных авторов для детей и подростков. На семинаре Анна Тихомирова рассказала много нового и интересного о книгах для детей и про детей.  О том, что могут книги, начиная с самого раннего возраста, когда потешки и стишки для самых маленьких помогают им запомнить голос мамы, убаюкать или подбодрить, до книг о детских страхах, о детских проблемах – например, о том, что делать, когда родители разводятся, когда ребенок боится оставаться один дома или боится выступать на сцене в школе.


«Однажды мама ругалась» называется книга Ютты Бауэр.

«Сегодня утром мама так на меня кричала,

что меня разорвало на части:

швырнуло голову в небо,

живот забросило в море,

крылья пропали в джунглях.

Клюв потерялся в горах.

А хвостик упал где-то в городе.

У меня остались лишь ноги, но потом и они сбежали.

Я не мог ничего возразить: ведь мой клюв потерялся в горах!

Я хотел бы его отыскать, но глаза мои были в небе!

Я хотел полететь за глазами, но крылья пропали в джунглях.

А ноги совсем устали, когда забрели в пустыню.

Однако вечером мама собрала все части – и сшила.

Только ног не хватало…

«Прости меня, дорогой», - сказала мама устало».


В этих нескольких коротких строчках раскрыт страх ребенка и его чувства, когда его ругает мама и подсказка родителям, о том, что они тоже бывают неправы, но многое можно исправить простым словом «прости».


Семинар Анны Тихомировой показал новый подход к книгам, которые не поучают, не морализируют, а помогают осмыслить важные для детей и взрослых вопросы. Участники смогли научиться тому, как подбирать книги для конкретного ребенка, согласно его возрасту, интересам, проблеме, которая есть у этого ребенка. Как читать и обсуждать с ребенком книгу, на что обращать внимание при выборе книги.


Например, книга «Я ем лапшу, а в это время» японского автора Ёсифуми Хэсагава в нескольких строках дает представление о том, что происходит в мире, о гражданской позиции, о неравнодушии к чужой боли и умении сопереживать.


Современные книги - это не только текст, но и иллюстрации. Порой краткий текст, дополненный прекрасными рисунками художника, дарит детям интереснейшую книгу, объясняет сложную тему. В современной детской книге каждое слово выверено и нет ни одного лишнего слова. Эти книги заставляют думать и задумываться, осмыслять, учат самостоятельности, пробуждают творчество и фантазию.


Книга «Капля» молодого российского автора Анастасии Коваленковой объясняют детям процесс круговорота воды в природе и все формы воды – туча, снег, дождь. Короткий текст, поданный в форме увлекательного путешествия Капли, дополненный чудесными иллюстрациями понятен ребенку даже младшего возраста.


Книга «Украденные имена» Жозе Антонио Тассиеса рассказывает о насилии в школе и проблеме одиночества подростка. Пронзительная и откровенная, она обязательна для прочтения – детям, учителям и родителям.


Участниками семинара стали студенты и педагоги Международного университета Центральной Азии, кафедры дошкольного воспитания КГУ им. Арабаева, специалисты кафедры дошкольного образования Кыргызской Академии Образования, проекта ЮСАИД по чтению детям, частных детских садов.