Инициативы Инвестиции в будущие поколения «Школа детства»

18.01.2017

Почему занятия по ТРИЗ лучше любого раннего развития

Педагог, игротерапевт Софья Ведюшкина — о том, что такое ТРИЗ-педагогика и почему ею интересуются всё больше продвинутых родителей.


ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) придумал Генрих Саулович Альтшуллер — советский изобретатель, писатель-фантаст, известный под псевдонимом Генрих Альтов.

 

Этот человек больше 40 лет работал над методиками, с помощью которых советские инженеры повышали производительность труда. В СССР, в условиях ограниченных ресурсов и стандартизации, учёным было непросто постоянно выдавать что-то новое и оригинальное. Но Альтшуллеру удалось разработать несколько действенных алгоритмов, которые помогли учёным запускать творческий процесс в любых обстоятельствах. И что немаловажно — получать хороший результат. Теперь эти методики используются не только в науке, но и адаптированы для бизнеса, образования.


 

Что такое ТРИЗ-педагогика


ТРИЗ-педагогика — это инструмент для того, чтобы развивать логическое мышление ребёнка, воображение. А если мы говорим о школьниках — то плюс ко всему умения работать в команде, презентовать себя, излагать свои мысли.

 

Дисциплина находится на стыке развития мышления, коммуникативных, социальных и творческих навыков ребёнка. Под «творческими навыками» мы понимаем не самовыражение через рисунок, а способность что-то придумать, когда у тебя есть конкретное задание.

 

Детям не нужно ждать, когда их озарит муза, они могут начать креативить в любой момент. Конечно, в процессе рождения чего-то нового ребенка может посетить вдохновение, а может и не посетить. Но результат он получит в любом случае.

 

Важная составляющая методики — дети учатся решать задачи, работая в группе. Мы исходим из того, что взрослый человек, как правило, работает в коллективе и, соответственно, решать задачи ему приходится вместе с коллегами.

 


Когда ребёнок готов к занятиям


На групповые занятия по ТРИЗ нет смысла отдавать ребенка раньше 4,5 лет.

 

Для занятий важны два условия. Первое — у ребёнка должна быть хорошо развита речь. Второе — должно быть понимание воображаемого пространства (умение отличать реальность от игры понарошку). Как это понять? Даёте ребенку палочку и говорите: «На градусник, измерь мишке температуру». Если он отвечает: «Да это же палочка! Что ты говоришь!» — значит, механизм отличия ещё не включился.

 

В процессе занятий также можно определить, кто к ним ещё не готов. Дети, которые не дозрели до них, в качестве ответов на задания повторяют версии соседей, но в чуть-чуть изменённом виде. Они не будут придумывать что-то новое, потому что им пока это неинтересно.

 


Про оценки


Оценок в группах дошкольников нет совсем. Со школьниками практикуем следующее: они сами могут оценить свой результат. Происходит это так. Я даю им задание. Например, нужно придумать, как убить Медузу Горгону (учитываем то, что любой посмотревший на неё превращается в камень). Каждый по очереди предлагает вариант решения. А дальше дети обсуждают, чей ответ лучше. Они сами выдвигают версии, как можно это оценить. В итоге мы приходим к тому, что есть самое оригинальное решение, самое легко реализуемое, самое дешевое… Педагог никогда не скажет: это правильно, а это нет.

 

Одно из упражнений на занятии: мы берём предмет и называем его положительные и отрицательные характеристики. Если мы даём оценку, то она всегда к чему-то прикреплена. Он не «висит в воздухе», как это обычно происходит в школе.

 

Важное отличие ТРИЗ от методик раннего развития


В рамкам обучения ТРИЗ никто не настаивает на том, чтобы ребёнок умел считать, писать и читать. Отсутствие этих умений не препятствует тому, чтобы дошкольник освоил предмет в полном объёме.

 

Большинство развивающих центров сейчас делают упор на том, что детей нужно как можно раньше познакомить с цифрами, цветами, формами и прочим. А тут мы просто можем взять любимые игрушки ребёнка, фигурки, которые он знает, и работать через них. Через перчаточную куклу, через предметы, которые находятся в группе. Получается, наши занятия универсальны: они подходят тем, кто хорошо пишет, и тем, кто плохо держит карандаш, тем, кто читает, и тем, кто не знает ни одной буквы.


Про результат


Результат занятий не всегда ощутим для родителей. Здесь ребёнка не учат читать и писать. Дети, которые воспитаны на ТРИЗ, неудобны для родителей и школьных учителей. Они всем интересуются, много спорят, задают кучу вопросов, выдвигают другие варианты решения задач (при том, что в школе учитель даёт один алгоритм решения задачи). Но правда в том, что ТРИЗ поможет ребёнку в дальнейшем. Ведь каждая задача, с которой мы сталкиваемся в день по 40 тысяч раз, имеет как минимум два решения.

 

У малышей, которые занимаются ТРИЗ, за ответом на каждое «почему» следует новый виток вопросов, часто неудобных. Наши дети хотят всё исследовать. Занятия поощряют их любознательность и формируют первую ступень научного взгляда на мир, когда ты всё классифицируешь, изучаешь, выдвигаешь гипотезы.

 

Занятия ТРИЗ — это целая культура жизни. Если у ребёнка однажды включилось мышление, он автоматически становится более деятельным, активным по всём.

Летидор

Последние новости

27.04.2017

«Здоровый образ жизни». В Бишкеке пройдет Фестиваль образования

28 и 29 апреля в столице пройдет V Фестиваль образования на тему "Здоровый образ жизни". Фестиваль проводится Международным общественным фондом "Инициатива Розы Отунбаевой" совместно с мэрией Бишкека и Кыргызской государственной академией физической культуры и спорта (КГАФКиС) при поддержке международных, государственных, частных, общественных и молодежных организаций.   В первый день фестиваля, 28 апреля, столичные школьники пройдут по ...
27.04.2017

V Фестиваль образования пройдет в Бишкеке 28 и 29 апреля. Тема этого года - «Здоровый образ жизни»

В столице 28 и 29 апреля пройдет пятый Фестиваль образования на тему «Здоровый образ жизни». Фестиваль проводится Международным общественным фондом «Инициатива Розы Отунбаевой» совместно с мэрией Бишкека и Академией физкультуры и спорта. Как сообщают организаторы, в первый день фестиваля 28 апреля столичные школьники пройдут по экскурсионным маршрутам и познакомятся с Физкультурной академией. Ожидаются встречи с известными ...
27.04.2017

СМИ о нас: Юбилейный «Фестиваль образования» откроется в Бишкеке 28 апреля

Юбилейный «Фестиваль образования» стартует завтра в Бишкеке. Ежегодная акция будет проходить в пятый раз подряд.   Традиционно фестиваль продлится два дня. В этом году он посвящен популяризации здорового образа жизни, поэтому первый день пройдет в Государственной академии физкультуры и спорта – единственном вузе этого профиля в нашей стране. Школьников-участников фестиваля в академии ждут ...
27.04.2017

Отчет МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой» о проделанной работе за 2016 год

Уже в течение пяти лет МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой» инициирует и реализует проекты по четырем основным направлениям: «Инвестирование в будущие поколения», «Устойчивый социальный рост», «Демократическое управление», «Разнообразие и культура, как доступ к мировым ценностям».  Все проекты Фонда направлены и способствуют поддержке и развитию образовательного сектора, в том числе в области раннего детского развития и образования, улучшения школьного ...
26.04.2017

Плодовый сад - возможность улучшить школьное питание детей!

В апреле месяце 2017 года в 8 школах Чуйской области, 5 школах Иссык-Кульской области и в 2 школах Таласской области проходит уже вторая весенняя посадка плодовых деревьев, целью которой  является развитие пришкольных фруктовых садов и поддержка школ в формировании условий для постепенного перехода на горячее питание.Данная инициатива была выдвинута Международным общественным фондом “Инициатива Розы Отунбаевой” в 2016 году и поддержана ...
26.04.2017

Спасибо спонсорам за то, что они с нами!

Сегодня мы представляем Вам наших постоянных и новых спонсоров, откликнувшихся на предложение поддержать Пятый Фестиваль образования, направленный на популяризацию здорового образа жизни. Реализация столь значимого в социальном, воспитательном и культурном плане проекта была бы невозможной без их участия.  Спасибо верным спонсорам, которые с нами уже несколько лет: Генеральны спонсор - Фонд Кристенсена является частным ...
26.04.2017

Встречайте - «Балерина»!

Дорогие друзья!   МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой» с радостью сообщает, что 3 мая в 13-00 в Бишкекском Хореографическом Училище им. Чолпонбека Базарбаева состоится презентация новой детской книги «Балерина»! «Балерина» - книга не только для тех девочек и мальчиков, которые любят танцевать, мечтают о балете и сцене, но и для всех ребят, которые хотят узнать больше о своей родине, ее замечательных и талантливых людях, о труде и упорстве, о том, как труден, ...
25.04.2017

Потенциал Баткенской области в туристической сфере очень высок

21 апреля 2017 года в г.Баткен в рамках проекта «Мекендештер» состоялась конференция на тему: «Сельские гостевые дома, как перспективное направление развитие туризма в в Баткенской области: состояние и возможности”, организованная Международным общественным фондом «Инициатива Розы Отунбаевой» при поддержке МОМ КР и Швейцарского Бюро по международному сотрудничеству в партнерстве с Министерством культуры, туризма и информации КР. В работе ...
25.04.2017

Кендирбаева: кружки и спортивные секции помогают не попасть в секты

Директор фонда "Инициатива Розы Отунбаевой" Догдуркуль Кендирбаева рассказала, чему посвящен ежегодный Фестиваль образования, который будет проводиться уже в пятый раз.   В интервью Sputnik Кыргызстан она отметила, что мероприятие уникально по своему формату. Это не только ярмарка образовательных услуг, но и площадка, где профессионалы могут поделиться опытом в сфере детского и школьного образования. А для детей это еще и яркий, большой праздник, ...

Поиск

Институт экс-президентства

Проект наставничества «Устат»

Подготовительный год к школе


School of Childhood

Садики на джайлоо

Gardens on jailoo

Школа детства

School of Childhood

Фестиваль образования

«Эко-проект»

«Звёзды читают детям»

Оптимизация школьного питания в КР

Мастер-классы для детей

«Детская филармония»

«Вечера поэзии»

Наши издания

«Мекендештер»


mekendeshter-logo

Видео

«А как у них?»

«Проекты Фонда»