Инициативы Инвестиции в будущие поколения «Мать и дитя»

19.08.2016

Какие игрушки действительно полезны вашему ребенку

12 ИГРУШЕК, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РАЗВИВАЮТ


Сколько замечательных, разнообразных, удивительных игр и пособий придумали и выпустили. Заходишь в магазин – и глаза разбегаются. Пообщаешься с другими родителями – и хочется бежать за новыми покупками. 


Какие-то пособия более эффективны, какие-то менее.


Я хочу рассказать про 12 пособий, игрушек, игр, которые действительно развивают ребенка в разных возрастах.


1. Пирамидка (1 год – 3 лет)

Как ни странно, но пирамидка – очень мощное дидактическое пособие. Только вот задача, пирамидка должна быть правильной:

- у нее должен быть стержень – палочка, а не конус

(дело в том, что конус не позволяет собрать пирамидку неправильно)

- дырочка в колечках должна быть одинаковой (есть такие пирамидки, когда у больших колец – очень большая дырка, такую пирамидку невозможно собрать неправильно, маленькие кольца, надетые раньше, просто проваливаются внутрь)

- устойчивое основание (т.е. штырек стоит, а ребенок на него спокойно надевает колечки)

- лучше всего, если все колечки одного цвета (потому что часто дети просто запоминают порядок цветов, но не понимают сам принцип)


С помощью пирамидки самых маленьких мы научим новым координационным действиям: снимать и надевать колечки.


Позже мы научим их сравнивать: большой – маленький, больше – меньше

И только потом научим принципу сортировки: сначала самое большое колечко, теперь самое большое из оставшихся – и соберем всю пирамидку

А кроме того, можно считать, сравнивать с другими предметами (большому мишке – большое печенье –колечко, а маленькому мишутке – самое маленькое), надевать на пальчики, нанизывать как бусы и т.п.


2. Матрешка (1год – 4 года)


Матрешка продолжает идею пирамидки, но и позволяет на новом уровне ощутить понятие больше – меньше. Ведь тут маленькая матрешка оказывается внутри большой.


Первые манипуляции может с удовольствием выполнять самый маленький ребенок. А вот находить порядковое место нужной матрешки, считать, какая она с начала (от большой) и с конца (от маленькой), выстраивать двойные сравнения (больше этой, но меньше той) – это уже и 4 летке актуально


3. Вкладыши (1 года – 6 лет)


На основе рамок – вкладышей придуманных Марией Монтессори создана масса игр и пособий. Конечно, лучше и эффективнее пользоваться действительно изначальным пособием. Дело в том, что то, что в нем фигуры не отличаются по цвету, и не проваливаются в дырки, а ровно вставляются в свои рамки. В этом заложены глубокие смыслы. Ребенок узнает фигуры не по цветам, а по контурам – у него формируются образы фигур в памяти. Невозможно неправильно вставить фигурку – она никуда не провалится, а «окошко» не закроется.


Но что же делать с пособием после того, как ребенок научился правильно соотносить рамку и вкладыш? Что делать с подросшими детьми?


Теперь мы закрываем глазки и играем без зрения. Теперь наши руки должны научиться узнавать образы и фигуры.


А кроме того, рамки и вкладыши мы начинаем использовать как трафареты и штампы! Придавил фигуркой пластилин – получил красивый, выпуклый отпечаток. Обвел фигуру снаружи – получил контур. А можно изнутри рамку обвести – совсем другая работа для ручки и мозга. Покрасил с одной стороны вкладыш краской – получил отпечаток.


Ну, и кроме того, фигуры – прекрасный материал для развития мышления, узнавания свойств, сравнения и т.п.


4. Кукла или мягкая игрушка (1 год – 6 лет (минимум))

Разве это развивающее пособие? Еще какое! Дело в том, что куклу или мишку, котика и т.п. мы будем класть спать, кормить, мыть, лечить, возить и так далее. Эта игрушка - прообраз "я" ребенка. Именно так малыш начинает осознавать окружающий мир и самого себя в нем, развивать личность.

Не забудьте к кукле приложить несколько лоскутков ткани. Они станут и кроватью, и полотенцем, и парашютом…


5. Посуда (1 год – 5 лет (минимум))


Думаю, теперь понятно, что нужна и посуда. Дело в том, что для самого маленького ребенка процесс еды – очень значительное место в жизни занимает. Чувства голода и насыщение потом – очень сильные, яркие и важные ощущения. Да и много времени на это уходит. Так что и игры в это – очень нужны и важны.


Но не только начало сюжетной игры в кормлении. Это и мощнейшая ситуация для развития речи и мышления. В играх с детской посудкой хорошо работает мелкая моторика, а когда вы начнете готовить из крупы или песка – активно включатся сенсорные ощущения. Потом мы добавим пластилиновые колбаски и колобки, а через какое-то время начнут получатся и более сложные продукты.


Игра с посудой стимулирует и счет (сколько у нас гостей: один, два, три), и формирование логических операций (хватит ли нам 3 тарелки), и закладываются операции сложения – вычитания, деления и умножения, решения задач (если каждому разложит по 2 ягодки на тарелку, сколько всего ягодок нам нужно).


Игры с посудой и творческое дело: нарисовать, украсить, красиво сервировать – тут есть прекрасные поводы для включения воображения и фантазирования.


6. Разные мячики (1 год и без ограничения)


Самые разные мячики от малюсенького каучукового, который хорошо прыгает и помещается в маленькой ладошке, до большого резинового и огромного пляжного надувного. Это и развитие физическое (множество разных навыков), и мышление можно и нужно включать (сравнения, классификации, функции, задачи и т.п.)


7. Деревянный конструктор (1 год – 6 лет (минимум))


Самые обычные блоки: кирпички, призмы, цилиндры. Сначала – это будут просто манипуляции: башенки, заборчики. Потом он очень пригодится для первых сюжетных игр: сделать стол для куклы, стул для мишки, построить гараж для машинки…


Сами детали – отлично пособие для развития мышления: а найди мне детальку, у которой 3 угла (сначала играем не с объемными телами, а на плоскости, то есть, положив детали на поверхность стола), а найди большой квадрат и т.п. Если у вас достаточно большой набор, он вполне может заменить блоки Дьенеша.


А потом начинаются миры. Когда вдруг вырастает лес или город, появляется ферма или космический корабль. А всего-то – немного фантазии, опыта и деревянные детали.


С помощью большого набора можно осваивать и математику: прекрасный счетный материал, геометрия опять же, симметрия и т.п.


8. «Сложи узор» Б.П. Никитина (1.5 года – 6 лет)


Замечательная авторская игра Бориса Павловича Никитина. Идея почерпнута им у американского психолога Коса (Kohs Block Design Test), развита и скорректирована.


Игра позволяет развивать пространственное и логическое мышление ребенка, аналитико-синтетическое мышление, воображение. Начинать можно с самыми маленькими, постепенно переходя от более простых к более сложным заданиям.


9. «Сложи квадрат» Б.П. Никитина (3 года – 6 лет)


И снова авторская игра Бориса Павловича. Очень простая внешне, но скрывающая в себе значительный потенциал. Способствует формированию образов геометрических фигур, развитию пространственного воображения, математических и творческих способностей, логического мышления.


Постепенно переходя от квадрата к квадрату, от уровня к уровню, мы позволяем ребенку продвигаться дальше и дальше в своем развитии.


10. «Кубики для всех» Б.П. Никитина (4 года – без ограничения)


Сложное пособие. Многие родители пасуют перед ним. И совершенно зря :) Игра стимулирует ребенка думать, оперировать пространственными образами. Ведь дело приходится иметь с объемными фигурами. Это новая ступенька мышления и абстрагирования. Умение комбинировать эти кубики значительно сложнее обычной игры с конструктором, и развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению. Начинаем с самого простого. Да и использовать фигурки для построений в играх тоже полезно. И постепенно двигаемся дальше. Ведь игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж.


11. Фигурки животных и людей (1 год – 6 лет (минимум))


Зверушки, человечки, разные персонажи. Они позволяют реализовывать разные игры, будь то ферма, африка, море или автобус. Ребенок создает игровой мир (сначала, конечно с помощью взрослых), и заполняет его персонажами: вот тут у нас живут рыбки, а тут малыш едет на машине к бабушке.


Это не только игра как таковая, фигурки - еще и пособие для развития. Ведь это и речь – мы называем самих персонажей, придумываем что-то про них, называем их «части» хвосты-копыта-рога-хоботы-горбы. Можем играть с классификацией – кто у нас бегает, летает, плавает. Можем тренировать внимание и память: кто пропал? Кто новый появился? Тренировать мышления, придумывая загадки – описания и т.п. А еще, эти фигурки прекрасно оживляют абстрактные логические игры, например, те, про которые шла речь выше.


12. Магнитная азбука (3 года – 5-6 лет)


Есть множество разнообразных по сложности и красочности пособий для обучения чтению. Но как показывает опыт, удобнее всего на начальных этапах именно магнитная азбука. Да и потом, когда первые слова уже прочитаны, весело и радостно оставлять друг другу коротенькие послания, подписывать рисунки и т.п.


Магнитные буквы хороши и для обучения письму. Дело в том, что буквы тут объемные, их можно пощупать, подержать в руке. Детям это облегчает освоение графического символа, а значит, потом, при письме, им будет проще его изобразить.


Замечательных вам игр и радостного, разумного развития.


Автор - Анна Андреева, методист, педагог высшей категории, мама трех детей

Фото Международный институт Монтессори-педагогики.

Международный институт Монтессори-педагогики

Последние новости

26.02.2017

Радиопрограмма «Гений»: Как развивать творческие способности детей

Результаты исследований учёных доказали, что каждый человек уникален и генетически неповторим. Но почему-то заметнее эта неповторимость именно в детях. Их творческие способности умиляют и поражают окружающих. Какие рисунки, поделки, словечки, сколько фантазии и непосредственности в выражении мыслей!   Однако замечено, что по мере взросления многие дети становятся похожими в своих суждениях и творчестве на других. Они словно ...
23.02.2017

С праздником! С Днем защитника Отечества!

23 февраля мы традиционно празднуем День защитника Отечества (Мекенди коргоочунун белгиленчү күнү), один из важнейших праздников в календаре. В этот день мы поздравляем верных сыновей и дочерей Отечества, всех тех, кто не представляет своей жизни без ответственности за жизнь и спокойствие других, кому понятен смысл слов «честь» и «долг», кто интересы общества и государства ставит выше личных. Отечество - это мама, жена, дети, мирное небо над ...
22.02.2017

Подарок защитникам Отечества от МОФ «Инициатива Розы Отунбаевой»

Сегодня, 22 февраля 2017 года, Международный Общественный фонд «Инициатива Розы Отунбаевой» в честь Дня защитника Отечества подарил солдатам-пограничникам застав Государственной Пограничной службы КР 12 наименований книг тиражом 1 тыс. 162 экземпляра. Среди них такие книги как «Манас» в рисунках», «Тоо жаӊырткан чагылган» С.Жусуева, «Балдарга базарлык» А.Токтомушева , «Кыргыздын кереметтүү жомоктору», «Досторум конокко чакырат» А.Капал, «Ынтымак сыры» ...
22.02.2017

«Посвящение женщинам» - вечер поэзиии и флэшмоб в преддверии праздника

Дорогие друзья! В преддверии весны мы приглашаем Вас 3 марта 2017 года на вечер поэзии «Посвящение женщинам»: нашим мамам, нашим бабушкам, супругам, невестам, сестрам, дочерям! Также приглашаем всех Вас принять участие в поэтическом флешмобе, где каждый из Вас может прочитать четверостишие любимой женщине (сын-маме, отец-дочери, брат-сестре, муж-супруге, внук-бабушке) и разместить на странице в facebook  под хештегом  #Вечер поэзии ...
21.02.2017

В субботу для юных бишкекчан звучали медные духовые инструменты

Международный общественный фонд «Инициатива Розы Отунбаевой» по многочисленным просьбам, в рамках программы «Детская филармония», повторно организовал для юных бишкекчан и их родителей концерт-презентацию «Парад духовых инструментов».  После концерта, в наш адрес поступило несколько отзывов от зрителей:Алтынай Козубекова: "Сегодня мы с сыном были на параде духовых инструментов! Малыш 3,5 года был в восторге! Не менее восторженной была и я! Хорошо ...
21.02.2017

Что такое группы смерти и как защитить детей от них?

Практически у каждого ребенка старше 5 лет непременно найдется «свой» гаджет. Обычно к началу школы дети уже прекрасно ориентируются в планшетах, компьютерах и смартфонах. Сегодня я хотела бы поговорить о конкретной проблеме. О роли этого гаджета в жизни ребенка. О роли родителей в жизни сыновей и дочерей. Потому что есть наблюдения, что бездушная электронная начинка становится гораздо ближе, чем ...
20.02.2017

Откуда берутся избалованные дети: мнение психолога

Совсем избаловали ребенка, управы на него не найти, подождите, он вам еще покажет, пожалеете, что раньше не воспитывали, но… будет поздно. Какая мама хотя бы раз в жизни не слышала от окружающих этот набор стандартных фраз, направленных на нее и ее ребенка. Обычно они звучат, когда наш ребенок ведет себя не так, как хочется окружающими взрослыми: капризничает, спорит, не соглашается с правилами, ведет себя агрессивно, ругается на взрослых. Давайте ...
18.02.2017

При полном аншлаге прошел «Вечер поэзии» Бурулкан Карагуловой

На сцене Национальной филармонии им. Т.Сатылганова при полном аншлаге прошел «Вечер поэзии» Бурулкан Карагуловой. Любителей поэзии в пятницу собралось так много, что припоздавшим пришлось стоять в проходах - мест в зале уже не было. Однако в обиде никто не остался - все видно и слышно. Публика собралась разная - от школьников до пенсионеров. А стихи, звучавшие в красивом зале, казались обворожительными.Одна из зрительниц вечера оставила свой отзыв, ...
16.02.2017

Никакой грамматики, много игр и другие секреты подготовки к финской школе

В Финляндии дети идут в школу только когда им исполняется семь лет. Но то, что происходит с ними до этого момента, — не менее важно. И нет, они не учатся читать, писать и решать уравнения. Они строят башни из кубиков и играют во дворе. На каких принципах строится финское дошкольное образование, выяснил редактор The Guardian Патрик Батлер. Финская система школьного образования лидирует в европейских рейтингах последние 16 лет. Когда в начале XXI века ...
14.02.2017

Учителя столичных школ ознакомились с Конвенцией РИО (Рио-де-Жанейро) о «Проблеме изменения климата»

6 и 10 февраля в рамках цикла лекций "Лекторий по экологии " преподаватели  химии, биологии и географии г.Бишкек прослушали лекции "Климатическая шкатулка. Содержание и методические подходы к интеграции в образовательный процесс", которые прошли в школах №84 и №13. В ходе интерактивной лекции более 80 преподавателей естественных наук столичных школ узнали о Конвенции РИО (Рио-де-Жанейро) по Проблеме изменения климата, которая была принята на ...

Поиск

Институт экс-президентства

Проект наставничества «Устат»

Подготовительный год к школе


School of Childhood

Садики на джайлоо

Gardens on jailoo

Школа детства

School of Childhood

Фестиваль образования

«Эко-проект»

«Звёзды читают детям»

Оптимизация школьного питания в КР

Мастер-классы для детей

«Детская филармония»

«Вечера поэзии»

Наши издания

«Мекендештер»


mekendeshter-logo

Видео

Жайлоо өнүгүү борборлору

«А как у них?»

«Проекты Фонда»