Инициативы Инвестиции в будущие поколения «Школа детства»

12.07.2017

Развитие ребенка: Как вырастить эмоционально гибкого ребенка?

«Современные родители — пожалуй, самые осведомленные и сознательные за всю историю человечества», — считает автор книги «Эмоциональная гибкость» Сьюзен Дэвид. Мы заранее планируем будущее ребенка, тщательно обдумываем выбор школы, университета, а затем и такую работу, которая, может быть, позволит ему жить достойно. Но стремясь воспитать в детях уверенность и развить их потенциал, мы чрезмерно пытаемся оградить их от любых негативных переживаний. «Даже те родители, которые не опускаются до гиперопеки и не вмешиваются в каждую мелочь, все равно хотят, чтобы их дети жили здоровой, продуктивной, успешной жизнью», — отмечает Сьюзен.


Лучшее, что мы сейчас можем сделать ради своих детей, — это научить их эмоциональной гибкости. Она не оградит их от разочарований, но поможет развить способность к адаптации и упорство, которые нужны для того, чтобы преуспевать и совершенствоваться, невзирая на трудности.


Вдохновляй примером


Самый эффективный способ научить детей эмоциональной гибкости — подать им пример. Трудно справляться, когда дочь орет: «Я тебя ненавижу!», а сын приходит из школы заплаканный. Но такие ситуации дают возможность продемонстрировать свою эмоциональную гибкость: когда вы не реагируете на собственные эмоции, а ведете себя спокойно и стараетесь понять, почему ребенок испытывает такие чувства.


Когда ребенок плачет в кабинете врача, когда ему ставят прививку, не лучший способ его успокоить — это говорить, что все хорошо. Младенцу, который лежит голый и беспомощный в холодной комнате, где страшная чужая тетка колет его иголками, это «все хорошо»?! Не отрицайте крайне болезненное для ребенка обстоятельство. Он имеет право выражать свои эмоции, а не запирать их в себе.




Мальчики не плачут?


Есть ли у вас правила выражения чувств? Например, «Большие мальчики не плачут». Оно показывает ребенку, что неприятные эмоции — это признак слабости и их надо избегать. Еще одна ошибка — преуменьшать разочарование или печаль ребенка: «Да он просто устал», «Она проголодалась», «Перебесится». Либо когда мы предлагаем детям смотреть на неприятности через розовые очки: «Ну, милая, ты же сама знаешь, что преувеличиваешь», «Все хорошо». Еще одна ловушка на пути родителей — стремление исправить ситуацию. Например, когда ребенок приходит домой из школы и говорит: «Со мной никто не хочет играть», а вы тут же бросаетесь на помощь: «Не плачь, давай я с тобой поиграю».


Такие слова приносят больше вреда, чем пользы. Так мы лишаем ребенка критически важной возможности проработать свои неприятные эмоции — встретиться с ними лицом к лицу и чему-то научиться. К тому же мы невольно внушаем ребенку, что сам он не справится.




Безусловная поддержка


Ребенок должен чувствовать, что он любим, защищен и его всецело принимают таким, какой он есть. Такое ощущение безопасности в психологии называется надежной привязанностью. Благодаря ей эмоциональная жизнь ребенка будет стабильнее до подросткового возраста и положительно скажется на взаимоотношениях во взрослом возрасте.


Зная, что его не перестанут ценить, не отвергнут, не накажут и не пристыдят за его эмоции, какими бы они ни были, ребенок проверяет на практике, что такое печаль, радость или гнев. Он постепенно осознает, как справляться с эмоциями и как на них реагировать.


Это не значит, что вы должны мириться с истериками или нерациональными поступками. Вы просто даете ребенку понять, что его чувства реальны и так же важны, как чьи бы то ни было. Помогите ему научиться распознавать и называть свои эмоции: «Я вижу, тебя очень это раздражает. Да, я понимаю, что сейчас ты хочешь продолжить играть».


Важные уроки


Ребенок, который может свободно испытать весь спектр эмоций, усваивает несколько ключевых уроков:


Эмоции проходят. Такова их природа.

Эмоции не страшны. Каким бы большим или угрожающим они ни казались, я — больше и сильнее их.

Эмоции нас учат. То, что я могу узнать у них, поможет мне понять, что на самом деле важно для меня — и для других.




Самостоятельность


Автономность — критически важный для нравственного развития ребенка элемент. Она означает самоуправление, самостоятельность, а не прогулки по ночам в компании друзей-хулиганов.


Вот как можно способствовать развитию автономности у ребенка:


Уважайте его за те качества, которыми он обладает (например, любит рисовать), а не за те, какие желали бы в нем видеть (например, спортивные таланты).

Предоставляйте ему свободу выбора всегда, когда можете. Но это не значит вообще не ставить границ, не задавать ожиданий или потворствовать всем капризам.

Когда вы не можете предоставить выбор, объясняйте свое решение Если малыш не понимает, почему надо держать маму за руку, когда переходишь дорогу, объяснение «Потому что я так сказала!» не способствует развитию автономности. «Потому что ты маленький и водители тебя могут не заметить, а меня они хорошо видят», — другое дело.

Как можно реже применяйте внешние поощрения — наклейками, игрушками, деньгами — за такие достижения, как хождение на горшок, выученные уроки или хорошие оценки.

Поощрение автономности также помогает ребенку выработать собственный набор ценностей, отдельный от родительских правил и поощрений, — свой путь на будущее.





Эмпатия


Быть эмоционально гибкими родителями означает не просто проявлять эмпатию к ребенку в данный момент, а регулярно показывать пример эмпатического поведения, чтобы дети приучились вести себя так же. Допустим, вам непонятно, почему первый день в новой школе — это страшно, но вы можете признать, что ребенок это воспринимает именно так. Вы одновременно вселяете в него уверенность и поощряете естественный инстинкт учитывать чувства других людей. Обсудите с ним, кому еще в классе может быть одиноко и неловко? Почему хулиганы хулиганят, какие эмоции управляют ими?


Благодаря эмпатии вырастают дети, которые замечают, что одноклассника не позвали играть, что у кассира в магазине плохое настроение, что старушке надо помочь перейти дорогу. Повзрослев, они, скорее всего, будут еще тоньше ощущать несправедливость и помогать другим людям увереннее чувствовать себя в коллективе и в обществе в целом.


По материалам книги: «Эмоциональная гибкость».

Картинки в статье — кадры из мультфильма «Головоломка».

Источник: Издательство "Манн, Иванов и Фербер"

Последние новости

24.09.2017

Как из ребенка воспитать успешного человека? Советы монтессори-педагога

Каждый день в Кыргызстане, согласно официальным данным, рождается более 250 детей. Новоиспеченных родителей с этого дня ждет множество проблем и вопросов, которые придется решать, и среди них главный вопрос: как правильно воспитать ребенка? Об этом редакции Kaktus.media рассказала монтессори-педагог, основатель монтессори-клуба "Синяя птица" Камила Исабекова.   Когда начинать воспитание ребенка?   Самое эффективное время ...
21.09.2017

11-20 сентября прошла пятая сессия курса по Монтессори-педагогике

11-20 сентября прошла пятая сессия курса по Монтессори-педагогике, которую провела Надежда Николаевна Смирнова, директор Международного инстутита Монтессори-педагогики (МИМП), г. Москва и один из лучших российских Монтессори-педагогов. Курс по Монтессори-педагогике завершится в ноябре вручением дипломов МИМП слушателям. 19 сентября Надежда Николаевна провела лекцию для всех желающих - родителей и педагогов на тему "Образование, воспитание или развитие: ...
20.09.2017

В Жалал-Абаде состоялся форум по раннему развитию детей

В городе Жалал-Абад в Жалал-Абадском Государственном университете 19 сентября 2017 года состоялся Форум по продвижению и внедрению Базовых стандартов развития детей от рождения до 3-х лет. Цель форума – продвижение и внедрение Базового стандарта развития детей от 0 до 3-х лет посредством создания единой сети среди педагогических вузов КР. Мероприятие было посвящено проблеме раннего развития детей современного Кыргызстана: были презентованы Базовые ...
20.09.2017

14 фактов о современном образовании со всего мира

Школы мира сегодня настолько разные. Иногда кажется, что финское, французское или русское образование зародились на разных планетах. Онлайн-школа «Фоксфорд» рассказывает о самых интересных особенностях школ разных стран.    Все старшие школы в Японии платные, но государственные дешевле частных. Выпускники престижных школ проходят конкурс в вузы и преуспевают в карьере. Чтобы быть в числе лучших, школьники занимаются на курсах и с репетитором 7 дней в ...
18.09.2017

Образовательный Форум по продвижению и внедрению базовых стандартов развития детей от рождения до 3-х лет состоится в г.Жалал-Абад

19 сентября 2017 года в городе Жалал-Абад на базе Жалал-Абадского Государственного университета состоится Форум по продвижению и внедрению базовых стандартов развития детей от рождения до 3-х лет. В мероприятии примут участие заместитель полномочного представителя Правительства КР в Жалал-Абадской области Т.Ызабеков, исполнительный директор Международного общественного фонда «Инициатива Роза Отунбаевой» Д.Ш.Кендирбаева, заместители глав районных ...
14.09.2017

Р.И.Отунбаева приняла участие в туре по Айтматовским местам вокруг Иссык-Куля «Тополек мой… женские образы Мастера»

С 8 сентября по 10 сентября 2017 года Экс-президент Кыргызской Республикики, основатель международного общественного фонда «Инициатива Р.Отунбаевой» Р.И.Отунбаева приняла участие в туре по Айтматовским местам вокруг Иссык-Куля «Тополек мой… женские образы Мастера». Мероприятие нацелено на популяризацию, репопуляризацию произведений Ч.Айтматова, открытие новых Айтматовских мест, акцентирование гуманитарной составляющей туристических ...
14.09.2017

Экс-президент Кыргызстана Р.И.Отунбаева вошла в состав Консультативного Совета высокого уровня по посредничеству, учрежденного Генсеком ООН (обновлено)

ООН, 13 сен — РИА Новости. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш объявил об учреждении Консультативного Совета высокого уровня по посредничеству (при Генеральном Секретаре ООН). В состав Консультативного совета вошли 18 человек. Среди них президент Чили Мишель Бачелет, член конституционного совета Шри-Ланки Радика Кумарасвами, экс-президент Финляндии Тарья Халонен, экс-глава МИД Иордании Нассер Джода, экс-глава МИД Алжира Рамтане Ламамра, бывшая лидер ...
12.09.2017

Книги «Героический эпос кыргызов «Манас» (в рисунках) и «Балерина» признаны лучшими на Международном конкурсе

Международный Общественный фонд «Инициатива Розы Отунбаевой» награжден дипломом II степени в номинации «Искусство иллюстрации» Межгосударственного Совета по сотрудничеству в области периодической печати, книгоиздания, книгораспространения и полиграфии. Награждение состоялось по итогам XIV Международного конкурса государств-участников Содружества Независимых Государств в рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки, которая ...
12.09.2017

На высоте 3000 метров: Как учатся дети в высокогорьях Кыргызстана

Проблемы с образованием не редкость в высокогорных районах Кыргызстана, и чтобы решить ее, по всей республике на джайлоо начали открывать детские сады. В них волонтеры обучают детей скотоводов различным навыкам, от актерского мастерства и музыки до лепки из глины. Кыргызстан, Нарынская область, где-то у озера Сон-Куль, 5 июля 2017 года Снег на склонах гор, дождь и пробирающий до костей ветер, две одинокие юрты посреди бескрайних зеленых ...
11.09.2017

Дайджест мероприятий МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой» на сентябрь 2017 года

Дайджест мероприятий   МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой»   на сентябрь 2017 года Еженедельно - Караван знаний по экологическому воспитанию для школьников г. Бишкек Когда:  2 раза в неделю Где: школы г. Бишкек Интерактивные, познавательно-воспитательные лекции-презентации на тему экологии с демонстрацией видео-роликов, призывающих к бережному отношению к окружающей среде. Участники - школьники 6-8 классов. Язык: кыргызский и русский Телефон: 0556 20530514 ...

Поиск

Институт экс-президентства

Проект наставничества «Устат»

Подготовительный год к школе


School of Childhood

Садики на джайлоо

Gardens on jailoo

Школа детства

School of Childhood

Фестиваль образования

«Эко-проект»

«Звёзды читают детям»

Оптимизация школьного питания в КР

Мастер-классы для детей

«Детская филармония»

«Вечера поэзии»

Наши издания

«Мекендештер»


mekendeshter-logo

Видео

Центры развития на джайлоо - 2017

«А как у них?»

«Проекты Фонда»