Инициативы Инвестиции в будущие поколения «Школа детства»

18.01.2017

Почему занятия по ТРИЗ лучше любого раннего развития

Педагог, игротерапевт Софья Ведюшкина — о том, что такое ТРИЗ-педагогика и почему ею интересуются всё больше продвинутых родителей.


ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) придумал Генрих Саулович Альтшуллер — советский изобретатель, писатель-фантаст, известный под псевдонимом Генрих Альтов.

 

Этот человек больше 40 лет работал над методиками, с помощью которых советские инженеры повышали производительность труда. В СССР, в условиях ограниченных ресурсов и стандартизации, учёным было непросто постоянно выдавать что-то новое и оригинальное. Но Альтшуллеру удалось разработать несколько действенных алгоритмов, которые помогли учёным запускать творческий процесс в любых обстоятельствах. И что немаловажно — получать хороший результат. Теперь эти методики используются не только в науке, но и адаптированы для бизнеса, образования.


 

Что такое ТРИЗ-педагогика


ТРИЗ-педагогика — это инструмент для того, чтобы развивать логическое мышление ребёнка, воображение. А если мы говорим о школьниках — то плюс ко всему умения работать в команде, презентовать себя, излагать свои мысли.

 

Дисциплина находится на стыке развития мышления, коммуникативных, социальных и творческих навыков ребёнка. Под «творческими навыками» мы понимаем не самовыражение через рисунок, а способность что-то придумать, когда у тебя есть конкретное задание.

 

Детям не нужно ждать, когда их озарит муза, они могут начать креативить в любой момент. Конечно, в процессе рождения чего-то нового ребенка может посетить вдохновение, а может и не посетить. Но результат он получит в любом случае.

 

Важная составляющая методики — дети учатся решать задачи, работая в группе. Мы исходим из того, что взрослый человек, как правило, работает в коллективе и, соответственно, решать задачи ему приходится вместе с коллегами.

 


Когда ребёнок готов к занятиям


На групповые занятия по ТРИЗ нет смысла отдавать ребенка раньше 4,5 лет.

 

Для занятий важны два условия. Первое — у ребёнка должна быть хорошо развита речь. Второе — должно быть понимание воображаемого пространства (умение отличать реальность от игры понарошку). Как это понять? Даёте ребенку палочку и говорите: «На градусник, измерь мишке температуру». Если он отвечает: «Да это же палочка! Что ты говоришь!» — значит, механизм отличия ещё не включился.

 

В процессе занятий также можно определить, кто к ним ещё не готов. Дети, которые не дозрели до них, в качестве ответов на задания повторяют версии соседей, но в чуть-чуть изменённом виде. Они не будут придумывать что-то новое, потому что им пока это неинтересно.

 


Про оценки


Оценок в группах дошкольников нет совсем. Со школьниками практикуем следующее: они сами могут оценить свой результат. Происходит это так. Я даю им задание. Например, нужно придумать, как убить Медузу Горгону (учитываем то, что любой посмотревший на неё превращается в камень). Каждый по очереди предлагает вариант решения. А дальше дети обсуждают, чей ответ лучше. Они сами выдвигают версии, как можно это оценить. В итоге мы приходим к тому, что есть самое оригинальное решение, самое легко реализуемое, самое дешевое… Педагог никогда не скажет: это правильно, а это нет.

 

Одно из упражнений на занятии: мы берём предмет и называем его положительные и отрицательные характеристики. Если мы даём оценку, то она всегда к чему-то прикреплена. Он не «висит в воздухе», как это обычно происходит в школе.

 

Важное отличие ТРИЗ от методик раннего развития


В рамкам обучения ТРИЗ никто не настаивает на том, чтобы ребёнок умел считать, писать и читать. Отсутствие этих умений не препятствует тому, чтобы дошкольник освоил предмет в полном объёме.

 

Большинство развивающих центров сейчас делают упор на том, что детей нужно как можно раньше познакомить с цифрами, цветами, формами и прочим. А тут мы просто можем взять любимые игрушки ребёнка, фигурки, которые он знает, и работать через них. Через перчаточную куклу, через предметы, которые находятся в группе. Получается, наши занятия универсальны: они подходят тем, кто хорошо пишет, и тем, кто плохо держит карандаш, тем, кто читает, и тем, кто не знает ни одной буквы.


Про результат


Результат занятий не всегда ощутим для родителей. Здесь ребёнка не учат читать и писать. Дети, которые воспитаны на ТРИЗ, неудобны для родителей и школьных учителей. Они всем интересуются, много спорят, задают кучу вопросов, выдвигают другие варианты решения задач (при том, что в школе учитель даёт один алгоритм решения задачи). Но правда в том, что ТРИЗ поможет ребёнку в дальнейшем. Ведь каждая задача, с которой мы сталкиваемся в день по 40 тысяч раз, имеет как минимум два решения.

 

У малышей, которые занимаются ТРИЗ, за ответом на каждое «почему» следует новый виток вопросов, часто неудобных. Наши дети хотят всё исследовать. Занятия поощряют их любознательность и формируют первую ступень научного взгляда на мир, когда ты всё классифицируешь, изучаешь, выдвигаешь гипотезы.

 

Занятия ТРИЗ — это целая культура жизни. Если у ребёнка однажды включилось мышление, он автоматически становится более деятельным, активным по всём.

Летидор

Последние новости

18.08.2017

В Анталье открылся II Международный молодежный лагерь

При поддержке Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ) и Министерства по делам молодежи и спорта Турции в Анталье открылся II Международный молодежный лагерь. Как отметил на церемонии открытия губернатор Антальи Мунир Караоглу, между молодыми людьми, которые в течение недели примут участие в работе лагеря, будут налажены дружба и сотрудничество. В этом году по содействии Государственного агентства по делам молодежи КР и Форума ...
15.08.2017

25 июля в КНМИИ им.Г.Айтиева открылась выставка «Дочки-матери» или искусство по наследству

Организатором выставки является Международный фонд «Инициатива Розы Отунбаевой» при содействии Посольства Швейцарии в Кыргызстане. Концепцию выставки выдвинула Динара Чочунбаева, международный эксперт ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию. Сама идея выставки очень интересна и актуальна, поскольку с древних времен именно матери передавали свою культуру и навыки своим детям и, в первую очередь, своим дочерям. От воспитания матери ...
13.08.2017

7-8 августа 2017 года Роза Отунбаева ознакомилась с работой Центров развития на джайлоо Иссык-Кульской области

7 августа группа во главе с экс-Президентом Розой Отунбаевой ознакомилась с работой Центра развития на джайлоо Сан-Ташского АО, Тюпского района, а также встретилась с детьми и родителями. Во время мероприятий воспитатель центра - Жаныбекова Гулмира вместе с детьми показали несколько мастер-классов по вырезанию из бумаги и ознакомила со сделанными работами детей. Кроме этого волонтер из Австрии Сабрина Шауэр показала такие игры и ...
09.08.2017

Как в одной британской школе полностью победили прогулы

Кто сказал, что школа не может быть местом, где просто хорошо? Выбор школы — проблема для всех родителей независимо от страны, в которой живёт семья. Найти просто хорошую школу не так сложно. А такую, из которой не хочется уходить, — приходится иногда искать долго. Как выглядит британская школа в Каталонии, где дети учатся с трёх лет, размышляют о проблемах расизма и по праздникам ходят (вместе с учителями!) в пижамах, рассказывает мама троих ...
08.08.2017

Школа без стресса: как голландское образование делает детей счастливыми

Школа без стресса: как голландское образование делает детей счастливыми. Никаких домашек до 10 лет, стресса перед экзаменами и право выбора всегда. Голландские школы дают ученикам комфорт, свободу и умиротворение. Это при том, что дети идут учиться уже в четыре года, а в некоторых программах нет привычных химии и физики. Зато у учеников и их родителей всегда есть выбор, чему и как именно учиться в школе. «Мы закидывали ноги на стол и курили ...
07.08.2017

Почему ребёнка нужно учить читать и писать одновременно

Оказывается, позиция взрослых «главное, чтобы дошкольник знал все буквы и умел читать, а писать его в школе научат» — не совсем верная. Психолог и логопед проекта «Профориентация для школьников "Кем стать"» Валентина Сорока объясняет, почему так важно учить ребёнка письму и чтению параллельно.   Большинство родителей, которые приходят на консультацию логопеда, считают, что умение читать относится к устной речи, а умение писать связано с ...
05.08.2017

Дочь растет, глядя на мать

В Национальном музее искусств имени Гапара Айтиева открылась необычная выставка — «Дочки-матери, или Искусство по наследству». Оригинальность ее в том, что в экспозиции представлены работы 22 творческих семей и династий. Широко известны слова о том, что на детях гениев и талантов природа отдыхает. Но в народном искусстве кыргызов испокон веков заведено: мать обучает дочь мастерству, которым сама владеет. Сначала девочка лишь наблюдает, как работает ...
03.08.2017

Конкурс по кыргызским традиционным и интерактивным играм в Центрах развития на джайлоо

В рамках "Года нравственности, воспитания и культуры" в 2017 году в Кыргызстане, в Центрах развития на джайлоо Баткенской области и Ноокатского района Ошской области прошли соревнования по кыргызским традиционным и интерактивным играм. Конкурс проводился по следующим номинациям: • Инсценировка сказок; • Кыргызские народные игры; • Разные творческие работы по темам: дружба, взаимоуважение, добрососедство и толлерантность. Мероприятие организовано МОФ ...
03.08.2017

Назим Турдумамбетов: «Если процесс невозможно остановить, то им надо управлять!»

“Отдельно взятый человек это вселенная!”«Если процесс невозможно остановить, то им надо управлять!» Пост-релиз Гостевой лекции Н.Турдумамбетова   28 июля в 15:00 по адресу: ул.Фрунзе, 429 б, 2 этаж, Конференц зал “Экодемия” состоялась гостевая лекция исполнительного директора Philips Innovation Labs RUS – Назима Турдумамбетова по теме: «От производителя телефонов и телевизоров в лидеры высоких медицинских технологий или как три друга CSR, PR и GR помогали компании ...
02.08.2017

Радиопрограмма «Гений»: Как помочь ребенку добиться успеха

Все родители хотят, чтобы их дети были успешными в жизни, и рано или поздно, задаются вопросом, как же воспитать из своего малыша успешного человека? Как помочь ему реализовать себя в будущем? В своих мечтах родители видят своего ребенка известным музыкантом, писателем, изобретателем или спортсменом. И соответственно родители задаются вопросом: что нужно сделать, чтобы воспитать успешного ребенка?Чем отличаются успешные родители от обычных? Какие ...

Поиск

Институт экс-президентства

Проект наставничества «Устат»

Подготовительный год к школе


School of Childhood

Садики на джайлоо

Gardens on jailoo

Школа детства

School of Childhood

Фестиваль образования

«Эко-проект»

«Звёзды читают детям»

Оптимизация школьного питания в КР

Мастер-классы для детей

«Детская филармония»

«Вечера поэзии»

Наши издания

«Мекендештер»


mekendeshter-logo

Видео

Центры развития на джайлоо - 2017

«А как у них?»

«Проекты Фонда»