Инициативы Инвестиции в будущие поколения «Открытая книга»

24.12.2015

Как онлайн-курсы меняют систему образования

Эксперты рынка удаленного образования и студенты онлайн-курсов рассказали о том, зачем обучаться в интернете и поможет ли это при устройстве на работу.


Процесс обучения в ХХ веке: несколько лет детского сада, 10–11 лет школы, 5–6 лет в университете. После этого человек прощался с семинарами, преподавателями, учебниками, конспектами и экзаменами практически на всю жизнь. Начиналась работа. В некоторых случаях она подразумевала добровольно-принудительное повышение квалификации раз в несколько лет, но самостоятельное получение дополнительного образование было не слишком популярным. Люди могли десятилетиями выполнять одни и те же задачи на одном и том же месте, и это считалось абсолютно нормальным.


Процесс обучения в ХХI веке пока что остается формально тем же — детский сад, школа, университет. Разве что появилось двухуровневое образование, которое позволяет сделать перерыв на получение профессионального опыта между бакалавриатом и магистратурой, или же немного сменить направление деятельности после первой ступени.


Фактически же сейчас происходят гораздо более значительные изменения. Многие стали учиться непрерывно — проходить дополнительные курсы, стажировки, мастер-классы. Ходить на открытые лекции, которые сначала стали популяризировать «Теории и Практики», а теперь запустила и Высшая школа экономики.


Но самым главным условием, которое сделало возможным непрерывное обучение, стали онлайн-курсы. Сейчас это один из самых развивающихся сегментов интернет-индустрии. Ежегодно появляются новые площадки онлайн-обучения, ежемесячно на них запускаются новые курсы, все больше людей посвящают свое свободное время получению новых знаний онлайн, а некоторые проходят интернет-курсы непосредственно в рамках своей очной учебы или работы.


Эксперты рынка MOOC рассказали о развитии онлайн-образования, а пользователи курсов — о том, зачем они обучаются в интернете.


Непрерывное обучение


Дмитрий Гужеля, основатель «Универсариума»: «Прошло время, когда человек сначала учился в школе, потом в вузе, сейчас мы наблюдаем long life learning (обучение в течение всей жизни — прим.ред.). Меняется подход к образованию. Есть направления, в которых 4–6 лет учебы точно не нужно. Достаточно 1–2 года интенсивного поучиться, потом поработать, потом снова учиться.


Фундаментальные направления по-прежнему есть, но их становится все меньше. Потому что работодатели очень требовательны к практическим компетенциям сотрудников, а они очень быстро устаревают. Нет смысла учиться четыре года, потому что за это время эти знания устареют, и потом надо 1,5–2 года переучиваться. Поэтому некоторые работодатели настаивают на нулевом опыте работы и минимальном образовании, чтобы потом самим подготовить сотрудника. Конечно, для каждого типа деятельности существуют свои подходы, но по огромному количеству направлений нет необходимости учиться 5–6 лет».


Большинство пользователей онлайн-курсов проходят их для того, чтобы получить новые знания и навыки для своей профессии. К тому же, сегодня сертификат о прохождении курса на популярной площадке можно прикрепить к резюме на LinkedIn и других рекрутинговых сайтах. А многие западные университеты уже учитывают пройденные онлайн-курсы при отборе абитуриентов.


Марина, PR-специалист: «Я вообще считаю, что настоящий профессионал, особенно в сфере Digital, не может не заниматься самообразованием, чтобы не отставать от текущего состояния рынка. Пиарщик, как и программист, должен всегда исследовать новые подходы, изучать кейсы, обмениваться опытом, проходить курсы, чтобы не терять квалификацию. Я надеюсь, что онлайн-образование будет активно развиваться и предлагать больше тем для современных специалистов, потому что именно этот тип курсов может поспеть за быстрым развитием индустрии. Традиционное образование не всегда может подстроиться, изменить учебный план, найти практикующих специалистов в качестве преподавателей. А в онлайне все делается быстрее».


Физики и лирики


«Человек потребляет огромное количество информации. Это накладывает отпечаток на все сферы деятельности, в том числе и на образование. Люди хотят учиться в любое время, причем необязательно по своему профилю. Инженеры проходят курсы по искусству, а искусствоведы, наоборот, — по физике», — говорит Дмитрий Гужеля.


Действительно, несколько из опрошенных гуманитариев рассказали, что они проходят технические онлайн-курсы, а среди технарей нашлись те, кто развивают с помощью онлайн-курсов творческие навыки.


Владимир, редактор: «Я прошел несколько курсов по математике на Coursera, там же — по анализу данных и программированию на R, курс по теории вероятности на KhanAcademy и что-то про эссе на edX. Мне интересно было чему-нибудь поучиться и был какой-то период свободного времени. Я пошел на Coursera и наткнулся там на курс по Machine Learning. Начал его смотреть: там была довольно сложная математика, и я после четырех недель его бросил и занялся математикой. Потом я начал думать про всякие визуализации и наткнулся на специальность Data Science на Coursera. Прошел оттуда пять курсов, а потом там пошла какая-то дикая статистика и пришлось идти и учить теорию вероятностей, доверительные интервалы и прочие такие вещи».


Константин, программист: «Я проходил курс „Основы джазовой импровизации“ на Coursera. Было интересно пройти нетехнический курс, посмотреть как он организован. Что не понравилось — каждый студент должен был оценивать 5 других студентов, соответственно мои домашние задания тоже оценивались другими студентами. В 60% случаев оценки были чересчур любительскими. Что понравилось — факт записи на курс и еженедельные дедлайны заставлял заниматься дома по 2–3 часа каждый день. В будущем планирую пройти какой-нибудь базовый курс по дизайну и UX-дизайну, но они все платные».


Не замена, а дополнение


Дмитрий Гужеля, основатель «Универсариума»: «Онлайн-курсы не могут заменить традиционное образование, они могут его серьезно дополнить. Заочное образование сейчас представлено в формате массовых онлайн-курсов, но были и другие формы раньше. Сейчас онлайн-обучение — это просто еще один удобный инструмент».


Александр Оганов, основатель образовательной платформы Uniweb:«На мой взгляд, сегодня самый оптимальный вектор развития — в применении форм смешанного обучения. С одной стороны, они позволяют организовать дистанционный образовательный процесс, а, с другой, не лишают студента каких-то дополнительных социальных элементов, которые дает классическое образование».


Андрей Райгородский, математик, преподаватель курсов на Coursera: «Постоянный личный контакт с преподавателем предпочтителен. Но как подспорье в случае нехватки кадров или как дополнительное образование онлайн-курсы замечательны!»


Владимир, редактор: «Минус — отсутствие фидбека. К каждому курсу на курсере и на edX есть форумы. Преподаватели там почти никогда не появляются (бывают редкие исключения, и тогда это круто). Сокурсники, в целом, помогают, но очень часто не хватает того, чтобы тебе лично объяснили какой-то непонятный момент.


Нужна высокая мотивация. Онлайн-курс очень легко бросить. Один раз пропустил дедлайн или оставил все лекции за неделю на выходные и все. Нужно постоянно что-то делать. Многие с этим не справляются. Когда у меня были трудности с курсом по статистике, я позвал своих подруг пройти со мной курс тоже по статистике, но попроще. Они сначала заинтересовались, но посмотрели пару лекций и забили».


Екатерина, аналитик: «В том, что будущее в онлайн-образовании, у меня сомнений нет. Другое дело, что есть некоторые навыки, которые тренируются только в коллективе. Но точно не все».


Аня, студентка курсов по урбанистике Vector: «На мой взгляд, онлайн-образование должно выступать в качестве дополнительного образования. За базовым фундаментальным образованием все же интереснее пойти в какое-то учебное заведение, чтобы больше общаться с людьми лично и не сидеть в интернете круглосуточно».


Как онлайн-курсы меняют традиционное образование


Дмитрий Гужеля, основатель «Универсариума»: «Не каждый вуз готов открывать свои курсы. У некоторых они не настолько серьезные и качественные, чтобы открывать их вовне. Это одно из тех ограничений, из-за которых немногие университеты выходят в онлайн. Так как любой может зайти и увидеть реальный уровень образования. Конечно, есть профессиональные тролли, которые любой курс раскритикуют, но зачастую интернет действительно вскрывает низкий уровень подготовки, неконкурентоспособность вузов. Поэтому онлайн-образованием занимаются только сильные университеты, им за свои курсы не стыдно».


Пресс-служба Parallels: «У компании Parallels есть свои онлайн-курсы на площадке Intuit. Предполагается, что наиболее полезными они будут для студентов наших лабораторий в вузах, хотя сторонние слушатели тоже могут их изучить. Но наибольший эффект достигается именно потому, что по итогам прослушивания лекций студенты лабораторий выполняют научно-исследовательские проекты под присмотром преподавателей лабораторий. Именно поэтому мы не отслеживаем работу студентов в онлайне. Для нас главное, не где или с помощью каких инструментов ты проработал материал занятия, а как ты сдал материал».


Большинство студентов и экспертов считают, что онлайн-образование не заменит традиционное, но изменит его в лучшую сторону. 


Артур, инженер, студент американского университета: «Я думаю, около 75 процентов образовательных курсов станут дистанционными или гибридными. Популярность гибридного метода растёт. Сейчас я присматриваю программу, где можно даже целый диплом инженера сделать 90% онлайн, и только летом надо ехать в университет на 2–3 недели для лабораторных.


Ещё недавно взял курс математики через интернет в University of North Dakota, там цены приемлемые и очень развита система дистанционного образования (наверное потому, что никто не хочет быть в северной Дакоте, даже местные). Экзамен по этому курсу надо сдавать преподавателю в моем собственном университете. Этот курс я прошёл в добавку к моей нынешней программе в Вегасе, потому что у нас факультет математики — это просто абзац».


Анна, радио-журналист: «Онлайн-обучение даёт возможность прикоснуться к принципиально другой системе образования, очень отличающейся от российской. За границей любое задание — это вопрос ЛИЧНО для тебя. Что ты думаешь? Как ты считаешь? Где, по-твоему, это лучше всего применить? С чем лично ты встречался в жизни? Любой семинар, экзамен или даже письменное задание превращается в обмен мнениями. „Списать“ неоткуда, при наличии хоть немного активной жизненной позиции у тебя уже должен быть ответ».


Строчка в резюме


Представители российских ИТ-компаний также рассказали о том, какую роль играет наличие оконченных онлайн-курсов при приеме сотрудника на работу по сравнению с традиционным высшим образованием. В некоторых компаниях в первую очередь обращают внимание на интерес соискателя к выбранной профессии. В этом случае не так важно, какое у него базовое образование, а профильные онлайн-курсы могут стать большим плюсом. Но во многих организациях пока что традиционное образование в ведущих вузах является приоритетным.


Пресс-служба Mail.ru Group: «Если кандидат слушает множество онлайн-курсов из разных профессиональных областей „для галочки“, вряд ли это можно рассматривать как преимущество. С другой стороны, дополнительное образование, даже онлайн, сразу становится плюсом, если соискатель понимает, с какой целью он его получает. Так, если кандидату не хватает определённых навыков, и он проходит онлайн-курс, чтобы восполнить пробелы и занять желаемую должность — это несомненно положительно повлияет на решение о приёме его на работу. Мы в Mail. Ru Group активно поддерживаем онлайн-образование: создаём открытые онлайн-курсы и лекции для собственной платформы IT.Mail. Ru на базе наших вузовских офлайн-программ „Технопарк“ и „Техносфера“, а также на базе многочисленных конференций, проходящих в офисе».


Марина Кондратенко, HR-директор РДТЕХ: «Значительным плюсом является релевантный опыт работы в сочетании с постоянным повышением своей квалификации через прохождение соответствующего обучения. Вне зависимости от формата оного. Если человек имеет подходящий опыт работы и явно видно, что в процессе работы соискателю потребовалась дополнительная информация, которую он решил получить в онлайн-форме, то это может положительно повлиять на решение о принятии его на работу».


Кирилл Ширяев, руководитель отдела по подбору персонала «Лаборатории Касперского»: «Профессиональная подготовка часто зависит не от обучения в конкретном ВУЗе, а от желания специалиста развиваться в выбранном направлении. Здесь главное — как можно раньше задуматься о пути, по которому хочется дальше идти, и приложить все усилия, чтобы изучить теоретическую базу, а затем получить опыт работы и практические знания в компаниях-лидерах отрасли. И это совсем необязательно должно быть в стенах вуза, это могут быть и онлайн-курсы, которых сейчас существует множество. Конечно, традиционное образование — это хорошо, но все-таки это не единственный путь — в „Лаборатории Касперского“ есть множество примеров успешных историй, когда сотрудники сами получали необходимые знали и меняли свой карьерный путь кардинально».


Пресс-служба Parallels: «Мы ищем опытных специалистов, с опытом работы от 5 лет. Поэтому нам рано судить об онлайн-площадках типа Coursera, так как это новое направление, и они еще не вырастили своих специалистов, которые могут быть нам интересны. Пока что политика компании — вкладывать в образование студентов и растить их с первых курсов».


Инна Алексеева, генеральный директор агентства PR Partner: «Наличие высшего образования для работы у нас = must have, так как оно дает систему знаний и навыков (если повезет), а не разрозненную информацию блоками, как курсы. Но вообще, конечно, семинары Coursera являются плюсом, так как их прохождение показывает, что человек увлечен своим делом и хочет развиваться дальше, а также самостоятелен и дисциплинирован».


По материалам theRunet

Последние новости

26.07.2017

Очередная гостевая лекция состоится 28 июля

Очередная гостевая лекция в рамках проекта "Мекендештер" состоится 28 июля 2017 года в 15-00. В этот раз перед соотечественниками выступит с лекцией Назим Турдумамбетов - директор по взаимодействию с государственными и общественными структурами Philips в России и СНГ, член правления и исполнительный директор Philips Innovation Labs RU.
25.07.2017

Состоялось открытие выставки «Дочки-матери»

Сегодня в Музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева состоялось открытие выставки «Дочки-матери». На открытии экспозиции экс-Президент КР Роза Отунбаева отметила, что выставка представляет посетителям работы художниц и мастериц Кыргызстана, которые передают свое мастерство из поколения в поколение. Женщины-художницы/мастерицы представляют страну на мировых конкурсах, выставках, их работы находятся в коллекциях музеев мира, их работы ...
24.07.2017

8 цитат из книги «После трёх уже поздно» Масару Ибука

Разве что ленивый сегодня не слышал про нашумевшую книгу Масару Ибука «После трёх уже поздно». МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой» организовал перевод на кыргызский язык и выпуск этого всемирно известного бестселлера по воспитанию и развитию детей раннего возраста «После трех уже поздно» («Үч жаштан кийин кеч»). Книга рекомендована к прочтению всем родителям, но даже если вы давно успели её изучить, эта подборка полезных мыслей Масару Ибуки обязательно вам ...
24.07.2017

Представители Кыргызстана принимают участие в заседании Четвертой неформальной тематической встречи на тему «Вклад мигрантов и диаспор всем направлениям устойчивого развития, включая денежные переводы и портативность накопленных социальных отчислений»

Сегодня, 24 июля, в г.Нью-Йорк начинается заседание Четвертой неформальной тематической встречи на тему «Вклад мигрантов и диаспор всем направлениям устойчивого развития, включая денежные переводы и портативность накопленных социальных отчислений» (название на англ. «Contributions of migrants and diaspora to all dimensions of sustainable development, including remittances and portability of earned benefits»). Данное мероприятие организованное Международной Организацией по миграции будет проходить в Нью ...
20.07.2017

Визит Розы Отунбаевой в Центр развития «MonteKemin» в селе Тегирменти

18 июля группа во главе с экс-президентом Кыргызской Республики Отунбаевой Розой Исаковной совершила ознакомительную поездку в Центр развития “MonteKemin” в селе Тегирменти Кеминского района и провела мастер-классы. Центр, расположенный на окраине села у подножия гор, проводит обучение детей из числа местных жителей. Набор групп проводится каждую неделю. Особенностью центра развития “MonteKemin” является то, что он был открыт при инициативе и финансовой ...
18.07.2017

МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой» представляет выставку «Дочки-матери» или Искусство по наследству

«Энесин көрүп кыз өсөт» Пресс-релиз выставки «Дочки-матери» 25 июля 2017 г. Музей ИЗО им. Г. Айтиева. Открытие в 15.00 Приглашаем посетить выставку с 25 июля по 12 августа! Международный общественный фонд «Инициатива Розы Отунбаевой» представляет выставку «Дочки-матери» или Искусство по наследству. Это концептуальная выставка о преемственности поколений в искусстве. Будет представлен весь спектр работ наиболее известных и талантливых женщин в области ...
17.07.2017

Состоялась Гостевая лекция Салтанат Чилдрес, посвященная различным аспектам семейного насилия

13 июля в офисе ПРООН состоялась Гостевая лекция Салтанат Чилдрес, доктора наук в области социальной работы, научного сотрудника Центра Демографии и ЭкологииУниверситета Висконсина в Мэдисоне, США. Тема лекции “Семейное насилие в отношении женщин в Кыргызстане: Оказание помощи в кризисных ситуациях, воздействие на здоровье и развитие семьи и меры по предотвращению и вмешательствам” В лекции участвовали: советник министра труда и социального ...
17.07.2017

Роза Отунбаева: «Один из путей преодоления бедности в любой стране - создание качественных услуг для развития детей раннего возраста»

15 июля 2017 года в городе Ош на базе Ошского государственного университета (ОшГУ) состоялся форум по продвижению и внедрению базовых стандартов раннего развития детей от рождения до 3-х лет с участием экс-президента Кыргызстана Розы Отунбаевой, регионального директора 21 представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Восточной Европе и Центральной Азии Афшан Хан, а также в форуме приняли участие Юкиэ Мокуо- глава фонда ЮНИСЕФ в Кыргызстане , первый ...
14.07.2017

Образовательный форум по продвижению и внедрению базовых стандартов развития детей от рождения до трех лет пройдет в ОшГУ

15 июля 2017 года в городе Ош на базе Ошского государственного университета (ОшГУ) состоится форум по продвижению и внедрению базовых стандартов развития детей от рождения до 3-х лет с участием экс-президента Кыргызстана Розы Отунбаевой, регионального директора 21 представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Восточной Европе и Центральной Азии Афшан Хан.   Целью форума является продвижение и внедрение базовых стандартов развития детей от 0 до 3-х ...

Поиск

Институт экс-президентства

Проект наставничества «Устат»

Подготовительный год к школе


School of Childhood

Садики на джайлоо

Gardens on jailoo

Школа детства

School of Childhood

Фестиваль образования

«Эко-проект»

«Звёзды читают детям»

Оптимизация школьного питания в КР

Мастер-классы для детей

«Детская филармония»

«Вечера поэзии»

Наши издания

«Мекендештер»


mekendeshter-logo

Видео

«А как у них?»

«Проекты Фонда»