Пресс-центр Выступления и доклады

25.04.2016

Роза Отунбаева: Великий Шелковый пояс и путь для Кыргызстана

Редакция ”Вечернего Бишкека” обратилась с просьбой к экс–Президенту КР, учредителю международного общественного фонда “Инициатива Розы Отунбаевой” с просьбой рассказать о ее недавней поездке в Китай. В нашем разговоре шла речь о нашем соседе, планах строительства железной дороги из Китая через нашу страну в Европу, о прошлом и будущем Кыргызстана.


Из каждой поездки она привозит как минимум коробку книг, сейчас они распаковываются и занимают немногочисленные свободные места в книжных шкафах .


Впечатлениями о нынешней поездке Роза Исаковна эксклюзивно поделилась с “ВБ”.


Дорога к ареалам чуда


- В городе Шеньжень, одном из первых СЭЗ реформирующегося Китая, который начал строиться в 80-е годы по образу и подобию Гонконга, он и стоит напротив этого известного города с особым статусом, в конце марта состоялась конференция “Великий Шелковый путь: путь и пояс” с участием 70 исследовательских центров из 50 стран мира. Там, на основе первого Диалога по Великому Шелковому пути создали Международную Ассоциацию исследовательских центров по этой теме. Речь идет о возрождении исторического Шелкового пути, который на протяжении двух тысяч лет объединял евразийские народы беспрерывными торговыми караванами, бессчетными товарными и культурными обменами. Китайская сторона осознает, что без расширения знаний целей и задач проекта, без углубленного разговора, без «мягкой силы» успеха не достичь.


- Расшифруйте нам, что означает «пояс» и что стоит за словом «путь»?


«Пояс» представляет собой континентальное измерение по суше этой гео-стратегической дороги, состоящей из сети железных дорог, автотрасс, нефтяных и газовых труб, начиная от Сианя в центре Китая через Центральную Азию и Россию, потом идет раздвоение: одна ветка проходит через Казахстан, другая через Монголию, потом они вновь сходятся, соединяются с Транс-Сибирской железной дорогой и идут в Москву, Роттердам, Венецию. «Путь» же – это морское измерение, состоит из сети портов и другой прибрежной инфраструктуры, дорога тянется с восточных морских берегов Китая вдоль Юго-Восточной Азии, Южной Азии, Персидского залива, Восточной Африки и Средиземноморья, делает петлю и заканчивается в Пиреях (Греция), в Венеции (Италия), в Роттердаме (Нидерланды) и в Момбасе (Кения, Африка).


Добавлю, что «Один путь, один пояс» включает в себя и Цифровую Шелковую дорогу, плюс Шелковый путь в кибер-пространстве. Планируется объединить все страны на этом пути быстропроводниковой связью.


Слышал, что есть у этого пути и коридоры, это какие?


Прежде всего это Китайско-пакистанский Экономический коридор, включающий в себя порт Гвадар, где пояс и путь пересекаются, надо сказать, что это – ближайший порт для нас, КР. Приступают к строительству экономического коридора Китай-Монголия-Россия. Другой коридор соединяет город Юнань в южном Китае с Мьянмаром, Бангладешом и Индией.


Вы побывали и в громадном транспортном узле Центрального Китая – городе Чунцин.


- Этот колоссальный мегаполис численностью в 33 млн. людей занимает территорию, примерно равную всей Австрии, где-то 80 тысяч квадратных километров. Спланированный умно и гибко на несколько десятилетий вперед сингапурскими специалистами мощный экономический узел Китая - речной порт, аэропорты, густая сеть железных и автодорог, город в лесу небоскребов – все это весьма впечатляет. Чунцин является отправной точкой железной дороги, идущей в Дуйсбург, Германия. Отсюда контейнеры, которые приходят с юго-востока Китая по реке Янцзы грузятся на поезда и едут до Контрольно-пропускного пункта Алашанькоу / Достык, идут через весь Казахстан, Россию, Беларусь, Польшу до конечной точки в Германии. У меня есть цифра: с января 2011 года маршрутом Чунцин - Дуйсбург прошло 417 составов, они перевезли 35 тысяч 596 контейнеров.


- Сколько времени занимает транспортный маршрут Чунцин – Дуйсбург?


- Ровно две недели, 11,5 тысячи километров за 13-14 дней. На 20 дней меньше, чем по речным и морским путям. В разы дешевле, чем водным путем. Надо сказать, что Китай в последнее время, интенсивно расширяя внутреннюю железнодорожную сеть, стал мировым лидером по строительству высокоскоростных линий. Проектное время планируемой к строительству железнодорожной магистрали Пекин- Москва длиной в семь тысяч километров с шести суток может сократиться до 33 часов!


- Китай – уже сегодня мировая фабрика, не станет ли эта дорога выгодной только для одной страны, дорогой в одну сторону?


Ваш вопрос подчеркивает только мощь и силу, амбиции и видение будущего Китая, нашего прямого соседа по югу. Соединение Китая с Центральной Азией – это часть огромной сети дорог, на деле «Путь и пояс», проходя по трем континентам – Азия, Европа и Африка – соединяет мощные экономики Восточной Азии с развитым рынком Европы. Это проект на весь 21 век, плоды которого будут пожинать наши потомки и в 22 веке и за его пределами. Вспомните строительство трасс жизни в 18-19 веке; железные пути, которые тогда прокладывались в Америке и в Европе стали основой взлета промышленности и новых технологий в развитых частях света. Наша страна, как и весь регион Центральной Азии крайне нуждается в современных железных дорогах - кровеносных сосудах любой экономики. Конечно же, это не будет благодетелью инвестора. Здесь есть и прямой интерес Китая. Только в одном Чунцине собираеся треть компьютеров от мирового производства. Мы знаем, что ныне целые производства, фабрики и заводы размонтируются и вывозятся из Китая во Вьетнам, Казахстан, Мьянмар и другие страны. Страна страдает от громадного переизбытка своих производственных мощностей.


- Слышал сравнение проекта “Путь и пояс” с планом Маршалла после 1945 года.


- Пожалуй, это уместное сравнение. По Маршалл-плану США вложили в течение шести лет 13 миллиардов дорогих долларов по тем временам в восстановление разрушенной войной Европы. Экономика Америки благодаря правительственным заказам “для Европы” тоже сильно выросла, составив половину всемирного объема валового продукта. То есть Маршалл-план был взаимовыгоден Европе и США, он сыграл свою историческую роль. Такого же двойного эффекта добивается Китай, который хочет вложить в “Путь и пояс” 150 миллиардов долларов.


Однако как стыкуются интересы Китая и ЕврАзЭс, с которым мы связываем свое промышленное возрождение, рынки сбыта, будущее?


Евразийский Банк Развития приступает к финансированию автодороги из Китая через Казахстан до Беларуси. Он же финансирует строительство логистических терминалов в Астане и в Хоргосе. Вместе с Азиатским Банком Развития он хочет вложиться в строительство дороги из Ирана через Армению до границы Грузии. Как стало известно, Евразийская экономическая комиссия намерена подписать соглашение по сопряжению экономического пояса Шелкового пути и ЕврАзЭс через два года.


Альтернативная дорога Север-Юг в стране строится на китайские кредиты, и это тоже часть торгового коридора. Я уже рассказала Вам о действующем железнодорожном маршруте Чунцин-Дуйсбург, он стал возможным из-за включения в него Казахстана. Т.е. наши соседи уже активно и давно работают, не только рассуждают и считают на берегу. А строительство железной дороги из Китая через КР в Узбекистан на этом фоне явно затягивается!


- Напомните пожалуйста, где мы сейчас стоим с этим проектом?


- Редкие сообщения Минтранса на эту тему говорят о том, что ТЭО дороги, профинансированного китайской стороной давно закончено. Кстати, речь идет о новом маршруте Торугарт-Жалал-Абад, протяженностью 432 км. Вскоре ожидаются трехсторонние (Китай-КР-Узбекистан) переговоры по дороге.


Китайцы извещают, что ими сейчас подписано соглашение о сотрудничестве в совместном строительстве этой мега-магистрали с более чем 30 странами.


Конечно, это не простые переговоры, позиция китайцев – выигрышная по определению, надо все взвесить, хорошо готовиться, отстаивать свои позиции, просчитывать, сто раз считать, прежде чем дать свое согласие. Досадно, что у нас до сих пор нет долгосрочного планирования экономики, да и развития всей страны. Каким мы видим наше государство в перспективе до 2030, 2050 года? Железная дорога, которая пройдет по всему телу страны принесет серьезные изменения. Какие это изменения, а мы с этим согласны? Если нет, то какие меры-действия предпринять, чтобы выправить их в другую, желанную сторону?


Надо понимать, что и желдорога и долгосрочный план - это всенародное дело?


Совершенно верно! Мы приступаем к проекту, который затронет судьбу каждого кыргызстанца. Токтогульская ГЭС приходит на ум сразу, до сих пор на протяжении четырех десятилетий мы живы ее энергией! Будучи на реке Янцзы меня потряс факт: 1.24 миллиона людей были переселены при строительстве плотин знаменитых «Трех ущелий», и хотя строительство завершилось в 2006 году, только недавно они справились с задачей обеспечения жильем, землей последних переселенцев. В первую очередь правительство, наравне с ним бизнес-сообщество, его различные институты, исследовательские центры, университеты, политические партии должны думать и работать, засучив рукава, над средне- и долгосрочным планированием страны.


Какие выгоды мы могли бы извлечь от дороги? С Востока на Запад вагоны всегда будут забиты, а в обратном направлении что мы могли бы отправить в Китай, что продавать там? Китай и сам производит сейчас хорошие вина, но растет на глазах и импорт вин извне. Грузины, молдаване могут загрузить свои известные миру вина, армяне – коньяки, что загрузим мы? Как много еще предстоит нам сделать, чтобы добиться устойчивого успеха брендов из Кыргызстана: баранины в Китае, Пакистане, арабских странах; урюка, чернослива и облепихи на всех мировых авиалиниях и отелях; войлока, швейных изделий в декор- и сувенирных шопах России и Запада; меда, орехов, горных трав в Южной и Восточной Азии. Разработаны ли у нас по отношению к каждому соседу или стране в ближнем соседстве детальные актуальные и перспективные планы-программы экспорта-импорта? Разве не об этом вопиют наши фермеры: куда сбыть готовую продукцию?


Всегда поднимают вопросы ползучей миграции когда говорят о китайских инвестициях и кредитах, боятся этого и в части будущей железной дороги.


Нужно повышать конкурентоспособность наших рабочих и специалистов, я бы поставила это на первое место. К 2030 году по прогнозам численность населения страны выйдет на 8 миллионов жителей. За годы независимости мы выросли на 1,5 миллиона человек, и это с учетом массового отъезда людей в разные стороны. Мы не смогли обучить и подготовить к жизни, к реалиям рынка новые поколения, старшим сегодня 25 лет. Миграция стала судьбой почти миллиона наших соотечественников, часть которых успела поменять свое гражданство. Мы свидетели, когда низкая конкурентоспособность в создании основных инфраструктур: дорог, электролиний передач, в горной добыче, в новых технологиях оставляет за бортом наших рабочих, если требуется качественная, в сжатые сроки работа. Вопросы подготовки квалифицированных рабочих должны быть не только уделом министерств и агентств, нужна всенародная поддержка, дух, ориентация! Мы для кого и зачем готовим столько выпускников с высшим образованием? Оно у нас «высшее»?! Нам нужны специалисты с твердым средним профессиональным образованием! Технические университеты, ссузы, лицеи должны стать престижными в обществе. Не помню, к сожалению, ни одного в последние годы мероприятия в поддержку наших рабочих лицеев с участием первых лиц республики.


А пресекать незаконный въезд, наводить порядок по пребыванию в стране иностранцев - на это есть мандат у целого блока министерств и ведомств, они должны добросовестно выполнять свои функции.


Для любого проекта нужны финансовые средства, на сколько тянет этот мега-проект?


Нет сомнений, он тянет на миллиарды долларов, пока еще нет окончательного просчета. И это будут кредитные средства. В связи с низкими и нестабильными ценами на нефть мир ныне проходит через глубокие и комплексные изменения, международный финансовый кризис все еще тлеет, наблюдаются рекордно медленные темпы роста мировой торговли, сохраняется геополитическая напряженность. Но нам нужно расти, укреплять государство, конкурировать с миром, растить бизнесы, расширять строительство городов, восстанавливать пастбища, озеленять страну, обеспечивать работой в растяжке миллионы наших граждан, искать кратчайшие выходы к морю для сбыта своих товаров. Нам нельзя упускать время, нельзя стоять на месте! Нынешний кризис больно бьет по слабым телам, сбивает с ног заснувших. Никто не сидит сложа руки в такой экономической ломке, напротив у сильных идет переналадка, запуск на новые бизнесы и горизонты. Сам Китай с фабрики дешевых и простых товаров переналаживает производство на инновационную продукцию, переходит к экспорту дорогостоящих товаров и технологий.


Кстати, одним из кратчайших путей к морю для нас из Торугарта через Кара-Корумское шоссе (2200 км) будет пакистанский порт Гвадар, на строительство которого и целого пучка авто и железных дорог к нему, портовых сооружений Китай выделяет 11 млрд долларов.


А Китай не боится вкладывать инвестиции в этот регион?


Хороший вопрос. Китай, пока еще вторая экономическая держава мира, член Совбеза ООН, лидер важных региональных организаций берет все больше ноши и ответственности, чтобы остановить гражданскую войну в Афганистане, урегулировать конфликт между правительством и талибами, подтолкнуть пакистанскую армию прекратить избирательную помощь террористическим группам, положить конец сепаратистским вылазкам в Балучистане вдоль коридора. Пакистан в ответ намерен поставить охрану в 10 тысяч войск для защиты китайских инженеров и рабочих на строительстве дорог. Более того, Китай обещал Афганистану, где он хочет заняться горной добычей, построить железную дорогу между Кабулом и СУАР, пока до 2017 года он выделяет гранты порядка 100 млн. долларов.


Миротворчество становится для Китая знаковой добродетелью. Он поставляет самое большое число миротворцев в войска ООН. Проект «Один путь, один пояс» содержит в себе потенциальное урегулирование целого круга конфликтов, застарелых и относительно новых, разрядку напряженности, восстановление диалога, рабочих отношений между странами в регионах вдоль пути. Железная дорога, которая свяжет Кыргызстан с Узбекистаном торговлей, людскими обменами, туризмом в обоих направлениях может выступить катализатором нормализации наших двусторонних отношений.


- Что еще вы хотели бы сказать напоследок?


- Хочу повторить, при всех выгодах и на фоне массового, привычного оборота товаров по морскому пути, сейчас восходит звезда, восстанавливается континентальное измерение мегатрассы 21 века. Мы должны попасть в этот поезд, не сломя голову, впопыхах, но с умом, все продумав и взвесив. Однако нельзя и затягивать, пора нам использовать представленный историей шанс.


Книжный мир


- Роза Исаковна, расскажите, пожалуйста, о книгах, которые вы привезли из нынешней зарубежной поездки.


- Пожалуйста. Вот книга Джавахарлала Неру «Открытие Индии», его же «Письма к дочери», к Индире Ганди. Обе книги были написаны им в тюрьме. Привезла я и произведения пакистанцев: писателя Саадата Манто, поэта М.Икбала, современных авторов. Надо восполнить пустоты в своих знаниях, Икбал очень популярен на всем Востоке, его хорошо знают наши соседи в Таджикистане. Целая кипа книг из Сингапура, не перестаю читать про эту страну, ее лидеров. Последняя книга интервью Ли Кван Ю, а эта книга – подборка наиболее значимых писем Мохаммада Махатхира, бывшего премьера Малайзии мировым лидерам. Интересно, что дочери лидеров Сингапура и Малайзии - Ли Вэй Линг и Марина Махатхир - обе имеют активную позицию по проблемам развития страны и общества, на протяжении десятка лет пишут колонки два раза в месяц в ведущую газету своей страны. Это собрание статей Марины Махатхир.


- Слышал, что ваш фонд переводит и издает некоторые из этих книг ?


- Мы начали издавать серию книг «Личности, с кого брать пример», чтобы представить читателям на кыргызском языке знаковые фигуры мирового порядка. Перевели на кыргызский и издали книгу Ден Жун, дочери Ден Сяопина «Мой отец Ден Сяопин». В конце мая готовим презентацию Автобиографии Махатмы Ганди, на кыргызский язык с английского перевел ее историк и журналист Тынчтыкбек Чоротегин. В печати находятся еще ряд интересных книг, издание которых инициировал мой Фонд, уверена, никого они не оставят равнодушными.


Александр ТУЗОВ
Вечерний Бишкек

Фото фонда “Инициатива Розы Отунбаевой”.


Последние новости

21.09.2017

11-20 сентября прошла пятая сессия курса по Монтессори-педагогики

11-20 сентября прошла пятая сессия курса по Монтессори-педагогики, которую провела Надежда Николаевна Смирнова, директор Международного инстутита Монтессори-педагогики (МИМП), г. Москва и один из лучших российских Монтессори-педагогов. Курс по Монтессори-педагогике завершится в ноябре вручением дипломов МИМП слушателям. 19 сентября Надежда Николаевна провела лекцию для всех желающих - родителей и педагогов на тему "Образование, воспитание или развитие: ...
20.09.2017

В Жалал-Абаде состоялся форум по раннему развитию детей

В городе Жалал-Абад в Жалал-Абадском Государственном университете 19 сентября 2017 года состоялся Форум по продвижению и внедрению Базовых стандартов развития детей от рождения до 3-х лет. Цель форума – продвижение и внедрение Базового стандарта развития детей от 0 до 3-х лет посредством создания единой сети среди педагогических вузов КР. Мероприятие было посвящено проблеме раннего развития детей современного Кыргызстана: были презентованы Базовые ...
20.09.2017

14 фактов о современном образовании со всего мира

Школы мира сегодня настолько разные. Иногда кажется, что финское, французское или русское образование зародились на разных планетах. Онлайн-школа «Фоксфорд» рассказывает о самых интересных особенностях школ разных стран.    Все старшие школы в Японии платные, но государственные дешевле частных. Выпускники престижных школ проходят конкурс в вузы и преуспевают в карьере. Чтобы быть в числе лучших, школьники занимаются на курсах и с репетитором 7 дней в ...
18.09.2017

Образовательный Форум по продвижению и внедрению базовых стандартов развития детей от рождения до 3-х лет состоится в г.Жалал-Абад

19 сентября 2017 года в городе Жалал-Абад на базе Жалал-Абадского Государственного университета состоится Форум по продвижению и внедрению базовых стандартов развития детей от рождения до 3-х лет. В мероприятии примут участие заместитель полномочного представителя Правительства КР в Жалал-Абадской области Т.Ызабеков, исполнительный директор Международного общественного фонда «Инициатива Роза Отунбаевой» Д.Ш.Кендирбаева, заместители глав районных ...
14.09.2017

Р.И.Отунбаева приняла участие в туре по Айтматовским местам вокруг Иссык-Куля «Тополек мой… женские образы Мастера»

С 8 сентября по 10 сентября 2017 года Экс-президент Кыргызской Республикики, основатель международного общественного фонда «Инициатива Р.Отунбаевой» Р.И.Отунбаева приняла участие в туре по Айтматовским местам вокруг Иссык-Куля «Тополек мой… женские образы Мастера». Мероприятие нацелено на популяризацию, репопуляризацию произведений Ч.Айтматова, открытие новых Айтматовских мест, акцентирование гуманитарной составляющей туристических ...
14.09.2017

Экс-президент Кыргызстана Р.И.Отунбаева вошла в состав Консультативного Совета высокого уровня по посредничеству, учрежденного Генсеком ООН (обновлено)

ООН, 13 сен — РИА Новости. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш объявил об учреждении Консультативного Совета высокого уровня по посредничеству (при Генеральном Секретаре ООН). В состав Консультативного совета вошли 18 человек. Среди них президент Чили Мишель Бачелет, член конституционного совета Шри-Ланки Радика Кумарасвами, экс-президент Финляндии Тарья Халонен, экс-глава МИД Иордании Нассер Джода, экс-глава МИД Алжира Рамтане Ламамра, бывшая лидер ...
12.09.2017

Книги «Героический эпос кыргызов «Манас» (в рисунках) и «Балерина» признаны лучшими на Международном конкурсе

Международный Общественный фонд «Инициатива Розы Отунбаевой» награжден дипломом II степени в номинации «Искусство иллюстрации» Межгосударственного Совета по сотрудничеству в области периодической печати, книгоиздания, книгораспространения и полиграфии. Награждение состоялось по итогам XIV Международного конкурса государств-участников Содружества Независимых Государств в рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки, которая ...
12.09.2017

На высоте 3000 метров: Как учатся дети в высокогорьях Кыргызстана

Проблемы с образованием не редкость в высокогорных районах Кыргызстана, и чтобы решить ее, по всей республике на джайлоо начали открывать детские сады. В них волонтеры обучают детей скотоводов различным навыкам, от актерского мастерства и музыки до лепки из глины. Кыргызстан, Нарынская область, где-то у озера Сон-Куль, 5 июля 2017 года Снег на склонах гор, дождь и пробирающий до костей ветер, две одинокие юрты посреди бескрайних зеленых ...
11.09.2017

Дайджест мероприятий МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой» на сентябрь 2017 года

Дайджест мероприятий   МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой»   на сентябрь 2017 года Еженедельно - Караван знаний по экологическому воспитанию для школьников г. Бишкек Когда:  2 раза в неделю Где: школы г. Бишкек Интерактивные, познавательно-воспитательные лекции-презентации на тему экологии с демонстрацией видео-роликов, призывающих к бережному отношению к окружающей среде. Участники - школьники 6-8 классов. Язык: кыргызский и русский Телефон: 0556 20530514 ...

Поиск

Институт экс-президентства

Проект наставничества «Устат»

Подготовительный год к школе


School of Childhood

Садики на джайлоо

Gardens on jailoo

Школа детства

School of Childhood

Фестиваль образования

«Эко-проект»

«Звёзды читают детям»

Оптимизация школьного питания в КР

Мастер-классы для детей

«Детская филармония»

«Вечера поэзии»

Наши издания

«Мекендештер»


mekendeshter-logo

Видео

Центры развития на джайлоо - 2017

«А как у них?»

«Проекты Фонда»