Инициативы Инвестиции в будущие поколения «Мать и дитя»

19.08.2016

Какие игрушки действительно полезны вашему ребенку

12 ИГРУШЕК, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РАЗВИВАЮТ


Сколько замечательных, разнообразных, удивительных игр и пособий придумали и выпустили. Заходишь в магазин – и глаза разбегаются. Пообщаешься с другими родителями – и хочется бежать за новыми покупками. 


Какие-то пособия более эффективны, какие-то менее.


Я хочу рассказать про 12 пособий, игрушек, игр, которые действительно развивают ребенка в разных возрастах.


1. Пирамидка (1 год – 3 лет)

Как ни странно, но пирамидка – очень мощное дидактическое пособие. Только вот задача, пирамидка должна быть правильной:

- у нее должен быть стержень – палочка, а не конус

(дело в том, что конус не позволяет собрать пирамидку неправильно)

- дырочка в колечках должна быть одинаковой (есть такие пирамидки, когда у больших колец – очень большая дырка, такую пирамидку невозможно собрать неправильно, маленькие кольца, надетые раньше, просто проваливаются внутрь)

- устойчивое основание (т.е. штырек стоит, а ребенок на него спокойно надевает колечки)

- лучше всего, если все колечки одного цвета (потому что часто дети просто запоминают порядок цветов, но не понимают сам принцип)


С помощью пирамидки самых маленьких мы научим новым координационным действиям: снимать и надевать колечки.


Позже мы научим их сравнивать: большой – маленький, больше – меньше

И только потом научим принципу сортировки: сначала самое большое колечко, теперь самое большое из оставшихся – и соберем всю пирамидку

А кроме того, можно считать, сравнивать с другими предметами (большому мишке – большое печенье –колечко, а маленькому мишутке – самое маленькое), надевать на пальчики, нанизывать как бусы и т.п.


2. Матрешка (1год – 4 года)


Матрешка продолжает идею пирамидки, но и позволяет на новом уровне ощутить понятие больше – меньше. Ведь тут маленькая матрешка оказывается внутри большой.


Первые манипуляции может с удовольствием выполнять самый маленький ребенок. А вот находить порядковое место нужной матрешки, считать, какая она с начала (от большой) и с конца (от маленькой), выстраивать двойные сравнения (больше этой, но меньше той) – это уже и 4 летке актуально


3. Вкладыши (1 года – 6 лет)


На основе рамок – вкладышей придуманных Марией Монтессори создана масса игр и пособий. Конечно, лучше и эффективнее пользоваться действительно изначальным пособием. Дело в том, что то, что в нем фигуры не отличаются по цвету, и не проваливаются в дырки, а ровно вставляются в свои рамки. В этом заложены глубокие смыслы. Ребенок узнает фигуры не по цветам, а по контурам – у него формируются образы фигур в памяти. Невозможно неправильно вставить фигурку – она никуда не провалится, а «окошко» не закроется.


Но что же делать с пособием после того, как ребенок научился правильно соотносить рамку и вкладыш? Что делать с подросшими детьми?


Теперь мы закрываем глазки и играем без зрения. Теперь наши руки должны научиться узнавать образы и фигуры.


А кроме того, рамки и вкладыши мы начинаем использовать как трафареты и штампы! Придавил фигуркой пластилин – получил красивый, выпуклый отпечаток. Обвел фигуру снаружи – получил контур. А можно изнутри рамку обвести – совсем другая работа для ручки и мозга. Покрасил с одной стороны вкладыш краской – получил отпечаток.


Ну, и кроме того, фигуры – прекрасный материал для развития мышления, узнавания свойств, сравнения и т.п.


4. Кукла или мягкая игрушка (1 год – 6 лет (минимум))

Разве это развивающее пособие? Еще какое! Дело в том, что куклу или мишку, котика и т.п. мы будем класть спать, кормить, мыть, лечить, возить и так далее. Эта игрушка - прообраз "я" ребенка. Именно так малыш начинает осознавать окружающий мир и самого себя в нем, развивать личность.

Не забудьте к кукле приложить несколько лоскутков ткани. Они станут и кроватью, и полотенцем, и парашютом…


5. Посуда (1 год – 5 лет (минимум))


Думаю, теперь понятно, что нужна и посуда. Дело в том, что для самого маленького ребенка процесс еды – очень значительное место в жизни занимает. Чувства голода и насыщение потом – очень сильные, яркие и важные ощущения. Да и много времени на это уходит. Так что и игры в это – очень нужны и важны.


Но не только начало сюжетной игры в кормлении. Это и мощнейшая ситуация для развития речи и мышления. В играх с детской посудкой хорошо работает мелкая моторика, а когда вы начнете готовить из крупы или песка – активно включатся сенсорные ощущения. Потом мы добавим пластилиновые колбаски и колобки, а через какое-то время начнут получатся и более сложные продукты.


Игра с посудой стимулирует и счет (сколько у нас гостей: один, два, три), и формирование логических операций (хватит ли нам 3 тарелки), и закладываются операции сложения – вычитания, деления и умножения, решения задач (если каждому разложит по 2 ягодки на тарелку, сколько всего ягодок нам нужно).


Игры с посудой и творческое дело: нарисовать, украсить, красиво сервировать – тут есть прекрасные поводы для включения воображения и фантазирования.


6. Разные мячики (1 год и без ограничения)


Самые разные мячики от малюсенького каучукового, который хорошо прыгает и помещается в маленькой ладошке, до большого резинового и огромного пляжного надувного. Это и развитие физическое (множество разных навыков), и мышление можно и нужно включать (сравнения, классификации, функции, задачи и т.п.)


7. Деревянный конструктор (1 год – 6 лет (минимум))


Самые обычные блоки: кирпички, призмы, цилиндры. Сначала – это будут просто манипуляции: башенки, заборчики. Потом он очень пригодится для первых сюжетных игр: сделать стол для куклы, стул для мишки, построить гараж для машинки…


Сами детали – отлично пособие для развития мышления: а найди мне детальку, у которой 3 угла (сначала играем не с объемными телами, а на плоскости, то есть, положив детали на поверхность стола), а найди большой квадрат и т.п. Если у вас достаточно большой набор, он вполне может заменить блоки Дьенеша.


А потом начинаются миры. Когда вдруг вырастает лес или город, появляется ферма или космический корабль. А всего-то – немного фантазии, опыта и деревянные детали.


С помощью большого набора можно осваивать и математику: прекрасный счетный материал, геометрия опять же, симметрия и т.п.


8. «Сложи узор» Б.П. Никитина (1.5 года – 6 лет)


Замечательная авторская игра Бориса Павловича Никитина. Идея почерпнута им у американского психолога Коса (Kohs Block Design Test), развита и скорректирована.


Игра позволяет развивать пространственное и логическое мышление ребенка, аналитико-синтетическое мышление, воображение. Начинать можно с самыми маленькими, постепенно переходя от более простых к более сложным заданиям.


9. «Сложи квадрат» Б.П. Никитина (3 года – 6 лет)


И снова авторская игра Бориса Павловича. Очень простая внешне, но скрывающая в себе значительный потенциал. Способствует формированию образов геометрических фигур, развитию пространственного воображения, математических и творческих способностей, логического мышления.


Постепенно переходя от квадрата к квадрату, от уровня к уровню, мы позволяем ребенку продвигаться дальше и дальше в своем развитии.


10. «Кубики для всех» Б.П. Никитина (4 года – без ограничения)


Сложное пособие. Многие родители пасуют перед ним. И совершенно зря :) Игра стимулирует ребенка думать, оперировать пространственными образами. Ведь дело приходится иметь с объемными фигурами. Это новая ступенька мышления и абстрагирования. Умение комбинировать эти кубики значительно сложнее обычной игры с конструктором, и развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению. Начинаем с самого простого. Да и использовать фигурки для построений в играх тоже полезно. И постепенно двигаемся дальше. Ведь игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж.


11. Фигурки животных и людей (1 год – 6 лет (минимум))


Зверушки, человечки, разные персонажи. Они позволяют реализовывать разные игры, будь то ферма, африка, море или автобус. Ребенок создает игровой мир (сначала, конечно с помощью взрослых), и заполняет его персонажами: вот тут у нас живут рыбки, а тут малыш едет на машине к бабушке.


Это не только игра как таковая, фигурки - еще и пособие для развития. Ведь это и речь – мы называем самих персонажей, придумываем что-то про них, называем их «части» хвосты-копыта-рога-хоботы-горбы. Можем играть с классификацией – кто у нас бегает, летает, плавает. Можем тренировать внимание и память: кто пропал? Кто новый появился? Тренировать мышления, придумывая загадки – описания и т.п. А еще, эти фигурки прекрасно оживляют абстрактные логические игры, например, те, про которые шла речь выше.


12. Магнитная азбука (3 года – 5-6 лет)


Есть множество разнообразных по сложности и красочности пособий для обучения чтению. Но как показывает опыт, удобнее всего на начальных этапах именно магнитная азбука. Да и потом, когда первые слова уже прочитаны, весело и радостно оставлять друг другу коротенькие послания, подписывать рисунки и т.п.


Магнитные буквы хороши и для обучения письму. Дело в том, что буквы тут объемные, их можно пощупать, подержать в руке. Детям это облегчает освоение графического символа, а значит, потом, при письме, им будет проще его изобразить.


Замечательных вам игр и радостного, разумного развития.


Автор - Анна Андреева, методист, педагог высшей категории, мама трех детей

Фото Международный институт Монтессори-педагогики.

Международный институт Монтессори-педагогики

Последние новости

29.04.2017

СМИ о нас: Фоторепортаж - В Бишкеке прошел V Фестиваль образования

В Бишкеке на 8 интерактивных площадках различного направления прошел пятый Фестиваль образования.   Как сообщили в фонде «Инициатива Розы Отунбаевой», гости столицы смогли увидеть творческие и увлекательные мастер-классы, в том числе мастер-классы по здоровому питанию и традиционным экологическим знаниям, конкурсы.   Также прошли ярмарка образовательных услуг, спортивная ярмарка, выставка книг, цветочная ярмарка, благотворительная ...
29.04.2017

СМИ о нас: Новости Ала-Тоо о втором дне пятого Фестиваля образования

Предлагаем Вам посмотреть новостной выпуск программы "Ала-Тоо" о том, как проходит второй день Фестиваля образования под девизом «Здоровый образ жизни». 
29.04.2017

В рамках Фестиваля образования столичные школьники встретились с известными спортсмена Кыргызстана (фото)

В первый день Фестиваля образования столичные школьники встретились с известными спортсменами и мастерами, где они побеседовали о спорте и здоровом образе жизни. Об этом сообщили организаторы фестиваля. На встрече были такие спортсмены, как Нурдин Букуев - футзал судья, Жакшылык уулу Жаил - рукопашный бой, панкратион, Светлана Покачалова и Валерий Кашуба - футболисты. В первый день фестиваля 28 апреля около 4 тыс. школьников познакомились с ...
28.04.2017

Фоторепортаж: Первый день V Фестиваля образования на тему «Здоровый образ жизни»

В столице  сегодня стартовал пятый юбилейный Фестиваль образования на тему «Здоровый образ жизни», организаторами которого выстпупают  Международный общественный фонд «Инициатива Розы Отунбаевой» совместно с мэрией Бишкека и Академией физкультуры и спорта. Сегодня, 28 апреля,  в первый день фестиваля столичные школьники прошли по экскурсионным маршрутам и познакомились с Физкультурной академией. Для учеников организовали ...
28.04.2017

В первый день фестиваля столичные школьники прошли по экскурсионным маршрутам и познакомились с Академией физкультуры

В Бишкеке в Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта (КГАФКиС) сегодня стартовал V фестиваль образования на тему "Здоровый образ жизни".   Фестиваль проводится Международным общественным фондом "Инициатива Розы Отунбаевой" совместно с мэрией Бишкека и Академией физкультуры и спорта.   В первый день фестиваля столичные школьники прошли по экскурсионным маршрутам и познакомились с Академией физкультуры. ...
28.04.2017

В Бишкеке стартовал V фестиваль образования на тему «Здоровый образ жизни»

В Бишкеке в Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта (КГАФКиС) сегодня стартовал V фестиваль образования на тему «Здоровый образ жизни».   Организаторами данного мероприятия выступили Международный общественный фонд (МОФ) «Инициатива Розы Отунбаевой» совместно с мэрией города Бишкек и КГАФКиС.   В фестивале образования принимают участие свыше 170 организаций-участниц. Партнерами фестиваля выступают 17 ...
28.04.2017

Фоторепортаж - В Бишкеке проходит первый день пятого Фестиваля образования «Здоровый образ жизни»

В столице 28 апреля проходит первый день Фестиваля образования на тему «Здоровый образ жизни». Фестиваль проводится Международным общественным фондом «Инициатива Розы Отунбаевой» совместно с мэрией Бишкека и Академией физкультуры и спорта. В первый день фестиваля столичные школьники прошли по экскурсионным маршрутам и познакомились с Физкультурной академией. Для абитуриентов организовали встречи с известными спортсменами и ...
28.04.2017

Пятый Фестиваль образования стартовал в КГАФКиС

В Бишкеке в Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта (КГАФКиС) сегодня стартовал V фестиваль образования на тему «Здоровый образ жизни». Организаторами данного мероприятия выступили Международный общественный фонд (МОФ) «Инициатива Розы Отунбаевой» совместно с мэрией города Бишкек и КГАФКиС. В фестивале образования принимают участие свыше 170 организаций-участниц. Партнерами фестиваля выступают 17 государственных, ...
27.04.2017

«Здоровый образ жизни». В Бишкеке пройдет Фестиваль образования

28 и 29 апреля в столице пройдет V Фестиваль образования на тему "Здоровый образ жизни". Фестиваль проводится Международным общественным фондом "Инициатива Розы Отунбаевой" совместно с мэрией Бишкека и Кыргызской государственной академией физической культуры и спорта (КГАФКиС) при поддержке международных, государственных, частных, общественных и молодежных организаций.   В первый день фестиваля, 28 апреля, столичные школьники пройдут по ...

Поиск

Институт экс-президентства

Проект наставничества «Устат»

Подготовительный год к школе


School of Childhood

Садики на джайлоо

Gardens on jailoo

Школа детства

School of Childhood

Фестиваль образования

«Эко-проект»

«Звёзды читают детям»

Оптимизация школьного питания в КР

Мастер-классы для детей

«Детская филармония»

«Вечера поэзии»

Наши издания

«Мекендештер»


mekendeshter-logo

Видео

«А как у них?»

«Проекты Фонда»