Инициативы Инвестиции в будущие поколения Подготовительный год к школе

19.08.2016

Какие игрушки действительно полезны вашему ребенку

12 ИГРУШЕК, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РАЗВИВАЮТ


Сколько замечательных, разнообразных, удивительных игр и пособий придумали и выпустили. Заходишь в магазин – и глаза разбегаются. Пообщаешься с другими родителями – и хочется бежать за новыми покупками. 


Какие-то пособия более эффективны, какие-то менее.


Я хочу рассказать про 12 пособий, игрушек, игр, которые действительно развивают ребенка в разных возрастах.


1. Пирамидка (1 год – 3 лет)

Как ни странно, но пирамидка – очень мощное дидактическое пособие. Только вот задача, пирамидка должна быть правильной:

- у нее должен быть стержень – палочка, а не конус

(дело в том, что конус не позволяет собрать пирамидку неправильно)

- дырочка в колечках должна быть одинаковой (есть такие пирамидки, когда у больших колец – очень большая дырка, такую пирамидку невозможно собрать неправильно, маленькие кольца, надетые раньше, просто проваливаются внутрь)

- устойчивое основание (т.е. штырек стоит, а ребенок на него спокойно надевает колечки)

- лучше всего, если все колечки одного цвета (потому что часто дети просто запоминают порядок цветов, но не понимают сам принцип)


С помощью пирамидки самых маленьких мы научим новым координационным действиям: снимать и надевать колечки.


Позже мы научим их сравнивать: большой – маленький, больше – меньше

И только потом научим принципу сортировки: сначала самое большое колечко, теперь самое большое из оставшихся – и соберем всю пирамидку

А кроме того, можно считать, сравнивать с другими предметами (большому мишке – большое печенье –колечко, а маленькому мишутке – самое маленькое), надевать на пальчики, нанизывать как бусы и т.п.


2. Матрешка (1год – 4 года)


Матрешка продолжает идею пирамидки, но и позволяет на новом уровне ощутить понятие больше – меньше. Ведь тут маленькая матрешка оказывается внутри большой.


Первые манипуляции может с удовольствием выполнять самый маленький ребенок. А вот находить порядковое место нужной матрешки, считать, какая она с начала (от большой) и с конца (от маленькой), выстраивать двойные сравнения (больше этой, но меньше той) – это уже и 4 летке актуально


3. Вкладыши (1 года – 6 лет)


На основе рамок – вкладышей придуманных Марией Монтессори создана масса игр и пособий. Конечно, лучше и эффективнее пользоваться действительно изначальным пособием. Дело в том, что то, что в нем фигуры не отличаются по цвету, и не проваливаются в дырки, а ровно вставляются в свои рамки. В этом заложены глубокие смыслы. Ребенок узнает фигуры не по цветам, а по контурам – у него формируются образы фигур в памяти. Невозможно неправильно вставить фигурку – она никуда не провалится, а «окошко» не закроется.


Но что же делать с пособием после того, как ребенок научился правильно соотносить рамку и вкладыш? Что делать с подросшими детьми?


Теперь мы закрываем глазки и играем без зрения. Теперь наши руки должны научиться узнавать образы и фигуры.


А кроме того, рамки и вкладыши мы начинаем использовать как трафареты и штампы! Придавил фигуркой пластилин – получил красивый, выпуклый отпечаток. Обвел фигуру снаружи – получил контур. А можно изнутри рамку обвести – совсем другая работа для ручки и мозга. Покрасил с одной стороны вкладыш краской – получил отпечаток.


Ну, и кроме того, фигуры – прекрасный материал для развития мышления, узнавания свойств, сравнения и т.п.


4. Кукла или мягкая игрушка (1 год – 6 лет (минимум))

Разве это развивающее пособие? Еще какое! Дело в том, что куклу или мишку, котика и т.п. мы будем класть спать, кормить, мыть, лечить, возить и так далее. Эта игрушка - прообраз "я" ребенка. Именно так малыш начинает осознавать окружающий мир и самого себя в нем, развивать личность.

Не забудьте к кукле приложить несколько лоскутков ткани. Они станут и кроватью, и полотенцем, и парашютом…


5. Посуда (1 год – 5 лет (минимум))


Думаю, теперь понятно, что нужна и посуда. Дело в том, что для самого маленького ребенка процесс еды – очень значительное место в жизни занимает. Чувства голода и насыщение потом – очень сильные, яркие и важные ощущения. Да и много времени на это уходит. Так что и игры в это – очень нужны и важны.


Но не только начало сюжетной игры в кормлении. Это и мощнейшая ситуация для развития речи и мышления. В играх с детской посудкой хорошо работает мелкая моторика, а когда вы начнете готовить из крупы или песка – активно включатся сенсорные ощущения. Потом мы добавим пластилиновые колбаски и колобки, а через какое-то время начнут получатся и более сложные продукты.


Игра с посудой стимулирует и счет (сколько у нас гостей: один, два, три), и формирование логических операций (хватит ли нам 3 тарелки), и закладываются операции сложения – вычитания, деления и умножения, решения задач (если каждому разложит по 2 ягодки на тарелку, сколько всего ягодок нам нужно).


Игры с посудой и творческое дело: нарисовать, украсить, красиво сервировать – тут есть прекрасные поводы для включения воображения и фантазирования.


6. Разные мячики (1 год и без ограничения)


Самые разные мячики от малюсенького каучукового, который хорошо прыгает и помещается в маленькой ладошке, до большого резинового и огромного пляжного надувного. Это и развитие физическое (множество разных навыков), и мышление можно и нужно включать (сравнения, классификации, функции, задачи и т.п.)


7. Деревянный конструктор (1 год – 6 лет (минимум))


Самые обычные блоки: кирпички, призмы, цилиндры. Сначала – это будут просто манипуляции: башенки, заборчики. Потом он очень пригодится для первых сюжетных игр: сделать стол для куклы, стул для мишки, построить гараж для машинки…


Сами детали – отлично пособие для развития мышления: а найди мне детальку, у которой 3 угла (сначала играем не с объемными телами, а на плоскости, то есть, положив детали на поверхность стола), а найди большой квадрат и т.п. Если у вас достаточно большой набор, он вполне может заменить блоки Дьенеша.


А потом начинаются миры. Когда вдруг вырастает лес или город, появляется ферма или космический корабль. А всего-то – немного фантазии, опыта и деревянные детали.


С помощью большого набора можно осваивать и математику: прекрасный счетный материал, геометрия опять же, симметрия и т.п.


8. «Сложи узор» Б.П. Никитина (1.5 года – 6 лет)


Замечательная авторская игра Бориса Павловича Никитина. Идея почерпнута им у американского психолога Коса (Kohs Block Design Test), развита и скорректирована.


Игра позволяет развивать пространственное и логическое мышление ребенка, аналитико-синтетическое мышление, воображение. Начинать можно с самыми маленькими, постепенно переходя от более простых к более сложным заданиям.


9. «Сложи квадрат» Б.П. Никитина (3 года – 6 лет)


И снова авторская игра Бориса Павловича. Очень простая внешне, но скрывающая в себе значительный потенциал. Способствует формированию образов геометрических фигур, развитию пространственного воображения, математических и творческих способностей, логического мышления.


Постепенно переходя от квадрата к квадрату, от уровня к уровню, мы позволяем ребенку продвигаться дальше и дальше в своем развитии.


10. «Кубики для всех» Б.П. Никитина (4 года – без ограничения)


Сложное пособие. Многие родители пасуют перед ним. И совершенно зря :) Игра стимулирует ребенка думать, оперировать пространственными образами. Ведь дело приходится иметь с объемными фигурами. Это новая ступенька мышления и абстрагирования. Умение комбинировать эти кубики значительно сложнее обычной игры с конструктором, и развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению. Начинаем с самого простого. Да и использовать фигурки для построений в играх тоже полезно. И постепенно двигаемся дальше. Ведь игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж.


11. Фигурки животных и людей (1 год – 6 лет (минимум))


Зверушки, человечки, разные персонажи. Они позволяют реализовывать разные игры, будь то ферма, африка, море или автобус. Ребенок создает игровой мир (сначала, конечно с помощью взрослых), и заполняет его персонажами: вот тут у нас живут рыбки, а тут малыш едет на машине к бабушке.


Это не только игра как таковая, фигурки - еще и пособие для развития. Ведь это и речь – мы называем самих персонажей, придумываем что-то про них, называем их «части» хвосты-копыта-рога-хоботы-горбы. Можем играть с классификацией – кто у нас бегает, летает, плавает. Можем тренировать внимание и память: кто пропал? Кто новый появился? Тренировать мышления, придумывая загадки – описания и т.п. А еще, эти фигурки прекрасно оживляют абстрактные логические игры, например, те, про которые шла речь выше.


12. Магнитная азбука (3 года – 5-6 лет)


Есть множество разнообразных по сложности и красочности пособий для обучения чтению. Но как показывает опыт, удобнее всего на начальных этапах именно магнитная азбука. Да и потом, когда первые слова уже прочитаны, весело и радостно оставлять друг другу коротенькие послания, подписывать рисунки и т.п.


Магнитные буквы хороши и для обучения письму. Дело в том, что буквы тут объемные, их можно пощупать, подержать в руке. Детям это облегчает освоение графического символа, а значит, потом, при письме, им будет проще его изобразить.


Замечательных вам игр и радостного, разумного развития.


Автор - Анна Андреева, методист, педагог высшей категории, мама трех детей

Фото Международный институт Монтессори-педагогики.

Международный институт Монтессори-педагогики

Последние новости

26.05.2017

Гостевые лекции «Мекендештер»: «Образование в поднебесной»

Лекция председателя Международного образовательного центра, выпускника Ланджоусского университета, прошедшего обучение по Президентской программе “Кадры ХХ века”, члена Государственной комиссии по распределению грантовых мест зарубежных ВУЗов, основателя движения “Патриот” — Нурсултана Кубанова состоится 29 мая этого года в Национальной библиотеке им. А.Осмонова в Китайском Центре в 15-00.   Тема ...
23.05.2017

Экс-президент Р.Отунбаева о природных катаклизмах: Поможем всем миром! (интервью)

Экс-президент Роза Отунбаева призвала кыргызстанцев помочь пострадавшим от природных катаклизмов на юге страны. Она поделилась своим мнением о чрезвычайных ситуациях и восстановительных работах с ИА АКИpress.   - Около месяца назад случилась трагедия в селе Аю-Сай Узгенского района. Вы были на месте оползня, увидели масштабы беды и призвали журналистов рассказать об этом шире. Что, на ваш взгляд, осталось без внимания журналистов?   - Да, я съездила в ...
23.05.2017

Концертом «Короли классики» закрыт сезон «Детской филармонии»

Сегодня состоялся 11 концерт Детской филармонии "Короли классики". Ведущая рассказала юным слушателям и их родителям об эпохе расцвета классической музыки и музыкальных гениях этой эпохи: Вольфганге Амадее Моцарте, Йозефе Гайдне и Людвиге Ване Бетховене. Музыка этих композиторов кажется вечной - она пережила свое время и популярна до сих пор. Например, в фильме "Люди Х - 2" в одной из сцен звучит музыка Моцарта.   Как отметила ведущая концерта Алтынай ...
20.05.2017

Вечером поэзии «Ырымдасыз» был закрыт этот сезон встреч

Вчера в Национальной филармонии прошел вечер позэзии  "Ырымдасыз" ("Вы в моих стихах"), который и завершил этот сезон встреч. Три молодые поэтессы представили зрителям свое творчество.  Любовь дочери к матери, молодой матери к своему ребенку, мечты о счастье, размышления о жизни, чувства и эмоции - все это прозвучало на сцене. Зрители очень эмоционально и тепло приняли поэзию. В заключение вечера Асылбек Жоодонбеков, представитель Фонда ...
19.05.2017

Фонд «Инициатива Розы Отунбаевой» и Kyrgyz Club Германии договорились о сотрудничестве

Вчера, 18 мая, в офисе МОФ "Инициатива Розы Отунбаевой"  состоялась встреча исполнительного директора фонда Догдуркул Кендирбаевой с руководителем регионального отделения Kyrgyz Club Германии Бакытом Кобегеновым. В ходе встречи были обсуждены возможности сотрудничества и реализации совместных проектов Форум соотечественников "Мекендештер" и Kyrgyzclub-Germany. По результатам переговоров была достигнута договоренность о проведении совместных ...
18.05.2017

СМИ о нас: Новостной телесюжет о семинаре-тренинге, посвященном развитию туризма в Таласской области.

11 мая 2017 года Международный общественный фонд «Инициатива Розы Отунбаевой» провел тренинг по созданию и продвижению гостевого бизнеса для участников из трех районов Таласской области. Данное мероприятие было организовано в рамках проекта «Форум Мекендештер», реализуемого при поддержке Международной Организации по Миграции в КР и Швейцарского бюро по Международному сотрудничеству с целью развития и укрепления туристического сектора ...
18.05.2017

Бакыт Кобегенов: «Никогда не унывать и двигаться дальше!». Пост-релиз гостевой лекции

17 мая на базе Кыргызской Государственной Медицинской Академии им. И.К.Ахунбаева состоялась первая Гостевая лекция с участием соотечественника, практикующего хирурга из Германии Бакыта Кобегенова. Данное мероприятие стало продолжением диалога Форума “Мекендештер 2016” и запустило цикл гостевых лекций, запланированный на 2017 год, в рамках проекта “Мекендештер”, реализуемого Международным общественным фондом “Инициатива Розы Отунбаевой” при ...
16.05.2017

Презентация книги «Балерина» состоялась в Кыргызской Национальной консерватории

В Кыргызской Национальной консерватории прошла презентация книги для детей "Балерина". Гостем презентации был Посол Швейцарии в Кыргызстане господин Рене Холенштайн. Книга была издана при поддержке Посольства Швейцарии в Кыргызстане и стала подарком для детей, которые хотят узнать больше о балете или поступить в балетную школу. Как отметил в своей речи господин Посол: "Люди искусства своей нелегкой работой показывают публике разнообразие жизни. ...
16.05.2017

Открытая лекция Бакыта Кобегенова «Зарубежный опыт медицины, опыт Германии. Возможности стажировки для студентов и преподавателей в Европе»

Всегда приятно видеть молодых кыргызстанцев, которые добились успеха за рубежом и продолжают интересоваться жизнью страны и поддерживать связь с Кыргызстаном.   Бакыт Кобегенов, талантливый хирург из Германии закончивший КГМА, возглавляющий отделение объединения «Kyrgyz Club» в Германии выступит с лекцией для студентов и преподавателей столичных ВУЗов с 17 по 18 мая 2017 года.   Тема лекции: “Зарубежный опыт медицины, опыт Германии. Возможности ...

Поиск

Институт экс-президентства

Проект наставничества «Устат»

Подготовительный год к школе


School of Childhood

Садики на джайлоо

Gardens on jailoo

Школа детства

School of Childhood

Фестиваль образования

«Эко-проект»

«Звёзды читают детям»

Оптимизация школьного питания в КР

Мастер-классы для детей

«Детская филармония»

«Вечера поэзии»

Наши издания

«Мекендештер»


mekendeshter-logo

Видео

«А как у них?»

«Проекты Фонда»